Итоги "черного ноября": конфликты и скандалы в петербургской экономике
Конфликты и скандалы в петербургской экономике глазами СМИ. 15 - 22 декабря 2008 года.
Безземельные предприятия
На минувшей неделе СМИ отметили повышенный интерес петербургского бизнеса к земельному вопросу. Правда, землевладельцы по большей части стремились избавляться от этого актива. "Эстонская Premia Tallinna Kulmhoone, контролирующая Хладокомбинат №1, решила продать недвижимость, рассказал председатель правления эстонской компании Кулдар Лэйс. По его словам, для сохранения производства мороженого достаточно примерно 20% от участка, который занимает предприятие. По его словам, пока владельцы комбината не вели ни с кем переговоры, решение было принято недавно. Учитывая сложную ситуацию на рынке недвижимости, торопиться с этим не стоит, рассуждает Лэйс.
ДОСЬЕ ИА REGNUM
Хладокомбинат №1 - старейший в России производитель мороженого. Принадлежит эстонскому производителю мороженого и замороженных продуктов Premia Tallinna Kulmhoone, владелец которого - американский фонд Amber Trust II S.C.A. Годовая мощность Хладокомбината №1 составляет около 7 тыс. т мороженого, кроме того, в активах компании распределительные холодильники, рассчитанные на единовременное хранение 25 тыс. т. Объем продаж в 2007 году составил 284 млн руб. Наиболее известные торговые марки: "Сахарная трубочка", "Балтийское" и пр.
(по данным СМИ)
Предприятие занимает около 10 га земли недалеко от пересечения Лиговского и Московского проспектов, рассказал источник, близкий к комбинату. Он утверждает, что Premia Tallinna Kulmhoone решила продать предприятие, чтобы расплатиться с долгами, которые составляют около 100 млн руб.
Этот участок может сейчас заинтересовать инвесторов, которые хотят просто вложить деньги, считает президент группы "Аверс" Михаил Зельдин. Он оценивает землю в 50-70 млн долларов. Еще полгода назад ее можно было продать вдвое дороже, говорит он, но не исключено, что через год-два участок снова вырастет в цене, поскольку расположен на очень привлекательном для развития месте. После сноса производственных зданий здесь можно построить офисы или жилье, полагает эксперт.
Территория Хладокомбината №1 уже не раз попадала в поле зрения девелоперов, рассказывает заместитель генерального директора
ДОСЬЕ ИА REGNUM
ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей'", созданное в 2002 году, является крупнейшей холдинговой компанией российского оборонно-промышленного комплекса и основным поставщиком на мировой рынок российских систем и комплексов ПВО. 100% акций концерна принадлежит государству. В его состав входит более 50 научных и производственных предприятий. Концерн производит зенитные ракетные системы, зенитные ракетно-пушечные комплексы, автоматизированные системы управления войсками и т. п. Объем продаж продукции и услуг предприятиями концерна в 2006 году превысил 62 млрд рублей. Данных за 2007 год нет. Размер общего портфеля заказов от различных зарубежных стран на начало 2007 года оценивался в 5-6 млрд долларов.
ОАО "ГОЗ "Обуховский завод'" выпускает транспортные машины и пусковые установки для комплексов ПВО. Входит в концерн ПВО "Алмаз-Антей", состоящий из 46 предприятий. Финансовые показатели завода не раскрываются.
(по данным СМИ)
Вырученные от продажи земли средства Обуховский завод направит на строительство нового корпуса завода и обновление оборудования, сообщил генеральный директор ГОЗ "Обуховский завод" Михаил Подвязников. Сейчас завод занимает 65 га, 40 га останется в собственности предприятия, на них будет переведено производство с продаваемого участка. Вместе с землей продается более 200 тыс. кв. м недвижимости, расположенной на ней. По словам г-на Подвязникова, завод заказал исследование немецкой фирме Drees & Sommer, которая посчитала, что на высвобождаемой территории можно построить бизнес-парк класса B и гостиницу категории три или четыре звезды.
Обуховский завод готов переехать до конца 2010 года, поэтому предполагается, что покупатель будет вносить плату за землю по мере освобождения территории. Всего за участок планируется выручить 230-280 млн долларов. "Выставляя такую цену, мы ориентируемся на свою потребность в денежных средствах", - говорит Михаил Подвязников. По его словам, к продаже подготовлены еще четыре площадки в Санкт-Петербурге, на которых располагаются предприятия, входящие в концерн "Алмаз-Антей". Речь идет о территориях, занимаемых Заводом радиотехнического оборудования на Лермонтовском проспекте (7 га), Институтом радиоаппаратуры (ВНИИРА) на Васильевском острове (14 га), КБ специального машиностроения на Лесном проспекте (4 га) и Российским институтом навигации и времени на площади Растрелли (1,5 га). Сами предприятия будут переведены на территорию Обуховского завода, где для них будут построены новые здания. Тем не менее, окончательное решение о продаже этих площадок пока не принято.
