"Россия пытается восстановить свой авторитет за счет конфликта в Карабахе": Азербайджан за неделю
Политика
ПрезидентКак отмечает ИА АзерТАдж,
Как отметил "Эхо" парламентарий, член постоянной парламентской комиссии по экономической политике Назим Мамедов, назначение глав министерств - полномочие главы государства. "Я в целом положительно оцениваю политику обновления кадров. Мустафаев весьма опытный кадр, который работал заместителем министра налогов и знаком со структурой". Впрочем, до назначения состава правительства частные эксперты высказывали различные оценки. Как отметил до назначения состава правительства "Эхо" глава Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу, ожидалась смена глав министерств, которые азербайджанская пресса считала одиозными. При этом Ахмедоглу не исключил того, что до конца второго срока правления президента Алиева полностью обновится весь состав Кабинета министров.
Национальный телерадиосовет (НСТР) Азербайджана намерен до конца года принять решение о прекращении вещания на национальных частотах программ радиостанций "Свобода", "Голос Америки" и
Новый генсек Международной организации в защиту свободы прессы Жан Франсуа Жуйар дал интервью ИА "Туран", в котором оценил состояние прессы и свободы слова в Азербайджане. По словам главы "
В парламенте депутаты раскритиковали недавнее интервью
Прошедшие президентские выборы вновь актуализировали тему внесения парламентом поправок в закон АР "О политических партиях". Закон "О политических партиях" был принят 3 июня 1992 года, и сегодня нередко можно услышать мнения типа того, что многие пункты этого закона давно устарели и не отвечают требованиям Конституции, - пишет "Эхо". Один из функционеров правяшей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) Сиявуш Новрузов заявил журналистам, что подготовлены и переданы в Милли Меджлис ряд предложений по пересмотру закона "О политических партиях", в которых оговорен и вопрос государственного финансирования партий. Новрузов отметил, что правящая партия выступает за государственную поддержку только тех партий, которые выставили своих кандидатов на недавних президентских выборах. После этого заявления партии, не участвовавшие в выборах государства, заявили, что будут препятствовать принятию подобного закона всеми имеющимися у них возможностями.
А заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Али Гасанов заявил ИА 1news, что он тоже выступает за пересмотр закона "О политических партиях". По его словам, пора начать широкое обсуждение этой темы, поскольку вопрос обновления закона назрел, и вообще это является требованием времени. "Этот вопрос уже длительное время обсуждается общественностью. На нынешнем этапе развития общества открытость источников финансирования политических партий и прозрачность их деятельности, демократичность их внутренней жизни, наличие условий для политического соревнования начинают приобретать важное значение для всех. Можно сказать, что таков политический заказ общества, и если найдутся такие, кто захочет ему противостоять, они неизбежно будут смыты и отброшены с политической арены", - заявил Гасанов.
"Во-первых, я думаю, что пересмотр закона "О политических партиях" - вопрос уже давно назревший, - заявил в комментарии "Эхо" на эту тему директор Центра политинноваций и политтехнологий Мубариз Ахмедоглу. - Ведь он был принят еще при покойном президенте
Переговоры в Москве по Карабаху
2 ноября в подмосковном замке Майндорф состоялась трехсторонняя встреча президентов Азербайджана, России и Армении - Ильхама Алиева,"Я ожидал от Москвы более решительных действий", - заявил в интервью "Эхо" глава Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу. Несмотря на это, политолог отметил, что это новый этап в урегулировании карабахского конфликта. "До сих пор Армения настаивала на участии армянских сепаратистов в переговорном процессе. А сейчас уже никто не вправе требовать, чтобы представители "НКР" приняли участие в переговорах", - пояснил политолог. Одновременно эксперт указал, что изменилась философия урегулирования конфликта. Ранее Минская группа ОБСЕ и европейское сообщество считали, что вначале должны быть восстановлены экономические связи, а потом уже созданы условия для решения данного конфликта. "А в подписанной в Москве декларации суть вопроса поставлена иначе. Смысл этого документа в том, что первоначально должен быть решен конфликт, и после этого стороны могут достичь региональной стабильности, регионального сотрудничества, и так далее. Кроме того, у этого документа есть конкретная цель. А это позволяет более убедительно заняться урегулированием конфликта", - продолжил Ахмедоглу. Эксперт указал, что до конца года можно ожидать еще одной встречи, которая состоится в трехстороннем формате. "Не исключено, что до конца сего года может быть подписан договор о выводе армянских войск из семи оккупированных районов, возвращении на эти земли азербайджанских вынужденных переселенцев. Возможно, после этого будет открыта дорога Москва-Баку-Ереван", - отметил политолог. При этом эксперт также не исключил, что в ближайшее время в Армении могут начаться массовые акции протеста и даже произойти государственный переворот, с целью смещения Саркисяна. Но эти игры с Москвой не пройдут.
