"Мадридские принципы" рассекречены? Нагорный Карабах за неделю
Азербайджан, 21 ноября, 2008, 21:02 — ИА Регнум. Военный вестник
Перестрелки и жертвы
По сообщению АрмИнфо, 16 ноября, приблизительно в 4 часа утра, отряд особого назначения азербайджанской армии пересек участок линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана на юго-восточном направлении, попытавшись проникнуть в тыл подразделений Армии обороны НКР, несущих боевое дежурство на позициях неподалеку от населенного пункта Ашаги Сеидахмедли. Как сообщает собкор АрмИнфо в Степанакерте со ссылкой на пресс-службу министерства обороны Нагорно-Карабахской Республики, военнослужащие Армии обороны НКР, действуя решительно и согласованно, в результате почти получасового боя отбросили противника на исходные позиции. Азербайджанская сторона оставила на поле боя одного убитого. С карабахской стороны потерь нет. По словам руководителя пресс-службы Армии обороны НКР Сенора Асратяна, это очередной серьезный инцидент после нападения диверсионной группы азербайджанской армии в ночь с 3 на 4 марта с.г. на позиции карабахской армии вблизи села Левонарх Мартакертского района НКР.
Версию азербайджанской стороны приводит Day.az: "В ночь на воскресенье произошло столкновение между азербайджанскими и армянскими солдатами. Ночью в результате обстрела азербайджанских позиций на территории Физулинского района вооруженными силами Армении, расположенными на оккупированных территориях Азербайджана, погиб солдат азербайджанской армии Орхан Шамилов. По словам главы пресс-службы Министерства обороны Азербайджана Эльдара Сабироглу, Шамилов, находившийся на боевом дежурстве, постарался подавить огонь, ведущийся поздно ночью военнослужащими одного из подразделений вооруженных сил Армении. Согласно информации, после нескольких минут перестрелки, Шамилов, продолжая огонь, поднялся в атаку. В результате ему удалось уничтожить двоих солдат врага. Сам Шамилов погиб. Стороне противника удалось вынести из зоны обстрела тела погибших солдат, а тело Шамилова осталось вблизи позиций вооруженных сил Армении, и в настоящее время
Министерство иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики выступило с заявлением в связи с инцидентом на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. В заявлении говорится: "В ночь с 15 по 16 ноября отряд особого назначения ВС Азербайджана попытался прорваться в тыл Армии обороны Карабаха на юго-восточном направлении позиций ВС НКР, нарушив тем самым требования режима прекращения огня. По сообщению МИД НКР, в результате действий, предпринятых несущими боевое дежурство военнослужащих Армии обороны НКР, группа отброшена на исходные позиции, понеся потери в живой силе (на передовых позициях Армии обороны НКР был оставлен труп убитого). Утром 16 ноября, МИД НКР сообщил об инциденте сопредседателям МГ
В свою очередь, глава пресс-службы Министерства обороны Азербайджана Эльдар Сабироглу заявил агентству "Новости-Азербайджан", что попытки прорыва карабахского фронта в ночь с 15 на 16 ноября не было. "Армяне, как всегда, искажают факты. На самом деле в ночь с 15 на 16 ноября армяне открыли огонь по нашим позициям, перестрелка была немного интенсивнее, чем обычно, в результате ночного боя с армянской стороны погибли два, с нашей стороны - один военнослужащий".
Власти Нагорно-Карабахской Республики выразили готовность передать азербайджанской стороне тело военнослужащего, погибшего в ходе инцидента на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. В сообщении Государственной комиссии НКР по вопросам военнопленных, без вести пропавших и заложников, поступившем в "Де-Факто", в частности, отмечается: "В ночь с 15 на 16 ноября с.г. диверсионная группа вооруженных сил Азербайджана предприняла на юго-восточном направлении линии соприкосновения попытку проникнуть в тыл карабахских подразделений. В результате эффективных действий военнослужащих Армии обороны НКР эта попытка была пресечена, в ходе боев один член диверсионной группы был уничтожен. Соответствующие органы НКР своевременно проинформировали о случившемся аккредитованные в Нагорном Карабахе офисы Международного Комитета
Минская группа ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта должна проводить переговоры между конфликтующими сторонами, а не между двумя странами. Об этом в Ереване в ходе конференции "Закавказье: новые реальности, изменения, перспективы" заявил посол по особым поручениям, экс-сопредседатель МГ ОБСЕ
19 ноября мониторинг на линии соприкосновения Армии обороны НКР и вооруженных сил Азербайджана будет проведен мониторинг. Об этом в Ереване заявил личный представитель действующего председателя ОБСЕ, посол
Пленные не хотят возвращаться домой?
