Айк Джанполадян: "Отдаться" Турции, "сдать" Карабах и "кинуть" Россию
В центре внимания как армянской общественности, так и местных и зарубежных аналитиков по-прежнему остается довольно неожиданный поворот в армяно-турецких отношениях и связанные с ним возможные дальнейшие развития.
Старт, данный этому процессу президентом
"Оверштаг" армянской политики в направлении Турции можно было бы приветствовать, если бы не тот непомерный и безоглядный энтузиазм, с которым взялся за него новый президент Армении. Заявление Сержа Саргсяна о возможности создания армяно-турецкой комиссии историков, давно и безуспешно лоббируемой турецкой стороной, ввергло армянскую общественность в шок. Комиссии этой будет поручено изучить трагические события 1915 года и фактически дать ответ на вопрос, являются ли эти события геноцидом. Таким образом, армянская сторона впервые, идя на поводу у Турции, ставит под сомнение сам неоспоримый и уже признанный целым рядом государств и организаций факт геноцида.
Примечательно, что при этом та же националистическая "Дашнакцутюн", подвергавшая остракизму первого президента, теперь лихорадочно подыскивает оправдания для действий третьего президента. Видимо, идеология этой "традиционной" партии и декларируемые ею националистические идеи рефлексируют в зависимости от того, во власти она находится или в оппозиции...
Но и это не все. Армянские официальные источники хранят многозначительное молчание о том, о чем говорил Саргсян с президентом Турции
Официальный Ереван не только промолчал, подтвердив, таким образом, подозрения в закулисной сделке, но и пошел дальше, поддержав инициативу Турции провести в Нью-Йорке трехстороннюю встречу министров ИД Турции, Азербайджана и Армении по вопросу урегулирования армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
Напрасны были старания оппозиции удержать Ереван от такого очевидно неверного, с позиций Армении, шага. Напрасными оказались предупреждения, сделанные с трибуны митинга 15 сентября о том, что такой формат трехсторонней встречи, в которой соотношение сил явно не на стороне Армении, ничего хорошего ей не сулит. Что наилучшим посредническим форматом для Армении является Минская группа
"Только сумасшедший может отказаться от предлагаемой помощи", прокомментировал Серж Саргсян свое согласие на турецкое посредничество в беседе с зарубежными журналистами. Позднее Абдулла Гюль в Нью-Йорке, на встрече с представителями турецкой и азербайджанской диаспоры, заявит буквально следующее: "Пока Армения не освободила оккупированные азербайджанские земли, об открытии границ с этой страной не может быть и речи". Такое вот "посредничество"...
Но и это не все. Очередная сенсация не заставила себя ждать. Серж Саргсян предложил главе Азербайджана
Чем же вызвана такая уступчивость во всем, такие "миролюбивые" внешнеполитические экзерсисы? Что могло заставить сегодняшнего президента и лидера одной из самых ультранационалистических партий -
Ответ банален: получение внешней поддержки, с тем, чтобы удержать крепко пошатнувшуюся в результате весьма и весьма сомнительных президентских выборов власть. То есть, этими квазиполитическими "па" делается попытка уравновесить свою крайне низкую внутреннюю легитимность признанием ее за рубежом. Проще говоря - стать своим среди чужих, будучи чужим среди своих. Проблема осложнена еще и тем, что власть в Армении до сих пор упорно и цинично замалчивает и не желает выявлять организаторов и исполнителей кровавых событий 1 марта, жертвой которых, только по официальным данным, стали 10 человек.
По всей видимости, именно последнее лишает режим возможности маневра, возможности повернуться лицом к народу и создать в стране обстановку диалога, терпимости и взаимопонимания. Обстановку, которая в свое время стала залогом становления государства, залогом победы в Карабахской войне, залогом многих побед на дипломатическом фронте. Обстановку, которая является действительным критерием легитимности и сильной власти. А значит, остается уповать на силовое подавление недовольства. Потому и политзаключенные остаются в застенках, потому и судебные процессы над арестованными сторонниками оппозиции развиваются в духе средневековой инквизиции, потому и все делается для того, чтобы поглубже зарыть правду о трагических событиях начала весны.
Вместе с тем, откровенно бездарная и пораженческая внешняя политика властей, ее готовность поставить на кон национальные интересы, еще более усиливает возмущение, вызванное нанесенным народу первомартовским оскорблением. Упущено из внимания также то, что законы физики верны и для человеческих отношений: адекватная реакция общественности на действия властей привела к тому, что в Армении сформировалась беспрецедентная по влиянию и бескомпромиссности оппозиция, и все попытки использовать накатанные способы ее раскола не приносят ожидаемого эффекта. И это окончательно привело режим к осознанию своего политического банкротства и поставило его перед альтернативой: либо отставка, либо силовой разгром оппозиции. Только последнее возможно лишь в том случае, если мировое сообщество закроет на это глаза. Конечно же, за приемлемую для себя цену.
Таким образом, процесс урегулирования Карабахского конфликта получил новый оборот. Все прежние официальные и неофициальные принципы - пакетный, поэтапный, пражский, мадридский, "общее государство", "земли за независимость" и пр. канули в лету. Сегодня, на наших глазах, в целях легитимизации режима, под дымовой завесой лоббируемого Западом "урегулирования армяно-турецких отношений", на самом деле материализуется сделка "Карабах за власть". И, судя по последнему заявлению американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ
Сделка эта не так проста, как могло бы показаться. На самом деле, плата, назначенная Западом за поддержку действующего режима Армении, представляется в следующем формате:
- "отдаться" Турции, что снимет с плеч последней груз геноцида и позволит предстать перед миром в новом, "европеизированном" обличье;
- "сдать" Карабах, после чего Турция с Азербайджаном осуществляют "миролюбивую" Платформу стабильности и безопасности, становясь практически единоличными хозяевами региона;
- "кинуть" Россию, после чего Запад окончательно укрепит свои позиции на южных рубежах России.
При этом, не исключено, что последнее отдельно не оговаривалось, поскольку выполнение первых двух условий автоматически приведет и к третьему.
Пока же Турция затеяла с Москвой интрижку, создавая у последней, на фоне показных противоречий с США, иллюзию возможного дальнейшего выхода из
Конец этой истории видится довольно драматичным. Реализация турецкой Платформы, которая, судя по словам Гюля, состоится лишь при условии сдачи Карабаха, станет исключительным подарком НАТО, так сказать, компенсацией за временную супружескую неверность. Установление дружественных армяно-турецких отношений сделает абсурдным наличие в Армении российских военных баз - кого и от кого теперь охранять? И Россию вежливо попросят закрыть дверь с той стороны. Возвращение Нагорного Карабаха в лоно Азербайджана, наряду с открытием турецко-армянской границы, приведет к исходу армян из Карабаха и станет началом необратимой турецко-азербайджанской демографической экспансии в Армении (и в Грузии, кстати, тоже).
Такова реальная цена, которую руководство Армении готово заплатить за свою власть, а вся ситуация до боли напоминает события почти столетней давности, когда в результате бездарной политики дашнакского правительства Армении тех лет были подписаны Батумский "Союз мира и дружбы", Александропольский договор, когда от образованной 28 мая 1918 года Первой Республики Армения площадью 58 тыс. кв. км, на сегодняшний день осталась лишь половина. Надолго ли?
Хотя один плюс во всем этом, конечно есть - конфликты на Южном Кавказе будут окончательно урегулированы и в регионе установится долгожданный мир. Просто некому будет после этого конфликтовать - не туркам же с азербайджанцами, в конце концов?..