Политолог
Как заявил глава пресс-службы МИД АР
Как отмечает ИА "Тренд", сопредседатели Минской группы ОБСЕ не были допущены на встречу президентов Азербайджана, России и Армении для переговоров по решению конфликта в Нагорном Карабахе, хотя их на эту встречу приглашали, сказал один из сопредседателей
А вот по мнению главы
Лидер партии "
"Зеркало" отмечает: "Итак, подписание совместной декларации по Нагорному Карабаху фактически не ответило ни на один из стоящих в обществе вопросов, зато породило множество новых. Прежде всего пока не видно того компромиссного варианта, на который могут согласиться и Баку, и Ереван. Пересечение позиций по этому вопросу почти нулевое, у сторон почти нет точек соприкосновения, поэтому и не видно серьезных перспектив для урегулирования. Анализ последних событий вокруг данной проблемы показывает, что пока стороны конфликта не идут на взаимные уступки. И, разумеется, переговоры на данный момент носят бессмысленный характер. А противоречия в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта все более усугубляются. Таким образом, сложилась довольно парадоксальная ситуация, когда при полном отсутствии политической воли у властей Армении и Азербайджана к принятию компромиссных, а значит, и непопулярных решений, мировые и региональные державы пытаются решить карабахский конфликт. Ведь решение данного конфликта невозможно без уступок одной из сторон. Кроме того, подписанная в Москве декларация между Азербайджаном и Арменией считается не чем иным, как очередным раундом борьбы за влияние на мировую политику между Россией и Западом. И, как бы то ни было, ясно одно: до подведения итогов выборов в США каких-либо серьезных подвижек в урегулировании нагорно-карабахской проблемы не будет".
Российский политолог Александр Караваев в интервью "Эхо" выразил уверенность в том, что Россия пытается взять миротворческую инициативу в армяно-азербайджанском конфликте под свое управление. "Если бы у Москвы не было планов по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, трехсторонная встреча, организованная по инициативе российского президента Дмитрия Медведева, не состоялась бы". Так прокомментировал в беседе с "Эхо" известный российский политолог Александр Караваев инициативу российского президента Дмитрия Медведева, в рамках которой 2 ноября президенты Азербайджана Ильхам Алиев и Армении Серж Саркисян провели в Москве трехстороннюю встречу, посвященную мирному урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. По словам российского политолога, в последнее время Россия проявляет активную миротворческую инициативу по отношению к урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Это, как он сказал, происходит по всем понятным причинам. "В первую очередь, в настоящее время Россия должна продемонстрировать возможность мирного урегулирования конфликтов на фоне тех событий, которые произошли в Грузии, когда Россия поставила окончательную точку в отношениях с Абхазией и Южной Осетией, в одностороннем порядке признав их независимость", - отметил политолог. Теперь же, по его мнению, требуется не продолжение военной линии, а новые варианты развития процессов в кавказском урегулировании, то есть мирный сценарий, учитывающий реалии отношений между Азербайджаном и Арменией. Правда, по словам политолога, как бы там ни было, но в треугольной системе отношений Россия - Азербайджан - Армения ни о каком применении силы не может быть и речи. Однако при этом, как он сказал, вполне понятно, что процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта должен быть сдвинут с места. "Должно быть какое-то движение. И желательно, чтобы это движение было произведено по инициативе России, чтобы Москва оказалась лидером в этом миротворческом процессе", - отметил Александр Караваев. Впрочем, именно поэтому, по его словам, в новых условиях, в частности, после августовской войны и некоторого кризиса в российско-американских отношениях, Россия пытается взять миротворческую инициативу в армяно-азербайджанском конфликте под свое управление. "Для карабахского урегулирования с точки зрения России нужно найти такой вариант, который с одной стороны позволил бы ей иметь продолжающиеся отношения, военно-политическое влияние и проекты в Армении, а с другой не растерять позитивный потенциал на азербайджанском направлении, который был накоплен при президенте
