Президентские выборы в Азербайджане. Политика

15 октября в Азербайджане проходят президентские выборы. В них участвуют Ильхам Алиев (нынешний глава государства, председатель правящей ПЕА), Игбал Агазаде (председатель партии "Умид"), Фазиль Газанфароглу (депутат, председатель партии Великого созидания), Гудрат Гасангулиев (председатель партии Народного фронта целостного Азербайджана), Хафиз Гаджиев (председатель партии "Современный Мусават"), Фуад Алиев (председатель Либерально-демократической партии) и независимый кандидат Гуламгусейн Алибейли (ИА "Тренд").

"Отличительной чертой предстоящего голосования является их предсказуемость. Кандидат партии власти - действующий президент страны идет к цели без особых проблем, в обычном - рабочем режиме.", - пишет "Эхо". "Вслед за ним тянутся шесть кандидатов в президенты, которые, похоже, сами мало на что рассчитывают. Интрига отсутствует. Более того, некоторые из кандидатов без особого смущения даже агитируют за своего, вроде бы, конкурента - кандидата власти. В этой ситуации суть вопроса сводится к тому, с каким отрывом победит своих оппонентов президент Ильхам Алиев. При том, что изначально, со стартом избирательной кампании о своем желании занять главное кресло страны объявили более 20 выдвиженцев. Но большинство из них так и не смогли пройти регистрации. Не привнесла какой-либо интриги в избирательный процесс и агитационная кампания, которая стартовала 17 сентября. Она еще больше обнажила безнадежность всей ситуации и без преувеличения откровенно формальный характер намеченного голосования..." ("Эхо")

Об отсутствии реального состязательного процесса говорят и международные организации. О низком интересе общественности к запланированным выборам рапортуют и наблюдатели Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. При этом в начале года победа кандидата власти на октябрьских выборах может и не ставилась под сомнение, но народное волеизъявление обещало быть более интересным. Ожидалась хоть какая-та интрига. Ситуацию значительно усугубило нежелание основных оппозиционных сил страны принять участие в президентских выборах. Оппозиционеры указали на неравные условия, отсутствие нормальной основы для проведения демократических выборов. Недовольство также вызвали инициированные правящей партией изменения, которые внесены в Избирательный кодекс в рамках весенней сессии Милли меджлиса третьего созыва. В результате изменений избирательная кампания в Азербайджане была сокращена со 120 до 75 дней. Это отразилось на всех этапах кампании, в частности на продолжительности агитационной кампании (ИА "Туран").

"Зеркало" пишет: "Грядущие президентские выборы в Азербайджане отличаются стопроцентной предсказуемостью. По мнению большинства как зарубежных, так и местных аналитиков и экспертов, победа на этих выборах действующего главы государства предопределена задолго до выборов. В этом действительно не приходится сомневаться. Проводимые опросы выдают нам картину громадного преимущества Ильхама Алиева перед своими оппонентами. 86,3% опрошенных граждан страны намерены проголосовать за кандидата от партии "Ени Азербайджан" Ильхама Алиева. Об этом сообщают в исследовательском центре ELS, который провел очередной экспресс-опрос по изучению предвыборной ситуации в стране. Опросом были охвачены 12500 респондентов из всех избирательных округов.
Согласно результатам опроса, следующим в списке является кандидат от партии "Умид", ее председатель Игбал Агазаде, набравший 2,3% голосов. На третьем месте - председатель Партии единого Народного фронта Гудрат Гасангулиев, за которого собираются отдать голоса 1,1% опрошенных. Председатель партии "Современный Мусават" Хафиз Гаджиев, занимающий в рейтинге претендентов на пост президента страны четвертое место, собрал 0,9% голосов. Такое же число респондентов назвало своим избранником председателя партии "Великое созидание" Фазиля Мустафаева (0,9%). Выдвинувший свою кандидатуру в порядке частной инициативы Гуламгусейн Алибейли занял шестое место, набрав 0,6% голосов респондентов. Последнее место в списке кандидатов, составленных на основании ответов опрошенных, занял председатель Партии либеральных демократов Азербайджана Фуад Алиев (0,5%).
Никто из лидеров оппозиции не смог противопоставить что-либо кандидату от правящей партии. То есть налицо абсолютная безальтернативность. Этот факт настораживает. Настораживает всех. В демократических обществах подобное не происходит. Возникает резонный вопрос: а почему подобная ситуация имеет место в нашей стране? Почему в стране, в которой действует достаточное количество политических партий, никто не может составить действующему президенту достаточной конкуренции? Обвинения традиционных оппозиционных лидеров в том, что во всем этом виноваты власти, которые душат демократию, и, соответственно, правящая элита не дает пробиться своим оппонентам не то чтобы к власти, но и даже к ее порогу, не выдерживают никакой критики. Будем откровенны, подобные заявления оппозиционных лидеров порядком набили оскомину. И вину в своем собственном бессилии традиционные оппозиционеры видят в силе представителей власти. К сожалению, из-за деструктивной политики реликтовых лидеров оппозиции эти партии остались за бортом политической борьбы. Для того чтобы в будущем в стране наблюдалась оппозиция, способная конкурировать с властью, нужны новые лидеры, новые силы..."

