Политика

"Зеркало" пишет: "В Азербайджане отсутствует публичная политическая конкуренция. Нет политического и идеологического рынка, который регулировал бы политическую жизнь. Иными словами, отсутствует "политическое шоу", которое не только развлекало бы людей, но и давало бы ощущение некоей сопричастности к некоему "политическому процессу". Лишь присутствует всеобъемлющая "победа" над оппозицией. То есть в Азербайджане в течение многих лет наконец-то сумели достичь победы над самой политикой, над политическим процессом как таковым. В результате народ полностью отчужден от политики: она из-за отсутствия конкуренции вызывает лишь скуку. Вызывают скуку и попытки реанимировать политическую жизнь. Словом, разговоры о традиционной, конструктивной или карманной оппозиции уже не вызывают интереса. Ибо в условиях нашего политического климата новая оппозиция или новые политические лидеры, которые заменили бы собой старых и оживили бы политическую конкуренцию, возникнуть не могут. Для этого просто-напросто надо суметь доказать свою способность хотя бы отчасти выражать общественные требования. Власть, безусловно, хорошо усвоила одну простую истину - даже несмотря на плохое положение, люди сами по себе на улицу не выходят. Нужны общественные и политические структуры, способные провести социальную мобилизацию. С этой точки зрения позиция власти вполне понятна - она кровно заинтересована в отсутствии сил, которые смогли бы направлять формирующиеся социальные возмущения и перевести их уже в общественно-политическое русло, что подразумевает под собой прежде всего активность. Поэтому-то власти нужна "вменяемая" оппозиция. То есть партии, формально называемые оппозиционными. Другой политической альтернативы для оппозиции не предвидится. Исходя из этой точки зрения, в ближайшее время нас ожидает дальнейшее падение политической активности. Тем более что оппозиция сейчас практически не в состоянии не то чтобы определять, но и как-то воздействовать на политическое развитие страны. У оппозиции сегодня нет необходимых сил и авторитета, в конце концов таланта, чтобы вести борьбу с действующей властью. Большая проблема также в том, что из оппозиционных партий уходят люди, потому что видят их беспринципность. Люди, которые приходят в партию по идейным соображениям, грезят о митингах, несанкционированных выступлениях, они хотят показать свою реакцию на определенные события, например, на повышение цен, кризис. Но, увидев бездействие функционеров и лидеров партий, их нежелание работать по насущным проблемам, они оттуда уходят. Отсутствие самокритики, вальяжность оппозиции отталкивают людей и мешают посмотреть на себя трезво. Оппозиция в своих неудачах обвиняет всех, кроме себя..."

"Эхо" пишет: "После нынешней победы действующего президента на президентских выборах с еще большей актуальностью встал вопрос о том, а вообще способен ли проиграть нынешний режим на выборах, будь то президентские или парламентские?... Возможно. Но только не нынешней официально признанной за таковую "оппозиции"... Им нынешний режим никогда не проиграет. Но он реально может проиграть двум силам - это исламская "революционная" сила и пока еще существующая лишь в потенции реальная оппозиция, которую не признает как нынешний режим, так и нынешняя официозная разномастная и разношерстная "оппозиция". Если принять во внимание, что этой "реальной оппозиции" сегодня как политической силы фактически не существует и вряд ли в условиях нынешнего двойного противостояния как со стороны нынешнего режима, так и официозной "оппозиции" может быть сформирована, то остается лишь одна сила, которой нынешняя власть не только на выборах, но и в любой момент может проиграть, уступив ей свое место - это силы набирающей оборот в Азербайджане исламской революции. Лица, которые сегодня идут в авангарде этой силы, всем известны, их приглашают на телевидение, им предоставляют для статей и интервью свои развороты СМИ. Их функция представить возможный исламский режим как цивильный, гуманный, народный, справедливый, то есть более привлекательный, чем нынешний режим. В этом смысле, затрагивая вопрос привлекательности религии в сегодняшнем Азербайджане, необходимо провести трезвые различия среди мотивации различной категории людей, приписывающих себя к верующим..."

