В Саратове, в управлении Приволжской железной дороги состоялось совещание по вопросам организации перевозок зерна в страны ближнего зарубежья, сообщили корреспонденту ИА REGNUM-ВолгаИнформ в службе по связям с общественностью Приволжской железной дороги. В работе совещания приняли участие руководители Приволжской железной дороги, основные грузоотправители зерна Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, представители операторских компаний.

Основной темой деловой встречи стал вопрос организации экспортных поставок зерновых грузов в страны СНГ с использованием приватного подвижного состава, которым владеют операторские компании. Открыл совещание начальник Приволжской железной дороги Александр Храпатый. В своём выступлении он разъяснил политику, проводимую ОАО "РЖД" на современном этапе. "Российские железные дороги", давно не являясь монополистом в данном сегменте, имеют инвентарный парк вагонов-зерновозов, который рассчитан на обеспечение только внутрироссийских перевозок в интересах экономики государства и населения страны. Все коммерческие перевозки зерна на экспорт осуществляются операторскими компаниями, которые владеют достаточным для этих целей приватным парком вагонов-зерновозов. Такое разделение сфер использования инвентарного и приватного подвижного состава, особенно во время поставок зерна нового урожая в различные регионы нашей страны, связано с хроническим невозвратом вагонов инвентарного парка (то есть парка ОАО "РЖД") из стран СНГ. В отношении операторских компаний подобная проблема практически полностью нивелируется за счет того, что собственники приватных вагонов имеют право взыскивать за невозврат высокие штрафы. Таким образом, перед грузоотправителями и операторскими компаниями стоит задача организации эффективного взаимодействия в вопросах коммерческих поставок зерна на экспорт на основе рыночных условий спроса и предложения.

Подобная ситуация характерна и для Приволжской железной дороги. В 2008 году в регионах деятельности дороги собран рекордный урожай зерновых: в Саратовской области - 4 млн. тонн (на 25% выше уровня прошлого года), в Волгоградской области - 5 млн. тонн (в 1,9 раза больше прошлогоднего урожая). При этом, несмотря на определенное снижение экспортных поставок, объем перевозок зерна на Приволжской магистрали по внутрироссийским направлениям за 10 месяцев текущего года увеличился на 37,7% и составил около 1,423 млн. тонн. То есть железнодорожники в полном объёме обеспечивают потребности страны в перевозках данного вида груза.

Коммерческие перевозки зерновых на экспорт (в Казахстан, Прибалтику, Беларусь, Азербайджан, Украину, Узбекистан и другие страны) осуществляются приватным парком вагонов-зерновозов 17 операторских компаний. При необходимости Приволжская железная дорога предоставляет возможность грузоотправителям и владельцам подвижного состава на своей территории совместно обсудить вопросы эффективной организации этой работы.

Так, в совещании приняли участие представители более 20 грузоотправителей зерновых, в том числе ОАО "Гмелинский элеватор", ОАО "Палласовский элеватор", ООО "Логистик Трейд", ООО "Юг-Зерно-С", ОАО "Екатерининский элеватор", ОАО "Калининский элеватор", компании-операторы и экспедиторы: ОАО "Первая грузовая компания", ЗАО "Желдорэкспедиция-2000", ЗАО "РТЭК", ООО "ЛП-Транс", ОАО "Совфрахт-Приволжск".

Участники деловой встречи обсудили имеющиеся на сегодняшний день проблемные вопросы. Например, многие грузоотправители обратили внимание на необходимость повышения владельцами приватного парка оперативности в вопросах заключения договоров и поставки вагонов-зерновозов, предоставления тарифных преференций и создания особых условий для экспортных перевозок зерна. В свою очередь, представители операторских компаний говорили об ответственности грузоотправителей за качество и сроки использования подвижного состава.

На совещании прозвучали несколько конкретных предложений по выработке согласованных принципов совместной работы. В частности, генеральный директор ЗАО "РТЭК" Игорь Черкесов в своём выступлении отметил: у грузоотправителей зерна существует понимание того, что для организации коммерческих экспортных перевозок зерна есть два способа - обращаться к владельцам приватного подвижного состава или приобретать собственные вагоны. Он предложил создать единого регионального оператора, который будет осуществлять перевозки зерна на экспорт, что будет выгодно производителям не только с точки зрения вывоза необходимых объёмов зерна, но и позволит увеличить сбыт сельскохозяйственной продукции. Подобные рабочие совещания будут проводиться на Приволжской железной дороге и в дальнейшем по инициативе любой из сторон, задействованных в организации коммерческих перевозок зерна на экспорт.