В интервью "Эхо" глава общественно- политического отдела исполнительного аппарата президента АР Али Гасанов заявил, что если лидер какой-либо партии на этих выборах сможет набрать порядка пяти процентов голосов избирателей, то это будет свидетельствовать о том, что у него есть достаточный авторитет в обществе:

"По мнению многих наблюдателей, избирательная кампания президентских выборов 2008 года проходит несколько уныло, прослеживается очень низкий интерес общественности к выборному процессу. Об этом говорится и в отчетах международных организаций. Эта ситуация не вызывает у вас обеспокоенности?

Не думаю, что ситуация вокруг избирательной кампании 2008 года обстоит таким образом, как ее представляют некоторые средства массовой информации или международные организации. Общественный интерес на достаточно высоком уровне. Возможно, просто политическая борьба не столь резкая, как во время предыдущих президентских выборов. Избиратели с интересом приходят на встречи с кандидатами. В то же время, надо отметить, что с каждым разом выборы все больше проходят в цивилизованной форме, в соответствии с общепринятыми принципами. Надо к этому привыкать. Так дело обстоит во всем мире: это гонка за голоса избирателей.

Вы говорите о гонке, но как раз ее сейчас трудно увидеть, нет реальной конкуренции. За несколько месяцев до октябрьских выборов однозначно называлось имя будущего победителя - кандидата правящей партии - действующего президента. Вы не видите во всем этом что- то искусственное?

Понимаете, если авторитет, влияние, рейтинг одного из кандидатов, принимающего участие в выборах, на достаточно высоком уровне, то нельзя это ставить ему в вину, упрекать в этом. На сегодняшний день это просто реальность нашего общества. В то же время мы не считаем, что здесь нет конкуренции. К примеру, если вы спросите у любого из кандидатов, принимающих участие в президентских выборах, кто станет победителем по итогам народного волеизъявления, то уверяю вас, все они назовут именно себя в качестве будущего президента. У них будут свои аргументы. Порой очень легко критиковать власть, но, разумеется, все определится в день выборов. Естественно, по нашим прогнозам, в этих выборах есть фаворит. Но пока не будет подсчитан последний бюллетень, называть имя победителя трудно. На 100% прогнозировать этого никто не может. Если избиратель захочет, то может спустить любого фаворита на последнюю строчку или же наоборот.

Опять же, трудно сказать, что люди сегодня в стране живут выборами, интересуются кандидатами, с нетерпением ждут результатов. Высказывается мнение, что граждане просто не верят в выборы как в эффективный институт. В результате усиливается радикализм в определенных группах общества, появляются элементы религиозного радикализма....

Не соглашусь с этой мыслью. Обратите внимание на последнее заявление ЦИК, где говорится о том, что количество зарегистрированных местных наблюдателей, которые хотят отслеживать ход выборов, перевалило за 30 тысяч. Если столько человек планируют наблюдать за этими выборами, то в этой ситуации с учетом количества граждан, обладающих избирательным правом, просто очень трудно говорить о невысоком интересе к выборам. Более того, избирательная активность перечеркнет все эти мысли о невысоком общественном интересе. Вместе с тем окончательное мнение по этому поводу мы скажем после того, как ознакомимся с данными выборов 15 октября, где будет также информация об активности избирателей..."