Теолог-правозащитник гаджи Ильгар Ибрагимоглу заявил, что нынешние разговоры о необходимости создания новой оппозиции носят по большому счету ажиотажный характер. "Я считаю, что в настоящее время было бы целесообразнее говорить о необходимости развития политической культуры, гражданского общества в стране, создании нормального правового общества в Азербайджане", - отметил он ("Зеркало"). По его словам, отсутствие демократии в стране является причиной того, что появляются разговоры о создании некой новой политической силы. На вопрос "на политическую арену может выйти религиозный деятель", Ильгар Ибрагимоглу ответил, что это неверный подход к рассматриваемому вопросу. По его словам, азербайджанское общество от светских устоев не отходило. И все же общество требует перемен. На вопрос, мог бы гаджи Ильгар Ибрагимоглу стать представителем новой оппозиции, он сказал следующее: "Сегодня в Азербайджане такая ситуация, что говорить об оппозиционировании властям бессмысленно".

"Согласно Конституции, гражданин Азербайджана не может более двух раз избираться на пост президента. Предложение исполнительного секретаря партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) Али Ахмедова по упразднению этого ограничения, скорее всего, было обсуждено внутри партии. Это создаст определенные базис и основу для принятия единогласного решения в результате обмена мнениями". Об этом ИА АПА сообщил заведующий отделом аппарата президента Азербайджана Эльнур Асланов. По его словам, пока трудно сказать что-либо по высказанному предложению: "Если обсуждения предложения Али Ахмедова внутри ПЕА продолжатся, то появится возможность высказать подробное и всестороннее мнение по этому поводу". Э.Асланов отметил, что на данный момент невозможно сказать что-либо конкретное относительно референдума, направленного на реализацию предложению А.Ахмедова: "В настоящее время подобный вопрос не обсуждается".

19 ноября в Париже прошло заседание Мониторингового комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы (МК ПАСЕ), на котором, помимо других вопросов, была рассмотрена ситуация в Азербайджане и результаты состоявшихся 15 октября президентских выборов. Как сообщил председатель комиссии Милли Меджлиса по международным отношениям и межпарламентским связям, глава азербайджанской делегации Самед Сеидов, в ходе обмена мнениями члены комитета оценили результаты президентских выборов как положительные. Сеидов также сообщил, что 11 членов Мониторингового комитета ПАСЕ высказали свое мнение о президентских выборах в Азербайджане (1news.az). Докладчики ПАСЕ по Азербайджану Андреас Херкель и Евгения Живкова представили отчет о президентских выборах и отметили, что они отвечали международным стандартам и требованиям Совета Европы, и назвали их значительным продвижением вперед.

Свое мнение по данному вопросу высказал и исполняющий обязанности председателя Либеральной партии Азербайджана Авез Темирхан ("Зеркало"). По его словам, данная положительная оценка ПАСЕ является демонстрацией эталона лицемерия. "Если такая авторитетная международная организация лицемерит, то это еще раз доказывает, что мы, прежде всего, должны опираться на собственные силы. Не Европа, а мы сами должны бороться за свободу нашего народа и избавиться от господствующего режима", - отметил он. По его словам, в ПАСЕ есть продажные политики. "Некоторые дипломаты Запада при встрече со мной признались в том, что некоторых европейских парламентариев можно подкупить. И я уверен в том, что докладчики по Азербайджану Андреас Херкель и Евгения Живкова подкуплены нашей властью", - заявил он.

"Азербайджан строит многовекторную политику, так как ему претят рамки и давление, возможные в любом союзе, это касается как России, так и США, и Евросоюза. Мы открыты для партнерских отношений со всеми странами. Мы проводим так называемую "политику объятий", - заявил политолог Расим Мусабеков. Он отметил, что Азербайджан - это самый платежеспособный рынок в регионе (ИА АПА).

