Европейская страшилка для России, исламская страшилка для Европы: Армения за неделю
Армения-Россия
О неформальном саммите в Астане
"Неформальный саммит глав государств
В Казахстане состоялся саммит СНГ. Хотя вернее было бы назвать его посиделками. В конце концов, о чем должны были говорить между собой президенты стран-членов СНГ, причем, без галстуков? Скорее всего, они просто собрались, чтобы посплетничать о западных соседях. Медведев, по всей видимости, посетовал на то, что Америка-де, специально снижает цены на нефть, чтобы Россия развалилась и не стала США конкурентом в однополярном мире. Казахстан, наверное, заявил, что его вынуждают согласиться на прокладку Набукко, и ему уже сложно находить причины для отказа. Ну, а Саргсян, наверняка, пожаловался на двойные стандарты Европы. Дескать,
Армянские власти утверждают, что в 2009 году произойдут события, которые укрепят безопасность нашей страны. Невольно возникает вопрос: какие это события могут оказать столь благоприятное воздействие на нашу безопасность? И в этом контексте вспомнилось, что на состоявшемся на прошлой неделе в Астане саммите стран СНГ президент Казахстана
Об экономической политике
Как известно, Российская Федерация отказывается от договоренностей, достигнутых с армянскими властями 2-3 года назад, согласно которым на юге Армении, на границе с Ираном, планировалось построить армяно-российско-иранское совместное предприятие - нефтеперерабатывающий завод. Какое огромное экономическое и политическое значение мог бы иметь для Армении этот проект, наверное, говорить излишне. Однако, как заявил российский министр транспорта
В Москве принято весьма странное решение, связанное с Арменией. Совет директоров ОАО "
Кризис и ксенофобия
Редактор газеты "Аравот"
Шпиономания?
Как сообщает армянская служба радио "Свободы", российские правозащитники выразили обеспокоенность в связи с ожидаемыми изменениями в Уголовном кодексе РФ, касающимися понятий "шпионство" и "государственная измена". Изменения представлены Госдуме 12-го декабря. Согласно "Свободе", председатель Хельсинкской комиссии Москвы
Армения пугает Россию Европой?..
На вопросы
Можно ли ожидать серьезных корректировок Россией своей "южнокавказской политики" в разрезе новой расстановки сил и интересов западных альянсов и стран после августовских событий в Грузии? Достаточно ли места остается для Армении в новых условиях для продолжения политики так называемого "комплементаризма"?
Надежды Запада на то, что Россия будет готова к торгу относительно Абхазии и Южной Осетии очень распространены. Об этом говорят и политики, и эксперты. И у них есть на этот счет солидарное ожидание, что такой торг возможен. Однако торга не будет, так как это уже не является предметом торга, и позиция России по Абхазии и Южной Осетии корректироваться не будет. Понятно, что в проекте приема Украины и Грузии в НАТО, как обычно бывает в наших отношениях с Западом, Запад применил непростую, но понятную уловку, предъявив ложную цель: ПДЧ, или, как в случае с Украиной - сфокусировав внимание на проведение референдума о вступлении в НАТО. На деле оказалось, что эти мифологические формулы мало имеют общего с реальностью, так как уже сейчас украинские и грузинские военные инфраструктуры абсолютно подчинены НАТО. На Украине НАТО контролирует воздушное пространство, ПВО, имеет право свободного передвижения войск, и для этого никакого референдума не нужно, достаточно позиции президента и министра обороны. Таким образом, военные инфраструктуры Украины и Грузии в значительной степени уже интегрированы в НАТО, а вопрос об их политическом присоединении к альянсу, на самом деле, не является первоочередным для этой организации. Дело в том, что политическое присоединение к НАТО таких малопредсказуемых игроков, как нынешние власти Украины или Грузии, просто не нужно, так как в этом случае с ними придется о чем-то договариваться, советоваться. Сейчас и Украина, и Грузия, в одностороннем порядке, добровольно передали свой военный суверенитет НАТО, не получив доступа к принятию политических решений. НАТО это вполне устраивает. Так что интеграция этих стран в НАТО - свершившийся факт.