По мнению политолога Расима Мусабекова, предстоящие президентские выборы абсолютно предсказуемы. "Интриги на этих выборах нет. Не буду скрывать. Я вообще не отслеживаю эти выборы, по той простой причине, что их итог известен изначально. Они и как избирательный спектакль не очень интересны", - подчеркнул Р.Мусабеков. Чтобы было более понятно для московской аудитории, политолог привел пример. Это то же самое же, если бы на президентских выборах России участвовал не Д.Медведев, а В.Путин. "А среди его соперников были не Зюганов, Жириновский, а семь Богдановых", - продолжил эксперт ("Эхо"). По его словам, результаты этих выборов вполне можно было предсказать еще в начале года. Он напомнил о том, что в ходе проведенных опросов примерно 60% респондентов указали, что не видят альтернативы действующему президенту Ильхаму Алиеву. 6% респондентов готовы были проголосовать за лидера партии "Мусават" Ису Гамбара. "Даже если бы оппозиция выдвинула единым лидером нового яркого человека, реально он мог бы претендовать не больше, чем на 30% голосов. А это означает, что на выборах все равно победил бы действующий глава государства", - пояснил Р.Мусабеков. При этом он добавил, что мелкие амбиции, нежелание особенно себя утруждать, отсутствие финансовых источников у оппозиции привели к тому, что избирательная кампания лишена интриги и ее результат заранее предсказуем.

"Нам в ближайшее время предстоит участие в мероприятии по поддержанию и сохранению нынешней власти. Конечно, можно было бы не зацикливаться на этом акте и не концентрировать излишнее внимание на нем. Тем более что к настоящему политическому процессу, в известном смысле этого слова, это не имеет никакого отношения. Однако уже сейчас ясно одно: Азербайджану предстоит пройти немалый путь, прежде чем в стране будут созданы хотя бы элементарные основы для демократического общества. А формирование институтов демократического общества, при нынешних условиях да при нынешней оппозиции, даже в среднесрочной перспективе кажется невозможным", - отмечает "Зеркало".

"Выборы 2008 года не идут ни в какое сравнение с предыдущими президентскими выборами. В итоге предстоящее октябрьское голосование, лишенное даже минимальной интриги, грозится стать самым унылым и скучным выборным процессом последних лет", - заявил глава Центра мониторинга выборов Анар Мамедли. По его словам, если сравнить с динамикой последних лет, выборы 2008 года проходят в наименее неконкурентной среде. "Мы не стали свидетелями всесторонних общественных дебатов на важные темы, которые волнуют наших граждан", - сожалеет глава центра. По сути, по его словам, граждане лишены возможности сделать какой-то альтернативный выбор: во многом этому способствовал тот факт, что основная часть оппозиции решила бойкотировать выборы. Кроме того, считает эксперт, у населения есть некое недоверие к выборным процессам. Он отмечает, что обеспокоенность вызывает неучастие в этих выборах политического меньшинства, которое зафиксировано, согласно официальным данным ЦИК по итогам президентских выборов 2003 г. и парламентских 2005 года. "Из-за их неучастия кампания проходит не на самом высоком уровне",- полагает глава центра. Что касается нынешних кандидатов, то, на взгляд руководителя ЦМВ, если бы они обладали соответствующими ресурсами, то наверняка провели более активную и запоминающуюся агитационную кампанию. "Ожидаемой агитационной кампании мы не увидели",- признает руководитель центра (ИА "Туран"). "В результате целенаправленной политики правительства Азербайджана во всех сферах достигнуто успешное развитие. Азербайджан также интегрируется в мировую экономику. заявил президент Ильхам Алиев на заседании правительства, посвященном итогам 9 месяцев текущего года. "Эта интеграция проявляется во всех сферах. Мы должны проводить свою политику так, чтобы финансовый и политический кризис, наблюдающийся в мире, не отразился на Азербайджане, и мы этого добились. Политический и финансовый кризис, который наблюдается в мире, не повлиял на Азербайджан", - сказал глава государства. По словам президента, страна добилась этого благодаря своей силе и целенаправленной независимой политике, "и впредь эта политика будет продолжена". "Все это еще раз показывает, насколько мы реализуем правильную и сильную политику", - сказал он (ИА "Новости-Азербайджан"). "Экономические возможности Азербайджана укрепляют позиции страны на мировой арене. Сегодня Азербайджан играет важную роль в стабилизации ситуации в регионе и вносит свой вклад в укрепление региона", - сказал президент. Касаясь экономического развития страны, он государства отметил, что экономика развивается быстрыми темпами, "в результате успешной политики за 9 месяцев текущего года ВПП составил 15%". "Занимающий первое место по темпам экономического роста Азербайджан еще раз доказывает, что политика страны продолжительна и долгосрочна", - отметил Алиев. По словам президента, несмотря на то, что инфляция в стране составляет 21%, правительство предпринимает все необходимые шаги для снижения этой цифры до минимума.

Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха

"Баку продолжит политику изоляции Армении, пока она не прекратит оккупацию азербайджанских земель", - заявил президент Ильхам Алиев на заседании правительства. "До тех пор, пока наши земли будут находиться под оккупацией, будет продолжена политика тотального наступления против Армении как в дипломатической сфере, так и в политической, экономической, транспортной, военной, пропагандистской и прочих сферах. Это однозначно", - сказал Алиев (ИА "Тренд"). "До решения карабахского конфликта никакое сотрудничество с Арменией невозможно, невозможно их участие ни в одном региональном проекте. И мы сделаем все возможное, чтобы сегодняшняя ситуация продолжилась, их положение в изоляции усугубилось, чтобы они лучше поняли, с чем связано их будущее", - подчеркнул он. По словам Ильхама Алиева, с целью скорейшего решения карабахского конфликта Азербайджан укрепляет свою армию, и за последние пять лет в оборонную сферу вложено 4,5 млрд. долл. "Живя в условиях войны, мы, в первую очередь, должны укреплять военный потенциал. В последующие годы наибольшая часть бюджетных расходов, как и в прежние годы, будет направлена на строительство армии и наращивание военной мощи", - отметил он. Президент отметил, что, несмотря на определенные подвижки, в карабахском урегулировании до сих пор нет конкретного результата. Он отметил готовность Баку рассмотреть "некоторые обнадеживающие предложения", однако решение проблемы затягивается.

"Азербайджан не считает Евросоюз возможным посредником в установлении мира в регионе". Как передает ИА АПА, об этом в Брюсселе, выступая на конференции Центра европейской политики, заявил замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. "ЕС - это сильный экономический и политический союз стран, но в плане осуществления совместных действий ЕС еще не достиг нужного уровня, в особенности в обстановке, которая быстро меняется. ЕС не может действовать инструментально. В Минскую группу входят многие страны ЕС, и мы принимаем во внимание их позицию. Нам необходимо влияние ЕС как участника международных отношений, но мы не думаем, что это возможный партнер в рамках Минской группы", - сказал Азимов. В ответ на это спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Питер Семнеби подтвердил, что блок поддерживает Минскую группу, но не видит никаких изменений в позиции ЕС в плане присоединения к МГ в качестве полноправного члена. По словам Семнеби, к примеру, в недавней войне в Грузии ЕС доказал, что "может проявить политическую волю в посредничестве в соглашении о прекращении огня, кроме того, Евросоюз сумел быстро развернуть свою наблюдательную миссию".

В интервью Русской службе Би-би-си американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза отметил, что США считают территориальную целостность Азербайджана главным принципом, на котором должно основываться решение карабахского конфликта. По его словам, работа Минской группы очень важна и она должна продолжаться. Одновременно он заявил о том, что Турция может играть позитивную роль на Кавказе. "Например, Турция уже способствовала развитию трубопроводов на Кавказе. Мы не знаем, что подразумевается в плане о платформе стабильности, которая включает и Турцию, и Россию и все страны Южного Кавказа. Если Турция сможет сделать позитивный вклад, - мы за это", - подчеркнул Брайза ("525-я газета"). Относительно урегулирования карабахского конфликта он упомянул, что есть только несколько моментов, "которые мы должны решить. Это сложные вопросы, которые как всегда обсуждаются в конце переговоров. Но они могут быть решены, если обе стороны проявят добрую волю". Сопредседатель не стал обнародовать подробности хода переговоров, сообщив, что "мы должны дать президентам и министрам иностранных дел двух стран пространство, чтобы они могли вести переговоры". На вопрос корреспондента Би-би-си "Значит ли это, что политической воли в урегулировании карабахского конфликта стало больше после конфликта российско-грузинского?", Брайза ответил следующее: "Можно так сказать. Я просто вижу, что оба президента считают, что надо решить этот конфликт сейчас, как можно быстрее. Мы думаем, что надо начать с принципа территориальной целостности Азербайджана, а потом подключить другие дополнительные принципы, чтобы довести переговоры до компромисса, до рамочного договора". При этом он отметил, что с юридической точки зрения, по закону Нагорный Карабах является частью Азербайджана. "Но в конце концов, чтобы довести переговоры до соглашения, Армения должна тоже согласиться с этим".