Официальный Ереван прилагает все усилия для освобождения из плена солдата ВС Армении Паруйра Симоняна. Об этом заявил министр обороны Армении
Скорее всего, солдат Вооруженных сил Азербайджана Рафик Гасанов, попавший в армянский плен, будет передан третьей стране. Такое предположение в беседе с бакинской газетой "Эхо" сделал азербайджанский военный эксперт, полковник-лейтенант в отставке
Газахский районный военный суд избрал меру пресечения в виде ареста в отношении солдат "N"-ской воинской части Магеррамова Ильгара и Велиева Рамиля, применивших насилие по отношению к солдату азербайджанской армии Рафику Гасанову, который ныне находится в армянском плену. Об этом "АПА" сообщили родители находящегося в плену солдата. В письме, направленном родителям солдата из Военной прокуратуры Азербайджанской Республики, сообщается, что в период воинской службы вышеуказанные солдаты применяли к их сыну насилие, в связи с чем в отношении Магеррамова и Велиева возбуждено уголовное дело.
Визит сопредседателей МГ ОБСЕ
14 ноября в Ереван прибыли сопредседатели Минской группы ОБСЕ.
17 ноября президент Армении
"Краеугольный камень, ядро всех дискуссий это - как соотнести принцип территориальной целостности Азербайджана и сильное желание Армении применить принцип права народа на самоопределения". Об этом в интервью азербайджанскому агентству "АПА" заявил американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза. Он заявил, что Азербайджан полагает, что принцип самоопределения должен быть реализован в рамках границ республики, а Армения, в свою очередь, считает, что Карабах также имеет право на самоопределение, и хочет видеть Нагорный Карабах независимым от Азербайджана. "Я не могу предвидеть, каким будет результат. Могу только сказать, что сопредседатели Минской группы применяют весь свой дипломатический опыт, делают все, чтобы помочь президентам прийти к решению. Все это время сопредседатели пытаются найти компромисс", отметил Брайза. Касаясь вопроса о проведении референдума, Брайза отметил, что "сопредседатели не могут принимать подобных решений, они могут только лишь дать рекомендации и выслушать мнение двух сторон, а решение предстоит принимать президентам". По его словам, детали этого вопроса еще предстоит обсудить.
Сообщая, что сопредседатели МГ ОБСЕ во время встречи с президентом Азербайджана
Газета "Азг" пишет: "В Баку
"В своем интервью я заявил, что необходимо найти такое сбалансированное решение, где каждая сторона могла бы найти то, что ее устраивает, и отметил, какие это могут быть моменты. Однако азербайджанские журналисты, либо их редакторы решили представить мои слова в более выгодном для себя свете". Об этом, передает АрмИнфо, в ходе пресс-конференции в Ереване заявил американский сопредседатель МГ ОБСЕ
Как сообщает газета "Азг", 14 ноября президент Армении
Газета "Айкакан жаманак", комментируя визит
"Население Нагорного Карабаха обязательно должно иметь возможность жить в безопасности. На сегодняшний день, эта безопасность гарантирована армянской и карабахской сторонами, но в то же время существует сильная оппозиция в лице Баку. Безопасность народа Нагорного Карабаха должна быть также закреплена международными гарантиями". Об этом, передает АрмИнфо, заявил в ходе пресс-конференции 17-го ноября французский сопредседатель МГ ОБСЕ Бернар Фасье. Американский сопредседатель
Президент Нагорного Карабаха
"Народа Нагорного Карабах не существует. И участие руководства сепаратистского режима НК в переговорном процессе неприемлемо. Это противоречит Московской декларации", заявил глава пресс-службы МИД Азербайджана Хазар Ибрагим, комментируя высказывания французского сопредседателя МГ ОБСЕ
На вопросы Day.Az отвечает сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза
После недавней войны в Грузии Вы сказали о том, что они некоторым образом скажутся и на урегулировании нагорно-карабахского конфликта в том плане, что с Россией предстоит еще уладить определенные разногласия. Сейчас эти разногласия устранены?