А как быть с формальной стороной вопроса? Это видимо вопрос времени?
Формальная интеграция с учетом того, что Грузия и Украина - малопредсказуемые игроки, может и не понадобиться. Потому что, как я уже сказал, от Брюсселя тогда понадобятся какие-то уступки относительно допуска этих стран к принятию политических решений в рамках НАТО. А эти страны, как таковые, пока не воспринимаются в качестве сторон, способных генерировать ответственные политические решения. Поэтому тут тоже нет предмета для торга. Видимо, евроатлантическая дискуссия располагалась в пространстве отношений Украины и Грузии с ЕС. Но модернизация политики "Нового соседства" ЕС, за которой была перспектива членства в ЕС, в программу "Восточного партнерства", в которой уже нет этой перспективы, достаточно однозначно показала, что ни Грузия, ни Украина не станут полноправными членами ЕС. Для того, чтобы
Опасная для Армении оценка...
Понятно, что Армении в этой ситуации, хотя бы просто для минимизации риска по безопасности, пришлось бы так или иначе интегрироваться в военно-политическую инфраструктуру НАТО, чтобы иметь право голоса. Но, повторяю: глубокоуважаемый, хитрый Запад нашел среднее, половинчатое решение. И страшилка, которую часто сейчас в Армении используют по отношению к России, о том, что "Ребята, вы там защищайте наши интересы, а то нам просто некуда будет деваться" - должна быть пересмотрена. Поскольку политического влияния Грузия в НАТО не получит, при всех возможных перспективах, не получит его и Азербайджан, особенно учитывая серьезный тренд Турции в сторону от слишком прямолинейного союзничества с США. Де-факто это будет просто военной экспансией НАТО до берегов Каспия. В этой ситуации, естественно, пугать русских политическими перспективами вступления в НАТО глупо, потому, что их не будет. Но, с другой стороны, вполне осмысленно было бы вести обсуждение гарантий национальной безопасности Армении, подвергнуть серьезному анализу тактику существующих союзных, межгосударственных и международных организаций с тем, чтобы повысить их не столько интегрирующий, сколько взаимозащищающий потенциал. Здесь есть большой простор для того, чтобы добиваться больших результатов. Есть несколько завиральных идей относительно того, как ощутимо повысить вес этих международных форматов, в которых на постсоветском пространстве участвует Армения. Но сейчас и мировой экономический кризис, и мощное политическое давление, оказываемое на Армению в пользу того, чтобы она поспешила с карабахским урегулированием, не оставляют времени для того, чтобы настроить в них филигранную работу. Поэтому нужна отдельная, напряженная работа с тем, чтобы организации, в которых участвует Армения, были бы способны в большей степени защищать ее интересы.
Для Армении Карабах не может находиться за скобками. Это вопрос судьбоносный, хоть и вопрос власти также...
Тем не менее, на последнем собрании высоких представителей ОДКБ вопрос был выведен за скобки. Значит, консенсуса на этот счет нет. Какой можно сделать вывод, учитывая двусторонние отношения. Опыт показывает, что ни летняя российско-азербайджанская декларация, прямо воспрещающая применение силы, ни последняя Московская декларация не смогли воспретить силовых угроз при решении конфликта. Московская декларация делает это более округло, что позволяет толковать ее двояко, но, очевидно, что такого рода декларации не служат сами по себе механизмами гарантий. Тот, кто хочет размораживать "замороженные" конфликты, должен понимать, что на него падает полная ответственность за последствия, которые нельзя предсказать. В дипломатической технике традиция деклараций для "поддержания в очаге огня" и наличие хоть какой-то динамики приветствуется. Но другое дело, что дипломатия представляет государство, а не чистую дипломатическую технику. И без общественного мнения, экспертного давления на практику внешнеполитических решений не обойтись. И, как традиционно принято в дипломатии нового времени, на каждый вынужденный шаг национальной дипломатии общество консолидирует свой голос и заявляет о минимальных требованиях, каким должна она соответствовать, и в каких рамках должны быть сбалансированы дипломатические решения. Если ОДКБ, как признанная система безопасности, добровольно выводит карабахский вопрос за скобки своих гарантий, то это значит, что ОДКБ исходит из того, что вышеупомянутые декларации представляются ей достаточными для гарантий. Но с другой стороны совершенно очевидно, что нужно искать новые, дополнительные гарантии безопасности. ("АрмИнфо", с сокращениями).
