Политика: Триумфальное возвращение консерваторов во власть

Скандалы потрясали парламент

На протяжении всего 2008 года в парламенте Литвы не утихали политические баталии и скандалы с обильным "сливом" компромата на высших руководителей государства. В марте напряжение достигло своего пика, который едва не закончился новым правительственным кризисом, отставкой премьер-министра и руководства Сейма. В те дни в Сейме решался вопрос о вынесении вотума недоверия сразу трем влиятельным политикам Литвы: на тот момент председателю Сейма Викторасу Мунтянасу (руководитель партии Гражданской демократии), премьер-министру Литвы Гедиминасу Киркиласу (лидер социал-демократов) и вице-спикеру парламента, руководителю на тот момент самой крупной оппозиционной партии "Союз Отечества" (консерваторы) Андрюсу Кубилюсу.

Сами чиновники, которым грозил вотум недоверия, объясняли нависшую над собой угрозу "политической расправой" оппонентов. Спикеру Сейма Викторасу Мунтянасу, вотум недоверия в марте грозил уже не в первый раз. В сентябре 2006 года депутаты парламента тайно голосовали за смещение Мунтянаса с поста председателя Сейма. Тогда для вынесения вотума недоверия не хватило голосов. Поводом для процедуры голосования о вотуме недоверия спикеру Сейма стали его публичные высказывания с критикой в адрес судей, которые вели дело о лишении гражданства Юрия Борисова - экс-спонсора смещенного импичментом бывшего президента Литвы Роландаса Паксаса. В свою очередь, судьи интерпретировали слова Мунтянаса как попытку оказать давление на суд. Это же летом 2006 года констатировал Высший административный суд Литвы, который установил, что высказывания спикера Сейма несовместимы с законом "О суде" и Конституцией Литвы. В мае 2007 года депутаты Сейма вновь голосовали по вопросу вынесения вотума недоверия Мунтянасу. На этот раз, третий по счету, парламентарии собрали подписи для рассмотрения вопроса о недоверии из-за подозрений Мунтянаса в даче взятки. Скандал и подозрения в коррупции были вызваны из-за появившейся видеозаписи, на которой Викторас Мунтянас передает деньги "за услугу" каунасскому чиновнику. Сам спикер не отрицал тогда факта передачи денег, но утверждал, что они были даны не для каунасского чиновника, а фирме по проектировочным работам, которая должна была спроектировать разделение двух земельных участков дальнего родственника Мунтянаса.

Руководителю социал-демократов и тогда премьер-министру Литвы Гедиминасу Киркиласу также не привыкать к потрясениям в правительстве. Лично Киркиласу вотум недоверия до мартовских событий выносить не пытались. Зато министры четырнадцатого правительства, которое возглавлял Киркилас, уже не единожды проходили процедуру голосования о вынесении вотума недоверия. В начале июля 2007 года парламент Литвы едва не отправил в отставку сразу четырех министров: министра образования и науки Рому Жакайтене, на тот момент министра окружающей среды Арунаса Кундротаса, министра обороны Йозаса Олекаса и министра социальной защиты и труда Вилию Блинкявичуте. В 2008 году Жакайтене и Кундротас в итоге ушли в отставку по собственному желанию из-за шквала критики и давления общественности.

Депутаты тогда рассматривали возможность вынесения вотума недоверия в связи с тем, что все эти министры занимали министерские должности в двенадцатом правительстве во время приватизации винно-водочного предприятия Alita и дали согласие на его приватизацию. После этого Конституционный суд Литвы вынес решение о том, что приватизация была совершена в пользу узкой группы лиц, и государству был нанесен ущерб в 35 млн литов (более 10 млн евро). В сентябре 2007 года таким же образом в отставку пытались отправить министра сельского хозяйства Казимиру Прунскене. Подписи для рассмотрения вопроса о вотуме недоверия были собраны в связи с результатами проверки Верховной служебной комиссии по этике, которая установила, что Прунскене тратила средства из государственного бюджета на саморекламу в СМИ. Прунскене также удержалась в должности. В ноябре того же года депутаты обсуждали вопрос вотума недоверия еще двум министрам: вновь Роме Жакайтене - министру образования и снова на тот момент главе министерства защиты окружающей среды Арунасу Кундротасу. Первой - за проблемы в образовании и тогда только начинающиеся забастовки учителей, второму - за экологические проблемы в Литве и опоздания в осваивании средств ЕС, выделяемых на различные экологические проекты в Литве (в итоге именно из-за этих причин оба министра в 2008 году и оставили свои посты).

Главе правительства Литвы Гедиминасу Киркиласу грозил вотум недоверия, в основном, в связи со скандальными поправками к закону об атомной энергетике, которые позволили частному капиталу получить не контрольный, но блокирующий пакет акций основанной в 2008 году единой литовской энергетической компании LEO LT, которая будет заниматься строительством новой АЭС в Литве. Премьера также критиковали в связи с высоким уровнем инфляции в Литве, не снижающимся индексом коррупции, эмиграции, обстоятельствами его назначения на пост премьера и другими проблемами.

В свою очередь, третий вотум недоверия, организованные уже правящим большинством, грозил на тот момент лидеру оппозиции (главе самой крупной в те дни оппозиционной фракции Сейма "Союза Отечества"), вице-спикеру Сейма и главе парламентского комитета по делам Европы Андрюсу Кубилюсу. Подписи были собраны в связи с "злоупотреблением своего положения 31 января" когда вице-спикер объявил перерыв во время обсуждения закона о новой АЭС в Литве, чем нарушил статут (устав) Сейма. Сам Кубилюс сложившуюся ситуацию тех дней в своем блоге назвал "политическим банкротом страны".

"Председатель Сейма Викторас Мунтянас признался, что заплатил две тысячи литов (более 580 евро) заместителю каунасского округа Виргиниюсу Визбарасу за работы, которые делал не он. Публичные объяснения еще трагичнее, чем сам юридический проступок. Будет вотум недоверия, который грозит новым выборам председателя Сейма", - писал в своем онлайн-дневнике Кубилюс, и продолжал: "Президент Валдас Адамкус не представил убедительного ответа о присвоении гражданства российскому предпринимателю Мансуру Садекову и обстоятельств покрытия предвыборных долгов (еще один политический скандал весны 2008 года, который был вызван компроматом, которые появились на президента Литвы в литовских СМИ. Якобы, глава страны присвоил гражданство российскому предпринимателю за то, что долг предвыборного штаба Адамкуса в 400 тыс. литов (около 120 тыс. евро) был покрыт. Деньги, по информации литовских СМИ, были переведены из бизнес-структур, тесно связанных со скандально известным Виктором Успасских - экс-министром хозяйства Литвы, находящимся в тот момент под домашним арестом по подозрению в ведении его партией (Рабочая партия, выигравшая выборы в Сейм в 2004 году) черной бухгалтерии - прим.ИА REGNUM). Угрожает (Валдасу Адамкусу - прим. ИА REGNUM разбирательство в Конституционном суде соответствия конституции декрета о присвоении государственной награды гражданину России Владимиру Якунину (глава РЖД - прим. ИА REGNUM). Премьер-министр Литвы Гедиминас Киркилас был назначен на этот пост после неформальной встречи в доме члена рабочей партии Йонаса Пинскуса при участии Стониса (руководитель компании "Dujotekana" - посредники российского "Газпрома" в Литве - прим. ИА REGNUM) и Раймундаса Лопаты (политолог, руководитель института международных отношений - прим. ИА REGNUM). Будучи премьером, он окончательно стал частью олигархической системы (...) Потерял доверие народа. В его будущей поддержке сомневаются даже в его же партии социал-демократов. Будет вотум недоверия, есть угроза развала правительства и новых назначений. Член правящей коалиции от партии либералов и центра, председатель партии Артурас Зуокас (экс-мэр Вильнюса), признан судом виновным в попытке давления на члена самоуправления Вильнюса "правильно" голосовать во время избрания мэра Вильнюса (еще один политический скандал в Литве, завершившейся решением. Зуокас оставил мандат депутата горсовета столицы Литвы - прим. ИА REGNUM) (...) Все это всего лишь сводка политических событий одной недели. (...) Это банкрот литовской политики сегодняшних дней", - заключает в своем блоге тогда вице-спикер Сейма Андрюс Кубилюс. В итоге все упомянутые чиновники, кроме Виктораса Мунтянаса, удержались в своих должностях. Мунятнас ушел с поста председателя Сейма, но его активная политическая карьера завершилась минимум на четыре года. Партия Мунтянаса прогнозируемо не прошла в Сейм, а сам экс-спикер не попал в парламент.

Правительство Киркиласа: Минус пять министров

Если бы не осенние выборы в Сейм, то четырнадцатое правительство Гедиминаса Киркиласа могло бы не дотянуть до конца своей каденции. В июне из кабинета министров Киркиласа в отставку ушел пятый министр. В отставку подал министр здравоохранения Римвидас Турчинскас. На него обрушились с критикой из-за непрозрачной покупки крупной партии машин Скорой помощи. Этот скандал настолько показательный для Литвы, особенно на фоне имиджа самой коррумпированной страны Евросоюза, что о нем стоит упомянуть отдельно.