Эксперты отмечают, что выставляемый на продажу участок находится в привлекательном месте, однако, по мнению большинства из них, требуемая цена завышена. "Здесь рядом станция метро, съезд на КАД, вантовый мост. К тому же на участке нет проблем с инфраструктурой", - отмечает руководитель отдела консалтинга Astera St.Petersburg Евгения Васильева. Тем не менее, цена продажи (примерно 1 100 долларов/кв. м) представляется несколько завышенной. Очевидно, что она сформирована с учетом имеющихся на участке зданий, однако их ценность для будущего девелопера весьма спорная, полагает она. "Судя по тому, что завод готов съехать в 2010 году, покупатель получит рассрочку в полтора года. Но даже с учетом этого по нынешней ситуации цена завышена с учетом большой площади участка и его расположения. На мой взгляд, стоимость участка должна быть примерно на 50% ниже", - добавляет директор департамента консалтинга и оценки АРИН Екатерина Марковец. "На 25 га можно построить порядка 300-400 тыс. кв. м коммерческой недвижимости, - посчитал генеральный директор компании "Петрополь" Марк Лернер. - Инвестиции составят 500-700 млн долларов"" ("РБК daily", 22.12).
Порт пережил "черный ноябрь". Дальше будет хуже
Грузооборот порта Санкт-Петербург в ноябре впервые за несколько лет снизился, причем сразу на 8%. В 2009 году эксперты роста уже не ожидают. По прогнозам
СПРАВКА ИА REGNUM
Оборот металлолома в Большом морском порту Санкт-Петербурга в январе-ноябре снизился на 37%, лесных грузов - на 52%, металлов, минеральных удобрений и угля - в среднем на 5%. Зато объем контейнерных перевозок, наоборот, увеличился - на 13%, составив 1,8 млн TEU. За 11 месяцев в порту перевалено 157 тыс. новых автомобилей - в 3,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
(по данным СМИ)
RBC Daily цитирует выводы Николая Асаула: автомобили и контейнеры вытесняют бывшие традиционные виды грузов петербургского порта. По итогам года предполагается, что оборот БПСПб превысит 60 млн т. В 2007 году порт немного не дотянул до этого результата, перевалив 59,6 млн т грузов. "Ноябрь стал первым месяцем в 2008 году, когда было отмечено снижение объема перевалки. Капитан порта Петр Паринов считает, что негативная тенденция продолжится. Ссылаясь на данные Росморпорта, он сообщил, что в 2009 году оборот БПСПб упадет примерно на 10%. Директор по развитию ИАА "Портньюс" Надежда Малышева полагает, что петербургский порт ощутит на себе влияние мирового кризиса в меньшем объеме, чем другие российские порты, оборот которых в среднем упадет на 15-20%. Специфика петербургского порта в удачной логистике (он расположен относительно недалеко от Москвы) и номенклатуре грузов, в которых значительную долю составляют контейнеры и нефтепродукты (их доля в общем грузообороте порта превышает 50%)" (RBC Daily, 16.12).
Несмотря на все трудности, дефицит портовых мощностей в Санкт-Петербурге будет возрастать, полагает председатель Комитета по транспортно-транзитной политике города Николай Асаул. Газета сообщает: "По его словам, в 2015 году нехватка перегрузочных мощностей в городе составит 16 млн т, а к 2025-му - 64 млн т. Выходом из сложившейся ситуации является строительство терминалов вне исторических границ порта (аванпортов). Под них предлагается выделить 477 га в районе Бронки, Ломоносова и Кронштадта. При этом 382 га составят намывные территории. Суммарный оборот новых терминалов составит 38,7 млн т к 2015 году и 70 млн т к 2025 году. На строительство автодорог, морских и железнодорожных подходов, пунктов пропуска потребуются вложения из федерального бюджета порядка 118 млрд руб. в период с 2010 по 2025 год, полагает г-н Асаул" (16.12).
Повышают и рекламируют
В разгар кризиса активизировались и банкиры: одни проводят новогодние акции и увеличивают ставки по депозитам, другие - вкладываются в рекламу. Правда, эксперты затрудняются оценить эффективность этих действий.
