В 1993 году Азербайджан официально просил Нагорный Карабах о пощаде: Нагорный Карабах за неделю
Военный вестник
Перестрелки
По сообщениям азербайджанских СМИ, с 18 по 25 ноября армянская сторона чуть ли не ежедневно нарушает режим прекращения огня. Согласно передаваемым сообщениям, вооруженными силами Армении обстреливаются подразделения азербайджанских ВС, дислоцированные на границе с Ноемберянским и Иджеванским районами Армении. Кроме того, азербайджанские СМИ регулярно оповещают об обстрелах своих подразделений вдоль всей линии соприкосновения ВС Азербайджана и Армии обороны Нагорного Карабаха. Особенно усердствует в этом направлении информационное агентство Day.az, в ежедневных 10-часовых "break news" которого говорится об "обстрелах позиций азербайджанской армии" в "от четырех до семи районах". При этом, во всех случаях "ответным огнем враг был подавлен, жертв нет".
Азербайджанская сторона пытается провоцировать Армению на нарушение режима перемирия. Об этом 19 ноября на брифинге сообщил начальник отдела пограничного представительства Оперативного управления ГШ ВС РА полковник Андраник Мкртумян. По его словам, в приграничной зоне, на той или иной стороне, представители Международного Комитета Красного Креста часто проводят различную работу, о чем информируется противоположная сторона. Однако, за час-полтора до прибытия представителей МККК азербайджанская сторона начинает интенсивный обстрел армянской территории, вызывая армянскую сторону на ответную реакцию. "Мы никаких ответных мер не предпринимаем, однако действия азербайджанской стороны дают повод думать о преднамеренной провокации", подчеркнул Мкртумян. Как отмечает
Проявляемая азербайджанскими вооруженными силами активность на линии соприкосновения преследует не столько тактические, сколько провокационные цели. Об этом заявил
Никакие боевые самолеты над Степанакертом не летали. Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net сообщил начальник управления по информации и пропаганде Министерства обороны НКР подполковник Сенор Асратян. "Это откровенная ложь и дезинформация. Никаких самолетов, тем более азербайджанских, в небе над Степанакертом не было", подчеркнул Асратян. Между тем, PanARMENIAN днем 19 ноября сообщили из Степанакерта, что над городом пролетело два военных самолета. "Народ напуган и считает, что это самолеты ВВС Азербайджана", сказал источник.
Жертвы и военнопленные
Как сообщает Trend News, в результате нарушения режима прекращения огня подразделениями вооруженных сил Армении, в ночь с 20 на 21 ноября погиб солдат "N-ской" воинской части на территории Бейлаганского района Вахид Агаларов. Согласно агентству, 19-летний Агаларов получил тяжелое пулевое ранение в голову при отражении огня. Тело солдата передано его семье, ведется расследование. Агентство отмечает, что дополнительной информации в пресс-службе Минобороны Азербайджана получить не удалось.
По сообщению
ИА "Де-Факто" сообщает, что 19 ноября власти Нагорно-Карабахской Республики при посредничестве Международного Комитета Красного Креста без предварительных условий в качестве жеста доброй воли передали азербайджанской стороне тело погибшего азербайджанского солдата Орхана Шамилова. Агентство напоминает, что в ночь с 15 на 16 ноября с.г. диверсионная группа вооруженных сил Азербайджана предприняла на юго-восточном направлении линии соприкосновения попытку проникнуть в тыл карабахских подразделений, однако была обнаружена и отброшена назад, потеряв в бою одного военнослужащего. Информацию о передаче тела Шамилова азербайджанской стороне подтверждает и бакинская "525-я газета".