Один оборудованный Volkswagen Transporter обошелся казне в 345 тысяч литов (101 470 евро). Всего министерство приобрело 123 автомобиля. За них должно быть заплачено 42 млн. литов. (более 12 млн. 350 тыс. евро). Сразу после объявления конкурса возникли подозрения, что его условия созданы для одного заранее известного общества. Хоть министерство и пыталось отрицать эти подозрения, на самом деле в конкурсе участвовало лишь одно общество. "Конкурсы на покупку автомобилей скорой помощи Б-типа, которые устроили Министерство здравоохранения и вильнюсская больница "Сантаришкес", выиграла та же самая немецкая фирма IBF Fiutak GmbH, которую в Литве представляет Baltijos inzinerija. Но ранее купившая у этой фирмы четыре автомобиля Volkswagen Transporter клиника "Сантаришкис" платила по 215 тысяч литов (63235 евро), а министерство - по 225 тысяч литов (66176 евро). Хоть разница в 10 тысяч литов (2941 евро) и не кажется огромной, но все же - это дополнительные 1 млн. 230 тысяч литов (362 тыс. евро). К тому же неизбежно возникает вопрос, почему в этом случае покупая большое количество автомобилей цена не падала, а наоборот росла?", - писала в те дни газета Lietuvos rytas.

Как уже отмечалось, это была уже пятая отставка в кабинете министров Гедиминаса Киркиласа: весной 2007 года в отставку подал министр финансов Зигмантас Бальчитис, в декабре 2007 года подал в отставку глава МВД Раймондас Шукис, в начале 2008 года ушел в отставку министр защиты окружающей среды Арунас Кундротас, а в апреле о своей добровольной отставке заявила министр образования Рома Жакайтене.

Выборы-2008

Главным политическим событием 2008 года в Литве стали осенние парламентские выборы. Накануне голосования основными претендентами на большинство кресел в Сейме назывались три политические силы: партия экс-президента Литвы Роландаса Паксаса "Порядок и справедливость", правящие последние восемь лет социал-демократы под руководством премьер-министра четырнадцатого правительства Гедиминаса Киркиласа и консерваторы из партии "Союз отечества", которые накануне выборов слились с христианскими демократами и стали официально называться "Союз отечества" - Христианские демократы (СО-ХДЛ). Ни одна из этих трех партий не имела твердого отрыва в рейтингах, но различные политологи в Литве сходились во мнении, что новый Сейм с наибольшей долей вероятности будет контролировать партия Паксаса, который сыграл на недовольстве населением двумя традиционными политическими силами: социал-демократами и консерваторами.

Согласно другому сценарию, расстановка сил в новом парламенте должна была остаться прежней. Считалось, что даже если социал-демократы не победят на выборах, то они смогут собрать вокруг себя достаточно мелких фракций, чтобы создать новую правящую коалицию. Именно этот сценарий сработал во время прошлых выборов, когда, несмотря на то, что победила Рабочая партия Виктора Успасских, правящее большинство и новое правительство возглавили социал-демократы, которыми в тот момент руководил экс-премьер и экс-президент Литвы Альгирдас Бразаускас. Этой новой правящей коалиции под руководством соцдемов должны были помочь прошедшие в Сейм крестьяне-народники Казимиры Прунскене, "Новый союз" Артураса Паулаускаса, либералы и либерал-центристы. Однако осенние выборы завершились абсолютной сенсацией, которую в Литве перед выборами никто даже не предсказывал. С убедительным отрывом победили консерваторы. После двух туров их фракция стала насчитывать 45 депутатов. У социал-демократов 26 мест, предвыборный фаворит, фракция партии "Порядок и справедливость" получила 18 кресел. Первоначальные результаты этой партии были еще скромнее, но уже после голосования к ней примкнули депутаты из "Избирательной акции поляков", которые победили в своих одномандатных округах. Столько же парламентских мест сейчас контролирует "Партия народного возрождения" (ПНВ) Арунаса Валинскаса. ПНВ, или как ее в Литве еще называют в Литве партия шоуменов, стала двойной сенсацией осенних выборов. До голосования звездам литовского телерадиоэфира вообще не давали каких-то серьезных шансов пройти в парламент, а она обогнала даже Виктора Успасских, партия которого расположилась на пятом месте. Далее следуют либералы Элигиюса Масюлиса и либерал-центристы Артураса Зуокаса.

Неудачу потерпели партия Казимиры Прунскене и Артураса Паулаускаса. Ранее мощно представленные в парламенте две политические силы не прошли в Сейм, а Прунскене и Паулаускас проиграли в своих одномандатных округах.

Новые правящие

На следующий день после второго тура, 27 октября, когда примерно стал ясен новый политический расклад в Сейме, председатели четырех партий, партии "Союз Отечества" - Христианские демократы Андрюс Кубилюс, "Партии народного возрождения" Арунас Валинскас, "Саюдиса либералов" Элигиюс Масюлис и партии Союз либералов и центра Артурас Зуокас, подписали договор о начале создания правящей коалиции в новом литовском парламенте.

Четыре политические силы сели за стол переговоров по распределению контроля комитетов Сейма, руководства парламента, но главное - состава нового правительства Литвы.

В итоге новым премьер-министром стал лидер консерваторов Андрюс Кубилюс, Сейм возглавил в недалеком прошлом звезда телеэкрана Арунас Валинскас, большинство председателей парламентских комитетов возглавили консерваторы, а должности в правительстве Литвы распределены следующим образом:

министр здравоохранения - Альгис Чапликас (выдвинут либерал-центристами);

министр социальной защиты и труда - Римантас Дагис (выдвинут СО-ХДЛ);

министр обороны - Раса Юкнявичене (выдвинута СО-ХДЛ);

министр защиты окружающей среды - Гедиминас Казлаускас (выдвинут ПНВ);

министр хозяйства - Дайнюс Крейвис (выдвинут СО-ХДЛ);

министр сообщения - Элигиюс Масюлис (выдвинут "Саюдисом либералов");

министр внутренних дел - Раймундас Палайтис (выдвинут либерал-центристами);

министр сельского хозяйства - Казимирас Старкявичус (видвинут СО-ХДЛ);

министр науки и образования - Гинтарас Стяпонавичус (выдвинут "Саюдисом либералов");

министр финансов - Альгирдас Щемета (выдвинут СО-ХДЛ);

министр юстиции - Ремигиюс Щимащюс (выдвинут "Саюдисом либералов");

министр иностранных дел - Вигаудас Ушацкас (выдвинут СО-ХДЛ);

министр культуры - Ремигиюс Вилкайтис (выдвинут ПНВ);

В оппозиции остались три фракции: "Порядок и справедливость", Рабочая партия и социал-демократы. Две последние решили работать в объединенной оппозиции, которую возглавил экс-премьер, лидер социал-демократов и официальный руководитель нынешней оппозиции Гедиминас Киркилас. Партия Роландаса Паксаса не стала объединяться с "трудовиками" и соцдемами и осталась особняком.

Ночная антикризисная шоковая терапия

Новое правящее большинство с первых дней работы объявило себя "антикризисной коалицией". В сжатые сроки правительство подготовило антикризисную программу и исправленный проект бюджета. Общий смысл нововведений в Литве - это резкое сокращение расходной части бюджета и увеличение налогов для роста доходной части. По мнению новых властей, это главный рецепт по борьбе с экономическим кризисом.

Чтобы быстро переделать все законы и переформатировать налоговую систему депутаты нового Сейма работали в парламенте в том числе и по ночам и поставили рекорды самых длинных заседаний, одно из которых закончилось около шести часов утра.

В итоге бюджет был принят, а его новый вид кардинально отличался от предыдущего в редакции социал-демократов. Депутаты не побоялись урезать даже самые социально чувствительные сферы решив, что если экономить, то на всем. Например, был изменен порядок выплаты материнских пособий. С апреля следующего года пособие по материнству будет рассчитываться исходя из размеров зарплаты за год. Под это решение попадут все женщины, уходящие в декретный отпуск. Раньше расчет пособия брался за меньший период, но народные избранники посчитали, что в Литве слишком много махинаций с этим видом пособий и будущие мамы просят работодателя повысить зарплату, чтобы потом получать от государства большое пособие. Доводы оппозиционеров о том, что и так низкая рождаемость упадет в разы не возымела успеха.

При расчете пособия по материнству или отцовству с 1 января, будет оцениваться зарплата матери за последние девять месяцев, а с 1 апреля 2009 года - за 12 месяцев до ухода в декрет. Сейм упразднил систему "детских денег". Раньше их каждый месяц получали все ученики школ, которые не достигли совершеннолетия. Теперь этот порядок остается только для семей, у которых доход не превышает 1050 литов (немного менее 300 евро) на человека.

Многодетным матерям, воспитывающие пять и более детей, отказано в государственных пенсиях. Такое решение было принято раньше и должно было начать действовать с июля. Никаких индексаций социальных выплат также не предполагается.

Переводы из фонда социального страхования в частные пенсионные фонды вместо планировавшихся 5,5% сократятся до 3%. Кроме того, введено социальное страхование фермеров и работающих по авторским договорам. Работодатель должен будет платить за работающего по авторскому договору сотрудника в 7-процентный пенсионный взнос социального страхования и 3-процентный взнос страхования здоровья. Сам работник должен будет платить 1-процентный пенсионный взнос и 6-процентную медицинскую страховку, которая станет частью 21-процентного подоходного налога. По 7% подоходного налога и по 3% медицинской страховки должны будут платить спортсмены и работодатели исполнителей. Для фермеров установлен 8-процентный взнос. Одновременно с этим Сейм повысил налог на прибыль с 15 до 20%. Новая власть упразднила льготный НДС для целого ряда товаров (льготный НДС составлял 5%, который повышен до 19%). Изменена система необлагаемого налогом минимума.