"Объем средств физлиц, привлеченных банками Северо-Запада, вырос за девять месяцев 2008 года лишь на 12%, до 652,96 млрд рублей. В среднем ставки по депозитам выросли с начала года на 3-4%. "Это отображает петербургский рынок вкладов. Средний уровень ставок по розничным депозитам сроком на год в крупных банках в начале года был около 8-10%, а сейчас 10-12%", - рассуждает Светлана Ковальская, аналитик ИК "Ренессанс-Капитал". "На начало года ставки по депозитам редко достигали 12-13%, сейчас есть предложения по 16%. Средние ставки также выросли на 1,5-3% в течение года", - говорит начальник отдела анализа рынка акций инвестбанка "
"Увеличение ставки до 16% годовых может быть обосновано разными причинами. В том числе недостатком ликвидности или стремлением банка нарастить клиентскую базу и в дальнейшем работать с ней по пассивным продуктам ", - рассуждает заместитель управляющего петербургского филиала Номос-банка Кирилл Каптюгов. "Дело не столько в проблемах с краткосрочной ликвидностью, сколько с долгосрочным фондированием. В сентябре-октябре наблюдался отток розничных вкладов, в ноябре ситуация стабилизировалась. С учетом того, что рынки долгового капитала по-прежнему закрыты, а фондирование банкам нужно, приходится повышать ставки в надежде привлечь вкладчиков", - считает госпожа Ковальская.
"Рост ставок продолжится максимум до конца этого года, если не сказать, что уже сейчас достигнут максимум", - уверен господин Каптюгов. С ним соглашается и заместитель председателя правления банка "Санкт-Петербург" Павел Филимоненок. "По нашим прогнозам, ставки по валютным вкладам останутся на нынешнем уровне. Банки могут регулировать ставку по вкладам режимом начисления и капитализации процентов, возможностью изъятия части суммы вклада без потери процентов, выдачей кредитных карт под залог вкладов", - рассуждает он. С ним не согласна госпожа Волошина. "В начале следующего года следует ожидать продолжения активностей банков по повышению ставок по вкладам физлиц", - уверена она. "Ставки пока будут расти, но темпы роста уже не будут сопоставимы с предыдущими годом. Кроме того, дальнейший рост ставок по депозитам приведет к повышению ставок по кредитам, которые уже на грани 'разумного' для клиентов", - резюмирует госпожа Кальварская" ("Коммерсант", 16.12).
"Десять крупнейших рекламодателей среди банков и страховых компаний в октябре снизили расходы на наружную рекламу на 11,6% по сравнению с прошлым годом - до 558 тыс. долларов, подсчитали в исследовательской компании "Эспар-аналитик". Выбыли ненадежные банки, зато оставшиеся стали рекламироваться больше, замечает гендиректор корпорации "Руан" Игорь Ананских. Для госбанков реклама в кризис - хороший способ привлечь клиентов, для остальных естественная реакция - замирание, говорит гендиректор "Видео интернешнл Петербург" Алексей Южанов. Банки и страховщики размещают через News Outdoor рекламу на 700 тыс. - 1,5 млн рублей в месяц, оценивает гендиректор петербургского представительства компании
За октябрь банки Санкт-Петербурга, по данным ЦБ, потеряли 8,9% вкладов населения, а в ноябре повысили ставки по депозитам. Балтинвестбанк стал уделять максимум внимания рекламе вкладов физических лиц, это источник наращивания пассивов, говорит представитель пресс-службы банка. Банки стали больше внимания уделять продвижению депозитов, а также имиджевой рекламе, согласен советник президента "ОТП банка" Вадим Юрко. В начале 2008 г. треть размещений приходилась на телевидение, но в начале 2009 г. банк откажется от телерекламы, а на наружку будет приходиться около половины затрат. Многие отказались от телерекламы в пользу наружки из-за ее дешевизны и гибкости, в последнее время стало легче арендовать щиты, говорит исполнительный директор страховой компании "Русский мир" Евгений Гуревич. По оценке директора петербургского филиала ПСК Валентина Смышляева, объемы рекламы в страховом секторе за последний месяц сократились на 20-30%, большинство компаний приостановили активность месяц назад. Рекламисты, по его словам, предлагают скидки до 30-50%. В 2009 г. рекламные бюджеты компаний финансового сектора будут сокращаться примерно на 20% и планироваться не дальше чем на квартал, оценивает Гуревич. Если ситуация не стабилизируется, то в 2009 г. расходы на рекламу могут сократиться до 60-70%, говорит Смышляев из ПСК" ("Ведомости", 17.12).