Российско-турецкая угроза
Заметное в последнее время потепление русско-турецких отношений может иметь катастрофические последствия для Армении. Подобное мнение на пресс-конференции 16 декабря высказал доктор политологии Левон Ширинян. По его словам, из истории известно, что любое русско-турецкое сближение заканчивается не в пользу Армении. Он не совсем одобряет улучшение армяно-турецких отношений. По его мнению, в процессе становления нового миропорядка Армения должна быть готова ко всему - по логике бескомпромисстности. "История показывает, что если миропорядок находится в процессе формирования, то границы устанавливаются в конце, по принципу "кто чего достиг". В этих обстоятельствах, Армения должна вести очень гибкую и бескомпромиссную политику", отметил Ширинян. В сложившейся ситуации для достижения каких-то успехов, по его словам, нужна внутренняя стабильность в стране. А внешняя политика Армении, по словам политолога, нуждается в некотором редактировании. "Персидский сектор пока что остается неосвоенным нами, между тем, одним из самых искренних друзей был и остается Иран", заявил он. По оценке политолога Алексана Манасяна, намечающиеся перемены в армяно-турецких отношениях были одним из самых важных событий 2008 года. В то же время он отметил, что нужно быть осторожными и делать все возможное, чтобы этим поворотом не воспользовалась только Турция, повысив свой имидж в Европе. Кроме того, Манасян считает, что Турция должна принять факт Геноцида армян и высказать готовность не только извиниться, но и предоставить компенсацию. ("Ноян Тапан").
Турецкие извинения и армянские корни Гюля
Представители интеллигенции Турции попросили у армян прощения за резню во время Первой мировой войны, пишет Der Standard в статье "Мы просим прощения". Любой турок может присоединиться к акции в интернете. Как отмечает корреспондент газеты Юрген Готтшлих, масштабы кампании превзошли все ожидания уже в день ее начала. Прямо в первые часы к акции присоединились 2000 человек, что свидетельствует о том, что большинство представителей турецкой интеллигенции не приемлет официальной позиции турецких властей относительно геноцида армян. Еще до старта кампании, ее инициаторы выразили надежду, что она не будет использована в каких бы то ни было политических целях. "Независимо от официальной политики мы как граждане Турции имеем право выразить свое мнение о нашей истории", заявил профессор Ахмет Инсель. Как отметили авторы послания, просить прощения - дело добровольное. Тем не менее, это не спасло авторов письма от нападок националистов. "По словам лидера партии "Национальное действие" Девлета Бахчели, туркам не за что просить прощения у армян - наоборот, это армяне убивали сограждан турецкой национальности, а позже и турецких дипломатов по всему миру. 16-го декабря стартовала антикампания, которая обвиняет устроителей сетевой акции в предательстве", пишет Der Standard. Под петицией "Армяне, простите нас", в которой армянскому народу приносятся извинения за Геноцид армян, подписалось уже более 10 тысяч человек. Петиция была размещена в Интернете 15 декабря и за один день собрала более 8 тысяч подписей.
(PanARMENIAN.Net).