Сейм Литвы принял решение ввести налог на автомобили для юридических лиц. Каждый служебный автомобиль до 3 500 кг будет облагаться ежемесячным налогом в размере 150 литов (44 евро). Премьер-министр Андрюс Кубилюс всерьез заявил, что подобные меры необходимо принять в отношении всех автомобилей. Правда, уже в последние дни 2008 года Валдас Адамкус наложил вето на этот закон, но Сейм может повторно его принять уже в середине января 2009 года. Словом, законодатели за одну неделю приняли более 60 новых законов, которые полностью изменят жизнь Литвы в 2009 году. Изменения настолько масштабные, что привели в замешательство и панику даже профессиональных экономистов или бухгалтеров, которые запутались даже в том, как теперь считать зарплату работникам. Показательно, что подобные вопросы, адресованные в налоговую инспекцию, остаются без ответов. Сами налоговики не могут разобраться в новом порядке и просят подождать некоторое время до выпуска специальных разъяснений.

Оппозиция резко негативно отозвалась о мерах новой власти. По словам лидеров оппозиционных фракций, эти меры больнее всего скажутся на самых бедных и незащищенных слоях населения, что, в свою очередь, вызовет массовые забастовки и демонстрации. Председатель Рабочей партии Виктор Успасских с трибуны Сейма без обиняков заявил, что с таким планом Литву ожидает Голодомор.

Экономика: Жизнь в долг

Грибаускайте: Падение будет жестким

Постоянная критика руководства Литвы еврокомиссаром по финансам Дали Грибаускайте и предсказания будущего экономического коллапса оказались настолько точными, что это, пожалуй, удивило и саму Грибаускайте. Говорить о "мягкой посадке экономики Литвы" нет никаких причин, считает она. Об этом эксперт заявила в октябре 2008 года во время конференции, организованной литовской газетой деловых кругов Verslo zinios "Бюджет 2009 года. Прогнозы экспертов и рекомендации". "Прогнозы очень не хорошие, можно дискутировать, кризис это или нет. Нет причин говорить, что у Литвы будет "мягкая посадка". Падение Литвы будет резким, жестким и болезненным", - заявила Грибаускайте. По словам эксперта, мир только начинает осознавать ту экономическую яму, к которой приближается. А Литву ожидают "два-три тяжелых года". Грибаускайте также отметила, что кризис глобальный, а решения по борьбе с ним принимаются на самом высшем уровне: пересматриваются бюджеты стран, корректируются прогнозы развития экономики. "А в Литве все наоборот: отрицание и маскировка фактов (на тот момент у власти еще находились социал-демократы под руководством премьера Гедиминаса Киркииласа - прим. ИА REGNUM). А это автоматически означает, что любое правительство, которое так делает, сомневается в себе, связывает руки и не принимает никакие меры для борьбы с этими вызовами, потому что попросту отрицает их факт", - говорила еврокомиссар. Грибаускайте, обращаясь к предпринимателям на конференции, заявила, что в этом они должны винить только себя, что "не можем прижать политиков" для проведения антикризисных мер. По ее словам, во время любого кризиса появляются возможности, которыми можно воспользоваться.

Жесткой критике еврокомиссар подвергла финансовую политику правительства Литвы, которая, по ее словам, продолжает проводиться, и, о последствиях которой, Еврокомиссия предупреждала еще весной 2008 года, но в Литве ее "не слышали". Грибаускайте предположила, что дефицит бюджета превысит 3% от ВВП, а это запрещенная Евросоюзом черта. "Лично я думаю, что 3% будут пройдены", - отметила эксперт. Это, по ее словам, в пять раз больше установленной планки ЕС.

Литва стала быстрее осваивать деньги Евросоюза

После острой критики Евросоюза в 2007 году о том, что Литва медленно расходует средства Евросоюза, литовские чиновники в 2008 году стали усиленно догонять установленный план. В Министерстве защиты окружающей среды Литвы в феврале объявили, что страна стала быстрее осваивать деньги, которые Евросоюз выделяет на экологию. Именно проблема медленного осваивания денег, опоздание в проведении конкурсов, стала причиной острой критики Брюсселя. В Европейской Комиссии пригрозили, что Литва из-за медленного осваивания денег может вообще лишиться дотаций. В Министерстве защиты окружающей среды было объявлено, что до конца 2007 года Литва освоила 78,9 млн литов (23,1 млн евро), что составляет 66% всех средств на экологические программы, выделяемых Европейским региональным фондом развития и финансируемых из государственного бюджета. По фонду Содружества освоено 982 млн литов (288,8 млн евро), что составляет 50% от всего объема запланированных дотаций.

Ранее комиссар ЕС по финансам Даля Грибаускайте предупредила литовские власти, что Литве могут отказать в выдаче дотаций. Еврокомиссар отметила, что еще в 2004 году Литва лидировала по освоению средств ЕС. В 2005 году положение несколько изменилось, Литва оказалась уже в середине рейтинга. В 2006 году Литва была уже в самом конце. "Если тенденция не изменится, то весной 2008 года Литву может ожидать плохая новость", - заявила Грибаускайте. Это может произойти из-за того, что неосвоенные деньги Евросоюз потребует вернуть в свой бюджет.

Это заявление тогда совпало с отставкой министра финансов Литвы Зигмантаса Бальчитиса, который на следующий день после слов еврокомиссара ушел в отставку по собственному желанию. Плохое освоение средств ЕС стало основным лейтмотивом критики министра защиты окружающей среды Арунаса Кундротаса, который также в 2008 году по собственному желанию подал в отставку.

В апреле уже Министерство финансов рапортовало об ускоренном освоении денег Евросоюза. За период 2004-2006 гг. Литве из структурных фондов Евросоюза было выделено 3 091 млн литов (909,1 млн евро), из которых 2 198 млн литов (646,4 млн евро) к апрелю 2008 года было освоено. Тем временем, аналитик крупнейшего в Литве банка SEB Vilniaus Bankas Гитанас Науседа, комментируя отчет о влиянии на экономику Литвы вхождения страны в Евросоюз, в феврале этого года заявил, что ВВП Литвы мог бы расти гораздо быстрее, если бы Литва вовремя осваивала средства ЕС.

Реновация домов - приоритетная задача

После полной реновации домов в Литве, построенных до 1993 года, на 400-500 тыс. тонн в год уменьшится выбросы газа в атмосферу, а бюджет Литвы в год будет экономить 300-400 млн литов (88,2-117,6 млн евро). Правительство Литвы в апреле во время своего заседания приняло решение отнести программу по реновации старых многоквартирных домов к стратегическим целям правительства.

В правительстве отмечают, что главный недостаток таких домов после исследований экспертов - это плохое сохранение тепла в помещениях. За счет этого на отопление квартир тратится гораздо больше средств, чем это необходимо при современных технологиях. Из бюджета страны в свою очередь выделяются средства для выплат пособий социально неблагополучной части населения, для компенсации расходов на отопление. До 2020 года планируется отремонтировать до 70% всех домов, построенных до 1993 года.

Растет зарплата

Средняя зарплата в Литве за год выросла больше, чем на 26%. Средняя зарплата в первом квартале 2008 года в Литве после вычета налогов составляет 1650,6 лита (485,5 евро). Это на 26,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В Департаменте статистики отметили, что наблюдается значительный рост зарплаты, выдаваемой на руки, по сравнению с последним кварталом 2007 года. Это связано с тем, что с 1 января 2008 года подоходный налог в Литве снизился с 27% до 24%.

Цена на топливо бьет рекорды

Весной-летом 2008 года в Литве зафиксирована самая большая в истории цена на топливо. Вслед за дизельным топливом, цена на которое в те дни на некоторых бензоколонках перешагнула отметку в 4,30 литов (1,3 евро) за литр, резко дорожал бензин марки A-95, который на некоторых бензоколонках достиг цены в 4 литов (около 1,17 евро) за литр. Между тем топливный кризис стал серьезно влиять на некоторые отрасли в экономике Литвы. Быстрый рост цен на дизельное топливо в первую очередь повлиял на вторичный рынок продажи неновых автомобилей и снизил цены на неновые дизельные автомобили.

Рост ВВП резко замедлился, инфляция растет

По сравнению со вторым кварталом 2007 года, во втором квартале 2008 года ВВП Литвы вырос на 5,5% и составил 28393,3 млн литов (8350,9 млн евро). За полгода ВВП Литвы вырос на 6,2%, что на 2,5% меньше, чем в 2007 году. По прогнозам экономистов, рост ВВП страны и дальше будет замедляться. В связи с экономическим кризисом в 2009 году не исключена рецессия. Годовая ннфляция, в свою очередь, в 2008 году не опускалась ниже 10%, а в середине года достигала 12%.

Пузырь цен на недвижимость лопнул

За первое полугодие 2008 года цены на квартиры в Литве в среднем снизились на 10%. Цены на квартиры, построенные до 2006 года в Вильнюсе, по данным некоторых риэлторских агентств, снизились на 9,5%, в Каунасе - на 2%, в Клайпеде - на 13,5%, в Шяуляе - на 12,5%, в Паневежисе - на 9%, в Алитусе - на 20%, в Мариямполе - на 14,5%, в Мажейкяе - на 21,5%, в Йонаве - на 9%, в Утяне - на 17,5%, в Тяльшае - на 20%.

