К 2012 году Министерство образования и науки планирует сократить до 20% научных учреждений и на треть - число вузов. Отдельно займутся университетами - это звание планируется сохранить лишь за пятьюдесятью из почти четырехсот ныне действующих. Как пишет сегодня "Коммерсант", катализатором реформы, которая разрабатывается Минобрнауки уже давно, оказался финансовый кризис. Поэтому не исключен и более радикальный сценарий, по которому выживет лишь треть всех существующих научных и образовательных учреждений. В распоряжении "Ъ" оказалась министерская стратегия их радикальной оптимизации, которая в декабре будет вынесена на рассмотрение правительства.

Самые болезненные новшества, исходя из стратегии реформы госсектора науки и высшего образования, произойдут в российской высшей школе: она станет максимально компактной. Так, к 2012 году Минобрнауки планирует сократить порядка 500 вузов и филиалов (сегодня их 3,7 тыс.), лишив их лицензии на образовательную деятельность. Еще 1 тыс. вузов может стать жертвой ведомственной "санации". По итогам проверок Минобрнауки именно это число вузов продемонстрировало несоответствие аккредитационным требованиям (от материальной базы до итогов научной активности). Часть из них будет поглощена более сильными вузами: в стратегии рассматривается вопрос о создании так называемых вузовских холдингов с ядерным региональным вузом и его сателлитами (предполагает общую администрацию и мобильный штат преподавателей). Остальные учебные заведения лишатся вузовского статуса, они смогут претендовать лишь на преподавание по трех-четырехлетним программам бакалаврата с соответствующим урезанным госфинансированием либо вовсе будут понижены до техникумов.

Сокращенная на треть вузовская сеть должна, согласно стратегии, занять последнюю строчку в четырехуровневой бюджетной вертикали. Ее верхушку составят национальные университеты - МГУ и СПбГУ. Затем следуют федеральные университеты, наряду с существующими Южным, Сибирским и Дальневосточным они появятся в остальных федеральных округах. На следующей ступени окажутся исследовательские университеты (пока этот статус указом президента Дмитрия Медведева закреплен за МИФИ и МИСиСом).

Особым пунктом реформы окажется реорганизация университетской сети. Так, к 2012 году из 383 университетов это звание решено сохранить лишь за 50. К концу года Минобрнауки представит новые аккредитационные требования для университетов, которые позволят провести жесткий отсев по формальным основаниям (набору программ, числу аспирантов и профессоров, итогам научной активности).

Жертвой университетской аккредитации уже стали Санкт-Петербургский архитектурно-строительный институт и Барнаульский государственный педагогический университет. Впрочем, не исключено, что "санация" затронет и вузы с громкими именами. Так, руководство Минобрнауки признается, что не видит смысла в университетском статусе для ведущих технических институтов - даже для МГТУ имени Баумана.

Проблему раздутой высшей школы в правительстве обсуждают не первый год. Однако в Минобрнауки не скрывают, что катализатором оптимизации оказался финансовый кризис: с госфинансированием аутсайдеров решено покончить, сосредоточив бюджет на лидерах.

Второй блок стратегии касается оптимизации НИИ, число которых к 2012 году будет урезано на 20%. Авторы пытаются уйти от административного сокращения: аутсайдеров определит коммерческий выход научных разработок, цитируемость в авторитетных научных журналах, а также способность привлечения внебюджетных средств (постановление о критериях оценки научной результативности уже подготовлено правительством). В нынешней стратегии нет нападок на Российскую академию наук, ее монополию в научном секторе ущемляет единственное новообразование: в системе госнауки появятся независимые от РАН научно-образовательные центры (первым на этот статус претендует Курчатовский институт во главе с Михаилом Ковальчуком).

Впрочем, сокращения, по информации "Ъ", могут оказаться даже масштабнее, чем заложенные в нынешней концепции. Разработчики не исключают пессимистического сценария, в котором речь может идти о сохранении лишь трети действующей научно-образовательной сети.