Вопрос об образовании межгородских и межрегиональных агломераций становится все более актуальным в условиях кризиса. Участники экспертного опроса, проведенного ИА REGNUM, полагают, что образование более крупных городов и регионов может стать ответом на кризис и привлечь дополнительные федеральные средства в регионы.

По следам экспертного опроса ИА REGNUM провело виртуальный "круглый стол", где о перспективах образования одной из названных экспертами межгородских агломераций высказались участники общественно-политической жизни Архангельска и Северодвинска.

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТНЫХ ПЛАНОВ НУЖНА ФЕДЕРАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Обсуждение вероятности образования объединенного города на основе Архангельска, Новодвинска и Северодвинска началось с того, что идею эту назвали отнюдь не новой. Руководитель Поморского агентства территориального развития Вадим Трескин отметил, что эта идея владеет умами ряда экспертов уже более десятка лет. "И я могу сказать, что сейчас она обретает особую актуальность. В условиях глобализации перспективы развития есть только у крупных городов. В России этому тоже были предпосылки. В советское время существовал норматив: если город имеет население в миллион человек, то в нем проектировали метро. И сейчас перспективность российских городов рассматривается неотделимо от численности населения", - сказал Трескин. Политтехнолог Андрей Рычков также отметил, что вопрос образования агломерации еще встанет перед жителями перечисленных городов. "Если заглянуть далеко вперёд, то такое объединение станет не только возможным, но и просто необходимым. Заявить на уровне федерации о стратегическом плане не отдельно взятого муниципалитета, а о плане развития будущего мегаполиса, - это будет является дальновидным решением, созвучным с идеями руководства страны. Пусть даже это объединение будет иметь десятилетнюю перспективу, но оно позволит региону привлечь к себе внимание, а значит, и федеральные деньги", - сказал он.

Депутат Архангельского областного Собрания Константин Журавлев согласился с необходимостью объединения городов и сразу заявил о существующих тому препятствиях. "Самой большой проблемой тому мешающей я считаю отсутствие стратегии развития Архангельской области и страны в целом. Именно поэтому идеи образования межгородских агломераций кажутся либо слишком далекими, либо вовсе неосуществимыми, - подчеркнул он. - В любом случае эти перспективы нужно обсуждать и осмыслять уже сейчас. Общий стратегический проект трех городов может появиться только после появления стратегии развития страны. Нужно знать, можем ли мы рассчитывать на завершение проектов "Белкомур" и Архангельского глубоководного порта. Регионы находятся в вынужденной зависимости от решений федерального центра, только исходя из общенациональных приоритетов можно строить региональные планы".

Депутат муниципального Совета Северодвинска Александр Гордиенко активно высказался против идеи объединения трех городов. "Я считаю тему объединения Архангельска и Северодвинска в агломерацию надуманной. У любого процесса объединения должна быть цель, а я в данном случае ее не вижу, - отрезал он, и тут же развернул свою мысль, - объединение ради объединения похоже на желание лишь освоить федеральные деньги. А за что федерации платить? Она должна иметь определенные результаты от своих инвестиций. Но вот вопрос объединения двух городов (не трех) - Архангельска и Новодвинска - я считаю уже давно назревшим. Эти города находятся в прямой видимости друг друга и для объединения им нужно лишь построить мост через реку". Единственным дополнительным условием Гордиенко к этому муниципальному объединению выдвинул создание качественных и широких дорог вдоль реки.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ГОРОДОВ - ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Точно также другие участники круглого стола высказались о назревшем объединении всех трех городов. Директор северодвинского агентства недвижимости "Вариант" Олег Мандрыкин считает, что процесс образования агломерации Архангельск - Новодвинск - Северодвинск идет уже давно. "Если подразумевать под понятием объединения не только процесс стирания границ, но и объединение людских, финансовых и производственных мощностей, то фактически это уже происходит. Большое количество людей ездит из Архангельска на работу в Северодвинск и наоборот. Проникновение бизнеса идет в города параллельно - те торговые сети, что представлены в Архангельске обязательно, есть и в Северодвинске". "Ездить в город Архангельск из Северодвинска я стал с 1994 года. И уже тогда колонна автомобилей стояла утром на пути в Архангельск, а вечером такая же колонна следовала в Северодвинск, - рассказал Константин Журавлев. - А сейчас в любое время суток колонна стоит в обе стороны. Это показывает, что в определенном смысле объединение городов уже произошло". Здесь же в качестве примера он привел практику работы преподавателей и врачей параллельно в двух городах. "Специалисты этих профессий имеют возможность зарабатывать в обоих городах сразу".