Муссируемые в азербайджанской прессе слух о том, что армянский солдат Паруйр Симонян якобы не хочет вернуться на родину - проявление стандартного подхода, проявляемого азербайджанской стороной в последнее время. Об этом, передает
Мониторинги
В связи с эскалацией ситуации на физулинском участке линии фронта Минская группа ОБСЕ приняла решение перейти на кризисный мониторинг. Об этом, передает Analitika.az со ссылкой на армянские СМИ, заявил на пресс-конференции в Ереване представитель США в Минской группе ОБСЕ
Армения предлагает проводить долгосрочные мониторинги соблюдения режима перемирия. Об этом было заявлено на состоявшемся 19 ноября в администрации Тавушской области Армении брифинге-совещании, предшествовавшем мониторингу ОБСЕ в районе села Айгедзор. В совещании приняли участие губернатор области Армен Гуларян, полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ посла
Между тем, главный редактор азербайджанского информационно-аналитического агентства "3rd view", военный эксперт Рауф Раджабов считает, что в данный момент мониторинг проводится ради мониторинга. "Миссия Каспршика уже не несет никакого элемента позитивного влияния на ситуацию, чтобы определить сторону виновника нарушения прекращения огня", сообщил бакинской "Эхо" военный эксперт. По его словам, необходимо поставить вопрос о трансформации данной миссии. "Это должна быть не просто миссия "приехал, увидел, уехал". Здесь должна быть иная суть, чтобы реально влиять при необходимости", продолжил он. При этом Раджабов отметил, что он не имеет в виду размещение вдоль линии соприкосновения войск контингента "голубых касок" или иных миротворческих сил. "Здесь можно применить иные механизмы. Миссия наблюдателей должна быть расширена, как в количественном, так и качественном плане. Должны быть созданы стационарные пункты в зоне разъединения войск. Враждующие армии должны быть разъединены на такое удаление, которое не позволяет нанести ущерб той или иной стороне", пояснил он. Одновременно Раджабов упомянул, что среди международных наблюдателей должны присутствовать и представители сторон конфликта, армянские представители на азербайджанской стороне, и наоборот. "Это позволит придерживаться режима прекращения огня. В противном случае, иначе, думаю, что данная миссия в той форме, в которой она существует ныне, изжила себя", заключил он.
25 ноября, по инициативе властей Нагорно-Карабахской Республики, миссия ОБСЕ провела кризис-мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана в юго-восточном направлении позиций Армии обороны НКР, где в ночь с 15 по 16 ноября с.г. имело место грубое нарушение режима прекращения огня с азербайджанской стороны, о чем незамедлительно были поставлены в известность находившиеся в рамках регионального визита в НКР сопредседатели Минской группы ОБСЕ и Личный представитель Действующего Председателя (ЛП ДП) ОБСЕ. Как сообщает ИА "Де-Факто", с позиций Армии обороны НКР наблюдение вели координатор офиса ОБСЕ подполковник Имре Палатинус (Венгрия), полевые помощники ЛП ДП ОБСЕ Иржи Аберле (Чехия) и Владимир Чунтулов (Казахстан). Представители Армии обороны НКР показали миссии ОБСЕ место, откуда спецподразделение азербайджанских вооруженных сил попыталось прорваться в тыл карабахских подразделений, а также представили хронику инцидента в деталях. Члены мониторинговой группы зафиксировали все данные с тем, чтобы занести в свой отчет. Несмотря на присутствие Личного представителя Действующего Председателя ОБСЕ Анджея Каспршика, возглавлявшего группу наблюдения с азербайджанской стороны, последняя в очередной раз не вывела членов миссии ОБСЕ на свои передовые рубежи, в результате чего мониторинговым группам пришлось вести наблюдение с более отдаленной дистанции. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства иностранных дел и министерства обороны НКР. Карабахская сторона считает крайне важным, чтобы результаты кризис-мониторинга были доведены до всех сторон конфликта, сопредседателей Минской группы ОБСЕ и Действующего Председателя ОБСЕ ввиду беспрецедентности имевшего место нарушения режима прекращения огня - именно в момент нахождения международных посредников в регионе конфликта. Об этом сообщает пресс-служба МИД НКР.
