"У азербайджанских политологов едва убавился оптимизм по поводу грузинской акции в Южной Осетии, как появилась новая тема для параллелей с карабахским урегулированием и, соответственно, новый повод для радужных ожиданий на разрешение конфликта по азербайджанскому сценарию - военная операция Израиля в секторе Газа". Об этом заявил ИА REGNUM карабахский независимый аналитик Давид Карабекян.

При этом он отметил, что "в данном случае положение азербайджанских аналитиков двойственное: с одной стороны, членство в Организации Исламская Конференция, чувство солидарности с единоверцами и благодарности за постоянную поддержку ОИК и ее членами (в основном арабскими странами) Азербайджана в карабахском вопросе, в том числе и при принятии Генассамблеей ООН известной резолюции от 14 марта 2008 года, обязывают осуждать Израиль и поддержать палестинцев, с другой - тесные связи с Израилем, особенно, в военно-технической сфере, заставляют воздержаться от резких оценок в адрес последнего".

"Обжегшись на скоропалительных прогнозах по поводу бездействия России в связи с событиями в Южной Осетии и Абхазии, Баку на сей раз проявил большую осторожность и принял "соломоново решение". Одна часть политологов поддержала в духе общества азербайджанцев Израиля действия израильского руководства, заявив, что оно обязано обеспечить безопасность своих граждан и не должно попустительствовать проискам террористов, а посему действует вполне адекватно ситуации. Другая часть, сочувствуя ХАМАС и арабам Палестины, заявляет о том, что Израиль, наконец, должен проявить уважение к их праву на создание собственного государства и свободное избрание своих властей, признать и вести диалог м любыми, избранными народом Палестины властями", - сказал аналитик. По его мнению, "двойственная позиция вполне вписывается в канву политики Азербайджана в карабахском вопросе - бряцать оружием в унисон с агрессивными действиями новых партнеров, опирающихся на влиятельное лобби в США, Великобритании и других странах, безопаснее и выгоднее, тем более, что Баку всегда импонировала жесткая позиция Израиля в приниципиальных вопросах палестино-израильского урегулирования".

"Вместе с тем, открыто поддержать Израиль - означает вызвать недоверие и лишиться поддержки арабских государств. На деле попытка разделить участников конфликта на правых и виноватых без глубокого анализа - в корне неверна. Конечно, обстрелы мирных населенных пунктов однозначно заслуживают сурового осуждения и наказания, но, не признав результаты выборов в органы власти Палестинской автономии, Израиль, по сути, усложнил диалог с ХАМАС и возможность ее трансформации в партнера, пользующегося поддержкой населения автономии и способного вести цивилизованный и конструктивный диалог. Заранее объявив ХАМАС сторонницей сближения с антиизраильскими силами и лишив его легитимно полученной власти, США и Израиль поставили его в такое положение, когда ему негде искать союзников, кроме Хезболлаха, антиизраильских режимов и других сил", - отметил аналитик.

По его мнению, "детонаторы взрыва на Ближнем Востоке были заложены еще при территориальном размежевании конфликтного региона, и продолжение конфликта вызвано не только несговорчивостью сторон, но и далеко идущими планами архитекторов мировой политики". "Проблемы и противоречия региона связаны в такой сложный клубок, распутать который крайне сложно", - отметил Давид Карабекян. Говоря о возможном влиянии палестино-израильского конфликта на урегулирование азербайджано-карабахского конфликта, аналитик выделил несколько аспектов: "Первое: если раньше захват Израилем территорий в целях обеспечения безопасности осуждался мировым сообществом, то ныне акценты в оценках сменились и Израиль не избегает действий, приводящих к жертвам и страданиям мирного населения. Тут напрашиваются аналогии с недавними событиями в Южной Осетии и др. Второе: если, диалог и признание права на самоопределение народа Палестины связывались с политикой Организации освобождения Палестины и ее отношением с Израилем, то теперь единственным ограничением этого права является угроза безопасности последнего. Он больше не отрицает права арабов Палестины на создание собственного государства. Третье: воинственные заявления и действия отнюдь не делают оппонента мягче. Четвертое: именно благодаря твердости и настойчивости руководству Израиля удалось добиться того, что мировое сообщество приняло его позицию по ряду важнейших вопросов урегулирования, в том числе по вопросам безопасности, учета хода и характера конфликта, произошедших в регионе противостояния изменений и т.д."