"Метью Брайза опытный дипломат, в этом ему не откажешь. Хотя иногда он и делает противоречивые заявления. То, что он считает, что вопрос должен решаться в рамках норм международного права, это похвально. Тем более что Брайза является представителем такой великой державы, как США", - отметил в интервью "Эхо" политолог Фикрет Садыхов. По мнению эксперта, Брайза озвучил позицию руководства Белого дома и Госдепартамента США, которые неоднократно говорили об этом. "Видимо, после событий, произошедших в Грузии в августе этого года, эта тема, поскольку она стала слишком болезненной, затрагивает интересы многих республик и государств, которые находятся в нашем регионе. Это носит символичный характер, и хорошо, что он озвучил это именно сейчас, после тех событий, и тем более в преддверие президентских выборов в Азербайджане", - отметил эксперт.

Во внешнеполитическом ведомстве Азербайджана считают, пока не согласованы все принципы в рамках переговорного процесса по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, говорить о наличии какого-либо соглашения нельзя. Как заявил в интервью "Эхо" глава пресс-службы отечественного МИД Хазар Ибрагим, даже если один момент останется несогласованным, то "мы" не сможем говорить о полноценном соглашении. Вместе с тем весьма оптимистично о дальнейшей судьбе переговорного процесса по мирному урегулированию армяно-азербайджанского конфликта высказался руководитель МИД России Сергей Лавров. Высказывания российского дипломата приводятся во вчерашнем номере "Российской газеты", которой Лавров дал интервью по пути в Ереван, где он побывал 3 октября, но доступными ответы министра стали только вчера. В своем интервью российский министр подчеркивает, что из-за нагорно-карабахского конфликта Армения по сути заблокирована. В результате у Еревана, по его словам, огромные трудности в общении с внешним миром. Глава внешнеполитического ведомства считает, как только нагорно-карабахское урегулирование станет фактом, Турция готова будет помочь Армении установить нормальные связи с внешним миром, естественно, через установление официальных, дипломатических отношений между Анкарой и Ереваном.

Министр отмечает, что те проблемы, которые испытала Армения в ходе этого кризиса, прежде всего в плане трудностей с бесперебойным транзитом товаров через Грузию, товаров, которые жизненно необходимы для армянского народа, показывают абсолютную необходимость и срочность скорейшего урегулирования. "Для армянской стороны принципиально важно подобных перебоев избежать. Отсюда интерес Еревана к тому, чтобы как можно скорее разблокировать нагорно- карабахский конфликт",- с полной уверенностью отмечает Лавров. Что касается переговорного процесса по мирному урегулированию конфликта, то, по сообщению министра, остались нерешенными два-три вопроса, которые подлежат согласованию на очередных встречах президентов Армении и Азербайджана. "Прежде всего речь идет о Лачинском коридоре", - отмечает министр. Далее дипломат делится своими ощущениями: наше ощущение, как одного из трех посредников, такое, что развязка вполне реальна. При этом он делает оговорку, мол, решать следует конфликт, разумеется, Армении и Азербайджану в рамках прямых договоренностей. Кроме того, в интервью руководитель российского МИД весьма положительно отзывается об инициативе Турции по подписанию некоего Кавказского пакта стабильности. В свою очередь, во внешнеполитическом ведомстве Азербайджана дают понять, что всякого рода разговоры об оставшихся двух-трех несогласованных принципах ничего не стоят. "Мы заявляли, что пока не согласованы все принципы соглашения нет: даже если один момент останется не согласованным, то мы не сможем говорить о полноценном соглашении", - заявил вчера пресс-секретарь МИД Хазар Ибрагим. Что касается "подвижек" в переговорном процессе, то здесь, по словам сотрудника министерства, все зависит от конструктивности армянской стороны. В этой ситуации, как считают в МИД, естественно, Россия как сопредседатель Минской группы ОБСЕ способна оказать содействие. "Мы надеемся, что Москва поможет урегулированию, пошлет соответствующие меседжи армянкой стороне, чтобы та заняла конструктивную позицию", - отмечает пресс-секретарь.