Кризис угнался за модой
В период кризиса петербуржцам приходится отказываться в первую очередь от привычных потребительских благ. Поэтому для тех, кто их предоставляет, настали не лучшие времена: на минувшей неделе стало известно, что старейших из городских бутиков отечественных дизайнеров Defile закрылся, а группа компаний "Три толстяка" сворачивает свою сеть. Проблемы модной торговли изучал RBC Daily.
Defile, располагавшийся на набережной канала Грибоедова, закрылся из-за невозможности платить за аренду. "По словам его основательницы и владелицы Ирины Ашкинадзе, объем продаж бутика за последнее время упал на 30% и аренда помещения возле Банковского мостика в Санкт-Петербурге стала компании не по карману" (RBC Daily, 15.12). Арендные ставки на канале Грибоедова эксперты издания оценивают в 1-2 тыс. евро за 1 кв. м в год. "Я считаю, что свою задачу бутик за время существования выполнил, - говорит г-жа Ашкинадзе. - Вслед за ним в городе появилось несколько мультибрендов и монобрендов российских дизайнеров, например, один из них - "Дань Моде" - расположился прямо рядом с нашим, на канале Грибоедова, 41" (RBC Daily, 15.12).
Известный дизайнер Владимир Бухинник поделился с RBC Daily своими впечатлениями от новости о кончине Defile: "Новость о его закрытии повергла меня в шок. Ведь он просуществовал почти десять лет. Печально, что кризис сказывается именно на российской моде" (15.12). Более того - под угрозой оказалось и второе детище госпожи Ашкинадзе - петербургская неделя моды "Дефиле на Неве": "В частности, из-за отсутствия поддержки не исключено сокращение "недели" с пяти дней до трех" (RBC Daily, 15.12).
Кризис сказался на положении и менее пафосных, зато узко профильных торговцев одеждой. Группа компаний "Три толстяка", специализирующаяся на продаже одежды больших размеров, сворачивает бизнес в Санкт-Петербурге.
СПРАВКА ИА REGNUM
Группа компаний "Три толстяка" основана в 1993 году бизнесменом Николаем Шилиным, в Санкт-Петербурге появилась в 1995 году. Специализируется на продажах одежды больших размеров - от 52 до 74. Владеет тремя торговыми брендами: "Леди икс и Три толстяка" (одежда зарубежных марок, средний чек 500-700 долларов), "Леди икс и Три толстяка Лайт" (недорогая одежда преимущественно российских производителей, средний чек 40-70 долларов) и "Грандъ Персона" (дорогая импортная одежда, средний чек от 1 тыс. долларов).
По разным оценкам, одежда для полных занимала до последнего времени до 20% от общего объема рынка одежды, который растет на 15-20% в год и составляет 25-30 млрд долларов. При этом, по данным Института питания Российской академии медицинских наук, сегодня 55% населения России имеют избыточный вес, а 22% страдают ожирением. По данным агентства Symbol-Marketing, которое исследовало сегмент одежды нестандартных размеров в 2007 году, рентабельность производства в нем оценивается в 45%.
(по данным СМИ)
"Участники рынка сообщили, что компания закрывает магазины в ТРК "Променад" и "Июнь", где арендовала по 300 кв. м. Судьба центральных торговых точек, расположенных на ул. Восстания, 4, и ул. Инженерной, 13, пока неясна. "Возможно, их тоже закроют или перепрофилируют", - сообщил источник, знакомый с ситуацией. По его данным, решение сети о минимизации бизнеса в Петербурге связано с техническими сложностями, возникшими между головным офисом компании в Москве и ее петербургским представительством" (RBC Daily, 19.12).
Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс считает: "Сети специализированной одежды сейчас в целом испытывают большие трудности из-за нехватки оборотных средств, вызванной общей экономической ситуацией. Их это коснулось больше, в первую очередь из-за более специфической организации бизнеса и медленной оборачиваемости" (RBC Daily, 19.12). Ей вторит директор петербургской компании "Арлена" Елена Годунова: "Одежду стали меньше покупать. Ситуация такая сложная, что я прогнозирую повальное закрытие магазинов одежды в ближайшее время" (RBC Daily, 19.12).
При этом первыми пали сильнейшие: "Эксперты называют "Три толстяка" одной из самых профессиональных компаний сегмента. "Ее доля среди российских сетевиков (этого сегмента) составляет 50%. Хотя точно емкость рынка оценить сложно. Спрос пересекается с обычными магазинами, вещевыми рынками и продукцией ателье (если речь идет о богатых людях)", - говорит заместитель директора департамента торговой недвижимости