Завотделом исполнительного аппарата президента Азербайджана Эльнур Асланов сказал, что у Азербайджана нет планов по вступлению в НАТО. "Разговоры об этом далеки от реальности и не отражают действительность", - подчеркнул он. "Заявления о размещении военных баз НАТО на территории Азербайджана также безосновательны" (ИА "Тренд"). Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха "Происходившие и идущие на Кавказе процессы, к сожалению, не всегда способствуют укреплению системы безопасности. Мы со своей стороны стараемся вносить вклад в укрепление системы безопасности и надеемся, что совместными усилиями нам удастся превратить Кавказ в зону сотрудничества". Как передает ИА АПА, об этом заявил президент АР Ильхам Алиев на встрече с участниками проходящего в Баку международного "круглого стола" на тему "Азербайджан в XXI веке - стратегия успеха". "Неразрешенные конфликты, нарушение территориальной целостности стран, оккупация Арменией части нашей территории - все это тормозит укрепление безопасности и регионального сотрудничества, а также является источником серьезной угрозы миру на Кавказе", - сказал Алиев. Ильхам Алиев напомнил, что недавно в Москве по итогам встречи, проведенной по инициативе президента России, была подписана Декларация. Президент расценил этот документ как позитивный шаг и отметил, что в нем четко определены основные механизмы урегулирования конфликта: "Конечно, важным фактором является то, что подписавшие Декларацию Азербайджан и Армения являются сторонами конфликта. В конфликте нет других сторон. Это и так всегда было известно, а теперь президент Армении подтвердил данный факт своей подписью". Однако глава государства подчеркнул, что подписание Декларации - это еще не все: "Для того, чтобы принять правильное решение, то есть вывести войска с территорий, которые никогда не принадлежали, не принадлежат и не будут принадлежать Армении, положить конец оккупации, проводить политику, соответствующую нормам международного права, да и просто правилам международного обращения, в первую очередь Ереван должен продемонстрировать политическую волю. Тогда мира на Кавказе удастся достичь намного быстрее".

Из интервью "Зеркало" Чрезвычайного и Полномочного посла РФ в Азербайджане Василия Истратова:

"Как вы прокомментируете заявления руководства Армении о необходимости участия так называемой "Нагорно-Карабахской Республики" в переговорах по урегулированию конфликта?

В Московской декларации указаны принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В этом документе стоят подписи трех президентов. Там нет подписей представителей самопровозглашенной республики. Но там не указано, что Степанакерт не имеет права участвовать в переговорах. Будем следить за развитием событий. Я слышал мнения, которые были высказаны по данному поводу. Хочу заметить, что у нас есть документ, который указывает как должен решаться вопрос, касающийся нагорно-карабахского урегулирования.

А высказывания армянской стороны могут повлиять на ход переговоров?

Существование "Нагорно-Карабахской Республики" не нашло отражения ни в одном документе, подписанном президентами, ни в одном документе Совета Безопасности ООН, ОБСЕ. Потому подобные заявления не нужно воспринимать всерьез.

В Азербайджане Россия воспринимается в качестве союзника Армении. В азербайджанском обществе очень широко распространено мнение о том, что именно благодаря поддержке Москвы Армении удалось оккупировать азербайджанские территории. Что делает Россия, чтобы изменить существующее мнение?

Россия старается поступать непредвзято. Мы не должны выступать по всем вопросам вместе с Азербайджаном против Армении..."

"Армения намерена решить конфликт на основе Мадридских принципов, которые подразумевают вывод армянских войск из пяти оккупированных районов Азербайджана, определение статуса Карабаха и сдачу Кяльбаджара. В Баку этому мало верят", - пишет "Эхо".

"От Саркисяна можно ожидать, чего угодно. За первые шесть месяцев правления он выступал с экстраординарными идеями, которые не принимают как в самой Армении, так и среди представителей армянской диаспоры". С таким заявлением в беседе с "Эхо" выступил глава Центра политических инноваций и технологий (ЦПИТ) Мубариз Ахмедоглу, комментируя тайные переговоры президента Армении Сержа Саркисяна в Ханкенди, в ходе которых он оповестил сепаратистов Нагорного Карабаха о намерении разрешить конфликт на основе Мадридских принципов.