В Вильнюсе средняя цена квадратного метра составляет 5 900 литов (1735,2 евро), в Каунасе - 4 360 литов (1 282 евро), а Клайпеде - 5 160 литов (1 517 евро). Во втором полугодии цены продолжали падать. По прогнозам некоторых аналитиков за 2009 год цены на квартиры могут снизиться до 30%. Тем временем, во многих городах Литвы стали появляться целый кварталы с брошенным строительством. Некоторые строительные компании заморозили строительство объектов из-за подорожавших строительных материалов, небольшие фирмы обанкротились из-за ужесточения условий банков при взятии кредитов. В результате в конце 2008 года рынок недвижимости "встал".

Само население, тем не менее, в 2008 году продолжало активно жить в долг. С сентября 2007 года кредитный портфель граждан Литвы вырос почти в два раза со 146,5 млн литов (43 млн евро) до 273 млн литов (более 80 млн евро). Больше всего население задолжало финансовым учреждениям: банкам, лизинговым и другим компаниям. Долг увеличивается и в предпринимательском секторе. Только в третьем квартале 2008 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, литовцы одалживали в 10 раз больше. Долги юридических лиц увеличились с 73,6 млн литов (21,4 млн евро) до 473,7 млн литов (139,3 млн евро).

Кризис подвел авиаперевозчика к краху

Литовский авиаперевозчик flyLAL в конце декабря объявил о сокращении некоторых рейсов и об общем снижении количества полетов. Это связано с тем, что Министерство сообщения Литвы решило не поддерживать план развития flyLAL, согласно которому 51% акций предприятия предлагалось продать государству за 1 лит и, с участием государства в деятельности авиаперевозчика, помочь расплатиться с кредиторами, чтобы в 2010 году начать прибыльно работать.

В связи с этим, в компании стали реализовывать собственный сценарий для самостоятельного преодоления кризиса. С 6 января полностью прекращаются полеты в Стамбул и снижается количество рейсов во Франкфурт. С 7 января прекращаются полеты в Париж. С 8 января сокращается количество полетов в Милан, а с 12 января полностью прекращаются полеты в Рим. Изменяются и другие маршруты. Полностью сохраняется график полетов только в Будапешт, Мадрид, Лондон, Амстердам, Киев и Москву.

19 декабря flyLAL предложил правительству Литвы купить контрольный пакет акции компании за 1 лит в связи с тем, что долги компании, непокрытые имуществом, составляют 89 млн литов (26,1 млн евро). По мнению предприятия - это был единственный шанс спасти компанию.

Энергетика: Ситуация вокруг закрытия Игналинской АЭС и строительства новой АЭС в Литве

Власти Литвы продолжают проект по строительству новой АЭС в Литве. Однако намерения строить станцию вместе с Латвией, Эстонией и Польшей так и остались намерениями. Ни одна из четырех стран официально не отказалась от этого проекта, но под конец года со стороны стран-партнеров Литвы стали раздаваться голоса о необходимости строительства собственных мощностей. В середине года российский "Росатом" также принял решение строительства Балтийской АЭС в Калининградской области. Такое же намерение прозвучало из Белоруссии. Спустя некоторое время о необходимости развития собственной атомной энергетики заговорила Польша.

Рождение и провал референдума о продлении работы Игналинской АЭС

Однако наиболее значительным событием в области энергетики в 2008 году стала попытка продлить работу Игналинской АЭС. Еще перед вступлением в Евросоюз в 2004 году Литва обязалась полностью остановить работу атомной станции. Европейские чиновники выдвинули это требование в связи с тем, что станция, построенная еще в советское время, небезопасная. Беспокойство вызывал такой же реактор, как и на Чернобыльской АЭС.

Литва быстро согласилась с таким требованием, но в последние годы психология властей кардинально изменилась. Провозгласив необходимость получения энергетической независимости от России, в Литве осознали, что без собственной атомной энергетики Литва еще больше завяжет себя на РФ. Построить новую станцию до 2009 года - именно в этом году Литва должна остановить работу последнего блока Игналинской АЭС - нереально. В Литве посчитали, что единственная возможность сохранить собственную энергетику - это постараться выбить из Евросоюза согласие на продление эксплуатации станции. Первыми эту инициативу озвучили общественные организации.

Впервые требование провести референдум по вопросу продления работы Игналинской АЭС прозвучало в январе. Общественники заявили, что готовы собрать 50 тыс. подписей для того, чтобы этот вопрос был внесен в парламент. Уже в марте об идеи провести референдум заговорили политики. Фракция либерал-центристов, входящая в правящую коалицию Сейма, предложила своим коллегам поддержать референдум и принять решение о плебисците самостоятельно, не дожидаясь результата сбора подписей общественных организаций. Тогда же впервые прозвучала идея о назначении референдума одновременно с парламентскими выборами осенью 2008 года.

Эта идея была резко негативно встречена в руководстве Европейской комиссии ЕС, в которой заявили, что Литва должна соблюдать свои обязательства и результаты референдума никак не повлияют на позицию ЕК в этом вопросе. В частности, сразу после инициативы литовских депутатов, лидер фракции Зеленой партии в парламенте Эстонии, руководитель рабочей группы парламента по инновациям и развитию сберегающей энергии, член комиссии парламента по зарубежным делам Валдур Лахтвее заявил ИА REGNUM, что такое предложение "отдает политическим популизмом и вряд ли будет понято в Европейском союзе, в том числе, и в Эстонии".

В тоже время большинство экспертов в области атомной энергетики соглашались с тем, что решение закрыть Игналинскую АЭС исключительно политическое.

"Атомные станции советского-российского проектов абсолютно надежны, особенно после учета всех сложных вопросов безопасности после 1986 года. Игналинская АЭС - высокоэффективный источник генерации, и Литва не сможет заменить его в ближайшие месяцы, а именно в таких временных отрезках стоит считать время до остановки АЭС, каким-либо иным ресурсом - теплоэлектростанцией, или чем-то другим. Это исключено и я уверен, что АЭС может вполне эффективно, безопасно эксплуатироваться и после 2009 года", - в интервью ИА REGNUM отметил генеральный директор Российского союза энергоэффективности Семен Драгульский. Тем не менее, уже в середине марта в Сейме Литвы начался сбор подписей за рассмотрение вопроса об объявлении референдума.

Параллельно с инициативами общественников и политиков, литовские власти стали продвигать вопрос продления эксплуатации станции на различных европейских саммитах и встречах в верхах. Примечательно, что помимо традиционного аргумента за продление работы АЭС в связи с необходимостью быть энергетически независимым от России, звучали совершенно неожиданные доводы. Так, в марте 2008 года президент Литвы Валдас Адамкус во время встречи ЕС в верхах заявил, что остановка работы станции изменит экологическую ситуацию в регионе. Глава страны указал на то обстоятельство, что "после закрытия атомной электростанции другие электростанции Литвы будут вынуждены использовать виды топлива, сильнее загрязняющие окружающую среду".

Тем временем, уже в апреле 2008 года выяснилось, что общественные организации, громко объявившие о начале сбора подписей для того, чтобы обязать парламент рассмотреть вопрос о проведении референдума, не смогли собрать необходимые 50 тыс. голосов. Более того, общественники не собрали даже 20 тыс. подписей. Сами члены группы признали, что не сумели собрать необходимое количество подписей и просят признать сбор не состоявшимся, однако заявили, что планируют собрать необходимое количество подписей уже для проведения референдума. Для этого нужно было собрать не менее 300 тыс. подписей. По понятным причинам в Литве к этому заявлению никто серьезно относиться не стал.

Все это время некоторые депутаты литовского парламента продолжали продвигать провалившуюся у общественников инициативу. В июле решение о проведении референдума одновременно с парламентскими выборами было принято. "Я считаю, что мнение народа станет большим аргументом в переговорах с Европейской комиссией в вопросе продления работы атомной станции. С таким решением легче будет работать нашим переговорщикам", - заявил ИА REGNUM инициатор проекта, староста фракции либерал-центристов Витаутас Богущис.

"Поддерживаю, что работа Игналинской атомной станции будет продлена до технически безопасного срока, но не дольше, чем будет построена и начнет работать новая станция", - за или против такой формулировки должны были высказаться граждане Литвы во время референдума.

Необходимо отметить, что на него литовские политики возлагали огромные надежды и по важности, несмотря на то, что референдум был объявлен совещательным, его сравнивали с референдумом о вступлении Литвы в Евросоюз. Реакция Европейской комиссии была еще более раздраженной, чем в начале года. Европейские чиновники один за другим заявляли, что Литва в любом случае будет должна следовать своим обязательствам и на продление работы станции может не рассчитывать.

В какой-то момент это настроение даже перекинулось президенту Литвы Валдасу Адамкусу, который заявил, что порвет свой бюллетень. Правда, накануне 12 октября, когда прошли парламентские выборы и референдум, глава Литвы призывал население высказаться за будущее атомной энергетики в Литве.