Да, я думаю, президент Медведев показал, что он может сыграть, и уже сыграл позитивную роль. С другой стороны Россия выполняет, не до конца, но выполняет эти обязанности, которые были подписаны президентами Медведевым и Саркози. Это значит, ситуация улучшается, что касается отношений между Грузией и Россией, то они все еще плохие. Но президент Медведев уже сделал свой позитивный вклад.
Улучшились ли перспективы решения карабахского конфликта, учитывая последние события?
Я думаю, что улучшились, потому что все стороны знают, что надо решить этот конфликт и нельзя не обращать внимания на этот конфликт. Его надо решить, и для этого есть возможность. И я чувствую очень хорошее настроение между президентами Алиевым и Саркисяном. Это тоже зависит от того, до какой степени два лидера чувствуют доверие и уважение друг к другу. Это нормально, это вопрос взаимоотношений между людьми.
Когда можно ожидать следующей встречи президентов Азербайджана и Армении? Может ли она произойти до конца этого года?
Пока не знаем. Это возможно, но я все-таки думаю, что это будет в начале следующего года. Но, повторяю, мы пока не знаем, потому что этот вопрос зависит от моего нынешнего визита. Я прямо сейчас улетаю в Ереван. Посмотрим, какая реакция будет у президента Саркисяна. Потом завтра я буду в Степанакерте, там мы тоже будем вести переговоры. И если все пройдет нормально, тогда состоится еще встреча между министрами иностранных дел. В случае позитивных результатов состоится и встреча между президентами.
Можно ли предполагать в связи с завершением выборов в Армении и Азербайджане, что для решения конфликта в ближайшие пять лет создались благоприятные перспективы?
Да. Я даже надеюсь, что в течение следующего года. ("Day.Az").
Московская декларация
"Очень большим стимулом" для дальнейшей работы Минской группы ОБСЕ назвал российский сопредседатель
"Россия - большая страна и у нее, безусловно, есть свои интересы. С ней надо говорить, убеждать, и я думаю, это даст свои результаты. Если мы с Москвой будем говорить четко, правдиво, без задних мыслей, я думаю, мы сможем завоевать ее расположение по Карабахской проблеме". Об этом 1news.az заявил экс-президент Азербайджана
Член парламентской фракции "Наследие" Анаит Бахшян и пресс-секретарь партии Овсеп Хуршудян на встрече с журналистами заявили, что "Наследие" считает Московскую декларацию очень опасной и в контексте сохранения мира, и доведения процесса Карабахского урегулирования до конца, и в контексте перспективы международного признания независимости Нагорного Карабаха. Согласно представителям "Наследия", Декларация является продолжением целей сверхдержав (сначала западных, а сегодня - России), преследующих свои интересы за счет национальных и государственных интересов Армении и Карабаха. "Наследие" находит, что подписанием декларации утверждаются Мадридские принципы, которые неприемлемы для партии. Согласно характеристике, данной "Наследием", в этих принципах фактически говорится об одностороннем возвращении беженцев и территорий, тогда как все должно быть взаимным. По декларации также уменьшается влияние Минской группы ОБСЕ. Будучи против уступок территорий, партия предлагает вариант обмена. Например, Агдам - против Шаумяна. По мнению партии, если Азербайджан поднимает вопрос возвращения своих беженцев, то Армения должна поднять вопрос возвращения своих беженцев. Госпожа Бахшян в свою очередь отмечает, что против Московской декларации высказались также и другие политические силы, и они готовы, если будет достигнуто согласие, выйти на улицы и организовать митинги. ("Азг").
Представитель Центрального правления Социал-демократической партии "Гнчакян" Ваан Ширханян считает, что народ и власти Карабаха должны высказать свое отношение к обсуждаемым в настоящее время предложениям. В то же время он высказал уверенность в том, что народ Армении и Карабаха не позволит армянским властям, склонным согласиться с предложенным вариантом, подписать какой-либо документ относительно урегулирования. По его мнению, подобным документом международное сообщество закладывает мину на Кавказе, способную взорваться в любое время. "Если урегулирование состоится на основе нынешнего предложения, будет война, причем более жестокая, чем первая. Причем международное сообщество не успокоится, пока не превратит Кавказ в регион, напоминающий зону арабо-израильского противостояния, что соответствует интересам супердержав", считает он. Вместе с тем, он заявил, что арцахский народ может быть уверен: "за его спиной стоят сотни тысяч людей, которые хотят восстановить в Армении законность, справедливость, констиутционный порядок". "Истинные армяне стоят и будут стоять за спиной Карабаха. Арцахцы должны держаться твердо и быть уверены в том, что здесь у них есть мощная поддержка". ("Аравот").