Согласно сообщению ARMENIAToday, президент Армении Серж Саркисян в ходе тайных переговоров оповестил Ханкенди о своем намерении разрешить карабахский конфликт на основе Мадридских принципов, которые подразумевают вывод армянских войск из пяти оккупированных территорий, определение статуса Карабаха и сдачу Кяльбаджара. Об этом на пресс-конференции в Ереване заявил член национальной инициативы "Миацум" ("Воссоединение") Александр Кананян. По его словам, в ходе тайных переговоров во время своего последнего визита в Ханкенди 17 ноября Саркисян заявил о своем твердом намерении решить карабахский вопрос. "Власти Армении преследуют цель открыть границу с Турцией, повысить экономическую составляющую, ставя под угрозу "Арцах" и армянскую государственность", - заявил Александр Кананян. Мубариз Ахмедоглу также напомнил о том, что вначале Саркисян предложил Азербайджану вкладывать инвестиции в Нагорный Карабах, и одновременно посетил оккупированные территории, где под его руководством были проведены военные учения. "Именно Саркисян пригласил своего турецкого коллегу в Ереван, заявил о готовности создания комиссии по вопросу так называемого "геноцида". Так что от него можно ожидать всего. Тем более что накануне ему позвонила госсекретарь США Кондолиза Райс. Подробности того, о чем они говорили, не сообщаются", - пояснил он. При этом политолог отметил, что противостояние между карабахскими и ереванскими армянами существует давно. "В армянском обществе этот вопрос обсуждается уже длительное время. Общественность Армении в настоящее время винит карабахцев в подавлении митингов, которые состоялись в марте сего года. И это противостояние усиливается из-за дня в день", - указал он.

Тем временем накануне появились сообщения о том, что официальный Тегеран готов стать посредником в карабахском урегулировании. Тем не менее Армения не торопится прибегнуть к предложенному посредничеству, сообщает Bakililar.az. Согласно сообщению, Иран, известный своей проармянской позицией, может стать своеобразным противовесом Турции, уже оказывающей посреднические услуги в переговорах между сторонами конфликта. Однако Армения пока не торопится прибегнуть к помощи Ирана, видимо, Россия, как страна-сопредседатель Минской группы ОБСЕ, достаточно старается в соблюдении армянских интересов в переговорном процессе.

"Армения и Россия и в тот период, и ныне не хотели и не хотят, чтобы Иран укрепил свои позиции в регионе Южного Кавказа", - "Эхо" Мубариз Ахмедоглу. Одновременно, считает он, Азербайджан также не должен принимать предложение Ирана. "Хотя если Азербайджан согласится, это может послужить началом нового витка дипломатической активности по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Но в первую очередь мы должны дождаться оценки со стороны Ирана своей первой инициативы стать посредником, в результате которой была оккупирована Шуша", - резюмировал он.

"Азербайджан также признает принцип самоопределения народа при урегулировании конфликта", - так, комментируя Day.Az слова американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза, сказанные им на встрече с премьер-министром Армении Тиграном Саркисяном, о том, что любое урегулирование конфликта должно учитывать как вопрос территориальной целостности, так и право народа на самоопределение, сказал глава пресс-службы МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. При этом он отметил, что самоопределение может быть только в рамках территориальной целостности азербайджанского государства. "Принцип самоопределения предусматривает определенный статус, который не выходит за рамки территориальной целостности и суверенитета государства", - сказал Ибрагим. Кроме того, он отметил, что высказывания французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Бернара Фасье по поводу участия "Нагорного Карабаха" в переговорах полностью противоречат недавно подписанной Московской декларации. По его словам, вызывает удивление, что представитель одной из стран-сопредседателей противоречит подписи главы государства, которое является другим сопредседателем. "С другой стороны, высказывания Бернара Фасье о "народе Нагорного Карабаха" являются абсолютно неверными, потому что есть жители Нагорного Карабаха, которыми являются армянская и азербайджанская общины", - сказал Хазар Ибрагим.

"Зеркало" пишет: "Получается, что некоторые армянские и азербайджанские политики предлагают устроить что-то вроде аукциона ради Нагорного Карабаха. Причем "ставки" придется повышать сторонам конфликта, то есть Армении и Азербайджану, которым, соревнуясь в учете интересов России в регионе, придется жертвовать собственными национально-государственными интересами. Но не надо забывать, что, руководствуясь логикой "если необходимо, то ради Карабаха нужно пожертвовать многим", рано или поздно "на кон" придется поставить самое ценное, то есть независимость страны..."

