Украина, 19 января, 2009, 01:51 — ИА Регнум. Забрезживший на горизонте финиш беспрецедентной, уже почти трехнедельной газовой войны, оставил достаточное количество вопросов. Можно даже сказать, что пока официальные документы между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины" не подписаны, вопросов гораздо больше, чем ответов. Скупая информация после многочасовых переговоров в ночь с субботы на воскресенье о том, что с января 2010 года Украина и Россия полностью перейдут на ценообразование по газу в полном соответствии с европейскими стандартами, а в 2009 г. Киев получит скидку на природный газ в 20% при условии сохранения тарифа прокачки российского газа на уровне 2008 года - явно недостаточна для глубокого анализа достигнутых соглашений. Пока нет даже и намека на ответ на такие важнейшие вопросы - как зачтут газ, объявленный ворованным в 2009 г., будет ли поставлять технический газ для транзита российско-европейский консорциум или эти затраты ложатся на плечи Украины, будет ли "Нафтогаз Украины" монопольным покупателем импортного газа или у украинских предприятий останется возможность договариваться с Россией напрямую (такую схему ранее реализовал Ринат Ахметов), не придется ли опять транзитировать газ из Суджи в Орловку, должна ли Украина $600 млн штрафных санкций, и в конце концов, какая именно будет цена "голубого топлива" для Киева - ответы на эти вопросы способны кардинальным способом изменить оценку договоренностей Путин-Тимошенко от 17 января.
"Газпром", как видится в первом приближении, от достигнутых соглашений скорее выиграл. Хотя бы потому, что был готов 31 декабря 2008 г. подписать контракт на цену в $250 за тысячу кубометров по официальной информации (и даже $235 по неофициальной), при незначительно, но увеличенной ставке транзита. Более того, как обмолвился позже Владимир Путин, российская сторона даже была готова отказаться от опции, касающейся запрета на реэкспорт купленного у России за эти деньги газа. Выиграла, безусловно, Европа, мерзнущая без газа так долго, что книги об искусстве выкладывать печи, надо думать, уже стали настольными в ряде стран, а обычные дрова там возвели в ранг высшей ценности. Да и тот факт, что европейская цена на газ, наконец, ставит промышленные предприятия Старого света и Украины в одинаковые условия, сбрасывать со счетов тоже не стоит. Самое интересное в этой ситуации заключается в том, что же выиграла (или совсем наоборот) "газовая принцесса" и "самый жесткий переговорщик Украины" (по свидетельству ряда очевидцев) Юлия Тимошенко?
На одном из популярных украинских порталов новость о решении газового вопроса в короткое время - менее чем за сутки собрала более 3 тыс. комментариев. Довольно характерное заявление "Тимошенко сволочь, продала страну, я в шоке. Ради чего заваривалась каша? Ради того чтобы получить 20%, ну это просто непостижимо, ей нечего делать в премьерстве, она просто не умеет защищать интересы страны" - с теми или иными оговорками поддержало большинство украинских пользователей. Защитники достижений премьер-министра находятся в явной оппозиции. Но возможно ли, чтобы человек, по сути сделавший себе капитал и политическую карьеру именно на газовых схемах, в преддверии важнейшего для себя политического события - президентских выборов на Украине - легко "слила", выражаясь популярной терминологией, столь важные переговоры. Попробуем понять, чем же Тимошенко могла руководствоваться.
Во-первых, огромный плюс главе правительства - устранение с газового рынка посредника "РосУкрЭнерго", 27% акций в котором обеспечивали Ющенко лояльность определенных олигархов страны и финансовый плацдарм на выборы-2010. Так что с огромным напряжением искоренив из схемы посредников, Тимошенко убила даже не двух, а трех зайцев одним выстрелом - удар по прямому конкуренту на предстоящих выборах, выполнение своих электоральных обещаний (об устранении "РосУкрЭнерго" с рынка Тимошенко начала говорить еще до избрания на пост премьер-министра в 2007 г.), а также полный контроль над поступающим в страну газом. Последнее с учетом напряженнейшей внутриполитической борьбы и финансового кризиса - вообще всем козырям козырь. Даже и представить тяжело все преимущества, которые дает возможность регулировать лимиты и стоимость газа, отпускаемого конечному потребителю. С населением можно заигрывать заниженными тарифами, приближенному бизнесу помогать ими же, а вот несговорчивым политическим оппонентам или экономическим соперникам вообще перекрыть трубу. Согласно осведомленным источникам, в бытность Тимошенко руководителем "Единых энергетических систем" отдельные предприятия вынуждены были подписывать с "Нафтогазом" отдельные договора на поставку газа по цене втрое выше закупочной. Что мешает Тимошенко реализовать накопленный опыт и сейчас? Некоторой проблемой может стать то, что компания "РосУкрЭнерго", по словам ее украинского совладельца Дмитрия Фирташа приобрела контрольные пакеты облгазов на Украине и контролирует 75% объема продаваемого газа в стране, но искоренение этой схемы - после перехода на прямые отношения и с учетом реалий функционирования судебной власти в стране - вопрос сугубо технологический, как бы цинично это не прозвучало.