"Ряд положений трехсторонней московской Декларации по карабахскому урегулированию вызывает глубокую озабоченность", заявил на встрече с журналистами председатель оппозиционной
"Ситуация на Южном Кавказе развивается, а подписанная в Москве Декларация по урегулированию нагорно-карабахского конфликта отражает уже прошедшие реалии. Можно сказать, что представленные в декларации принципы и пункты не будут способствовать каким-либо серьезным подвижкам в переговорном процессе", заявил PanARMENIAN.Net эксперт по карабахскому конфликту Грачья Арзуманян. По его словам, в отличии от 1994 года, когда в документах по урегулированию карабахского конфликта стояла подпись НКР, в подписании Московской декларации Нагорный Карабах не участвовал, следовательно Степанакерт не несет прямой ответственности за то, что было подписано в Москве. "Последние события на Кавказе, война в Южной Осетии, а потом уже подписание декларации по Нагорному Карабаху в Москве привели к консолидации армянского общества в карабахском вопросе. Сегодня мы видим постепенную активизацию армянского общества в вопросах, связанных с ее национальными интересами, что можно только приветствовать", подчеркнул эксперт.
На вопросы Общественного телевидения Армении отвечает президент Армении
Господин президент, карабахская проблема стала сегодня для политических деятелей, аналитиков и СМИ темой номер один. Изучая высказываемые взгляды, создается впечатление, что мы идем на односторонние уступки. Так ли это?
Нет, конечно нет. Просто некоторым политическим силам и деятелям Армении кажется, что выборы еще не закончились, и они используют каждый повод для спекуляций. Скрупулезно изучают турецко-азербайджанские СМИ, анализируют, делают прогнозы, делают выводы, и при этом их вовсе не интересуют официальные мнения ни Армении, ни Карабаха, ни даже опровержения, звучащие в тех же турецко-азербайджанских СМИ. Здесь попросту получается, что результат их этих анализов, заключений, зловещих прогнозов всегда один и тот же, то есть, нулевой результат. Я всегда говорил, и сейчас повторяю, что проблема Нагорного Карабаха может быть решена, если народ Нагорного Карабаха осуществит, сможет осуществить свое право на самоопределение. Вернее, точнее, если Азербайджан признает возможность осуществления права народа Нагорного Карабаха на самоопределение. Второе: если Нагорный Карабах и Армения будут иметь сухопутную границу, если население Нагорного Карабаха получит мощные гарантии безопасности. Очень простая задача, и только сумасшедший может найти в этих формулировках одни уступки. Я, в течение 17-18 лет, говоря о проблеме Нагорного Карабаха, никогда не употреблял ни словосочетания "односторонние уступки", ни слова "уступки". Компромиссы, возможно, да, но уступки - нет. Мы решаем очень важную для нашего народа задачу, и не пытаемся, как другие, заработать дивиденты во время различных мероприятий и выступлений. Мы решаем задачу, да, посредством выступлений, мы решаем задачу посредством встреч, переговоров, различными способами, и наша цель, повторяю еще раз, в том, чтобы решить проблему, и на этом пути быть честными и искренними как с нашими боевыми друзьями, так и с народом. Никогда не говорить невозможных вещей, никогда не пытаться вводить людей в заблуждение. Такова действительность.
Господин президент, Майндорфская декларация, которую вы подписали вместе со своими азербайджанским и российским коллегами, также стала мишенью критики. Что скажете в связи с этим, в чем проблема?
Я и не сомневался, что и этот документ должен стать мишенью критики, хотя это, фактически, единственный документ, где Азербайджан признал политический путь решения вопроса Нагорного Карабаха. Если обобщить, то вначале прозвучало мнение, что неправильно было подписывать документ, где нет подписи президента или властей Нагорного Карабаха. Я хочу и этим критиканам, и всем напомнить тот отрывок моего послания Национальному собранию и народу, где говорится о решении проблемы Нагорного Карабаха, и говорилось, когда может быть решен вопрос: тогда, когда мы поздравим президентов Азербайджанской республики и Нагорно-Карабахской республики с волевым решением и с мирным разрешением проблемы. То есть, как можно выразиться точнее? Я сторонник того, чтобы Нагорно-Карабахская республика, президент Нагорного Карабаха были бы включены в переговорный процесс, и считаю, что, наверное, это самый эффективный путь. Но Майндорфская декларация не имеет ничего общего со сказанным, и она является мнением трех президентов о решении вопроса. Декларация не является каким-то этапом, не является составляющей частью переговоров. Три президента заявляют, что вопрос должен быть решен политическим путем. Скажу яснее. После этого я был в Париже, в структурах
И, тем не менее, что можете сказать о возможных сроках решения проблемы и участии в этом процессе общества?