Доклад аналитического агентства Jane's
Согласно последнему докладу аналитического центра Jane's Intelligence, после кратковременной войны с Грузией, Россия еще больше усиливает свое влияние на Кавказе. Благодаря этому 2 ноября в Москве была подписана трехсторонняя армяно-российско-азербайджанская декларация. Документ не свидетельствует о том, что процесс согласования урегулирования конфликта близится к концу. И, тем не менее, считает Jane's, он способствует сохранению перемирия между Арменией и Азербайджаном.
Внимание США и европейских союзников было сосредоточено на смену власти в Вашингтоне, а потому декларация там удостоилась сдержанной и, в целом, положительной оценки. Аналитики Jane's отмечают, что в марте на армяно-азербайджанской линии соприкосновения произошли серьезные столкновения, в результате которых погибли 16 солдат. В июне в Азербайджане состоялся большой военный парад - первый после 1992 года. На нем были продемонстрированы купленные в Израиле автоматы марки TAR 21 Tavor, ракетные установки типа IMI Lynx, беспилотные самолеты, новые артиллерийские установки и ракеты, приобретенные в странах бывшего СССР.
В августе, когда грузинские силы вошли в Южную Осетию, Азербайджан одобрил этот шаг: министерство ИД этой страны подчеркнуло, что они вправе были применить силу. Однако ответные действия России заставили Азербайджан пересмотреть свой подход. По мнению Jane's Intelligence, новых угроз со стороны Азербайджана в отношении Карабаха нет, поскольку в этой стране поняли, что война с Арменией может привести к вмешательству России.
На первый взгляд, Московская декларация всего лишь констатирует, что стороны склонны решить конфликт путем переговоров. В документе нет таких формулировок, которые можно было бы воспринять как уступки со стороны Армении или Азербайджана. И все же, аналитики Jane's Intelligence считают Московскую декларацию важным прогрессом в процессе карабахского мирного урегулирования, поскольку до этого совместная декларация была подписана лишь в 1992 году - председателями парламентов
Jane's Intelligence приходит к следующему заключению: "Московская декларация не означает, что Азербайджан и Армения близки к подписанию мира, но она гарантирует статус-кво, и новая война вокруг Нагорного Карабаха представляется сейчас менее вероятной. Ослабление напряженности между Арменией и Турцией и слабая агрессивность Азербайджана восстанавливают надржду на достижение в дальнейшем долгосрочного урегулирования". (Радио "Свобода").
Процесс урегулирования
"Шаги в направлении урегулирования нагорно-карабахского конфликта при посредничестве Минской группы ОБСЕ могут продолжать предприниматься бесконечно. С другой стороны, пропала вера в справедливый подход супердержав к проблемам, имеющим место в мире". Как сообщает "АПА", об этом заявил чрезвычайный и полномочный посол Ирана в Азербайджане Насир Хамиди Заре. По его словам, Иран обеспокоен по поводу военной ситуации между двумя соседними государствами. "Наряду с другими посредниками, Иран тоже может предпринять шаги на пути урегулирования конфликта, которые способны привести к положительному результату. Этот вопрос открыто обсуждался в ходе встреч президентов Азербайджана и Ирана, а также при обсуждениях, состоявшихся в ходе визита нашего министра иностранных дел в Баку. Обе стороны подтвердили возможность этого шага". По мнению дипломата, для того, чтобы принять посредничество Ирана в урегулировании конфликта, необходимо, чтобы Азербайджан и Армения принимали реальность. "Всем известно, что подобные конфликты длятся десятилетиями, а потом откладываются. Армения и Азербайджан могут обратиться к Ирану за помощью при урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Однако в этом вопросе должны выступить официальные представители обеих стран. Во всяком случае, Иран находится в одном регионе с этими странами, и мы хорошо знаем друг друга. С этой точки зрения мы можем развить наши отношения в будущем".