Оценку последнему визиту сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Баку, Ереван и Ханкенди дали "Зеркало" независимые эксперты. Противоречивым назвал его аналитик Ильгар Велизаде. "Если судить по сообщениям СМИ, то визит был очень противоречивым: это и заявления в Ереване, которые вызвали неоднозначную реакцию в Баку, такая пассивная реакция сопредседателей на эти заявления. Все это рождает смутные чувства. С другой стороны, этот визит кардинально ничем не отличался от предыдущих. Ничего особенного не было. Очередной промежуточный, противоречивый визит", - так прокомментировал "Эхо" вояж посредников на Южный Кавказ бакинский эксперт. Другой азербайджанский эксперт Расим Агаев посчитал, что "все обтекаемо. Они уходят от конкретики". Он полагает, что своим визитом сопредседатели решили посмотреть, какой имеется сдвиг, какие царят настроения после подписанной главами государств декларации. По мнению Расима Агаева, вслед за этим будет подготовлена встреча президентов, начнется новый интенсивный этап переговоров непосредственных сторон. "В этом суть визита, ничего другого ожидать не стоит".

Азербайджан-Россия

Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Азербайджане Василий Истратов заявил о том, что Московская декларация является дорожной картой к урегулированию нагорно- карабахского конфликта (ИА "Тренд"). "В Московской декларации нет подписей представителей Нагорного Карабаха, и там не указано, что Нагорный Карабах не имеет права участвовать в процессе урегулирования", - сказал он журналистам, комментируя вопрос относительно заявлений армянской стороны о том, что в переговорном процессе должны участвовать представители армянской общины Нагорного Карабаха. Дипломат отметил, что необходимо подождать, как будут развиваться события дальше. "Я слышал много озвученных мыслей по этому поводу, но это только лишь мнения. Надо исходить из того, что у нас имеется Московская декларация", - подчеркнул Истратов.

Экс-президент Азербайджана Аяз Муталибов заявил 1news.az, что "Россия - большая страна и у нее, безусловно, есть свои интересы. С ней надо говорить, убеждать, и я думаю, это даст свои результаты. Если мы с Москвой будем говорить четко, правдиво, без задних мыслей, я думаю, мы сможем завоевать ее расположение по карабахской проблеме". "Я очень высоко оцениваю подписанную Московскую декларацию между президентами Азербайджана, России и Армении. То есть Россия этим показала, что она не хочет больше конфронтации на Южном Кавказе. Россия сейчас, как и при подписании Бишкекского протокола в 1994 году, взяла на себя большую ответственность за сохранение мира в регионе. Сами посудите, если бы не было Бишкекского протокола, мы не смогли бы реализовать наши энергетические проекты. Ни одна компания или фирма ни цента не вложили бы в страну, которая находится в состоянии войны. Я думаю, Московская декларация также даст толчок продвижению других энергетических проектов с участием Азербайджана", - отметил Муталибов.

Касаясь вопроса, возможна ли помощь России в урегулировании карабахской проблемы, экс-президент отметил, что в свое время Азербайджан сам был виноват, что оттолкнул Россию. "Мы на протяжении многих лет дистанцировались от России, чего нам не следовало делать. Просто нам не следовало ее дразнить в свое время. Наше место заняли армяне и умело воспользовались российским покровительством. Я помню, как мы в свое время с помощью русских смогли очистить от армян около 30 сел вокруг Гянджи, что впоследствии спасло наш древний город от оккупации. Мы были близки даже к освобождению всего Карабаха, но внутренние распри, разногласия, междоусобицы свели на нет наши старания. Поэтому, думаю, если мы смогли их убедить тогда, то считаю, что нам удастся это сделать и сейчас", - отметил Муталибов.

"Внешнеполитический курс двух государств, направленный на расширение взаимовыгодного сотрудничества, остается неизменным. Нынешний высокий уровень политического взаимодействия между Азербайджаном и Россией, растущий потенциал национальных экономик, перспективы гуманитарного сотрудничества составляют очень хорошую основу для партнерства", - заявил в Баку председатель комитета Госдумы России по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский ("Эхо"). "Благодаря политике президента Азербайджана азербайджано-российские отношения перешли на качественно новый уровень и стали развиваться в плодотворном русле, отметил он. "В Азербайджане существует демократическое открытое общество, главной ценностью которого является человек, его благополучие и будущее", - считает глава комитета Госдумы. По его словам, в Азербайджане не так остро стоят проблемы русскоязычного населения, как в других постсоветских странах. "В Азербайджане созданы все условия для равноправного развития представителей всех национальностей и конфессий и у Русской общины в стране очень высокий статус и авторитет в азербайджанском обществе".