И тем не менее, с точки зрения участников круглого стола, для слияния городов воедино мало одного намерения "хотим быть единым целым", для этого нужны более глобальные планы, осуществить которые хотят все три стороны, но реализовать которые можно только вместе. Руководитель Поморского агентства территориального развития Вадим Трескин сказал: "В условиях кризиса у нашего государства не так много ресурсов, чтобы поощрять простое территориальное объединение городов. Нужны еще идеи, которые станут точками роста. Например, существует идея перегородить сетями устье Белого моря и сделать из него искусственный садок, где можно разводить рыбу, и за счет которого можно кормить рыбой весь мир. Идея, объединяющая три города в один, должна быть примерно такого же уровня". Он привел в качестве примеров неоднократно звучавший уже тезис об образовании наукограда в Северодвинске, либо федеральный проект освоения Арктики. Под эти проекты, считает Трескин, можно создавать кластер исследовательских и проектных институтов, развивать техническую базу вузов, то есть научные ресурсы трех городов объединить в одну сеть. "Только государство может в настоящее время финансировать крупные инвестиционные проекты, поэтому государство нужно заинтересовать более масштабными проектами, ради осуществления который объединение Северодвинска, Новодвинска и Архангельска будет оправданным", - сказал он.

Константин Журавлев отметил, что проекты, задуманные сразу для трех городов, уже были строительство атомной станции, строительство логистического центра, строительство северного университета между городами, торгового центра в Рикасихе, развлекательного комплекса, детского парка. "Многие проекты рассматриваются именно в ракурсе их развития на три города сразу, - говорит он. - Одним из таких проектов был 15 лет назад проект строительства порта в Нёноксе".

Олег Мандрыкин напомнил, что до кризиса были анонсированы несколько строительных проектов, которые постепенно делали бы территорию вдоль трассы Архангельск - Северодвинск более освоенной. "Это несколько проектов строительства коттеджных поселков - в районе Рикасихи, в районе Заостровья... При желании власти эти проекты вполне можно свести в единый межградостроительстный план, который бы сделал бы эту трассу дорогой между двух районов", - допускает Мандрыкин. Но даже без создания такого плана территория вдоль реки, по его мнению, является наиболее перспективным районом для развития малоэтажного строительства. "Я прогнозирую, что через какое-то время после завершения кризиса дорога, соединяющая Архангельск и Северодвинск, станет застроенной территорией. Однако сроки грядущих преобразований я назвать не смогу", - заключил он.

НАША ЦЕЛЬ - ИНВЕСТИЦИИ

Инвестиционная привлекательность объединенного города, как выяснилось, - вопрос спорный. С одной стороны, участники круглого стола признали, что при формальном объединении городов численность жителей объединенного города в два раза превысит численность жителей Архангельска. И это, в свою очередь, может привлечь в регион федеральные строительные компании и крупные торговые сети. "Конечно, такой город будет рассматриваться инвесторами как более интересный. Но инвесторы - не идиоты, они прекрасно понимают ситуацию, - намекнул на бесперспективность формального подхода Олег Мандрыкин. - Я не считаю, что формальное объединение городов без инфраструктурного развития может кого-то обмануть и положительно повлиять на решение потенциальные инвесторов. Когда они приходят в Архангельск, они и так понимают, что здесь 600 тысяч человек, только 315 тысяч живет в Архангельске, а остальные - в Северодвинске и Новодвинске. Они также понимают, что города достаточно разорваны. Реальная доступность людей к товарам все равно будет учитываться".