Министр ИД России
"Евросоюз заинтересован в стабильности на Южном Кавказе и сотрудничестве этого региона с ЕС". Как сообщает "АПА", об этом журналистам сообщила Кристина Галла - пресс-секретарь верховного комиссара Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности
Сопредседатели Минской группы стремятся к безупречному с правовой точки зрения урегулированию карабахского конфликта, сказал российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. "Наша задача заключается в поиске решения, которое устроило бы все участвующие в конфликте стороны и необходимо согласие сторон относительно варианта, которое будет ими же выражено", сказал Мерзляков на пресс-конференции в Ереване. При этом он отметил, что со стороны официальных лиц Азербайджана звучат позитивные оценки Московской декларации, хотя они пытаются комментировать видение урегулирования ситуации по-своему. "Подписание свидетельствует о том, что каждая сторона видит свой позитив в декларации, иначе было бы невозможно подписать документ. Трудно ожидать, что интерпретация в Азербайджане полностью совпала с прочтением этого документа в Армении, тем более что у Карабаха свое видение", сказал Мерзляков. Он подчеркнул, что в документе не говорится о конкретном решении, отмечая политическое и мирное решение, а также говорится о продолжении переговоров на основе принципов международного права, что также нельзя оспаривать. "Все мы стремимся к тому, чтобы хоть один конфликт был полностью в правовом поле и решение было безупречно с правовой точки зрения", сказал Мерзляков, подчеркнув, что в его основе будут лежать "мадридские предложения". В качестве позитивного факта он также отметил данное президентами Армении и Азербайджана поручение главам МИД по активизации усилий для согласования базовых принципов урегулирования при посредничестве сопредседателей. Он отметил, что процесс урегулирования достаточно длительный и, начиная с 1992 года, проходил различные этапы, где в основе лежали различные варианты, которые отличаются от нынешнего. По его словам, более плотная работа над вариантом базовых принципов урегулирования, которые обсуждаются сейчас, началась с 2005 года. "Это длительный процесс, так как согласие сторон разрабатывать базовые принципы урегулирования не означает выработку мирного соглашения, который займет определенное время. При этом обязательные для исполнения сторонами мирного соглашения принципы и конкретные статьи должны быть понятны сторонам", сказал Мерзляков. Он отметил, что в данной связи очень сложно и не стоит называть конкретные временные рамки разработки окончательного соглашения. ("Панорама").
Бакинская газета "Эхо" со ссылкой на дипломатические источники сообщает, что Турция усиленно готовит встречу президентов Турции, Азербайджана и Армении. Вопросами подготовки этой встречи занимается первый заместитель советника главы МИД Турции Ахмед Унал Чевикоз. Во время Бакинского энергетического саммита в Баку Чевикоз уже провел предварительные переговоры с сопредседателями МГ ОБСЕ и азербайджанскими дипломатами. Согласно газете, предварительный срок такой встречи назначен на вторую декаду декабря в Стамбуле. Американский сопредседатель МГ ОБСЕ
В последние месяцы, особенно после русско-грузинского столкновения, складывалось впечатление, будто Минская группа ОБСЕ исчерпала себя, настало время поиска нового формата разрешения азербайджано-карабахского конфликта. Одной из причин такого впечатления, считает газета "Азг", являлись неожиданные персональные визиты в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ
"Азербайджан будет продолжать свою борьбу до тех пор, пока оккупированные Арменией территории Нагорного Карабаха и семь прилегающих районов не будут полностью освобождены, заявляет официальный Баку. Основная позиция Азербайджана заключается в том, что Нагорный Карабах и семь близлежащих к нему территорий являются неотъемлемой частью Азербайджана, и до тех пор, пока эти земли не будут возвращены, мы будем продолжать свою борьбу". Об этом передает бакинская "525-я газета", заявил журналистам заведующий отделом политического анализа и информационного обеспечения Исполнительного аппарата президента Азербайджана Эльнур Асланов. Комментируя утверждение некоторых СМИ о том, что официальный Ереван возвратит на первом этапе пять оккупированных районов, а через два года пройдет референдум относительно статуса Нагорного Карабаха, и лишь после этого Армения вернет Азербайджану Кельбаджарский район, Асланов сказал, что "и Нагорный Карабах, и семь близлежащих к нему районов являются неотъемлемой частью Азербайджана и останутся таковыми и в будущем".