На заседании Комиссии по внешним связям парламента Турции от 18 декабря была обсуждена кампания по принесению извинений армянам, развернутая в Интернете группой турецких ученых, писателей, журналистов и НПО. Депутаты от Республиканской народной партии и Партии националистического движения предложили принять заявление, осуждающее тех, кто поддержал кампанию. Против этого предложения выступила Партия демократического собрания, состоящая из этнических курдов. По итогам обсуждений было принято решение провести индивидуальный сбор подписей депутатов с целью осуждения кампании. Член оппозиционной Республиканской народной партии, депутат Джанан Арытман назвала организаторов кампании "предателями родины": "Подписавшиеся под этим письмом фальшивые интеллигенты должны извиниться перед Турцией". Арытман также подвергла критике отношение к данной кампании президента
"Для меня недопустимо поддерживать начавшуюся недавно акцию по сбору подписей в пользу извинений перед армянами. Я не принимаю и не понимаю эту кампанию, заявил премьер-министр Турции
Призыв извиниться перед армянами за Геноцид армян подвергается критике не только со стороны националистов, но и со стороны той части общества, которая считает, что этого заявления недостаточно. "Это хорошее начало, но этого недостаточно. Во-первых, что они подразумевают под "Великой катастрофой"? Давайте назовем вещи своими именами - это геноцид. Во-вторых, извиняться должно государство", сказала координатор турецкой Ассоциации противостояния Айтекин Йилдыз. Вместе с тем один из представителей турецкой интеллигенции, пожелавший остаться неназванным отметил, что турецкое государство, более чем отдельные люди, обязано извиниться перед армянами, пишет турецкая газета "Zaman". (PanARMENIAN.Net).
Как сообщает ИА "Де-Факто", с турецкого веб-сайта "özür diliyoruz" были удалены подписи и имена 13.315 человек, подписавшихся под заявлением "Армяне, простите нас". Как сообщил агентству независимый французский журналист Жан Экиян, 18 декабря, в период с 11:00 до 14:00, с данного веб-сайта, на котором размещена петиция, были удалены 73 страницы с подписями 13.315 представителей турецкого общества. Экиян отметил, что это событие следует рассматривать в контексте заявления премьер-министра Турции
Президент Турции
Как сообщает газета "Айк", турецкая газета "Заман" сообщила, что армяно-турецкая граница может открыться уже в 2009 году. "Если Ереван сможет за время своего председательствования в ОЧЭС пойти в прямых переговорах с Анкарой на смелые шаги, то Турция откроет границы в 2009 году. Если Армения предложит надежную программу вывода войск с территории Азербайджана и заявит, что признает территориальную целостность Турции, Турция предпримет ответные шаги", пишет турецкая газета, одновременно выражая беспокойство в том, что Азербайджан может помешать улучшению армяно-турецких отношений.
Расследование событий 1-го марта
По состоянию на 17 декабря 2008 года лиц, находящихся под предварительным заключением в связи с событиями 1-2 марта, нет. В суды направлено 90 уголовных дел в отношении 111 лиц. 5 человек оправданы, в отношении 1 уголовное дело прекращено, еще к 5 лицам в качестве меры наказания применены штрафные санкции, 38 человек условно освобождены от отбытия наказания, 52 человека осуждены на разные сроки лишения свободы, в отношении 26 человек дела прекращены, и они освобождены от уголовной ответственности. Все эти цифры, пишет газета "Республика Армения", озвучил на состоявшейся на днях пресс-конференции руководитель следственной группы Специальной следственной службы Армении
Как сообщает
Газета "Азг" сообщает, что представитель Армянского национального конгресса
Как сообщает газета "Лрагир", представитель Армянского национального конгресс Давид Шахназарян заявил, что, по его сведениям, на днях в Армению должен прибыть международный эксперт, который примет участие в работе Группы по сбору фактов, расследующей события 1 марта. В каком статусе он будет участвовать в работе, пока неясно. Известно только, что он прибывает из
Погромами магазинов, сожжением машин и другими провокациями 1 марта в Ереване занимались определенные группы, общее численность которых составила 950 человек. Об этом 21 декабря в Ереване заявил лидер оппозиции, экс-президент Армении
Армения пугает Европу исламским миром?..