Россия поддерживает территориальную целостность Азербайджана и будет продолжать прилагать усилия для разрешения нагорно-карабахского конфликта, - заявил ИА "Тренд" председатель комитета Государственной думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский. "Пока Баку и Ереван не сядут за стол переговоров и не придут к решению, приемлемому для обеих сторон, процесс решения нагорно-карабахского конфликта будет продолжаться".

Руководители национальных банков и министры финансов стран СНГ обсудят возможность перехода своих стран на рубль в расчетах с РФ за поставки энергоносителей. Как отметил "Эхо", комментируя это заявление депутат, член постоянной парламентской комиссии по экономической политике Али Масимли, по сути сейчас рубль стоит на пороге угрозы девальвации. "Вряд ли правительство пойдет на такой шаг, ставящий под угрозу экономическую независимость страны. Я не думаю, что правительство страны пойдет на такой шаг. Лично я категорически против подобного соглашения". По его словам, российская валюта нуждается "в лечении", манат выглядит более свободным, независимым и перспективным. Как отметил Масимли, в середине этого года, когда стоимость барреля нефти достигла 147 долларов, официальные круги России выступили с большими амбициями, заявив о превращении рубля в резервную валюту параллельно с долларом и евро. "На самом деле подобные заявления рассчитаны на российскую аудиторию, но по прошествии короткого периода была выявлена необоснованность таких заявлений". Таким образом, по его словам, сейчас российская сторона начала продвигать вопрос о превращении рубля в региональную валюту, что может быть претворено в жизнь только в отношении российско-белорусских отношений. "Ни одно дальновидное правительство никогда не пойдет на такой шаг. Как помнится, в начале 90-х годов, после обретения независимости Азербайджан все еще осуществлял оборот на основе рубля, и поэтому оставался интегральной частицей рублевой зоны. Несмотря на то, что Азербайджан эмитировал собственную национальную валюту, ее курс определялся переменами на московских биржах. То есть на курсе маната конкретно отражались перемены в курсе рубля. Еще тогда я отмечал, что это носит краткосрочный характер, поскольку определение национальной валюты является признаком экономической границы государства".

В свою очередь, как добавил председатель Центра экономических исследований Губад Ибадоглу, рубль не сможет играть стабильную роль в региональном валютном пространстве. "В целом я не так уж положительно оцениваю использование рубля на пространстве СНГ как резервной валюты". По его словам, в любом случае среди стран Содружества и так рубль порой используется как финансовый инструмент. Как добавил глава центра, российский рубль - "хрупкая валюта", с которой в любое время может произойти нечто, что скажется на ее стабильности. "Тем более что в последнее время на российском рынке происходят события, связанные с удешевлением акций, изменениями валютного курса и ряда негативных процессов, в том числе связанных с влиянием глобального финансового кризиса" ("Эхо"). На данный момент, как считает глава центра, доверять российскому рублю как резервной или же региональной валюте было бы просто безумием. "Азербайджану не стоит подключаться к подобной инициативе и использовать в этом качестве конвертируемые валюты ведущих стран мира. При этом необходимо применять политику диверсификации валют, во избежание потерь при перерасчете резервов".