О сроках трудно говорить. Я всегда говорю, что мы не будем растягивать вопрос, но это, конечно, не означает, что завтра или через месяц, через три или четыре месяца вопрос будет решен. Да, я глубоко убежден, что мы не должны искусственно оттягивать решение проблемы, но мы еще должны придти к решению, должны придти к согласию, после чего будет еще долгий процесс. Я неоднократно говорил, и сейчас повторяю: это вопрос не 1,2,3,131 и даже не 1300 человек. Это один из самых насущных вопросов нашего народа, и наш народ должен сказать, согласен ли он с тем вариантом, к котором мы придем в ходе переговоров. Делать ежедневные запросы о подробностях переговорного процесса, также задача политических деятелей. Задачей переговорщиков является то, чтобы суметь в общих чертах информировать общество о принципах решения проблемы, а подробности переговоров скрыть, поскольку переговоры - довольно сложный и тонкий процесс, в ходе которого надо суметь быть и осторожным, и целеустремленным. Наши политические силы, безусловно, будут участвовать в обсуждениях. Думаю, что может сегодня и не время обсуждать этот вопрос, но, чтобы успокоить эту бурю в стакане воды, я, наверно, приглашу председателей политических партий и попробую выслушать их вопросы, попробую выяснить, что их беспокоит. Нам предстоит еще долгий путь. Мы должны суметь достичь в ходе переговоров решения, в отношении которого, хотя бы я буду уверен, что оно исходит из интересов нашего народа, после чего вопрос должен быть вынесен на общенародное обсуждение, после чего надо будет подписать договор, после этого - соглашение и так далее, и так далее. ("А1+").
На вопросы АрмИнфо отвечает завотделом проблем межнациональных отношений российского Института политического и военного анализа
Чем стала "Карабахская декларация" для самого карабахского народа, учитывая, что Нагорный Карабах в тексте Декларации практически не упоминается?
Думаю, что "Карабахская декларация", подписанная президентами Армении и Азербайджана в Москве без всякого преувеличения стала одним из главных сюжетов для региональной политической дискуссии. После того, как свои позиции по этому вопросу высказали армянские и азербайджанские политики и эксперты, а также "заинтересованные" стороны в США, РФ и Европейском Союзе, пришла очередь самого Нагорного Карабаха. Можно по-разному относиться к этому де-факто образованию Южного Кавказа, теперь только оно остается полностью непризнанной республикой, так как Абхазия и Южная Осетия получили российское признание. Можно признавать его существование, как реальность, что делают посредники из Минской группы или наблюдатели, ведущие мониторинг прекращения огня или конгрессмены США, выделяющие маленькое финансирование для социальных проектов внутри НКР. Можно отрицать само право НКР на существование, что делают Азербайджан и с меньшим рвением Турция, видя в нем не более, чем оккупацию Арменией "исконно азербайджанских земель". Однако при любом подходе к рассмотрению феномена Нагорного Карабаха, очевидно, что без позиции Степанакерта, этого "теневого" участника конфликта равно, как и мирного процесса разрешения застарелого противоборства невозможно. Статус НК является главной причиной и основной спорной проблемой этого конфликта. Вопрос, таким образом, не в том, будет ли признана или легитимирована сецессия или произойдет восстановление территориальной целостности. Проблема в другом. Это - уважение и принятие в расчет позиции населения самой территории, которая из объекта должна превратиться в субъект обсуждения.
Власти НКР выступают со своей позицией, однако ее не очень-то принимают в расчет...