Несмотря на все призывы общественных организаций, агитации политиков, речей президента и уговоров правительства, референдум провалился. Практически все пришедшие к урнам 12 октября высказались за продление работы Игналинской АЭС после 2009 года, но референдум был признан несостоявшимся из-за того, что на него пришло 48,43% граждан, имеющих право голоса, а для объявления его состоявшимся необходимо не менее 50% всех голосов избирателей. По сути, для успешного проведения не хватило всего около 20 тыс. голосов.

Игналину-2 планируют достроить в 2020 году

"Когда требуется какой-то политический "звон", объявляется о закрытии атомных станций. А когда подумают как следует, объявляют не только о том, что АЭС закрываться не будут, но и строительстве новых. Это характернейший пример отношения к атомным станциям", - этой цитатой, сказанной доктором технических наук, членом-корреспондентом РАН Владимиром Грачевым в интервью ИА REGNUM в январе 2008 года можно охарактеризовать все события вокруг проекта по строительству новой АЭС в Литве в ушедшем году. На фоне страхов о резком подорожании электроэнергии в 2010 году, опасении полной зависимости от России, скачка инфляции, отдаления перспектив введения евро в Литве, власти за год так и не смогли серьезно продвинуться в вопросе строительства новой станции.

Все практические процессы, связанные со строительством новой станции, можно пересчитать по пальцам. Зато различные заявления в отношении этой темы звучали практически ежедневно. Тем не менее, некоторые практические шаги в проекте Игналина-2 делались. Например, с некоторой степенью уверенностью можно сказать, кто будет поставщиком нового реактора будущей станции, если строительство начнется. В течение года высшее руководство страны несколько раз встречалось с представителями компании General Electric. Несмотря на то, что до объявления конкурса на поставку реактора еще далеко, представители General Electric чаще своих остальных конкурентов посещали Литву.

Одновременно с этим руководство страны создавало различные планы и стратегии по обеспечению Литвы электроэнергией после закрытия Игналинской АЭС. В марте президента Литвы Валдаса Адамкуса ознакомили с одной из таких стратегий, детали которой, впрочем, не разглашались.

В апреле было принято решение о введении новой программы обучения в Вильнюсском университете "Физика ядерной энергетики". О подготовке кадров для новой АЭС позаботились в связи с тем, что "после введения в эксплуатацию новой АЭС в Литве возникнет дефицит кадров, которые смогут обеспечивать работу электростанции".

В августе был представлен Отчет по оценке влияния на окружающую среду (ОВОС) новой АЭС в Литве. В нем впервые официально были названы две потенциальные площадки для строительства новой станции. Обе расположены на берегу озера Друкшяй в пределах 1 км до ИАЭС. Площадка №1 расположена к востоку от Игналинской АЭС, а Площадка №2 расположена к западу от имеющейся электрораспределительной подстанции ИАЭС. В исследовании также сказано, что строительство атомной электростанции потребует огромного количества рабочих в регионе. Предполагается, что для строительства потребуется до 3 500 рабочих, тогда как около 500 сотрудников будут необходимы во время эксплуатационной фазы в зависимости от выбранной технологии и процедур эксплуатации. Иностранная рабочая сила потребуется во время строительной фазы.

Новая рабочая сила, необходимая для строительства электростанции, окажет влияние на экономику и демографию региона. Ожидается, что новая АЭС будет действовать около 60 лет. После этого периода времени начнется процесс вывода АЭС из эксплуатации.

В сентябре была озвучена стратегия развития литовской энергетики, в которой впервые была официально озвучена дата запуска новой АЭС в Литве. В стратегии отмечается, что запуск первого реактора новой электростанции запланирован на 2016-2018 гг., а второй - на период с 2019 по 2020 гг. Главной стратегической задачей объявлено получение энергетической независимости Литвы.

"Льва" родили со скандалом

Важнейшим событием 2008 года в Литве стало основание компании LEO LT. Для начала строительства новой АЭС в Литве необходимо было создать единую энергетическую компанию, которая вместе с аналогичными компаниями из Латвии, Эстонии и Польши будет заниматься строительством новой АЭС.

В Литве такую компанию стали создавать из трех предприятий: Lietuvos Energija, RST и VST. Первые две компании государственные, третья - частная. Это и стало самым главным камнем преткновения, что привело к масштабному скандалу с демонстрациями, акциями протеста и едва не отставкой правительства.

Компания VST принадлежит NDX Energija. Это одна из компаний, которую контролирует самое успешное предприятие Литвы, построившее сеть супермаркетов и торгово-развлекательных центров по всей Прибалтике. Противники этого слияния считают, что литовскую энергетику продали "Максиме" (от названия магазинов Maxima - так называется сеть супермаркетов, которую построила и руководит группа компаний Vilniaus prekyba. Этой компании также принадлежат сеть супермаркетов в Латвии, Эстонии, Румынии, Болгарии, сеть аптек в Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Чехии и Румынии, пиццерии и рестораны, торгово-развлекательные комплексы Akropolis, охранная служба, предприятие страхового брокера, оператор связи, сеть автостоянок, финансовый маклер и другие фирмы).

Согласно первой редакции закона об атомной энергетике национальный инвестор должен был быть создан на основе государственной компании Lietuvos Energija. В итоге, согласно договоренностям между государством и частной компанией, государству отошло 61,7% акций, а частному капиталу - 38,3%. Пакет акций, принадлежащий NDX Energija, является блокирующим. Из-за этих договоренностей в закон об атомной энергетике должны были быть внесены поправки, так как новое предприятие могло быть создано только на основе патронатного предприятия, а не на основе государственной Lietuvos Energija. На этом настояли переговорщики от частной компании NDX Energija. Правительство согласилось с этими условиями, тем самым подняв волну критики, что энергетика Литвы "продана олигархам". Компания из трех предприятий названа LEO LT (Lithuanian Electricity Organization).

Депутаты от оппозиционных партий первоначально отказались голосовать за принятие поправок к закону. Но перед голосованием правящая коалиция договорилась с также ранее оппозиционной партией "Новый союз" экс-спикера парламента Литвы Артураса Паулаускаса. Партия стала поддерживать правительство, а председатель партии Артурас Паулаускас был назначен министром защиты окружающей среды. В литовских СМИ этот шаг назвали "платой за лояльность". Но такой поддержки не хватало для принятия поправок. Во время голосования 1 февраля поправки неожиданно поддержали часть депутатов от оппозиционной Рабочей партии (председатель - Виктор Успасских, который находился в тот момент в Литве под домашним арестом по подозрению в финансовых махинациях). Поправки были приняты. В Литве начались массовые митинги и демонстрации. Многочисленные общественные деятели, политологи и СМИ называли основание LEO LT "аферой века", но 12 февраля Валдас Адамкус подписал закон.

5 млрд евро для скорейшей энергонезависимости

В день подписания поправок к закону об атомной энергетике, который дал частной компании значительный контроль над литовской энергетикой, 12 февраля, президент Литвы Валдас Адамкус отправился в Польшу, где подписал договор о строительстве электромоста между двумя государствами и соединении электросистем двух стран. Литва стремилась подписать этот договор более 10 лет.

Общая стоимость проекта по соединению электросистемы Литвы и Польши составляет 230 млн евро. До 75% стоимости проекта будет финансироваться за счет средств Европейского союза. Во время подписания договора президент Литвы Валдас Адамкус подчеркнул, что это событие имеет "особое значение и является исключительным в том смысле, что после длительных переговоров наконец подписывается договор о возведении электромоста из Литвы в Польшу".

"Я рад этому проекту, поскольку новое соединение помогает в решении одной из наших проблем - вопроса энергетической безопасности. Полагаю, что проект будет важным для Латвии и Эстонии, так как он способствует включению упомянутых Прибалтийских стран в общую энергетическую сеть Запада", - сказал глава Литвы. По словам Адамкуса, данное соглашение служит "фундаментом для начала создания инфраструктурной энергетической сети от Скандинавии до Западной Европы". "Литва и Польша - это государства, открывающие новую страницу европейских отношений. Ее суть заключается не только в пользе для наших людей, но и в гарантии энергетической стабильности на Востоке, - отметил президент Литвы. - Возможно, сегодня мы еще не можем оценить значимость данного соглашения, но я не сомневаюсь, что оно послужит созданию нашей энергетической независимости, к которой мы стремились с момента создания своего государства". Президент Польши Лех Качиньский заявил, что, по его мнению, "данный проект еще больше упрочит двусторонние отношения и послужит на благо всему региону".

Однако пока не все так однозначно в аналогичных планах со Швецией. Ранее Литва заявляла, что намерена тянуть кабель и из Польши и из Швеции. В итоге этот проект получил стратегическое значение, а в его разработке стала участвовать Латвия. Позже латвийская сторона заявила, что экономически целесообразно вести кабель из Швеции не в Литву, а в Латвию. Это обеспечит весь регион необходимым количеством электроэнергии, и будет менее затратным. Литовские власти того времени (правительством тогда руководили социал-демократы под руководством Гедиминаса Киркиласа) не устроил такой подход, и правительство стало настаивать на том, что кабель несмотря ни на какие доводы обязан идти именно в Литву, а уж Литва обязательно поделится электричеством со своими соседями. В Европе не поняли принципиальность Литвы, позицию которой раскритиковали даже собственные евродепутаты.

Например, депутат Европарламента от Литвы Шарунас Бирутис заявил в те дни, что не имеет никакого значения, в какую страну будет проведен электрокабель из Швеции: в Литву или в Латвию. Главное, по мнению Бирутиса, чтобы Литва перестала быть "энергетическим островом". По мнению депутата, Литва не должна "тянуть одеяло на себя" и "срывать проект только из-за пустых амбиций".