Вынести решение в вопросе Арцаха должны сами арцахцы, заявил на пресс-конференции представитель армянской оппозиции Давид Шахназарян. "Начиная с 90-х годов, этот подход является нашей позицией. Вопрос Карабаха - вопрос самоопределения, и Армения примет любое решение, на которое согласятся Карабах и Азербайджан", сказал он. По словам Шахназаряна, еще в начале 90-х было объявлено, что Армения выступает гарантом безопасности Арцаха. "Если сегодня власти Армении не смогут реализовать эту миссию, Конгресс, оппозиция, Левон Тер-Петросян сделают все, чтобы стать гарантом безопасности Арцаха, однако вопрос Арцаха - это вопрос самоопределения арцахцев, и вынести решение должны они", добавил Шахназарян. ("Де-Факто").
Как понимать Московскую декларацию?
Московская декларация, подписанная президентами Азербайджана, Армении и России, преподносится как азербайджанской, так и армянской сторонами как результат победы собственной дипломатии, пишет бакинская газета "Зеркало". "Хотя в этом документе не говорится об участии в переговорах так называемой Нагорно-Карабахской Республики, власти Армении продолжают заявлять о необходимости ее участия в переговорном процессе. Насколько обоснованы эти заявления руководства Армении, и как третья сторона, то есть Россия, относится к этим высказываниям?" На эти и другие вопросы газеты отвечает Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Азербайджане Василий Истратов
Как вы прокомментируете заявления руководства Армении о необходимости участия так называемой "Нагорно-Карабахской Республики" в переговорах по урегулированию конфликта?
В Московской декларации указаны принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В этом документе стоят подписи трех президентов. Там нет подписей представителей самопровозглашенной республики. Но там не указано, что Степанакерт не имеет права участвовать в переговорах. Будем следить за развитием событий. Я слышал мнения, которые были высказаны по данному поводу. Хочу заметить, что у нас есть документ, который указывает как должен решаться вопрос, касающийся нагорно-карабахского урегулирования.
А высказывания армянской стороны могут повлиять на ход переговоров?
Существование "Нагорно-Карабахской Республики" не нашло отражения ни в одном документе, подписанном президентами, ни в одном документе Совета Безопасности ООН, ОБСЕ. Потому подобные заявления не нужно воспринимать всерьез.
В Азербайджане Россия воспринимается в качестве союзника Армении. В азербайджанском обществе очень широко распространено мнение о том, что именно благодаря поддержке Москвы Армении удалось оккупировать азербайджанские территории. Что делает Россия, чтобы изменить существующее мнение?
Россия старается поступать непредвзято. Мы не должны выступать по всем вопросам вместе с Азербайджаном против Армении.
До августовских событий в Южной Осетии Москва неоднократно заявляла, что она признает территориальную целостность Грузии. Но это не помешало ей признать впоследствии независимость Южной Осетии и Абхазии...
Было неоднократно дано объяснение с чем это было связано. Это было связано с тем, что территориальная целостность Грузии была разрушена самим Тбилиси, а вовсе не Россией.
А если Азербайджан попытается восстановить свою территориальную целостность, то грузинский сценарий может повториться? Россия также может изменить свою позицию в отношении территориальной целостности Азербайджана?
Давайте выступать из реалий, а не гипотетических предположений. ("Зеркало", с сокращениями).
Президент Азербайджана
Интервью итальянскому телеканалу, в котором глава азербайджанского государства фактически дезавуировал миротворческую суть подписанного в Москве документа, Ильхам Алиев дал буквально через несколько дней после встречи в Баку с делегацией из Москвы, возглавляемой начальником Управления президента России по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами
Министр ИД Азербайджана
Бывший командующий Армией обороны Нагорного Карабаха
Станет ли Карабах стороной переговоров?
