Евросоюз - не СССР, Польша - не союзная республика: Интервью председателя Сената Польши
Председатель Сената (верхняя палата парламента) Польши
ИА REGNUM: Господин спикер, отношения между Польшей и Россией трудно выстраиваются на высоком уровне, гораздо теплее они на региональном уровне, не так ли?
У нас нормальные отношения. На высоком уровне идут серьезные встречи и визиты, на региональном уровне также поддерживаются хорошие отношения, прежде всего с Калининградской областью. Весной я предложил Сергею Миронову провести в следующем году большую межрегиональную встречу между разными регионами России и воеводствами Польши. Думаю, это будет полезно обеим сторонам.
ИА REGNUM: Не мешает ли сложная история взаимоотношений двух народов выстраивать нынешние отношения?
Нет. Память живуча, но мы смотрим вперед. Гораздо больше, чем прошлое, нам мешает, когда какой-то современный политик или чиновник нажимает на тормоз: например, когда санитарная инспекция начинает играть очень большую роль в России. Но в последнее время этого, правда, уже нет. По крайней мере со стороны санитарной инспекции.
ИА REGNUM: Существует рабочая группа "по трудным вопросам" между Россией и Польшей. Один из основных вопросов, который там рассматривается, - Катынь. Что должно произойти, чтобы Польша закрыла эту тему?
В эту группу входят мудрые люди, серьезные специалисты по истории, уже есть определенные результаты их работы. Но есть моменты, которые непонятны польской стороне. Например, мне непонятно, почему часть документов до сих пор засекречена в российской прокуратуре? Также непонятно, почему российская сторона сопротивляется употреблению слова "геноцид" по отношению к этой трагедии? Есть некоторые другие вопросы.
ИА REGNUM: Вернемся в сегодняшний день. Россию беспокоит грядущее появление системы ПРО на территории Польши. И Россия не скрывает, что хотела бы проводить инспекцию ракетных установок на территории Польши. Как на это смотрит Польша?
Еще совсем недавно - каких-то десять-пятнадцать лет назад - в Польше стояли советские войска, и мы не хотим возвращаться к этим временам. Поэтому если не на принципах постоянного присутствия, то, думаю, мы будем согласны на российскую инспекцию.
ИА REGNUM: Вы утверждаете, что признание
ИА REGNUM: А если международная экспертиза покажет, что никаких экологических нарушений не будет?
У нас есть своя экспертиза, и она показывает серьезность ситуации: нет возможности провести по дну моря эту трубу.
ИА REGNUM: Премьер-министр Польши заявил о возможном строительстве атомной электростанции (АЭС) на территории Польши. Значит ли это выход страны из переговоров по строительству новой атомной станции в Литве?
Нет. Мы бы хотели, чтобы эти переговоры хорошо закончились, но мы хотим взять больше электроэнергии, чем хотят дать литовцы... Переговоры идут, но в любом случае в течение ближайших 20 лет на территории Польши предусмотрено строительство новой АЭС. Мы не будем возвращаться к недостроенной когда-то станции под Гданьском - уже слишком много времени прошло, это будет совершенно новый проект.
ИА REGNUM: Складывается впечатление, что Польша старается играть "особую роль" по отношению к Литве, Украине, Белоруссии. Какую?
Нет никакой особой роли. Просто вы перечислили наших соседей, и мы, естественно, интересуемся, что у них происходит. Со всеми соседями мы бы хотели сохранять нормальные отношения.
ИА REGNUM: Избирательная акция поляков Литвы с каждым разом улучшает показатели на выборах в Сейм Литвы. Значит ли это, что в этой стране усиливается роль Польши?
Литовские граждане польского происхождения - это не посланники польского государства. Успех Избирательной акции на выборах - это успех литовских поляков, но они граждане Литвы, и как голосовать - это их внутреннее дело.
ИА REGNUM: Вы находитесь среди тех политиков, которые настаивали на том, чтобы перед судом предстал 80-летний генерал экс-руководитель Польши
Ярузельский использовал силу против своего народа (генерала Ярузельского судят за введение в Польше военного положения 13 декабря 1981 года. Оно действовало около 1,5 лет, генералу грозит до 10 лет тюрьмы - прим. ИА REGNUM). Я внимательно изучал этот вопрос: неправда, что была альтернатива - введение военного положения в Польше или вторжение советских войск. Не было альтернативы - после военного положения предполагалась и возможная оккупация Польши. Закон должен быть един для всех: если лидер государства совершил преступление, он должен понести за это наказание. Это важно для будущего нашей страны - никто не должен стоять над законом.
Справка ИА REGNUM:
Богдан Борусевич родился 11 января 1949 года. Окончил факультет истории Любельского католического университета. Являлся депутатом Сейма с 1991 по 2001 год. В Сейме первого созыва Борусевич был руководителем парламентской фракции профобъединения "Солидарность" и председателем Чрезвычайной комиссии по расследованию последствий введения в Польше чрезвычайного положения. Во времена Польской Народной Республики входил в число самых известных лидеров оппозиции. Первый раз подвергся аресту в марте 1968 года за распространение студенческих листовок.В 70-х годах - активист Комитета защиты рабочих.Богдан Борусевич - главный организатор забастовки на Гданьской судоверфи в августе 1980 года, которая привела к образованию "Солидарности", и, в конечном итоге, - к смене коммунистического режима в Польше. В 2005 году избран председателем Сената Польши (верхняя палата парламента), в 2007 году избран на этот пост вторично.