При этом он особо отмечает, что того же самого направления меседжей Баку ждет и от других сопредседателей Минской группы. Крайне скептически и с откровенным недоверием к словам российского министра отнеслись азербайджанские политологи. В частности, политолог Зардушт Ализаде не считает, что в переговорном процессе осталось только отрегулировать вопрос Лачинского коридора: остаются нерешенными вопросы референдума, степени участия российских военных в контексте гарантии безопасности армянского населения Карабаха. "Азербайджан, особенно после южноосетинского опыта, военных действий в Грузии, будет с опаской подходить к участию российских военных в миротворческой миссии - ясное дело", - предупреждает политолог. С другой стороны, для него - человека, занимающегося карабахским конфликтом порядка 20 лет, вполне очевидно, что Россия не заинтересована в размораживании и мирном разрешении конфликта. "Кремль заинтересован в сохранении конфликтной ситуации",- считает политолог. Что касается армянской стороны, то, по его словам, высшие политические круги этого государства видят, что их политика привела в тупик, страна в изоляции. Вместе с тем он считает абсолютно необоснованными утверждения о том, что якобы Армения находится в блокаде. "Вовсе нет, Армения не в блокаде, но, несмотря на это, она всегда спекулирует этим утверждением", - считает Ализаде ("Эхо"). По его словам, понятие блокада предполагает, что некая страна или город полностью окружен со всех сторон. В случае же с Арменией, то у нее, как объясняет политолог, всегда имеется прекрасный выход на Иран, Турцию: обе страны являются торговыми партнерами Еревана. "Никаких подвижек в переговорном процессе не будет, так как прежде всего именно Россия не позволит Армении пойти на мирное урегулирование конфликта с учетом интересов Азербайджана",- считает политолог Ализаде. Карабахский конфликт нужен Москве, настаивает эксперт, чтобы постоянно удерживать Баку и Ереван.

После президентских выборов, которые состоятся 15 октября в Азербайджане, возобновятся трехсторонние переговоры между Турцией, Азербайджаном и Арменией, заявил посол Турции в Азербайджане Хулуси Кылыдж (ИА "Новости-Азербайджан"). Как отметил дипломат, после визита президента Турции Абдуллы Гюля в начале сентября в Армению, в ходе которого были обсуждены пути урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, все влиятельные международные структуры начали активизировать свои усилия для решения данного конфликта. "В первую очередь Турция заинтересована в разрешении нагорно-карабахского конфликта. Потому что если в регионе будут стабильность и мир, тогда сотрудничество между соседними странами будет больше развиваться. Это даст возможность развитию благосостояния граждан этих стран", - подчеркнул дипломат.

Азербайджан-Россия

Спад российской экономики ввиду всемирного финансового кризиса косвенно приведет к ухудшению финансового положения ряда малообеспеченных и среднеобеспеченных семей в регионах Азербайджана, а именно населения, основную часть доходов которых составляют денежные поступления от родственников из России. Подобную позицию "Эхо" высказал сопредседатель общественного объединения Содействия экономическим инициативам (СЭИ) Ровшан Агаев. По его словам, по определенным расчетам значительную часть семейных доходов порядка трети семей только в регионах Азербайджана составляют переводы родных, проживающих и работающих в России. В частности, Агаев добавил, что еще во времена минувшего дефолта, финансового кризиса в России, в Азербайджане начался процесс рецессии рынка квартир, цены на которые усиленно падали. "Тогда причиной тому стал кризис в РФ, поскольку денежные потоки, прибывающие в Азербайджан из России, в период дефолта более чем сократились". В связи с этим, как подчеркнул сопредседатель объединения, если оставить в стороне другие аспекты зависимости, Азербайджан в немалой степени зависит от денежных поступлений из РФ.

