Сергей Соколов: Газовый конфликт, вторая серия: пустили козла в огород
Квартиры, дома, больницы и фабрики оставлены без света и тепла. Новостные сводки похожи на сообщения из зоны боевых действий. И это - благополучная Европа, и это - 21-й век. А ведь подобной катастрофы можно было избежать. Пока писались эти строки, и без того горячая фаза очередного российско-украинского газового противостояния еще больше обострилась. Москва и Киев обмениваются обвинениями, Брюссель грозит судом, а целые районы Европы оказались на грани гуманитарной катастрофы. Даже, если кризис удастся урегулировать в ближайшие дни, его печальные последствия будут ощущаться еще долго.
Вряд ли есть необходимость подробно возвращаться к событиям трехлетней давности. Основная канва сюжета первой серии саги под названием "газовый конфликт с Украиной" еще свежа у всех в памяти, а детали не имеют сейчас принципиального значения. Остановимся лишь вкратце на итогах того "раунда".
А итоги заключаются в том, что "
Сюжет нынешней, второй серии заметно отличается от первой, причем как в худшую, так и в лучшую сторону.
Отличий к худшему, по меньшей мере, три.
Во-первых, люди в Европе действительно замерзают. Три года назад до такого дело не дошло. Сейчас же ситуация в отдельных странах и регионах (Франция, Италия, Польша, Балканы) по-настоящему ужасна, и по-человечески положение, в котором оказались ни в чем не повинные европейские потребители, может вызывать только сочувствие.
Во-вторых, нетрудно догадаться, в чей именно адрес сыпались и продолжают сыпаться проклятия мерзнущих европейцев. Даже те из них, кто знает о неблаговидных действиях Украины, в общем-то справедливо указывают на то, что газ-то российский, и остановила его поставки именно Россия. Проведем бытовую аналогию: оптовый поставщик прекратил завоз продуктов в единственное сельпо на несколько деревень в округе по причине того, что хозяин магазина - вор, задолжавший поставщику за ранее произведенные поставки. Кого будут винить сельские жители, оставшиеся без хлеба, продуктов и предметов первой необходимости? "Газпром" может быть тысячу раз прав в этом коммерческом споре, но в условиях, когда из-за денег страдают люди, моральная ответственность неизбежно будет возлагаться на него и на государство, которое за ним стоит.
В-третьих, в отличие от первой "серии", на этот раз ситуация с оплатой и вообще с коммерческой стороной спора не столь проста и очевидна. Вроде бы украинцы что-то кому-то заплатили, причем даже "Газпром" еще до
Переходя к отличиям в лучшую сторону и справедливости ради следует, прежде всего, отметить, что определенные выводы из позорно проигранной первой партии "Газпром" и стоящие за ним государственные чиновники все-таки сделали. В этот раз предупреждения о надвигавшемся кризисе направлялись заблаговременно, сопровождались подробной информацией с цифрами, фактами и даже копиями документов. Более того, эти сигналы посылались чрезвычайно широко - европейским компаниям-импортерам газа, правительствам стран Европы (причем не только тем, которые оказались непосредственно затронутыми перебоями с поставками газа),
На этот раз Москва сумела сыграть на опережение, и во многом именно поэтому реакция официальных кругов, прессы и общественности стран ЕС оказалась куда менее огульно-критичной в отношении России, чем три года назад (и еще долго после того). Впрочем, отчасти задача была облегчена неразберихой, продолжающей царить в Киеве - затянувшийся конституционно-правительственный кризис на Украине, коллапс власти и некрасивые "разборки" между вроде бы одинаково прозападными президентом и премьером сильно разочаровали даже самых активных апологетов "оранжевой революции" в европейских столицах.
Но, начав действовать в общем и целом правильно, "Газпром" и официальная Москва стали постепенно упускать инициативу, подрывать собственные же позиции и терять набранные очки.
Первым "проколом" стало мини-поражение в пиар-стычке по поводу оплаты за поставки газа на Украину в 2008 году. Российская сторона появлялась на новостных лентах чаще, действовала активнее, но по мере увеличения числа этих информационных "вбросов" их эффективность снижалась в обратной пропорции. Киев просто заявил: "Счета за 2008 год оплачены, деньги "Газпрому" отправлены". Представители же "Газпрома" возникали на экранах телевизоров и Интернет-сайтах чуть ли не каждый час, и "грузили" аудиторию какими-то путаными и малопонятными деталями про пени, банковские счета, фирм-посредников. Стоит ли удивляться тому, что в результате у обывателя сложилось впечатление, что одна сторона заплатила, а вторая то ли не может эти деньги у себя найти (в такой вариант были готовы легко поверить многие даже в России), то ли того хуже - получила, но молчит и продолжает давить на первую, преследуя иные цели.