В среду, 17 декабря в Париже состоялось заседание мониторинговой комиссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы, на котором был обсужден доклад комиссара ПАСЕ по правам человека Томаса Хаммарберга о выполнении Арменией Резолюций 1609 и 1620 Ассамблеи. Документы эти, напомним, касались мартовских событий в Ереване и содержали рекомендации по устранению их последствий. Доклад был представлен содокладчиками по вопросу Армении
Накануне заседания Мониторинговой комиссии ПАСЕ газета "Айоц ашхар" поинтересовалась мнением отечественные политические деятели о ходе выполнения резолюций 1609 и 1620 ПАСЕ.
Арам Сафарян, партия "Процветающая Армения": Решение мониторинговой комиссии или январской сессии ПАСЕ о лишении Армении права голоса будет иметь весьма тяжелые последствия для нашей страны. Оно ослабит позиции тех политических деятелей, которые выступают за тесное сотрудничество Армении с европейскими и международными организациями и неукоснительное выполнение принятых ПАСЕ резолюций. Вместе с тем такое решение усилит позиции тех политиков и политических групп, которые являются сторонниками жесткого курса в отношении международных структур. От прогнозов я воздержусь. В то же время очень надеюсь, что начатые реформы будут продолжены, а Совет Европы осознает необходимость этого процесса. Ну а в противном случае нам надо будет подумать о том, почему именно сегодня СЕ занял жесткую позицию в отношении Армении и насколько она отвечает политическим интересам или общеевропейским принципам и ценностям? Армен Мартиросян, оппозиционная партия "Наследие": Санкции ПАСЕ для меня не столь важны. Меня куда более интересуют происходящие в нашей стране политические и общественные процессы. Уверен, что у Армении есть все предпосылки, чтобы достичь самого высокого в нашем представлении уровня демократии. Что касается выполнения предложений ПАСЕ, предприняты определенные шаги по реформированию Избирательного кодекса. Однако по итогам заинтересованных рабочих обсуждений с участием всех представленных в парламенте политических сил мы так и не пришли к какому-либо результату, поскольку поправки к ИК не были вынесены на рассмотрение НС. Вместе с тем были совершены и регрессивные шаги. В частности, я очень плохо отношусь к наличию в нашей стране политзаключенных, а также к политическим процессам. Негативно оцениваю работу государственных, правоохранительных структур и органов правосудия по выявлению виновников поствыборных событий. Тем не менее я не думаю, что в отношении нашей страны будут применены санкции, а тем более жесткие. ("Айоц ашхар").
Газета "Айкакан жаманак" пишет: "Предложение Мониторинговой комиссии ПАСЕ лишить права голоса делегацию Армении, действительно стало неожиданным. Не потому, что не было для этого оснований - оснований хватит на десяток таких решений. Просто, сегодня в Армении мало кто верит в то, что ПАСЕ защищает принципы - у нас эту структуру начали воспринимать как некую коммерческую организацию. А в деле коммерции Сержу (президент Армении
Мониторинговая комиссия ПАСЕ поставила Армению в сложное положение, точнее говоря, поставила перед выбором: либо выполнить требования, либо же не отличающаяся принципиальностью ПАСЕ не откажет себе в удовольствии приостановить полномочия Армении, пишет газета "Азг". Отмечая, что на заседании комиссии присутствовали все члены армянской делегации, газета с нескрываемым разочарованием указывает на то, что "делегация, возглавляемая Давидом Арутюняном не смогла чего-либо добиться ни в ходе заседания, ни до него".
