12 января в интервью "Российской газете" генеральный прокурор России Юрий Чайка, в частности, огласил статистику антиэкстремистской активности органов прокуратуры. Он заявил, что только за 9 месяцев 2008 года было вынесено почти 29 тысяч актов прокурорского реагирования "в связи с нарушением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму", в то время как за весь 2007 год - чуть более 12 тысяч. Кроме того, по сведениям Чайки, "прокуроры направили свыше 4,6 тысячи заявлений в суды общей юрисдикции о ликвидации, запрете деятельности экстремистских объединений и признании информационных материалов экстремистскими".

"У нас нет оснований сомневаться в статистике, приведенной генеральным прокурором России, - заявила ИА REGNUM заместитель директора информационно-аналитического центра "Сова" Галина Кожевникова. - Однако хотелось бы обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, под "актами прокурорского реагирования" подразумевается практически любая официальная реакция прокуратуры - предостережения, представления и т.п. Статистика эта, например, включает огромное количество предупреждений или предостережений библиотекам за отсутствие у них списков экстремистских материалов или же за наличие таковых материалов в фондах библиотек. Между тем существует проблема противоречия между антиэкстремистским законодательством и законодательством о библиотеках, которое возможно разрешить лишь путем согласования соответствующих законов".

"Во-вторых, значительное количество предостережений и представлений - это реакция на отсутствие формальных упоминаний о необходимости антиэкстремисткой деятельности в уставах населенных пунктов и т.п., - пояснила эксперт. - Нельзя забывать, что под определение "экстремизма" попадают и террористические действия, соответственно "антиэкстремистскими" считаются предупреждения руководителям предприятий и учреждений (например, школ), за отсутствие надлежащей охраны. Кроме того, Чайка приводит общую статистику по исполнению не только антиэкстремистского, но и "законодательства о межнациональных отношениях". На практике, это часто подразумевает вопросы исполнения миграционного законодательства (например, как нарушения антиэкстремистского законодательства в официальных отчетах прокуратур можно встретить то, что "ненадлежащим образом осуществляются проверки правильности заполнения принимающей стороной уведомлений о прибытии иностранных граждан")".

"В отличие от количества актов прокурорского реагирования, сообщение о 4600 обращениях в суд о признании организаций и материалов экстремистскими выглядит фантастическим, - уверена Кожевникова. - На сегодняшний день Федеральный список экстремистских материалов< состоит из 301 пункта (в реальности количество запрещенных материалов несколько больше, но не намного). Список же организаций, признанных экстремистскими, на сегодняшний день включает лишь 8 наименований. Еще 18 организаций запрещены как террористические. Как и в случае с экстремистскими материалами, количество запрещенных организаций несколько больше, но оно не достигает и четырех десятков".

"О каких тысячах исков может идти речь, совершенно непонятно, - недоумевает замдиректора информационно-аналитического центра "Сова". - И истолковать ее можно по-разному. Возможно, существует ошибка в статистике (хотя даже если цифра преувеличена в 10 раз, она все равно впечатляет). Возможно, следует признать, что в этом направлении деятельность прокуратур крайне неэффективна и большинство обращений не удовлетворяются судами. Или же в ближайшее время стоит ожидать существенного расширения федеральных списков экстремистских организаций и материалов. Причем, вероятнее всего все же материалов. Между тем уже имеющийся список составлен настолько некачественно, что им крайне сложно пользоваться на практике, а при быстром пополнении качество его вряд ли возрастет. Не говоря уже о том, что уже сейчас очевидно, что часть экстремистских материалов явно признана таковыми неправомерно, запрет целого ряда материалов вызывает большие сомнения".