Второй ошибкой следует признать весьма неприглядный трюк, проделанный "Газпромом" на переговорах по вопросу о ценах для Украины на 2009 год. Вкратце ситуация выглядела так: Москва объявила Киеву, что намерена несколько повысить весьма льготные цены на газ, который будет поставляться на Украину в новом году. Киев, естественно, не согласился. Вместо того, чтобы продолжать вести торг вокруг этого повышения, "Газпром" объявил, что отзывает свое предложение и устанавливает для Украины цену практически на уровне среднеевропейской рыночной стоимости газа, т.е. в 2,5 раза больше, чем Киев платил в 2008 году. Такой прием уместен скорее в мире рэкета, чем на официальных переговорах такого уровня и важности. Главное, однако, заключается не в этической стороне дела, а в том, что успеху переговорного процесса это никак способствовать не могло (договоренность до сих пор не достигнута), а ответственность за его срыв была, естественно, возложена на российскую сторону. Детективно-анекдотическая история с первым трехсторонним протоколом о транзите газа (на 2009 год) и украинским "приложением" к нему была бы, наверное, смешной, если бы не была столь грустной. Похоже, аналогичная история с подписанием грузинской стороной "плана Медведева-Саркози" ничему не научила российское руководство, и нашему МИДу так и не удалось затвердить в умах государственных мужей одно из основополагающих правил дипломатии: "НИКОГДА не вставай из-за стола без подписанного документа. Иначе тебя обязательно обманут". Нет - подписали один документ, отдали его европейским посредникам, а потом удивлялись тому, что вариант, подписанный третьей стороной в наше отсутствие отличается (так же, как это произошло в августе) от того, что подписали мы. Тем временем Европа продолжала мерзнуть, а посредники (Комиссия ЕС), естественно, свалили вину за задержку на Москву.
Но самой серьезной ошибкой, которая, похоже, будет иметь долгосрочные негативные последствия для интересов России в Европе, стало привлечение Брюсселя в качестве арбитра. Это позволило Еврокомиссии в пропагандистском плане поставить на одну доску правого и виноватого в газовом споре, а заодно заработать бесценный политический капитал, продемонстрировав правительствам стран ЕС и остальному миру свою способность решать острые международные проблемы. Хуже и важнее, однако, другое. На протяжении многих лет российское правительство успешно отбивало попытки
В условиях, когда альтернативный маршрут транспортировки газа в обход Украины в одночасье организовать невозможно, идеальным, конечно, вариантом бы полное лишение украинцев права доступа к экспортной трубе, придание ей экстерриториального статуса. К сожалению, это вряд ли осуществимо.
Более простым способом решения проблемы газового транзита было бы предложить подписать с Европой прямое (без Украины) соглашение на межправительственном уровне. Оно включало бы два основных положения: 1) Правительство России гарантирует поставки газа до границы с Украиной в объемах и в сроки, предусмотренные соответствующими долгосрочными контрактами между "Газпромом" и европейскими импортерами; 2) Еврокомиссия, действуя от имени правительств стран-членов ЕС, а также других государств Европы, которые захотят предоставить ей такие полномочия, гарантирует доставку российского газа до конечного европейского потребителя в объемах и в сроки, предусмотренные контрактами между "Газпромом" и импортерами, и своевременную оплату произведенных "Газпромом" поставок по ценам, указанным в контрактах. И все, и пусть Брюссель сам разбирается с Киевом.
В таком случае наверняка перебоев или технических сложностей (тем более такого масштаба, как сейчас) не возникало бы - ЕС слишком заинтересован в получении российского газа, а Украине слишком нужны транзитные доходы и слишком дорог ее имидж в глазах Евросоюза. Вряд ли бы это сказалось и на цене за транзит - желание украинцев заработать побольше уравновешивалось бы стремлением европейцев держать цены для конечных потребителей на максимально низком уровне. И не надо пугаться того, что предложение заключить именно межправительственное соглашение перечеркнет нашу изначальную позицию, что речь-де идет о сугубо коммерческом споре, и что политика тут не причем. Этому утверждению все равно никто не верит - ни в Европе, ни на Украине, ни даже в России.
Конечно, и такой вариант позволил бы Брюсселю заработать политические очки, но за это, по крайней мере, можно было бы заставить евробюрократов работать на пользу дела. Кое-кто поспешит возразить, что подобный сценарий будет равносилен отдаче Украины полностью "на откуп" Евросоюзу. Но разве у кого-то еще остались сомнения относительно того, на кого именно - Россию или ЕС - на самом деле ориентируется практически вся украинская политическая элита, включая тех ее представителей, которым тайно или явно симпатизирует Москва? Представляя дело так, будто газовая труба помогает удерживать Украину в орбите влияния России, мы только обманываем самих себя.
Кроме того, у предлагаемого варианта мог бы оказаться побочный, но немаловажный и полезный продукт. Можно было бы сыграть на амбициях еврочиновников и получить - в обмен на предоставление им права контролировать всю цепочку поставок от российско-украинской границы до конечных потребителей - их согласие (пусть даже негласное) перестать торпедировать усилия России и ее ключевых партнеров в Европе, направленные на строительство новых газопроводов в обход Украины и стран Балтии. Новая схема - и качественно новый уровень сотрудничества и доверия в энергетической области, который она могла бы создать, - в свою очередь, позволили бы на последующем этапе реализовать давнюю идею Москвы об обмене активами. Речь идет об участии европейцев в капитале "Газпрома" в обмен на приобретение тем же "Газпромом" или иными российскими государственными структурами акций газораспределительных сетей ЕС. Вот это уже было бы настоящим партнерством в сфере энергетики, да что там - подлинным стратегическим партнерством России и Евросоюза, за которое так ратуют обе стороны, и почти убедительно.
Сейчас поезд, конечно, ушел, но, как это иногда бывает, может еще вернуться, и возможности для того, чтобы реализовать предложенный вариант или иное конструктивное решение "газовой проблемы", еще остаются. Но вот воспользуется ли ими российская сторона - большой вопрос. Наблюдая за уже второй серией этой печальной саги, нельзя отделаться от ощущения, что кто-то очень заинтересован продолжать ловить рыбку в мутной воде.