Решение Мониторинговой комиссии ПАСЕ по Армении в корне меняет внутриполитическую ситуацию Армении. Об этом в ходе пресс-конференции заявил координатор оппозиционного Армянского национального конгресса Левон Зурабян. По его словам, теперь уже не только отечественная оппозиция, но и международные структуры зафиксировали наличие в стране политических заключенных. Власти Армении, освободив их из-под стражи, усилили бы позиции армянской стороны в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, вновь создали бы благоприятные условия для инвестиций, остановленных именно в связи с наличием политических заключенных, а самое главное - оппозиция пошла бы на диалог с властями, о необходимости которого так много и долго говорится. Вместо этого власти продолжают удерживать политзаключенных, невзирая на столь высокую цену, которую за это платит страна, и которая станет еще выше в случае, если армянскую делегацию лишат права голоса в ПАСЕ, отметил Зурабян. (
"То, что ПАСЕ показала Армении "желтую карточку", еще не значит, что на зимней сессии ПАСЕ нам покажут "красную". Более того, мы считаем, что целью этого предупреждения был не контроль над выполнением резолюций. "Желтая карточка" нашей стране была показана по политическим причинам. И если подходить к вопросу под таким углом, то станет ясно, почему европейские чиновники вдруг вспомнили о расследовании событий 1 марта", пишет газета "Айоц ашхар". По ее мнению, предложение мониторинговой комиссии о лишении Армении права голоса - одно из звеньев в длинной цепи последовательных шагов по интеграции Армении в Евроатлантическое пространство. "После российско-грузинской войны и последовавших за ней событий, первоочередной задачей стран Евросоюза и безоговорочно поддерживающего их в южнокавказских делах Вашингтона стало окончательное разрешение вековой армяно-турецкой проблемы. Именно в этом кроется причина одновременного и параллельного мониторинга в Армении и Турции. Параллельно "перестройке", начавшейся в Турции, как по мановению волшебной палочки из архивов извлекаются все те существующие в Армении проблемы, которые позволят скорейшим образом интегрировать нашу страну в Евроатлантическое пространство путем создания нового баланса сил между властями и оппозицией. Это даст возможность основательно расшатать позиции России на Южном Кавказе и превратить регион в восточную базу Евросоюза", пишет газета и продолжает: "Оппозиционный блок, созданный в Армении в канун президентских выборов 2008 г., является единственной политической силой, реанимация которой позволит установить в стране внутренний баланс сил. Это свою очередь сделает власти Армении более уступчивыми в вопросе нормализации армяно-турецких отношений". "В преддверии зимней сессии ПАСЕ властям Армении, по сути дела, навязывают неприемлемый вариант: забыть о совершенных преступлениях, результатах следствия и закрыть уголовные дела. Это негативно отразится на имидже государственных институтов и прежде всего судебной системы. Более того, это подорвет доверие органов судебно-правовой системы к вышестоящим инстанциям: получается, что все это время они выполняли ненужную работу. Укрепив позиции политической силы, лидер которой, возвестив о скорейшем урегулировании Карабахской проблемы, тут же прекратил митинги, можно создать необходимые условия для достижения таких же результатов в вопросе нормализации армяно-турецких отношений. Усиление позиций "пятой колонны" в Армении требует от Запада оказания постоянной поддержки оппозиционным силам. Так можно всякий раз устраивать "1 марта" и принимать новые резолюции, пока "демократизированная" таким путем страна не станет "понятливой", заключает провластное издание.
Газета "Еркир" пишет: "Интрига заключется в том, что власти тоже рассматривали вопрос амнистии. Однако европейцы опередили и, таким образом, не только не облегчили задачу властям, но и поставили их в более трудное положение. Поскольку, если судебный процесс по "Делу семерых" продолжится и приговор не будет вынесен до зимней сессии ПАСЕ, то страна встенет перед серьезными угрозами. Если же власти пойдут навстречу Мониторинговой комиссии и прекратят судебное преследование по "Делу семерых", то это покажет несовершенство судебной системы Армении, поскольку на нее можно оказать давление извне. Кроме того, в таком случае, как и в случае амнистии по делу "О 1 марта", оппозиция заявит, что это было сделано не по доброй воле властей, а под нажимом оппозиции".