"Главное для нас - иметь смычку со странами Европейского союза. Литва должна продемонстрировать солидарность с соседней Латвией и не спешить отказываться от ее предложений", - говорил политик. "Цель нашего правительства, которое стремиться только к тому, чтобы электрокабель шел непременно в Литву, а не в страну, куда его экономически выгодно вести для всего региона, не демонстрирует солидарность политики Литвы с политикой Евросоюза. Времени для топтания на месте больше нет, особенно в связи с приближающимися тяжелыми временами, когда мы обязаны будем остановить Игналинскую АЭС", - считает европарламентарий.

В своем заявлении Шарунас Бирутис, резко раскритиковав уходящее правительство Гедиминаса Киркиласа, высказал предположение, что "упертая" позиция властей Литвы связана не с интересами государства, а с интересами литовского монополиста LEO LT. Именно из-за этого, по мнению европарламентария, Литва настаивает, чтобы электрокабель был протянут исключительно в Литву, а не в Латвию.

В середине декабря для Литвы произошло еще одно значимое событие, которое дало надежду на энергетическую независимость в будущем и успешного строительства электромостов с Польшей и Швецией. Евросоюз определился с финансированием проектов. Брюссель принял решение выделить в течение двух ближайших лет дополнительные 5 млрд евро на финансирование проектов электроэнергетических соединений. "Теперь, когда, признав наше исключительное положение, Евросоюз выделит на это средства, мы становимся ответственными за скорейшее выполнение этой стратегической задачи", - говорил в те дни президент Литвы.

Внешняя политика: Признание Косова и поддержка Саакашвили

В начале 2008 года, в январе, президент Литвы Валдас Адамкус сформулировал главные внешнеполитические задачи страны. Приоритеты отданы подготовке к председательству Литвы в ОБСЕ в 2011 году, подготовке к председательству в ЕС в 2013 году, положительный ответ по вопросу введения евро в Литве и обеспечение энергонезависимости страны. В тот момент глава МИД Литвы Пятрас Вайтекунас расширил задачи ведомства реформированием министерства в условиях вхождения Литвы в Шенгенскую зону, продолжением евро-атлантической интеграции и усилением взаимоотношений с восточными странами.

Конфронтация с Россией

За год Литва уверенно перехватила роль главного критика России в Прибалтике. Первый крупный скандал произошел после речи Валдаса Адамкуса об угрозе "новой холодной войны" в феврале уходящего года. Накануне своего участия в форуме в Давосе руководитель Литвы выступил на страницах британского Financial Times с предупреждением в отношении России.

По словам Адамкуса, "возрождение экономики и финансовое оживление" являются для нового российского руководства стимулом к возврату времен холодной войны. Адамкус заявил: "Возникает вопрос, не является ли резкое финансовое возрождение для нового руководства России стимулом вернуться к холодной войне". "Это большой вопрос. Я не верю, что в настоящее время кто-либо из нас, как небольшие страны, так и крупные - ЕС и США - знает ответ. Но я уверен, что этот вопрос возникает в голове каждого человека западного мира", - уверен литовский президент.

Дальше Адамкус указал на якобы возросшую самоуверенность России во внешней политике - закрытие Британского совета, "бряцание оружием" в энергетической политике и постоянное экономическое и политическое давление на страны Прибалтики. Что касается Литвы, то она, мол, всегда готова к конструктивному диалогу с большим соседом, но со стороны Москвы не исходит желания сотрудничать.

Адамкус считает, что во всем виновата Россия, которая не хочет быть конструктивной, а хочет "доминировать и диктовать": "Это историческая проблема. Никто не отрицает, что Россия - большая страна, которая желает быть услышанной и иметь свой голос в мировой политике. Мы можем понять такие желания России. Однако большой минус в том, что Россия хочет доминировать и диктовать. Мировое сообщество желало бы в 21-м веке, чтобы Россия стала конструктивным, демократическим, активным участником в создании нового общества и создании лучших условий жизни". Россия, по словам литовского руководителя, создает также "ненужное напряжение" в прибалтийских странах. Уже на следующий день поступила реакция из-за океана на слова Адамкуса. США в лице госсекретаря Кондолизы Райс отнеслись отрицательно к предупреждениям Адамкуса.

Райс, в частности, заявила: "Последние разговоры о новой Холодной войне - преувеличенный вздор. Наши отношения фундаментальным образом отличаются от отношений тех времен, когда мы хотели уничтожить друг друга".

Литва признала Косово со второй попытки

Литва одной из первых на высшем уровне заявила о готовности признания независимости Косова. Сразу после объявления о независимости Косова, президент Литвы Валдас Адамкус отдает распоряжение в МИД Литвы начать процедуру установления дипломатических отношений. На тот момент глава внешнеполитического ведомства Литвы Пятрас Вайтекунас отдает этот вопрос на рассмотрение Сейма. Депутаты первоначально горячо поддержали намерения руководства Литвы, сравнивая важность признания независимости Косова с историей самой Литвы и благодарными настроениями общества, когда в начале 90-ых годов прошлого века саму Литву одним за другим признавали разные государства. Однако рассмотрение этого вопроса в парламенте закончилось конфузом.

Вопрос признания независимости Косова рассматривался на пленарном заседании Сейма Литвы 1 апреля во второй половине дня. В момент, когда подошло время рассмотреть этот вопрос, в зале находился всего 51 депутат из 141 парламентария. Остальные народные избранники в тот момент отправились поздравлять своего парламентского коллегу с юбилеем. В итоге, день рожденья стал причиной срыва всего голосования. Для положительного решения попросту не хватило голосов. Чтобы не ударить в грязь лицом, проект отправили на доработку.

Первоапрельское поведение депутатов вызвало гнев президента Литвы, который до этого всячески ускорял процедуру признания Косова. "Международное сообщество после долгих сложных дискуссий договорилось, что признание независимости Косово - это единственное решение, которое поможет утвердить безопасность и стабильность в западной части Балкан, в том числе и в Косово", - сказал в те дни президент страны. Валдас Адамкус выразил сожаление, что во время рассмотрения "такого важного вопроса" в Сейме Литвы присутствовала "всего треть депутатов", а обсуждение "превратилось в поверхностную и популистскую дискуссию". "Такая безответственность политиков разрушает евро-атлантическое единство и солидарность, к которому Литва постоянно стремится во взаимоотношениях с Россией и в создании внешней единой энергетической политики".

В итоге независимость Косова Сейм признал только в мае. Уже в июле Литва приняла решение установить дипломатические отношения.

Блокирование переговоров ЕС-Россия

Литва в течение всего 2008 год по разным причинам блокировала переговоры о партнерстве между Россией и Евросоюзом. Свою принципиальную неуступчивую позицию Вильнюс продемонстрировал задолго до августовских событий в Южной Осетии.

В апреле МИД Литвы выставил ряд условий, после исполнения которых, Литва декларировала готовность одобрить мандат для начала переговоров Россия - ЕС. В декларации по вопросу энергетики Литва предложила закрепить обязательство России соблюдать все требования договора Хартии энергетики. Литва призвала Россию более активно сотрудничать в решении вопроса по восстановлению снабжения энергетических ресурсов по нефтепроводу "Дружба". Возобновление работы нефтепровода, по мнению различных аналитиков, главная причина вето Литвы.

Литва потребовала принятие дополнительной декларации по вопросу Грузии и Молдавии. Декларацией выражается стремление, чтобы, "уважая территориальную целостность и обеспечивая конструктивное участие России в решении замороженных конфликтов, прогресс в решении этих конфликтов оценивался регулярно и до конца переговоров с Россией". Литва также предложила принять дополнительную декларацию по поводу юридического сотрудничества, чтобы "восстановить справедливость и обеспечить конструктивное сотрудничество России со странами Европейского союза в уголовных делах по событиям 13 января 1991 года в Вильнюсе и 31 июня 1991 года в Медининкай. Также это касается уголовных дел о пропавших без вести граждан ЕС (пропавшего в Калининградской области предпринимателя Станисловаса Юцюса - прим. ИА REGNUM)". "Гарантия оказания поддержки лицам, которые находились в ссылке, была одним из международных обязательств, намеченных в условиях присоединения России к Совету Европы. Литва стремится, чтобы к мандату переговоров была добавлена дополнительная декларация по вопросу компенсации ущерба лицам, которые были депортированы из оккупированных Прибалтийских стран", - заявляли в те дни в Министерстве иностранных дел Литвы. Литва стала единственным членом Евросоюза, которая высказалась против переговоров с Россией.

Поддержка режима Саакашвили

Несмотря на то, что в мае Литва согласилась не использовать право вето для начала переговоров России-ЕС, в этом же месяце руководство Литвы начало активную поддержку президента Грузии Михаила Саакашвили. 12 мая в Тбилиси отправился Министр иностранных дел Литвы Пятрас Вайтекунас, глава МИД Польши Радослав Сикорски, глава внешнеполитического ведомства Словении Дмитрий Рупель и министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт. Поездка была организована, чтобы "продемонстрировать поддержку европейским стремлениям Грузии, ее территориальной целостности и призвать сохранять спокойствие в сложной ситуации". Литва была первой страной Евросоюза, руководство которой моментально отреагировало на конфликт Грузии и Южной Осетии. В первый день военного конфликта, 8 августа, из Вильнюса в Тбилиси отправился в тот момент глава МИД Пятрас Вайтекунас, который однозначно встал на сторону официальных грузинских властей.