Азербайджан-Грузия

Официальный Тбилиси должен определиться в вопросах стратегического подхода к региональным процессам. "Если Грузия попытается воспользоваться конфликтом между Азербайджаном и Арменией, то сама останется в очень плохом положении, как это было 8 августа. Грузии необходимо определиться, или она с Арменией, или Азербайджаном", - считает глава Центра политических инноваций и технологий (ЦПИТ) Мубариз Ахмедоглу, комментируя сообщения о том, что армянская бронетехника будет ремонтироваться в Грузии ("Эхо"). По словам Ахмедоглу, то, что армянская бронетехника ремонтируется в Грузии, для нас не новость. "Подобное происходило не раз. Ремонт армянской бронетехники в Грузии осуществлялся и ранее при Эдуарде Шеварднадзе. При этом необходимо учесть то, что в тот период центральный штаб, а также остальные структуры Группы российских войск в Закавказье были дислоцированы на территории Грузии", - пояснил глава ЦПИТ. Политолог также упомянул о том, что если ранее бронетанкоремонтный завод находился в подчинении ГРВЗ, то теперь он переподчинен грузинской стороне. "Сейчас грузинское руководство должно решить, будет ремонтироваться армянская бронетехника или нет. Должна же быть разница в ситуации. Ранее решение принимала российская сторона, а ныне это решение зависит от официального Тбилиси. Но эту разницу мы не ощущаем", - продолжил он. Эксперт считает, что данный вопрос может отразиться на азербайджано-грузинских отношениях. "Тем более что если ранее власти Азербайджана относились к Грузии чистосердечно, то уже 14 ноября, в ходе проведения Энергетического саммита в Баку, события показали, что Азербайджан относится к Грузии с точки зрения мировой практики. Да, до этого мы тоже поставляли газ Грузии, но ничего взамен не требовали. И сейчас также будем поставлять газ, но взамен будем "брать" газораспределительные сети, магистраль. Самое худшее для Грузии то, что Азербайджан изменил свои позиции в отношении нее. Грузия должна определиться. Если она будет на стороне Азербайджана, то это будет выгодно не только Тбилиси и Баку, но и в целом региону. Тем более что в нашем регионе сейчас два государства, Азербайджан и Грузия. Армения уже вне региона, она так сказать "сосед" нашего региона",- заключил он.

Иного мнения придерживается военный эксперт Узеир Джафаров. По его словам, ремонт армянской бронетехники на бывшем бронетанкоремонтном заводе Группы российских войск осуществляется на основе межгосударственного договора, заключенного между Тбилиси и Ереваном ("Эхо"). "Другая, моральная сторона вопроса в том, что отремонтированная в Грузии армянская бронетехника потом переправляется на оккупированные азербайджанские территории. Наши возмущения, оценки ничего не изменят. Но было бы неплохо, чтобы грузинская сторона учитывала, что Азербайджан активно помогает ей в вопросе решения энергетических проблем на выгодных условиях. У нас самих в некоторых районах и городах все еще существуют проблемы с газификацией. Но мы продаем Грузии газ по льготным ценам, помогаем им и в других вопросах. Так что останется на совести грузинского руководства то, какое решение они примут", - сообщил в интервью "Эхо" Джафаров. Одновременно эксперт напомнил о том, что Азербайджан имеет неплохие, в том числе и военном плане, контакты с Россией. По его словам, тогда грузинская сторона, учитывая августовские события, может сказать, что Азербайджан не должен иметь какие-либо контакты с Россией, которая является в настоящее время "головной болью" для официального Тбилиси. "Не думаю, что последуют какие-либо ухудшения в азербайджано-грузинских отношениях. Наоборот, между нашими странами осуществляются активные контакты, не только на политическом, но и на экономическом уровне. А что касается ремонта армянской бронетехники в Грузии, то еще никто не отменял ранее заключенный межгосударственный договор между этими странами. Здесь Грузия поступает так, как должна поступать любая свободная страна. А нарушение правил договора зависит от Грузии и Армении", - заключил Джафаров.

