"Военную агрессию против Грузии запланировал и осуществил премьер-министр России Владимир Путин", - заявил 27 октября на заседании парламентской комиссии по изучению августовских событий госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили. По его словам, "власти Грузии пытались найти все пути для налаживания с Россией соглашений и подписания хоть какого-либо соглашения, которое могло бы оградить от военной конфронтации".

Следует отметить, что предложение о подписании договора о невозобновлении военных действий в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов неоднократно озвучивалось представителями России, а также властями Абхазии и Южной Осетии, однако не находило поддержки официальных лиц Грузии.

Тем не менее, как утверждает Якобашвили, он "дважды был в России и встречался с представителями власти, а также влиятельными неправительственными организациями". "Проблемы в этом отношении возникли и у Запада, так как они шли по традиционному пути и выходили на Лаврова, а также на Медведева, но ни глава МИД, ни президент РФ этих вопросов не решал, это была компетенция другого человека", - отметил Якобашвили, подчеркнув, что все переговоры натыкались "на глухую стену".

Говоря же о самом начале военных действий в Южной Осетии, Якобашвили отметил, что президент Грузии Михаил Саакашвили дал три приказа в ночь на 8 августа после того, как осетинская сторона не отреагировала на одностороннее решение Тбилиси о прекращении огня с 18:00 до 23:00 по местному времени. "Я был у президента, и решение принималось в моем присутствии. Приказов было три - остановить колонну русских танков, которые идут на Цхинвали, подавить огневые точки, которые стреляют по грузинским селам, и избежать потерь среди мирного населения. Все это я слышал своими ушами", - отметил он, подчеркнув, что приказы были отданы по специальной связи.

Якобашвили отметил, что ситуация зоне грузино-осетинского конфликта стала накаляться 22 июля, а 5 августа в зону конфликта были даже приглашены послы, которых предупредили о серьезности ситуации. По словам госминистра, 4-го августа командующий СМПП генерал Марат Кулахметов "признал, что грузинские села были обстреляны тем видом вооружения из Цхинвали, которое было запрещено". "У меня создалось впечатление, что МИД России мало контролировало ситуацию. Но президент меня попросил, и я поехал в Цхинвали для встречи с послом по особым делам Юрием Поповым. Я был 7-го в 15 часов в Цхинвали и там увидел, что весь город был пустым. Я был в самом Цхинвали в штабе миротворцев Кулахметова. Наших войск на подступах к Цхинвали не было. Город был полностью пустой и я жалею, что не снял это", - отметил Якобашвили. "Кулахметов признал, что не контролирует осетинскую сторону, и они стреляют в грузин исподтишка, после чего ответный огонь мог привести к гибели российского миротворца, чтоб могло быть использовано с целью провокации. При этом по нам стреляли и из больниц, домов и школ", - заметил он.

Якобашвили отметил, что предложил встретиться с премьер-министром Южной Осетии Борисом Чочиевым и президентом Эдуардом Кокойты, однако они не были в городе. По словам госминистра, Кулахметов предложил грузинской стороне прекратить огонь в одностороннем порядке, что могло привести к разрядке обстановки. "Я уже имел беседы с президентом Грузии, и мы предпринимали все попытки для исключения военной конфронтации. Президент сказал, чтобы я сказал Кулахметову, что в одностороннем порядке мы объявляем о прекращении огня до 23.00. Я сказал Кулахметову, чтоб это мы делаем с целью разрядки. У меня создалось впечатление, что Кулахметов был искренне заинтересован в разрядке ситуации", - отметил он. По словам госминистра, грузинская сторона уже имела данные, что во время объявления одностороннего прекращения огня, российская танковая колонна уже шла к Цхинвали.