9 августа Валдас Адамкус, вместе с президентами Эстонии и Латвии, осудил "агрессию России в Грузии". 10 августа, Вайтекунас, в телефонном разговоре с заместителем генерального секретаря НАТО Клаудио Бисогниером докладывал, что "ситуация критическая". "Международное сообщество должно ясно назвать и осудить агрессию против Грузии, чтобы Россия остановила военные действия, так как Грузия полностью вывела свои войска из Южной Осетии", - сказал министр иностранных дел Литвы.

11 августа Вайтекунас возвращается из Тбилиси и заявляет, что Грузия полностью прекратила боевые действия, но Россия "продолжает агрессию". В то же время глава внешнеполитического ведомства заявил, что активная позиция Литвы заставила обратить внимание мировое сообщество на ситуацию в Грузии. "Мы будем дальше вести такую активную политику", - сказал Вайтекунас.

13 августа принял участие во внеочередном заседании Совета министров Европейского Союза по вопросам общих дел и внешних отношений в Брюсселе, где обсуждались вопросы урегулирования конфликта в Грузии. "Не споря, кто кого спровоцировал, это не оправдывает действий России и непропорциональной реакции с использованием силы. Москва незаконно вторглась в соседнее государство - эта агрессия является нарушением Хартии ООН и основных принципов безопасности и сотрудничества в Европе", - на заседании Совета заявил Пятрас Вайтекунас. Глава МИД Литвы также подчеркнул, что "агрессия России негативно повлияет на отношения между ЕС и Россией".

14 августа в Литве начинается кампания по сбору денег для гуманитарной помощи Грузии. Валдас Адамкус и Пятрас Вайтекунас заявили, что на действия России Евросоюз должен ответить санкциями "в противном случае у России может возникнуть желание применить похожие методы против других стран".

Заявления подобного характера звучали от высшего руководства Литвы практически ежедневно. Одним из самых ярких моментов стала поездка президента Литвы Валдаса Адамкуса в Тбилиси в дни конфликта, где, держась за руку с Михаилом Саакашвили, Валдас Адамкус заявлял о поддержки Литвы.

Позже власти Литвы резко негативно оценили признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. "Принятое Госдумой России решение (об обращении к президенту России Дмитрию Медведеву признать независимость Южной Осетии и Абхазии - прим. ИА REGNUM) - это открытое и грубое покушение на территориальную целостность Грузии, поэтому оно неприемлемо ни по международному праву, ни по принципу добрососедства", - говорится в заявлении МИД Литвы тех дней. "Обращаем внимание, что упомянутое решение Думы России также ломают действующие договоренности между Европейским союзом и Россией", - отметили в МИД Литвы. В заявлении также утверждается, что признание независимости Южной Осетии и Абхазии нарушит "безопасность" и "авторитет ООН". "Хотим отметить, что это уже не первое решение высшей институции власти России, которое нарушает международные нормы и право, поэтому призываем власти России как можно быстрее остановить эту карусель нарушений", - заключают в МИД Литвы.

Лоббирование Грузии и Украины в НАТО

Литва, наряду с другими странами Прибалтики, в 2008 году активно выступала за перспективы вступления Грузии и Украины в НАТО. Несмотря на это, на прошедшем 3 декабря Совете министров иностранных дел стран НАТО Грузия и Украина не получила ПДЧ (План действия для членства в НАТО). Тем не менее, в Литве эта новость была преподнесена как внешнеполитическая победа Литвы. Так, МИД Литвы в те дни распространил заявление, в котором говорилось, что "во время первого заседания комиссии НАТО - Грузия на уровне министров решено оказывать более весомую поддержку проведению реформ в Грузии, ход которых отныне будет постоянно координировать комиссия НАТО - Грузия. Министр иностранных дел Грузии Эка Ткешелашвили была заверена в том, что принятые в Бухаресте решения НАТО о перспективе членства Грузии в альянсе остаются в силе".

Секретарь Министерства иностранных дел Литвы Жегимантас Павиленис выразил решительную поддержку стремлениям Грузии. "Никто не остановит стремящуюся к свободе страну на ее пути в НАТО", - сказал дипломат. "На заседании комиссии НАТО - Грузия министры иностранных дел стран НАТО повторно выразили обеспокоенность действиями России в Грузии в ходе конфликта, а также напомнили о заявлении Североатлантического Совета, в котором не одобряется решение России о признании Южной Осетии и Абхазии. Министры также призвали Россию к полному осуществлению плана из 6 пунктов, принятого 12-ого августа 2008 г., и подписанного 8-ого сентября соглашения президентов России и Франции", - говорится в заявлении МИД Литвы. Аналогичные высказывания с поддержкой звучали в адрес Украины: "принятые в Бухаресте решения в поддержку евро-атлантической интеграции Украины действительны". "Мы рады тому, что союзники Украины предоставили ей меры, необходимые для осуществления стремлений вступить в альянс", - поздравляя украинского министра отметил Павиленис.

Без виз в Канаду и США

В 2008 году Канада и США отменили визовый режим для граждан Литвы. 1 марта такое решение приняло правительство Канады. 17 марта посол Литвы в США Аудрюс Брузга и секретарь Департамента внутренней безопасности США Майкл Чертофф подписали меморандум о взаимопонимании относительно осуществления требований программы безвизового въезда в США и дополнительных критериев безопасности. В октябре решение о безвизовом режиме Литвы с США официально объявил президент США Джордж Буш. В июле, во время официальной поездки президента Литвы Валдаса Адамкуса по странам Латинской Америки обсуждался вопрос установления безвизового режима с Бразилией.

Общество: Всплеск нетерпимости и расизма

От марша неонацистов к избиению чернокожих

Пожалуй, самым ярким событием всколыхнувшим литовское общество в 2008 году стал День независимости Литвы 11 марта. Точнее, его "празднование" в Вильнюсе. По главной улице страны - центральному проспекту Вильнюса, проспекту Гедиминаса, организованно прошла колонна из несколько сотен бритоголовых молодых людей. "Русские - вон!", "Раз-два-три, хороша Литва без русского!", "Juden raus!", "Убейте этого еврея!", - такие и подобные лозунги выкрикивали бритоголовые. Молодые люди держали флаги и плакаты со свастикой, поднимали руку в фашистском приветствии. Колонну мирно сопровождала полиция. Стражи порядка не пытались разогнать незаконное шествие и лишь изредка в громкоговоритель просила освободить проезжую часть. Ехавшая рядом с участниками марша полицейская машина напоминала скорее эскорт. Это вызвало возмущение как общественности, так и, вскоре, целого ряда политиков. Несмотря на очевидность этого события, в Литве первоначально попытались преподнести марш неонацистов как провокацию против Литвы. Одной из первых на событие откликнулась член руководства консерваторов, на тот момент член комитета Сейма по делам национальной безопасности и обороны Раса Юкнявичене. Юкнявичене обратилась к директору Департамента государственной безопасности (ДГБ) Повиласу Малакаускасу, указывая на "дискредитацию государства". Член Сейма попросила ответить, проводит ли ДГБ расследование того, кто мог 11 марта организовать демонстрацию в Вильнюсе с целью разжечь национальную рознь. По мнению политика, марш неонацистов в Вильнюсе мог быть организован спецслужбами тех стран, которым выгодно "дискредитировать" Литву в глазах мирового сообщества, то есть Россией.

Но на этом заявлении конфузы литовских чиновников не прекратились. В те дни, комментируя марш, секретарь МВД назвал фашистов "нормально настроенной группой". Это вызвало волну негодования некоторых парламентариев. Депутат от фракции крестьян-народников Лайма Могенене выступила с резким осуждением позиции Министерства внутренних дел, озвученным секретарем МВД Станисловасом Люткявичюсом, в отношении марша скинхедов в Вильнюсе 11 марта. По мнению политика, МВД пытается оправдать свое бездействие, делая вид, что ничего особого не произошло. В своем заявлении депутат обращает внимание на следующие слова секретаря МВД: "Это было движение из одной точки в другую нормально настроенной группы примерно из 200 человек, которые с собой несли флаги нашей страны. Некоторые личности, которые могли кричать определенные антинародные, антирасистские, как мы их далее назовем, лозунги, они испортили весь вид. Достаточно хороший вид 11 марта".

То, что секретарь МВД относится к фашистскому маршу как к "нормальной" акции, возмутило депутата. По мнению Могенене, видеозапись "недвусмысленно показывает, что большая часть группы скандировала фашистские лозунги: Juden Raus ("Евреи - вон"), а также призывающие к межнациональной розни "Литва - литовцам", "Литва без русских". "Не думаю, что нужны еще более ясные доказательства, что в марше участвовали люди, которые разжигали межнациональную рознь и, прикрываясь Днем независимости, пытались обратить на себя внимание и привлечь на свою сторону как можно больше молодежи. Народный патриотизм здесь ни при чем, так как в 1990 году за независимость боролись все - и литовцы, и русские, и евреи, поляки и люди других национальностей", - говорила политик.

Тем временем, президент Литвы назвал марш радикалов "стыдом Литвы". Его возмутила вялая и запоздалая реакция полиции, а затем и Министерства внутренних дел.

