В Башкирии за последний год более явно обозначилось противостояние бизнеса и власти, в результате в регионе резко ухудшилась государственная поддержка развития малого бизнеса. Об этом 7 ноября в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил депутат Госдумы РФ от Башкирии Андрей Назаров.

"6 ноября в ходе заседания Комиссии Президиума Генерального совета "Единой России" по вопросам развития предпринимательства в Российской Федерации Башкортостана приводился в качестве отрицательного примера развития малого бизнеса в регионе, - говорит Назаров. - В ходе этого заседания обсуждались пути развития предпринимательства в условиях финансового кризиса".

ИА REGNUM: Что является определяющим для развития малого и среднего бизнеса в субъектах Федерации?

На деятельность малого и среднего бизнеса влияют, прежде всего, социально-политические факторы в регионе. Это отличает данный сегмент от крупного бизнеса, строящегося на отраслевых принципах. Поэтому от того, как решаются социально-политические вопросы на региональном уровне, зависит и развитие предпринимательства.

ИА REGNUM: Вы сказали, что ситуация с развитием предпринимательства в Башкирии постоянно ухудшается. Что вы имели ввиду?

Как пример могу назвать реализацию 159-го федерального закона, который еще называют законом о малой приватизации. Он был принят в этом году в Госдуме РФ и предполагает преимущественное право выкупа за предпринимателями арендованных помещений. Но условия выкупа отданы на усмотрение региональным органам власти. В Башкирии в первом чтении был принят соответствующий законопроект, по нему установлены очень малые возможности для развития предпринимательства: для розничной торговли предполагается выделение всего 75 квадратных метров площади с отсрочкой платежа на один год. В условиях экономического кризиса предприниматели не смогут выплатить всю сумму за столь короткий период. К тому же многие из них арендуют гораздо большие площади, и, таким образом, они не подпадают под действие этого закона.

ИА REGNUM: Получается, что федеральный закон, направленный на поддержку предпринимателей, в одном конкретном регионе обернулся против них?

Да. Еще перед началом реализации 159-го закона напуганные чиновники начали в спешном порядке распродавать помещения, которые раньше арендовали предприятия малого бизнеса. Это привело к дополнительным проблемам, возникшим у предпринимателей. К примеру, в башкирском Нефтекамске вопрос с арендой помещений стал настолько острым, что представители бизнеса объявили голодовку, так как остались практически без средств к существованию из-за необдуманных действий чиновников.

ИА REGNUM: Почему же башкирские власти установили столь невыгодные условия для предпринимателей, неужели власти не заинтересованы в развитии малого бизнеса - это же обеспечит в свою очередь рост налоговых поступлений?

Дело в том, что законопроект о правилах отчуждения арендованных у государства помещений в Башкирии готовило Министерство имущественных отношений РБ. Образно говоря, этому ведомству было поручено пустить козла в огород, то есть уменьшить свои возможности по управлению государственной недвижимостью. Поэтому логика "продавленного" через Госсобрание РБ решения ясна - если минимуществу доверили уменьшить степень своего влияния, оно сделало это с минимальными потерями. Я считаю, что подобные законопроекты должны разрабатываться профильными министерствами с участием общественных организаций предпринимателей. Ассоциация организаций предпринимательства РБ, например, предлагала установить ограничение по площади выкупаемых площадей на уровне 2000 кв. м с рассрочкой платежа на 10 лет. Это вполне приемлемо для бизнеса.

ИА REGNUM: Но ведь в дальнейшем правительство Башкирии пересмотрела свою позицию, и предложило передавать предпринимателям арендуемые помещения чуть ли не бесплатно?

Да, после резкой критики в адрес башкирских властей по поводу принятия неприемлемых для бизнеса условий выкупа государственных и муниципальных помещений, на сайте башкирского правительства появилось предложение, что надо вообще отказаться от взимания платы за эту недвижимость и передавать предпринимателям ее безвозмездно. При этом правительство говорит о том, что в каждом конкретном случае вопрос нужно решать индивидуально. Это означает, что чиновники в непрозрачной форме будут на свой взгляд решать, кому отдавать помещения, а кому нет. Эта ситуация создаст почву для коррупции, так как, скорее всего эти вопросы будут решаться за определенную плату.

ИА REGNUM: Как обстоят дела по поддержке малого бизнеса в Башкирии в целом?

Вместо того чтобы перестать "кошмарить" бизнес, в Башкирии наблюдается усиление давления на предпринимателей. За этот год в республике предприняты несколько шагов, направленных на ухудшение предпринимательской среды, а так же инфраструктуры поддержки развития предпринимательства. Раньше административные барьеры в регионе преодолевались уменьшением количества инстанций, которые нужно было проходить предпринимателям. В частности, в республике был введен принцип "единого окна" позволявший быстро оформить документы в одном кабинете. Но недавно руководством республики "единое окно", к сожалению, было ликвидировано. Так же был закрыт Центр стратегических разработок, занимающейся привлечением инвестиций в республику, а так же проектами по поддержке предпринимательства. Ликвидирована рабочая группа по разработке стратегии региона. Это обусловлено тем, что правительство республики, на мой взгляд, недопонимает, зачем региону нужна стратегия развития.

ИА REGNUM: Можете привести конкретные цифры, свидетельствующие о негативных процессах в малом бизнесе республики?

Конечно. Судите сами, если за весь 2007 год в регионе зафиксировано менее 500 нарушений прав предпринимателей, то за 9 месяцев 2008 года таких фактов выявлено уже 870. К тому же отмечается снижение вклада малого бизнеса в валовый региональный продукт Башкирии с 16% (в начале 2007 года) до сегодняшних 10%.

ИА REGNUM: Этому способствует так же финансовый кризис?

Отчасти. Так как муниципалитеты сегодня имеют меньше источников для спонсорского финансирования со стороны крупного бизнеса, который находятся в тяжелом финансовом положении, все эти дополнительные обязательства перекладываются на плечи малого и среднего бизнеса, хотя у предпринимателей в условиях отсутствия возможностей кредитования и так не остается никаких шансов пополнять свои оборотные средства.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете коррупционный фон развития предпринимательства в Башкирии?

Однозначно, если нет "единого окна", то та непрозрачная ситуация, связанная с преодоление бюрократических барьеров, создает основу для того, чтобы процветала коррупция. Ведь каждый чиновник старается создать ситуацию, когда "клиент созреет". То есть они тянут и волокитят решение вопроса до тех пор, пока предприниматель не поймет, что нужно дать взятку. "Единое окно" исключало возможность для взяток, потому что никаких хождений по кабинетам госорганов не предусматривало. Поэтому эта система очень тяжело внедрялась в Башкирии - этому препятствовали региональные чиновники.

ИА REGNUM: Какие шаги на ваш взгляд нужно предпринять государству для того, чтобы малый бизнес не погиб в условиях финансового кризиса?

На вчерашнем заседании Комиссии Президиума Генерального совета "Единой России" по вопросам развития предпринимательства предложено вести общественно-политический мониторинг с помощью общественных объединений предпринимателей и политических партий. Мониторинг направлен на изучение ситуации, как субъекты РФ ведут работу по поддержке предпринимательства, насколько эффективно руководители субъектов способствуют развитию малого бизнеса. Нам, депутатам Госдумы, необходимо в этом году вернуться к вопросу администрирования налогов, в частности - снижения НДС. Я предлагаю отдать все налоги от малого бизнеса в доходы регионального бюджета для того, чтобы от них можно было установить некий процент на развитие предпринимательства.