Решение мониторинговой комиссии ПАСЕ - блестящая победа Общенационального движения в Армении. Об этом, передает
Газета "Чоррорд ишханутюн" пишет: "Власти изначально искажают ситуацию, и делают это довольно искусно. Руководитель нашей делегации в ПАСЕ Давид Арутюнян, к примеру, говорит: "В конце концов, мы должны понимать, что хоть делегация и лишается голоса, однако это оценка не работы делегации, а страны". Глава МИД Эдвард Налбандян, в свою очередь это злополучное предложение называет "неблагоприятным для Армении". Оба искажают действительность: это не "оценка страны", а оценка властей Армении, и предложение Мониторинговой комиссии "неблагоприятна" не для Армении, а для ее властей. И это понимают все. Страна должна была освободить политзаключенных, обеспечить свободу митингов и дать возможность выхода в эфир телекомпании "А1+" или власти? Все требования были адресованы властям, и если они эти требования не выполняют, то "страна" тут ни при чем".
Самым сенсационным откликом на случившееся стало заявление руководителя парламентской фракции правящей Республиканской партии Армении Галуста Саакяна. Как сообщает радио "Свобода", сей государственный деятель сказал: "В самом крайнем случае, если Армению права голоса лишат... Ну, во-первых, я не думаю, что СЕ окажется настолько неразумным, что толкнет нас туда, где его нет... К примеру, Совет Европы является лишь частью международной общественности, в мусульманском мире тоже структуры есть. Лишат нас голоса у себя - подадим голос там".
По мнению газеты "Лрагир", Галуст Саакян является средством оглашения информации, которую нельзя озвучивать в виде официальных заявлений. В России, утверждает газета, эта роль возложена на Жириновского. К примеру, пишет "Лрагир", заявление Галуста Саакяна о том, что Армения может отвернуться от Европы и пойти в ином направлении, дает армянским властям возможность заявить Европе, что они едва сдерживают стремление армянского народа идти по другому пути, и что в этом вопросе не стоит оставлять власти наедине со своим народом.
"Приговор по "Делу семерых" в некоторой степени зависит от реакции ПАСЕ на происходящее в Армении", сказал корреспонденту
"Дело семерых"
19 декабря в Ереване началось судебное заседание по так называемому "Делу семерых". Как сообщает ИА REGNUM, "Дело семерых" - выделенное в отдельное производство дело об участии в мартовских событиях семерых активистов команды лидера армянской оппозиции
Армянский Национальный Конгресс выступил с очередным заявлением по поводу процесса по "Делу семерых", выделенного из основного дела о событиях 1 марта в Ереване. "Организованный властями судебный процесс на самом деле представляет собой расправу над армянским народом, который после президентских выборов 19 февраля выразил свою волю и поднялся на борьбу с избирательными фальсификациями. Судебный процесс над семью деятелями оппозиции, которые ведут борьбу за свободу, мы превратим в судебный процесс над прогнившей насквозь властной системой", говорится в заявлении АНК. В нем также содержится призыв "ко всем тем, кому дороги свобода и права человека, присутствовать на этом судебном процессе". ("Аравот").
Как сообщает газета "Айкакан жаманак", свидетели и потерпевшие по "Делу семерых" в последнее время приглашаются в отделения полиции, где их "уговаривают", чтобы они в суде не распространялись о том, что видели 1-го марта и требуют повторить написанные следователями показания. По словам газеты, власти обеспокоены возможностью того, что свидетели в суде не выдержат и расскажут то, что с ними происходило, "то есть, станет очевидным, что преступниками являются чиновники, приказавшие учинить бойню".
Газета "Чоррорд ишханутюн" пишет: "Судебный процесс по "Делу семерых" является третьим актом трехактной трагедии кочаряносержевского режима. Первым актом были позорные президентские выборы 19 февраля, вторым - бойня 1-го марта".
Начавшийся судебный процесс по "Делу семерых" получил беспрецедентное направление: в ходе заседания выяснилось, что обвиняемые и потерпевшие находятся на одной стороне, а обвинители и судьи - на другой, пишет газета "Айкакан жаманак" и отмечает: "Такого, в нормальных условиях, не могло произойти - потерпевший не может быть на стороне того, по чьей вине он пострадал". Как сообщает газета, трижды адвокаты ходатайствовали об отводе судьи Мнацакана Мартиросяна, и трижды ходатайство было поддержано обвиняемыми и пострадавшими - возражала лишь сторона обвинения.