В свою очередь глава МВД оправдывался, что полиция не применяла физического воздействия на скинхедов, поскольку "большее давление могло привести к негативным последствиям и привести к столкновениям, которые вызвали бы возмущение общественности". В то же время он заверил журналистов, что отныне будут предприняты "все меры", чтобы подобных эксцессов в будущем не было. Причем правоохранительные органы и спецслужбы будут не просто физически не допускать подобных маршей, но и, как можно было понять из его слов, будут проводить "в пределах существующих законов" оперативную работу по предварительному обезвреживанию подобных радикальных группировок. Как бы то не было, назло предполагавшим заговор против Литвы и несмотря на заверения о повышенной бдительности, следующий громкий случай не заставил себя долго ждать.

Уже в апреле на популярную певицу в Литве из Великобритании, уроженку ЮАР Бернин, прямо в центре Вильнюса напала группа людей. Скинхеды избили певицу, после чего ей понадобилась медицинская помощь. Во время пресс-конференции Бернин, еле сдерживая слезы, просила обратить внимание не на ее побои, а на расистские выпады в Литве. Бернин вспомнила, что на нее напали молодые люди в черном и с нашивками в виде литовского флага и свастики на куртках. Певица прославилась в Литве после участия в музыкальном реалити-шоу "Путь к звездам" (литовский аналог "Фабрики звезд"). После окончания шоу в этом году певица осталась в Литве продолжать свою музыкальную карьеру и работать на телевидении.

Подобные нападения продолжались. Неоднократно страдали чернокожие легионеры каунасского баскетбольного клуба "Жальгирис".

Позже литовское правосудие показательно накажет обидчицу Бернин и нескольких участников марша неонацистов. Наказание за разжигание межнациональной розни будет ужесточено. Во второй половине года каких-то громких инцидентов на расовой почве в Литве не было.

От забастовок к забастовкам

В декабре 2008 года исполнился год стихийных забастовок и митингов в Литве. Однако, по мнению политиков и некоторых общественных организаций, все волнения в Литве последнего года - это репетиция перед настоящим противостоянием общества и властей в январе-марте 2009 года, когда массовые увольнения станут повседневными буднями, а из-за экономического кризиса материальное положение даже среднего класса ухудшится настолько, что люди выйдут на улицы. Уже в декабре 2007 года забастовки стали стихийными: учителя требовали повышения заработной платы, которая и так не была большой, да еще и съедалась растущей в стране инфляцией. К тому же сама зарплата педагогов не менялась много лет, несмотря на обещания правительства, которое постоянно переносило дату повышения денежного довольствия. По сути это и спровоцировало осеннюю волну забастовок. С 1 сентября 2007 года зарплаты учителям должны были быть планово повышены, но власти не сдержали своего слова, сославшись на отсутствие средств.

В марте 2008 года забастовки стали бессрочными. Из-за угрозы полного срыва учебного процесса правительство пошло на уступки. Был принят план постепенного увеличения зарплат учителям до 2011 года. Правда, министр науки и образования Литвы Рома Жакайтене в апреле ушла в отставку. Естественно, предусмотренные деньги для повышения зарплат учителям не могли появиться из воздуха, правительству пришлось их, как сообщалось в те дни, временно изъять из других расходных статей бюджета. Это и стало причиной цепной реакции, которая в эти дни в Литве только набирает силу. В сентябре этого года в Вильнюсе прошла серия митингов студентов технических вузов, которые недовольны целым комплексом проблем в системе высшего образования.

Как только вопрос со студентами утих, свои права стали отстаивать преподаватели университетов. Главное требование все то же: во-первых поднять зарплату с 1 января следующего года, во-вторых, создать программу постепенного увеличения денежного довольствия по примеру того, как это было сделано по отношению к учителям школ и дошкольных учреждений. К тому же преподаватели оскорбились на власти за то, что те забыли про технический персонал вузов: лаборанты, различные ассистенты, завхозы, электрики - все они не попали под внимание властей, которые с трудом делают какие-то попытки решить проблемы только непосредственно самих учащих. А чтобы требования не казались голословными, вначале октября в Литве впервые за всю историю независимости прошла забастовка преподавателей вузов. Пока что предупредительная и двухчасовая. Педагоги пообещали, что если на них внимание не обратят, то начнутся бессрочные забастовки, которые могут сорвать весь учебный процесс в университетах.

Сразу после этого о себе напомнили работники медицинских учреждений. Подобные протестные настроения сейчас есть буквально во всех отраслях, где работают бюджетники. Цепная реакция затронула все сферы. На протяжении года неоднократно свое недовольство высказывали пожарные, не лучше дела обстоят у полиции. Власти оказались между молотом и наковальней: с одной стороны, увеличение расходной части бюджета ради повышения зарплат бюджетникам чревато сильнейшим экономическим кризисом и банкротством государства, о чем предупреждают экономисты, с другой - социальным взрывом в случае игнорирования требований бюджетников. Правящие решили пойти по пути поднятия налогов и сокращения расходной части бюджета. В итоге, зарплаты в следующем году расти не будут, индексация пенсий заморожена, часть социальных выплат отменена. Все эти меры, как считают в литовской оппозиции, сразу после январских праздников всколыхнут Литву настолько, что не исключена возможность массовых волнений.

В "Год трезвости" литовцы пить стали больше

В январе ушедшего года правительство Литвы объявило 2008 год - "Годом трезвости". На реализацию программы, посвященную антиалкогольной пропаганде, из бюджета было выделено 500 тыс. литов (более 147 тыс. евро). Основной целью программы декларировалось снижение потребления алкоголя в Литве. Планировалось, что за год будет проведен ряд мероприятий по агитации населения. Людей будут призывать отказаться от потребления алкоголя. Также часть средств планировалось потратить на социальную антиалкогольную рекламу.

Однако, по данным исследования Международной организации потребления напитков в мире, которое было обнародовано уже к концу года, на литовском рынке алкогольной продукции вновь стали доминировать крепкие алкогольные напитки, по потреблению которых Литва даже опережает Россию. В Ассоциации пивоваров Литвы в 2008 году были представлены данные исследования международной исследовательской компании CANADEAN, согласно которым, на каждого жителя страны приходится 5,2 литра крепкого алкоголя, 1,8 литров вина и 4,4 литра пива. "В это же время в России на каждого жителя приходится 3,6 литров водки и крепкого алкоголя и 3,9 литров пива", - отметили в ассоциации.

Эмиграция из Литвы продолжается

Правительство Литвы в сентябре утвердило порядок наблюдения, анализа и прогнозирования экономических миграционных процессов. Целью этой программы является наблюдение за экономическим положением литовцев, покинувших родину, анализ и прогнозирование экономических процессов в Литве, связанных с миграцией населения из страны. Собирать и обрабатывать данные будут различные государственные институции, после чего данные будут направляться в Министерство труда и социальной защиты Литвы, где они будут классифицироваться и изучаться. В свою очередь, министерство будет обработанные данные ежегодно представлять европейской комиссии по делам экономической миграции.

Литва по-прежнему входит в группу стран, в которых зафиксировано негативное сальдо миграции. В начале 2007 года в Литве проживали 3,4 млн человек, а это на 0,1 млн или на 3% меньше, чем в начале 2001 года. Эти данные основаны на официальных декларациях об отъезде, которые граждане Литвы обязаны заполнять в МИД Литвы при отъездах из страны дольше, чем на полгода. В связи с этим Департамент статистики Литвы провел исследование о том, сколько в действительности людей декларируют свой отъезд. По полученным данным, о своем отъезде сообщает только "каждый второй или каждый третий покидающий Литву". Согласно информации Департамента статистики Литвы, с 2001 года из Литвы эмигрировали 168,7 тыс. человек.

По предположениям аналитиков, из Литвы с момента вступления в Евросоюз в действительности на заработки в страны Западной Европы уехали в два-три раза больше человек, чем декларирует официальная статистика. Официальные власти Литвы не опровергают подобные заявления в связи с тем, что специальных исследований уровня миграции в Литве не проводилось. Отток населения значительно повлиял на экономику Литвы, создав низкий уровень безработицы и даже нехватку кадров в отдельных областях.

В марте этого года Экономический и правовой консультационный центр провел опрос руководства крупных компаний Литвы. В опросе приняли участие руководители свыше 500 предприятий. Так, в ходе опроса руководители каждого седьмого коммерческого предприятия признали, что поиск персонала в последнее время становится все более сложным. Руководство каждого четвертого предприятия считает, что виной тому - поток эмиграции из Литвы.

Это косвенно подтверждает и опрос общественного мнения, сделанный уже в конце 2008 года, который показал, что Литву готово покинуть четверть населения. На вопрос "Хотели бы Вы поехать поработать за рубеж на срок меньше 9 месяцев?" утвердительно ответили 24% респондентов, отрицательно - 69%, остальные не определились с ответом. Среди желающих уехать - аж 44% молодежи в возрасте до 29 лет, 36% людей в возрасте 40-49 лет, 31% - респонденты от 30 до 39 лет. 10% утвердительно ответили на вопрос о том, планируют ли они в ближайшее время уехать работать за границу, 82% респондентов на этот вопрос ответили отрицательно. Среди планирующих работу за границей четверть составили молодые люди в возрасте до 29 лет, пятую часть - люди в возрасте 40-49 лет.

Денис Тарасенко. Собственный корреспондент ИА REGNUM в Литве.