По оценкам Агаева, в основном денежные трансферты граждан Азербайджана, работающих в России, адресованы малообеспеченным и среднеобеспеченным семьям. "Поскольку в основном азербайджанцы, работающие в РФ, являются выходцами из малообеспеченных и среднеобеспеченных семей". Именно поэтому спад российской экономики скажется на денежных поступлениях малообеспеченным и среднеобеспеченным семьям в регионах страны. В результате, как отметил сопредседатель, сократится покупательская способность этой категории семей, что в свою очередь повлияет на уровень спроса и состояния экономики в стране. Причем, сейчас начавшийся кризис еще только переживает период "разминки", согласно прогнозам исследователей, 2009-2010 гг. в мире станут годами серьезного кризиса. То есть не исключено, что нас впереди еще ожидают проблемы. "Правда, пока что сложно конкретно, определенно оценить возможные масштабы влияния на экономику Азербайджана этих процессов". Впрочем, следует напомнить, что по существующим оценкам ежемесячно в среднем работающий в РФ выходец из Азербайджана пересылает на родину примерно 200 долларов. В то время как, по некоторым данным, в РФ работает примерно 1 млн выходцев из Азербайджана.

В Бишкеке состоялась встреча министров иностранных дел России, Азербайджана и Армении (1news.az). Сергей Лавров, Эльмар Мамедьяров и Эдвард Налбандян обсудили вопросы, связанные с ходом карабахского урегулирования "в контексте общих усилий сопредседателей Минской группы ОБСЕ".

"США хотя воспользоваться ситуацией, и поскольку агрессия России в отношении Грузии вызвала настороженность в Азербайджане, и как бы выразить поддержку нашей стране", - считает политолог Лейла Алиева. "Речь идет о том, что первая страна, кроме Грузии, в этом геополитическом балансе Азербайджан - визави России, и играет очень большую роль. Поскольку в данный момент Россия принялась интенсивно перетягивать Азербайджан на свою сторону, то, думаю, что американцы стараются не отстать от этой борьбы за нашу страну", - продолжила политолог. По ее словам, США решили продемонстрировать, что американцы могут оказаться верными в стратегическом партнерстве. "Это было вызвано той ситуацией, которая возникла после грузино-российского конфликта", - пояснила политолог ("Эхо").

Распространение российских паспортов в северных районах Азербайджана может привести к плачевным последствиям в будущем. Об этом сообщил в интервью "Эхо" политолог Фикрет Садыхов. Ранее СМИ сообщили о том, что в северных районах страны, граничащих с Дагестаном, есть лица, получившие российские паспорта. По мнению политолога, государство, которое выдает паспорта гражданам другой страны в своих целях, может использовать это в нужном направлении, создать нестабильность, поддержать какие-то сепаратистские тенденции, и таким образом попытаться создать неспокойную обстановку. "В перспективе это негативная тенденция. Если действительно есть подобные факты, то считаю, их надо пресечь", - пояснил он. Эксперт напомнил о том, что в Азербайджане отсутствует институт двойного гражданства. "Согласно отечественному законодательству, мы не имеем права иметь гражданство сразу двух государств. Если кто-то желает принять гражданство РФ, то должен официально отказаться от азербайджанского, и как минимум не проживать на территории Азербайджана", - продолжил политолог. По словам Садыхова, необходимо принять действенные меры, эта тенденция не должна распространяться и дальше, а тем более на другие регионы Азербайджана. Что касается действенных мер, то, по словам эксперта, для этого существуют правоохранительные органы, органы власти на местах. "Все эти вопросы должны быть под контролем вышеуказанных структур. В их компетенции контроль и принятие соответствующих мер. Они должны сделать соответствующие выводы и не допускать подобных явлений", - считает Садыхов.