"Подписанная в Москве Декларация по урегулированию нагорно-карабахского конфликта хотя и не является договором или соглашением, но имеет большое значение, так как в нее включены те принципы, на основе которых должны проходить переговоры по урегулированию конфликта", заявил в ходе пресс-конференции пресс-секретарь правящей Республиканской партии Армении, депутат парламента РА Эдуард Шармазанов. По его словам, в Декларации говорится о том, что карабахский конфликт должен быть решен исключительно мирным путем, что, по мнению Эдуарда Шармазанова, является очень важным пунктом, особенно если учесть воинственные заявления азербайджанской стороны. "Я согласен с французским сопредседателем Минской группы ОБСЕ Бернаром Фасье, который заявил, что периодические визиты сопредседателей в Нагорный Карабах, их встречи с политическим руководством и депутатами парламента НКР уже свидетельствуют о том, что карабахская сторона вовлечена в переговорный процесс", подчеркнул Шармазанов и добавил, что для армянской стороны было бы очень желательно, чтобы представители Степанакерта приняли участие в подписании Московской декларации, но необходимо учесть, что эту инициативу предложила Россия, и Армении оставалось или принять ее, или отказаться. "Если бы официальный Ереван отказался участвовать в трехсторонней встрече в Москве, это означало бы, что Армения выступает против проведения мирных переговоров и политического решения карабахского конфликта", заметил Шармазанов. (PanARMENIAN.Net)
А пресс-секретарь МИД Азербайджана
По мнению
Комментируя заявление
"Своим заявлением президент Азербайджана в очередной раз продемонстрировал нежелание азербайджанского руководства решать нагорно-карабахскую проблему мирными средствами. Азербайджанскому президенту и всему мировому сообществу следует понять, что ни один документ, подписанный без участия представителя законно избранной власти НКР, не будет рассматриваться всерьез в Нагорном Карабахе и не будет иметь никакой обязывающей силы". Об этом заявил
Мнения и оценки
По мнению азербайджанского политолога Ильгара Мамедова, возвращение шести оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха серьезно рассматривается Ереваном, и не от хорошей жизни. "Наверное, Саргсян не хотел бы идти на эти уступки, но ведь Армения сейчас проигрывает мир, хотя прежде выиграла определенный период войны с иностранной помощью", сказал Мамедов в интервью "Новости-Азербайджан". "Что же касается недовольства каких-то людей, называющих себя представителями армянского населения Нагорного Карабаха и протестующих против "сдачи" шести районов Азербайджану, то их голоса не имеют никакого практического значения", продолжил политолог. По его словам, именно вооруженные силы Республики Армения с иностранной помощью отторгли Нагорный Карабах и семь районов вокруг него от Азербайджана, а не местные армяне, проживающие на этой территории, потому то их мнение и не будет приниматься в расчет официальным Ереваном.
В настоящее время Армения не проявляет инициативу в решении карабахского конфликта путем переговоров и диалога. Об этом Day.Az заявил председатель партии "Умид", депутат Милли Меджлиса Игбал Агазаде. По его словам, наоборот, эта страна проводит такую политику, чтобы продлить время, и как можно дольше оставить за собой территории Азербайджана. "Форма диалога в решении конфликтов наиболее оптимальная. Решая конфликт, стороны конкретно должны знать, какие цели они преследуют и какие действия намерены осуществлять. Однако у Армении, кроме цели оставить за собой территории Азербайджана, больше ничего нет. В этом случае нарушается принцип проведения диалога, и перспективы решения конфликта путем переговоров снижаются. Россия также не заинтересована в решении карабахского конфликта. Наоборот, эта страна еще больше разжигает его, стремясь оставить свое влияние в регионе", отметил он. Касаясь вопроса, какие действия должны осуществлять в этом вопросе власть и оппозиция Агазаде отметил: "Для решения любой проблемы необходимо, прежде всего, гражданское единство. Необходимо единство сторон между оппозицией и властью. В нынешних реалиях я не вижу серьезных противоречий между обеими сторонами. В решении карабахской проблемы между оппозицией и властью также не будет серьезных столкновений", отметил он.