Государственная Нефтяная Компания Азербайджана (ГНКАР) подписала с Министерством энергетики Грузии пятилетний меморандум о поставках газа в Грузию. Грузинская сторона в течение пяти лет будет продавать дочернему предприятию ГНКАР по фиксированным ценам газ, получаемый Грузией от транзита российского газа, от транзита азербайджанского газа по Южно-Кавказскому трубопроводу, и коммерческий газ с азербайджанского месторождения "Шахдениз". Дочернее предприятие ГНКАР берет на себя обязательства по обеспечению недостающими объемами газа абонентов из социальных групп в Грузии ("Зеркало"). В рамках реализации данного проекта Азербайджан намерен увеличить мощности инфраструктуры для поставки газа в Грузию, сказали в понедельник в азербайджанском правительстве. Закрытому акционерному обществу "Азеригаз" поручено рассмотреть возможность увеличения мощности прокачки газопровода, по которому осуществляется поставка газа компании ГНКАР в Грузию, сказали в правительстве. По этому трубопроводу ежесуточно транспортируется около 1,3-1,5 миллиона кубических метров газа в рамках контракта между правительством Грузии и ГНКАР. С целью увеличения транспортировки газа по этому трубопроводу планируется повысить максимальное давление транспортировки до 20 атмосфер против более 10 атмосфер в настоящее время. Грузинская сторона в течение пяти лет будет продавать по фиксированным ценам газ дочернему предприятию ГНКАР, получаемый Грузией от транзита российского газа, от транзита азербайджанского газа по Южно-Кавказскому трубопроводу и коммерческий газ с азербайджанского месторождения "Шахдениз".

Экономика. Финансы

Вопреки радужным надеждам Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР), Азербайджанская международная операционная компания (AIOC), консорциум во главе с British Petroleum Azerbaijan, все еще не готова возобновить работу добывающей платформы "Центральный Азери" в азербайджанском секторе Каспия, остановленной 17 сентября в связи с утечкой газа. Как сообщили ИА "Финэко" в BP Azerbaijan, пока удалось наладить работу лишь технологической платформы "Центральный Азери" и водонагнетальных скважин, обеспечив полную безопасность работ и находящихся на платформе работников. "В то же время продолжаются работы по выявлению и устранению причин утечки газа. В этих условиях трудно прогнозировать возобновление работы эксплуатационной платформы", - сказали в BP Azerbaijan.

В следующем году в Азербайджане инфляция может быть на уровне 20%, если правительство не реализует меры, предусмотренные в указе главы государства об антиинфляционных мерах. Об этом "Эхо" сказал депутат, член постоянной парламентской комиссии по экономической политике Али Масимли. По его словам, если правительство не реализует необходимые меры, то в следующем году инфляцию в стране можно будет в среднем сдержать на прогнозируемом правительством уровне в 12-14%. "В случае достижения инфляции уровня выше прогнозируемого возникнет необходимость в реализации дополнительных социальных мероприятий". В общей сложности, касаясь ожидаемых поправок в проект госбюджета-2009, парламентарий отметил, что при подготовке первоначального проекта госбюджета-2009 правительство составило три сценария ожидаемой стоимости барреля нефти (80, 100, 125 долларов). "Но в рамках парламентских обсуждений правительство отметило, что эта цена пересмотрена, и за основу взято 70 долларов за баррель". Тем не менее, "я в ходе обсуждений отметил, что важно также пересмотреть основные показатели госбюджета, так как прогнозируемая стоимость барреля нефти была пересмотрена. Как отметил депутат, этот вопрос должен быть рассмотрен или до 20 декабря, когда правительство представит парламенту обновленный проект основного финансового документа, или же в середине следующего года". "Правительство отмечает, что даже если в следующем году стоимость барреля нефти на мировом рынке уменьшится до 50 долларов, то вопреки прогнозируемой в рамках бюджета цены в 70 долларов за баррель, сложностей с пополнением доходных статей не будет. Поскольку порядка 75-80% доходов госбюджета составляются вроде фиксированными". Но, как отметил депутат, здесь есть проблема, поскольку прогнозы правительства, которое ожидает, что в следующем году прирост ВВП составит 18,9%, чрезмерно оптимистичны. "Как показывают расчеты, порядка 60% валовой продукции Азербайджана будет сформировано за счет "нефтяного" фактора, поэтому перепады стоимости нефти в следующем году, вероятно, повлияют на валовой прирост, ввиду этого, ВВП в 2009 году будет увеличена, в лучшем случае, на 15-16%". Подобный расклад, безусловно, повлияет как на объем прироста продукции отраслей экономики, так и на налоговые сборы. Именно по этой причине, как добавил депутат, фиксированными, стабильными можно считать не 75-80% поступлений госбюджета, а лишь ожидаемые в 2009 году трансферты из Государственного нефтяного фонда Азербайджана (ГНФАР), которые составят 5 млрд. манатов (1 долл. = 0,8 манат).