Глава Центра инноваций и политтехнологий (ЦИПТ) Мубариз Ахмедоглу допускает, что решение о неучастии трех президентов в саммите СНГ было принято консолидированно, "для того, чтобы Россия и лидеры других стран СНГ задумались над тем, кто более заинтересован в существовании СНГ. Чтобы они поняли, что при определенных обстоятельствах три страны ГУАМ могут перестать быть участницами СНГ. И Россия должна принять произошедшее именно как намек на то, что начало концу СНГ положить очень просто. Но не надо только обижаться из-за этого на Украину и Азербайджан. Москве надо серьезно заняться теми проблемами, которые отталкивают наши страны от СНГ. Россия должна подумать - а чем недоволен Азербайджан, какие силы и процессы заставляют его отдаляться от Содружества? Если это возможно, Москва должна решить эти проблемы. У Украины с Россией масса расхождений в геополитических интересах, в том, что она стремится в ЕС и НАТО, вопрос признания Голодомора в конце концов. А с Азербайджаном у Москвы недопонимание только из-за одного вопроса - конфликта в Нагорном Карабахе. Россия должна решить эту проблему, и тогда у Азербайджана снимутся все претензии в отношении России и тех организаций, которыми она фактически руководит. Типа СНГ". ("Эхо")

При этом Ахмедоглу убежден, что свою историческую миссию СНГ уже давно выполнило, и в принципе пришло время для его самороспуска. "Давно уже процессы роста и развития в СНГ остановились. Можно сказать, что лишь первые год-два правления Путина были хорошими для СНГ. Но как минимум уже 5-6 лет мы видим, что динамика развития СНГ остановилась. И с выходом из него Грузии начнутся обратные процессы. Идут настойчивые разговоры, что Украина тоже примет такое решение. То есть практически дела СНГ сегодня движутся в негативном направлении, в сторону развала и распада. И на Бишкекском саммите я не заметил, чтобы Россия предприняла хоть какие- то реальные действия по приостановке этих негативных процессов. Думаю, к следующему саммиту станет уже предельно ясно - сохранит свое существование СНГ или нет. Но в целом складывающаяся картина дает понять, что дело движется к распаду".

Экономика

В качестве антиинфляционной меры Международный валютный фонд (МВФ) рекомендует, в том числе Азербайджану, установить потолок цен, то есть максимально допустимый с административной точки зрения ценовой предел на ключевые продукты, то есть товары ежедневного потребления. Но, как считают в Азербайджане, применение для регулирования инфляции административных, а не рыночных мер перечеркнет все антиинфляционные усилия правительства, предпринимаемые до сих пор ("Эхо").

Как отметил "Эхо" председатель Центра экономических исследований (ЦЭИ) Губад Ибадоглу, инфляция в Азербайджане набрала за последнее время такую скорость, что ценовой рост на потребительском рынке уже как говорится достиг "сытой" стадии. "Лично я против любого ценового вмешательства в экономику. Считаю, что важно стимулировать развитие рыночных институтов, цены должно определять рыночное равновесие, то есть усилия самих субъектов рынка. В любом случае применение потолка цен является рекомендацией МВФ, я не думаю, что правительство страны все же внедрит подобную практику". По его мнению, с учетом ситуации применение в Азербайджане практики ценового потолка будет служить расширению административного вмешательства в экономику. "С другой стороны, если правительство все же установит некий коридор потолка для уровня цен на те или иные продукты, то сети продажи будут придерживаться максимального уровня коридора". По словам главы центра, в целом подобные "потолки" могут создать очень серьезные проблемы в регулировании деятельности предприятий потребительского рынка, в частности сферы обслуживания. "Наши исследования уровня инфляции на потребительском рынке показали, что уже в сентябре цены на потребительском рынке повысились не так высоко, по темпам отстали от динамики роста на рынке услуг". Практика показывает, что определение так называемых "потолков" может послужить на пользу, если основная масса потребительских товаров импортируется в страну из-за рубежа. В то время как как показывает официальная статистика за полугодие, удельный вес импорта продовольствия в структуре импорта страны достиг лишь 12,6%.

Центр экономических исследований (ЦЕИ) обнародовал данные о ценовом росте в течение месяца (ИА "Туран"). По оценкам экспертов, за месяц потребительский рынок в стране подорожал на 0,57%, в частности в Баку на 0,35%, а в регионах на 0,78%. Наибольшее подорожание в сентябре было зафиксировано на рынке услуг, который подорожал на 1,11%, аналогичный показатель по непродовольственному рынку составил 0,67%, а по рынку продовольствия 0,32%. Таким образом, как отмечают в центре, в течение первых 9 месяцев этого года потребительские цены в стране повысились на 17,42%, а по сравнению с сентябрем прошлого года - на 28,34%.