"Опрос, проведенный в последнее время в Армении и Нагорном Карабахе показывает,ч то 95% населения не представляют себе Нагорный Карабах в составе Азербайджана. Считают, что Карабах может быть независимым, может быть в составе Азербайджана, может быть даже в составе СНГ, как самостоятельная единица, но вне состава Азербайджана. Как это и невероятно, но, да, есть определенная часть населения - 2-5%, которая не против того, чтобы Карабах с очень высокой степенью суверенитета, например, в качестве федеральной республики, был бы включен в состав Азербайджана. В целом, общественность и Армении, и Азербайджана, психологически готова к компромиссам. Только весь вопрос в том, что мы по-своему представляем компромисс, а Азербайджан - совершенно по-другому", сказал в беседе с газетой "Айоц ашхар" председатель Армянской социологической ассоциации Геворг Погосян.
Редактор газеты "Аравот" Арам Абраамян пишет: "Я не владею социологическими данными, но, по моему впечатлению, в Армении (и Азербайджане) сторонники компромиссного урегулирования составляют значительное меньшинство. У нас общественное мнение склонно к следующей формулировке: "Да, установим мир, но ни с каких территорий выходить не будем, а Азербайджан пусть признает независимость Карабаха". Соответственно, мышление наших соседей заключается в следующем: "Да, установим мир, но пусть армяне отовсюду выйдут, а Карабах станет частью Азербайджана".
"Предположим, финансового кризиса нет, мир перевернулся и вдруг принялось политическое решение об урегулировании конфликта. Кто и каким образом должен заставить
"Дипломатическая активность, наблюдаемая в последние недели вокруг нагорно-карабахского конфликта, привлекла внимание западных институтов к процессу урегулирования. Конфликтующие стороны и посредники также готовятся к ряду встреч на высоком уровне. По мнению некоторых западных аналитиков, в действительности, происходящее сейчас создает впечатление отдаленности от реалий мирного процесса". Об этом в интервью радио "Голос Америки" сообщил профессор Оксфордского университета в Лондоне, эксперт по Кавказу Марк Альмонд. Он отметил, что в настоящее время протекающие в карабахском урегулировании процессы необходимо воспринимать в качестве предоставленного Азербайджану и Армении тестового периода: "Проблема состоит в том, что до достижения последнего соглашения события могут получить любое направление. Такая опасность существует в связи с решением практических вопросов на местах". По мнеиню эксперта, сейчас предложения о мире, поступающие с разных направлений - России, Турции и Ирана, в действительности являются явным доказательством наличия международных стычек вокруг процесса: "Ясно видно, что после войны в Грузии ситуация по карабахскому конфликту изменилась. В частности, атмосферу изменили последние шаги Турции. Но проблема состоит в том, что Анкара выступила с новой инициативой мира по причине экономических потерь, полученных в результате событий в Грузии. А свести интересы сторон в регионе очень трудно. Например, открытие границ с Турцией может устроить Армению, но в Нагорном Карабахе к этому относятся иначе. В Баку неоднозначно отнеслись к сближению Анкары и Еревана. Стороны не смогли решить проблему беженцев. Такие практические вопросы создают препятствия". По мнению Альмонда, несмотря на все это, в переговорах наблюдаются сдвиги: "Азербайджан и Армения подписали декларацию в связи с урегулированием". В ответ на вопрос, можно ли это считать новым этапом в карабахских переговорах Марк Альмонд ответил: "Говорить так несколько рано, потому что в обоих обществах есть сильное сопротивление на возможные уступки. Это такой этап, в котором процесс переговоров внезапно превратился в реальный процесс. Поэтому, пришло время быть откровенным - стороны должны проявить ясные позиции, действительно ли они хотят мира или более спокойно чувствуют себя в режиме статус-кво?" ("525-я газета").