Действительно, после того, как "Карабахская декларация" была подписана, со своим особым мнением выступил президент НКР Бако Саакян, заявив о необходимости того, чтобы НКР была представлена в переговорном процессе. Саакян считает, что тем самым были бы восстановлены принципы, обозначенные еще на Будапештском саммите ОБСЕ. Будапештский саммит ОБСЕ прошел в 1994 году. То есть не прошло и года после того, как армяно-азербайджанский конфликт был остановлен. В ходе саммита было использовано такое словосочетание, как "все конфликтующие стороны", а не "две или обе конфликтующие стороны". Однако впоследствии "трехсторонний формат" был вытеснен переговорами по линии Баку-Ереван. В Азербайджане была окончательно сформулирована философия конфликтного урегулирования. Во-первых, сам конфликт определялся не столько, как борьба центральной власти и сепаратистской окраины, а как результат агрессивных устремлений Армении, в которых армянское население спорного региона- всего лишь инструмент наподобие того, каким были судетские немцы в Чехословакии. Во-вторых, судьба Нагорного Карабаха должна решаться в Баку, Ереван должен лишь не мешать оформлению этого процесса, а посредники должны ему помогать. Финал такого решения - получение "широкой автономии" в составе Азербайджана. Естественно, для Армении, напирающей на право армян бывшей НКАО на самоопределение такой вариант развития событий неприемлем. Однако и в том, и в другом варианте позиция самого Нагорного Карабаха остается не проясненной.
То есть Вы считаете, что между Ереваном и Баку есть серьезные разногласия?
На сегодня очевидно, что позиции Еревана и Степанакерта не во всем совпадают. Ереван фактически не продвигает такие темы, как армянские беженцы из Баку и других частей бывшей Азербайджанской ССР, а также оккупация собственно армянского анклава Арцвашен. Последний не входил в состав НКАО, был частью Армянской ССР. Отсюда доминирование Азербайджана на переговорах в таких проблемах, как оккупация и беженцы. Степанакерт готов эти позиции рассматривать более жестко. Особенно активно речь идет о Шаумяновском районе, который в сентябре 1991 года самоопределился вместе с НКАО, и изначально эти два образования составили непризнанную НКР. Но как бы то ни было, позицию НКР нельзя просто игнорировать. Точнее сказать, можно, но только в этом случае кто даст гарантии, что любой подписанный документ НКР отклонит? Думается, что при всей финансовой зависимости НКР от Еревана, а также политической зависимости и прочих других, ресурсов Армении для "принуждения Карабаха" к миру будет недостаточно. Да и никто в Ереване такие ресурсы искать не станет. Слишком велика, как говорится "цена вопроса". Такие ресурсы не найдет ни Запад, ни Россия. Этим двум последним центрам силы не выгодно становиться на одну сторону, гораздо важнее иметь свои пакеты акций и на армянской, и на азербайджанской стороне. Таким образом, при любой самой совершенной миротворческой конструкции, согласованной и в Баку, и в Ереване, и даже в Москве с Вашингтоном, остается риск, что одно неловкое движение со стороны Карабаха, и все это здание "прочного мира" рассыплется, как карточный домик. И статус тут, повторимся - не самое главное. Главное - признание договоренностей легитимными, прежде всего, теми, кто "проживает на земле". Следовательно, с "теневым" участником конфликта и естественно, его мирного урегулирования придется в той или иной форме взаимодействовать. Это делают уже сопредседатели Минской группы или различные чиновники Европейского союза, конгрессмены США. Кстати сказать, и у самого Азербайджана в первой половине 1990-х гг. был свой опыт прямого взаимодействия с представителями "мятежной республики", так как соглашение о прекращении огня в 1994 году подписано, в том числе, и представителями сил обороны Нагорного Карабаха.
Что нужно сделать руководству НКР для "выхода из тени" переговорного процесса?
