"Встречу президентов Приднестровья и Молдавии Игоря Смирнова и Владимира Воронина, прошедшую 24 декабря в Тирасполе, тяжело воспринимать всерьез. Происходящее больше походила на некое театральное представление, нежели на переговоры на высшем уровне. Тем не менее, после 45 минут словесных баталий стороны приняли решение удалиться для закрытого совещания. Далее не прошло и получаса, как встреча была завершена. Президенты Приднестровья и Молдавии разошлись относительно мирно, наметив дальнейшие шаги в так называемой совместной работе. Слова словами, а реальные дела могут так и не сдвинуться с мертвой точки", - заявил 26 декабря в интервью корреспонденту ИА REGNUM член коллегии адвокатов Санкт-Петербурга, правозащитник Александр Новиков.

"Президент Приднестровья прекрасно понимал, что конкретно ему может предложить Воронин. Это совершено неприемлемый для Тирасполя молдавский проект закона об автономном статусе Левобережья (22 июля 2005 года на пленарном заседании парламента Молдавии был принят закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM). О каких переговорах может идти речь, если стороны изначально не слышат друг друга? Молдавский президент знает, что приднестровская сторона до последнего будет придерживаться результатов референдума 2006 года (17 сентября 2006 года в Приднестровье состоялся референдум о статусе республики, в ходе которого более 97% проголосовавших высказалось за независимость и последующее свободное присоединение Приднестровской Молдавской Республики к Российской Федерации - прим. ИА REGNUM). А итоги данного всенародного голосования изначально предполагают независимость и признание Приднестровской Молдавской Республики. Процесс урегулирования может затянуться до бесконечности, так как Смирнов как президент обязан выполнять волю своего народа. С другой стороны, с данным обстоятельством никогда не будут согласны ни Украина, ни Евросоюз, ни США, ни сама Молдавия. Таким образом, продолжение консультаций в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) окончательно теряет смысл. Тем более что Смирнов и Воронин нашли согласие в продолжение консультаций в формате "2+1" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия - гарант - прим. ИА REGNUM)", - отметил правозащитник.

"Действительно, вспомогательным звеном в данной ситуации может выступить только Российская Федерация. Именно Россия должна инициировать скорейшее начало переговоров в формате "2+1". Только при условии начала диалога в таком составе переговорный процесс может сдвинуться с мертвой точки. Но здесь возникает новый ряд сомнений. Молдавия давно заслужила славу абсолютно недоговороспособного государства. Во многом это заслуга лично президента Воронина. Ни одного договора или соглашения, заключенных ранее между правым и левым берегами Днестра, сегодня не выполняется. Поэтому, официальный Кишинев в настоящее время не может гарантировать, что вновь достигнутые соглашения в будущем будут безукоснительно выполняться и реализовываться", - заявил Новиков.

"Совершенно очевидно, что с точки зрения права Приднестровье имеет все основания для приобретения официального статуса независимого государства. Но, к сожалению, в сложившейся ситуации будет довольно трудно переиграть ЕС и США. Ведь именно под их диктовку Молдавия сегодня выстраивает свою внешнюю политику. Позиция России в данном вопросе крайне слаба", - резюмировал Александр Новиков.