Теперь о двух основных проблемах Юлии Владимировны, спровоцированных "газовыми" договоренностями. Первая, не самая серьезная, имиджевая. Еще до переговоров 17 января секретариат Ющенко взял на вооружение тезис о том, что "премьер-министр Украины остается "на крючке" у российских спецслужб, и это заставляет ее прибегать к действиям, которые угрожают национальной безопасности" Украины. Можно себе представить, какое развитие получит эта тема в окружении главы государства в ближайшие дни, да еще и при поддержке оставленных не у дел лоббистов "РосУкрЭнерго" из Партии регионов. Причем, судя по реакции интернет-сообщества, данные обвинения вполне могут встретить понимание рядовых украинцев. Однако для лидера БЮТ это не особо критично - легко читается линия защиты, сводящаяся к констатации тезисов, что европейская цена - неизбежный атрибут движения в Европу и сопровождается к тому же избавлением от политической зависимости (чего, собственно, "оранжевые" всегда очень хотели и что в нашем случае абсолютно не обязательно окажется правдой). Ну и кроме того, сейчас импичмент президенту Ющенко гораздо более вероятен, чем досрочные парламентские выборы, по результатам которых потерявшая народную симпатию Тимошенко могла бы лишиться и премьерского поста. Упавшие за последнее время почти вдвое рейтинги "дамы с косой" неприятны, но не более того. А непосредственно на финишной прямой президентских выборов, если все пойдет строго по задекларированным правилам, Украина уже будет иметь европейскую цену на транзит (кстати, на год раньше, чем по сейчас действующему договору) и картина симпатий электората вполне может быть уже иной.
Но самая важная проблема для Тимошенко - суметь выполнить свои обязательства перед российскими партнерами. По предварительным подсчетам, Киев пока что будет покупать газ ориентировочно по $376 за тысячу кубов. Если вспомнить, с какими проблемами, задержками, просрочками "Нафтогаз" собирал оплату для "Газпрома" по цене $179,5 в сравнительно благополучном 2008 г., то совершенно непонятно, как Тимошенко собирается выруливать из этой ситуации в 2009 г. Страна, по признанию ряда экспертов, на грани дефолта, крупнейшие предприятия, в том числе государственный Одесский припортовый завод, дающий огромную часть госбюджета, остановлены, уровень расчетов населения за газ неуклонно падает ввиду тяжелой экономической ситуации. И пусть никого не обманывают заверения премьера и президента России, что европейская стоимость газа скоро упадет в 2-2,5 раза - это абсолютно не факт, а даже если упадет, до этого падения в условиях жесточайшего экономического кризиса и политического хаоса надо еще дожить!
Вместе с тем, в целом, вывод газового бизнеса на Украине из "серой" полукриминальной сферы в область прозрачных рыночных отношений нельзя не приветствовать. Переведя расчеты за "голубое топливо" на рыночные рельсы, сторонам удастся избежать лишней политизации этих вопросов и через время в спокойной атмосфере обдумать взаимовыгодные варианты приобретения российской стороной части ГТС Украины, необходимость чего в Киеве осознают все больше и больше политиков. Впрочем, к тому моменту, когда этот украинский политикум осознает, что ГТС Украины - не столько "передовой бастион энергетической безопасности" Европы, сколько многомиллиардная (в евро) головная боль украинской власти, которую по-любому придётся с кем-то разделить, от этой ГТС останутся одни ржавые рожки и ржавые ножки.
Андрей Стеценко - политический обозреватель