Северодвинский депутат Александр Гордиенко полагает, что развивать экономику трех городов можно и в нынешних условиях, с осуществлением межгородских проектов можно справиться силами муниципалитетов, привлекая областное финансирование. А вот предложение застройки межгородской территории жилыми кварталами вызвало у него критику: "Наша область не настолько богата, чтобы зарыть столько денег в коммуникации. Не будем также забывать, что количество населения сокращается, и процесс этот, по-видимому, необратимый". Но именно этот процесс, по мнению депутата Журавлева, и подтолкнет города к объединению. "Мы встанем перед проблемой более медленного выхода из кризиса, по сравнению с соседними регионами. Я полагаю, что это приведет к новой волне оттока экономически активного населения, - говорит он. - Поэтому однажды придется собрать оставшиеся управленческие, научные и медицинские кадры в одном месте и скооперироваться в целях более эффективного управления территориями". Его оппонент Гордиенко отметил, что такой подход может привести к росту количества чиновников "минимум на 50%".

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Образование новых управляющих политических сил в случае объединения городов неизбежно, полагает политтехнолог Андрей Рычков. "Все стратегические решения каждого из городов-участников, должны будут проходить через Совет агломерации. Это будет способствовать налаживанию новый прочных связей политических элит трех городов, - считает он. - Но среди минусов такого объединения можно назвать ослабление политического статуса должностных лиц конкретных муниципалитетов, которые в своих решениях должны будут озираться на некий Совет агломерации". С точки зрения архангельского предпринимателя Юрия Дегтярева, это ослабление как минимум выльется в передел сфер влияния во всех трех городах, а в худшем случае превратится в грызню. "Бизнес-элиты обязательно столкнутся. Сейчас у каждого своя "кормушка", сферы уже поделены, интересы элит каким-то образом уже предусмотрены в бюджете, "сладкие" места города распределены", - сказал предприниматель. Статус-кво будет нарушен объединительным процессом, и это будет нарушать спокойствие находящихся у власти. Со своей стороны, политические преобразования существенно усложнят жизнь предпринимателей. "Административных препон нашей работе станет больше, потому как к существующим мэрам добавится еще один руководитель. Он будет называться главой объединенного города, и с ним тоже придется договариваться. При этом старая схема согласования решений с местным городским руководством никуда не исчезнет", - описывает возможные риски Юрий Дегтярев.

Повышение статуса города, по мнению предпринимателя, приведет к росту налогов. "Есть налоги, которые зависят от численности населения в том городе, где предприниматель работает, - сказал Дегтярев. - Так, вмененный налог первой категории в Архангельске выше, чем в Северодвинске, а в Москве он в разы выше. После изменения статуса налоги вырастут существенно, а это повлечет за собой рост арендной платы и других расходов". Этот явный минус может окупиться только тем, что и статусность бизнеса в объединенных городах вырастет. "Такое слияние позволит иногда лукавить в цифрах, что бизнесменам тоже выгодно, - признал Дегтярев. - Кроме того, на сегодняшний день мы имеем три рынка сбыта, а после объединения мы будем иметь один рынок. Это определенное решение организационных проблем. Я уверен, что мы станем более привлекательными для федеральных сетевых компаний, потому что вопросы прихода компании в три города можно будет решать в одном месте. Мне кажется, что инвестиции, которые будут приходить в объединенный город, будут гораздо выше, чем в три небольших. На мой взгляд, плюсов у объединения больше, чем минусов".

Эту мысль поддержал и политтехнолог Андрей Рычков: "Уже сейчас существуют и получают положительный результат в своей деятельности политики, которые ассоциируются с подобной агломерацией. Те политики трёх городов, которые поддерживают строительство атомной станции, невольно становятся союзниками создания такого объединения", - отметил он.

К единому мнению о том, как именно может начаться процесс объединения городов, участники виртуального круглого стола не пришли. "О формальном начале объединения еще рано говорить, - сказал Константин Журавлев. - Должны появиться люди, которые не только смогут убедить жителей в необходимости объединения, но и которые смогут все это просчитать, смогут вписать это в российскую экономику и найти пути поиска ресурсов. Для этого нужны достаточно серьезные усилия. Когда это все будет просчитано, проблем с формальным поводом не возникнет. Кроме общественности власти тоже должно поддержать объединительный проект. Одной власти с этим не справиться, а обществу или бизнесменам без поддержки власти будет сложно структурировано этим заниматься".