Дипломатическая работа самого Карабаха. В конце концов, любая политическая поляна никому авансом не отдается, за нее нужно бороться, порой очень жестко. И то, что Баку не хочет участия прямого участия НКР в мирных переговорах также понятно и логично, если смотреть на вопрос с точки зрения азербайджанских интересов. В последние же годы складывается ощущение, что Степанакерт борется за свое возвращение за стол переговоров не очень активно, скорее, по инерции, полагаясь все больше на Ереван. Четкой концепции защиты именно своих "национальных интересов" не видно. Раз уже их не допустили за стол переговоров, было бы целесообразно проговорить ту грань уступок, за которые Карабах не переступит при любом исходе переговоров между Ереваном и Баку. Например: "Земли не сдаем, а если и сдаем, то только часть и в обмен на независимость". Вернуться в переговорный процесс Нагорный Карабах может исключительно медийной активностью и прямой артикуляцией своих интересов. Это очевидно". Таким образом, для выхода из тени НКР самой нужно более тщательная дипломатическая и идеологическая работа. Полагаться в этом деле на чью-то добрую волю - не самое надежное дело. В случае с Абхазией и Южной Осетией "добрая воля" Москвы была жестким ответом на "злую волю" Тбилиси. Сама же цхинвальская трагедия произошла из-за упорного нежелания Грузии признать реальности (других партнеров по переговорам, кроме осетин и абхазов у грузинской стороны не было). Следовательно, во всех конфликтах на территории бывшего СССР (от Карабаха до Приднестровья) прочный мир будет возможен только при максимальном учете всех вовлеченных в противоборство сторон. (АрмИнфо).
Мадридские принципы
Содержание "Мадридских принципов", на основании которых президенты Армении и Азербайджана согласились развивать мирный переговорный процесс, уже не являются тайной. Текст "принципов" найден газетой "Аравот" на сайте http://thekarabakhdeal.blogspot.com/2008/10/osce-minsk-group-karabakh-conflict.html, датирован 14 ноября 2007 г. и озаглавлен "Рекомендации":
Правительствам Армении и Азербайджана:
1. До выборов 2008 г. достичь соглашения по документу об основных принципах, обеспечивающему условия для: Гарантий безопасности и развертывания международных сил по поддержанию мира; Вывода вооруженных сил Армении и Нагорного Карабаха со всех оккупированных территорий, прилегающих к Нагорному Карабаху, с установлением специальных условий для Кельбаджарского и Лачинского районов; Возвращения временно перемещенных лиц (ВПЛ); определения в перспективе окончательного статуса Нагорного Карабаха путем всеобщего голосования, и установления промежуточного статуса до тех пор, пока не будет проведено голосование по этому вопросу; Разблокирования всех транспортных и торговых маршрутов.
2. При отсутствии консенсуса по всеобъемлющему документу, согласиться с тем, что может быть согласовано, и четко обозначить пункты, вызывающие разногласия.
3. Способствовать тому, чтобы в период избирательных кампаний 2008 г. политические деятели позитивно оценивали перспективы мирного процесса и необходимость достижения компромисса.
Правительствам Армении и Азербайджана и де-факто властям Нагорного Карабаха:
4. Соблюдать условия перемирия 1994 г., воздерживаться от применения силы, остановить рост военных бюджетов и прекратить выступать с взаимными обвинениями, воинственными и провокационными заявлениями.
5. Содействовать усилиям неофициальной дипломатии и проведению дискуссий о компромиссных решениях, включая принятие вышеупомянутых принципов, проведение соответствующих дебатов в парламентах, и облегчать контакты между азербайджанцами и армянами.
6. Де-факто власти Нагорного Карабаха должны прекратить поддержку заселения оккупированных территорий армянами, включая приватизацию, развитие инфраструктуры и создание структур местного самоуправления в этих районах;
7. Азербайджан должен позволить азербайджанцам Карабаха выбрать главу их сообщества и выступить с совместными инициативами по повышению прозрачности и уменьшению коррупции для того, чтобы доходы от продажи нефти использовались во благо всех граждан, особенно внутренне перемещенных лиц (ВПЛ).
Сопредседателям Минской Группы (Франция, Россия, США) и более широкому международному сообществу:
8. Возобновить усилия по обеспечению соглашения по основным принципам, с четким определением пунктов, вызывающих разногласия, с тем, чтобы поддержать непрерывность процесса и обеспечить отправную точку для переговоров между президентами Армении и Азербайджана после выборов 2008 г.
9. Поднять ранг представителей сопредседателей и сделать урегулирование конфликта по Нагорному Карабаху ключевым элементом двусторонних и многосторонних отношений с Арменией и Азербайджаном.
10. Сделать общедоступным больший объем информации о сущности переговоров, и избегать искусственного подпитывания надежд чрезмерно оптимистическими заявлениями.
Европейскому Союзу:
Повысить роль Специального Представителя Евросоюза в Закавказье (СПЕС), который должен наблюдать за ходом Минского процесса, поддерживать прямые контакты со всеми сторонами, нанести визит в Нагорный Карабах, посетить перемещенных лиц в Азербайджане и, вместе с