Вместе с тем, как указал политолог, те новые реалии, которые закладываются в настоящее время на Южном Кавказе, будут влиять на глобальную расстановку сил. "Ясно, что мировая система отношений находится в кризисе. Это абсолютно безусловно проявляется на региональном уровне, а поскольку процесс будет в дальнейшем разворачиваться таким образом, что будет произведена реформа ООН и более сложные глобальные процессы, Россия должна на региональном уровне не растерять ни партнеров, ни союзников, а как минимум увеличить их число. Поэтому дальнейшие переговоры по карабахскому урегулированию, скорее всего, будут происходить в синхронизации с российско-турецкими отношениями", - пояснил Караваев, добавив, что Турция станет еще одним из гарантов нагорно-карабахского урегулирования. Говоря о возможности прорыва, который может стать результатом трехсторонней встречи в Москве, Александр Караваев сказал "Эхо", что "прорыва ожидать следует, однако не надеяться на то, что он произойдет слишком быстро". "Скорее всего, будет намечена краткосрочная повестка на перспективу ближайших нескольких месяцев. Правда, произойдет это только в том случае, если в этот процесс не вмешаются какие-то обстоятельства. Это может быть новая волна активизации США на Южном Кавказе, хотя это произойдет только в первой половине 2009 года, когда новая американская администрация вступит в свои права. Либо произойдут еще какие-нибудь неприятные явления, например, новые удары мирового экономического кризиса. Именно эти факторы могут, и, скорее всего, внесут те или иные корреляции в эти планы. При всем этом, я четко понимаю, что если бы у Москвы не было планов по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, трехсторонняя встреча, организованная по инициативе российского президента Дмитрия Медведева, не состоялась бы вообще", - заключил Александр Караваев.
На переговорах по карабахскому урегулированию наступает решающий этап. В регионе нарастает напряженность, и Россия пытается подтолкнуть лидеров Армении и Азербайджана к мирному соглашению с целью восстановления своего авторитета. Об этом в интервью Радио "Голос Америки" заявила Программный директор Международной кризисной группы
По ее мнению, Азербайджан "не должен хвастаться своим военным бюджетом", ибо и Армения экономически развивается и повышает военные расходы. Вместе с тем Армения не должна думать, что время работает на нее и что де-факто независимость Нагорного Карабаха само собой превратится в реальность. Эксперт позитивно оценила визит президента Турции в Ереван. "Улучшение отношений между Турцией и Арменией полезно не только для этих стран, но и для всего региона в целом. Это сближение следует оценивать именно с точки зрения решения карабахской проблемы. Надеюсь, что Турция может выступать как полезный посредник", - сказала Фрейзер. По ее мнению, усиление международного внимания к карабахской проблеме также является редким шансом, и такой возможности может больше не быть ("Зеркало").
Турция во все времена будет считать Азербайджан братским государством и защищать его интересы. Об этом заявил журналистам посол Турции в Азербайджане Хулуси Кылыдж ("Эхо"). По его словам, именно как братская с Азербайджаном страна, Турция тогда закрыла границы с Арменией и по-прежнему не собирается их открывать до разрешения нагорно-карабахской проблемы". Вместе с тем турецкий дипломат отметил, что в его стране приветствуют предстоящую встречу в Москве президентов Азербайджана, России и Армении, придавая этим переговорам достаточно большое значение.
Азербайджан-Россия
"Зеркало" пишет: "Россия пытается наращивать свою роль и влияние как посредника в урегулировании проблем на Южном Кавказе. Именно как демонстрацию Россией своего влияния в данном регионе и стремление укрепить взаимодействие как с Азербайджаном, так и Арменией можно расценить подписание Московской декларации. Перед встречей президентов в Москве создавалось такое впечатление, что якобы подготовлены какие-то решения и Россия торопится зафиксировать их. С другой стороны, согласие Баку и Еревана на встречу в Москве могло бы стать косвенным свидетельством о признании ими повышения роли России в делах региона. В этом аспекте подписание Московской декларации можно рассматривать как успех именно Кремля. России уговорила президентов Азербайджана и Армении встретиться друг с другом, и не где-нибудь, а именно в Москве..."Москва с 2004 года готовила в Грузии реализацию того самого сценария, по которому она действовала в Азербайджане в 1993 году. С таким сенсационным заявлением в интервью французской Le Monde выступил