Как сообщает ARMENIA Today, оба первых судебных заседания по "Делу семерых" проходили со скандалами и эксцессами. Во время второго заседания в зале возникла перепалка между родственниками обвиняемых и лицами, заранее занявшими места в зале заседаний. По свидетельству адвокатов, это были переодевшие в гражданскую одежду полицейские, которые специально заняли одну треть мест в зале, чтобы вызвать провокации. Не были допущены в зал заседаний бывший премьер-министр Армении
Как сообщает газета "Айкакан жаманак", за судебным процессом следят не только в Армении, но и за рубежом. Так, пишет газета, "Би-Би-Си" отмечает, что судебный процесс для властей Армении будет настоящим испытанием. "Перед судом предстанут 7 человек. все они являются сторонниками первого президента Армении
На вопросы российской газеты "Коммерсант" отвечает первый президент Армении Левон Тер-Петросян
Как вы расцениваете ход следствия и судебный процесс над вашими соратниками?
Как политическую расправу. Власти делают все, что в их силах, чтобы переложить на оппозицию ответственность за собственные преступления, а именно узурпацию власти через фальсификацию выборов и расстрел мирных демонстрантов. Следствие целенаправленно фабрикует обвинения, а суды цинично, с нарушением всех мыслимых процессуальных канонов их подтверждают. Налицо самый настоящий правовой беспредел.
Адвокаты обвиняемых уже заявили, что суд необъективен и выполняет указание властей. Вы тоже так считаете?
Безусловно, это так. Любой объективный суд камня на камне не оставил бы от этих обвинений. Однако судам дано указание наказывать, и они "с честью" выполняют данное им поручение. Ни один из вынесенных обвинительных приговоров не имеет под собой оснований. Об этом уже напрямую выразился и комиссар по правам человека Совета Европы Хаммарберг.
Почему власти Армении не выполняют требования правозащитников и западных представителей, требующих амнистии для политзаключенных?
Власти боятся усиления всенародного оппозиционного движения и действуют исключительно репрессивными методами. Они, по всей видимости, понимают, насколько общество их не приемлет, и не видят других методов сохранения собственной власти. Однако это очень недальновидная позиция. Глубокий политический кризис в Армении можно урегулировать только с помощью новых выборов. И, наконец, события 1 марта: на кого-то же надо переложить ответственность за гибель десяти человек?
Среди обвиняемых есть близкий вам человек - Александр Арзуманян, руководивший предвыборным штабом. Вам известно, что именно вменяют ему в вину?
Арзуманяну и остальным шестерым участникам "дела семерых" вменяется узурпация власти и организация массовых беспорядков, повлекших за собой гибель людей, однако обвинительное заключение не приводит никаких доказательств. Истинная "вина" этих людей лишь в том, что они попытались бороться за восстановление конституционного порядка посредством мирных акций протеста, в ответ на что власти применили насилие и кровавую расправу. Еще раз подчеркну, что все эти дела грубо сфабрикованы.
После акций протеста 1 марта были приняты резолюции 1609 и 1620 ПАСЕ, которые требуют повышения уровня соблюдения норм демократии, в частности, свободы суда и слова. Недавно глава МИД Армении заявил, что работа над выполнением этих резолюций практически завершена. Вы согласны с такой позицией?
С этим уже не согласна и соответствующая комиссия Парламентской ассамблеи Совета Европы, которая буквально вчера приняла решение предложить ПАСЕ лишить армянскую делегацию права голоса. Власти попросту имитируют выполнение резолюций, надеясь таким образом ввести в заблуждение европейские структуры и избежать возможных санкций. Но похоже, терпению международного сообщества приходит конец.
Как вы расцениваете состояние демократии в стране спустя чуть меньше года после выборов?
Хуже, чем до выборов. В Армении никогда не было политзаключенных и политических судилищ. ("Коммерсант").