"Эхо" пишет: "По сути дела, Андрей Илларионов оказался первым представителем российского политического истеблишмента, кто заговорил вслух о "российском следе" в событиях 1993 года. В самом деле, нельзя сказать, чтобы в Азербайджане вообще не предпринималось никаких попыток анализа того, что произошло в Азербайджане в 1993 году. И за 15 лет, прошедших с тех трагических событий, было написано и сказано предостаточно и о том, что через год после своего прихода к власти лидеры НФА уже не располагали прежней поддержкой, и об отсутствии у них опыта государственного управления и т.д. Однако при этом тема "внешних медиаторов" практически не затрагивалась. Притом что на июль 1993 года правительство НФА планировало подписание того самого "Контракта века" на разработку иностранными компаниями месторождений нефти "Азери", "Чираг" и "Гюнешли". Теперь уже понятно: для подписания такого документа, как "Контракт века" недостаточно провести переговоры и наметить дату. Надо еще и достаточно уверенно контролировать ситуацию внутри страны. А этим "фронтовики", увы, похвастать не могли, что и доказал мятеж Сурета Гусейнова. И нетрудно догадаться, что, подталкивая Сурета Гусейнова к мятежу, московские эмиссары, коих в окружении гянджинского "полководца" было предостаточно, явно рассчитывали сорвать именно подписание контракта. А привести к власти рассчитывали того самого Аяза Ниязовича Муталибова - с 20 января 1990 года других достаточно управляемых марионеток у Москвы так и не появилось. К тому же первый президентский срок Муталибова к этому моменту еще не истек. Вообще-то после своего заявления об отставке рассчитывать на возвращение к власти Азяу Муталибову уже не приходилось, но лучшей карты в рукаве у Москвы просто не нашлось. Но вместе с тем ясно и другое: возвращение к власти
Азербайджан-США
Заместитель госсекретаря США по вопросам коммерции"Зеркало" пишет: "Визит в Баку очередного высокопоставленного американского политика перед "московской встречей" президентов Азербайджана, Армении и России нельзя назвать случайным. Видимо, США в очередной раз захотели получить от официального Баку внятный ответ на вопрос: ожидаются ли виражи во внешнеполитическом курсе Азербайджана? Дело в том, что И.Алиев неоднократно называл главным союзником Азербайджана США и заявлял, что именно при содействии США были реализованы энергетические проекты. Алиев понимает, что без поддержки Вашингтона ему будет крайне сложно обеспечить международную поддержку. Правда, официальный Баку в последнее время делал жесты и в сторону России. По крайней мере, и для Москвы, и для Вашингтона важно, чтобы политическая обстановка в Азербайджане оставалась стабильной. И как бы ни относилась оппозиция к Алиеву, переизбранному президентом страны на второй срок, политические круги Запада и России считают, что в данный момент в Азербайджане нет другого политика, способного обеспечить стабильность. Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что направление внешней политики целиком зависит от того, как удастся президенту Азербайджана поставить себя перед лидерами супердержав. Судя по прогнозам, ему придется проявить все свои способности лидера и политика в предстоящей борьбе за поддержку Вашингтона и Москвы. Выбор внешнеполитической ориентации Баку в большой степени зависит от проблем нефтедобычи и транспортировки азербайджанской нефти, хотя наличие нефти и экономический фактор еще не означают скорого расцвета демократии западного образца в Азербайджане. Сейчас, когда в связи с вступлением новых государств в ЕС и расширением
Председатель Партии Народного фронта (ПНФА) Али Керимли считает, что не стоит ожидать каких-либо коренных изменений в политике Америки по отношению к Азербайджану в случае победы того или иного кандидата. "У США имеются государственные интересы, и президент страны действует исходя именно из этих интересов", - сказал он. Но в любом случае, считает Керимли, и Обама, и Маккейн в ранге президента США для Азербайджана более приемлемы, чем нынешний хозяин Белого дома. "Команда
Лидер партии "Мусават" Иса Гамбар заявил "Зеркало" о том, что личность президента и то, какую партию он представляет, не играет значительной роли при формировании внешней политики США. "Поэтому я не считаю, что в азербайджано-американских отношениях могут произойти какие-то изменения", - сказал башкан. Что же касается относительно возможности признания так называемого "геноцида армян", то, как заявил Иса Гамбар, всякий раз во время президентских выборов в Америке хотя бы один из кандидатов выступает с обещаниями о признании "геноцида армян". "Но впоследствии эти обещания не выполняются", - сказал политик. Но при этом И.Гамбар отметил усиление кампании за признание так называемого "геноцида армян". "И Турции, и силам, которые занимают в этом вопросе объективную позицию, все сложнее препятствовать этому", - сказал башкан. Политик уверен, что сотрудничество между Вашингтоном и Баку в области нефтедобычи будет продолжено в любом случае. Обещание