Давайте не тиражировать небылицы, лучше поговорим о непростых реалиях региона. Об этом заявил азербайджанский эксперт Тогрул Софиев, уклонившись от комментария сообщений о, якобы, имеющем место массовом принятия азербайджанцами Грузии гражданства Азербайджана и возможном занятии ВС Азербайджана региона Борчалы (Квемо-Картли). "О чём они бредят? В Баку много лет не знают, что еще сделать, чтобы азербайджанцы Борчалы теснее интегрировались в общественно-политическую жизнь Грузии и не "голосовали ногами" в поисках лучшей доли в Азербайджане или России. Или надо же додуматься вместо мирного освобождения от оккупации своей страны до военного захвата территории другой!", - отметил он.

Софиев считает, что после августовских уроков более ответственными в своих заявлениях должны быть не только политики, но и политологи и особенно журналисты. Эксперт посетовал: "Жаль, но вместо этого в последнее время стали появляться новости со ссылкой на "компетентный источник в регионе" или "источники в транспортных кругах". Что это за такие таинственные источники?". По его мнению, авторы идеи федерализации Грузии сидят в Ереване и ставят перед собой целью ползучую аннексию Джавахетии под прикрытием разговоров о предоставлении автономии азербайджанцам Грузии, которые ее никогда не хотели и не хотят, о мифическом отуречивании грузин турками-месхетинскими, которые толком еще и не начали возвращаться на свою родину. Софиев считает, что даже если правительство Грузии никогда не вернет предоставленный ей Азербайджаном кредит в 200 миллионов долларов, это не отразится на стратегических отношениях Баку и Тбилиси и тем более на ж/д проекте Баку - Тбилиси - Карс (БТК). "В Азербайджане еще когда одалживали деньги Грузии, то прекрасно знали, что эти деньги не вернутся, но зато будет достигнута стратегическая цель. Это прямой выход в Европу и дополнительная изоляция страны-агрессора, оккупировавшей 20% территории Азербайджана".

По его мнению, относительно слабое звено проекта БТК, не власти Грузии, а нынешнее правительство Турции. Азербайджанский эксперт сказал, что не берется предсказать насколько далеко зайдут президент Абдуллах Гюль и премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган в отрицании опыта своих предшественников. Напоследок Софиев особо отметил: "Долгие годы Армения выступала за налаживание отношений с Турцией без предварительных условий. В Анкаре ставили 2 условия восстановления отношений и разблокирования границы - отказ Еревана от признания трагических событий, имевших место в Оттоманской империи в 1915 году геноцидом армянского народа и вывод ВС Армении с оккупированных ею азербайджанских территорий. А Гюль поехал на переговоры в Ереван и пригласил армянского президента в Турцию без выполнения Ереваном этих условий. То есть фактически принял армянский сценарий. В этом свете, учитывая еще переговоры армянских и турецких дипломатов, ведущиеся едва ли не с начала года, понятна некоторая настороженность, с которой в Баку принимают предложенную Анкарой "Платформу стабильности и безопасности на Кавказе". В Баку видят, что риторика Сержа Саргсяна не изменилась, и Армения не собирается добровольно возвращать Нагорный Карабах, а в Анкаре слышат старые речи об армянском геноциде".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, компетентный источник в регионе сообщил, что позиция Турции по Платформе стабильности и безопасности на Кавказе может включить в себя проект федерализации Грузии, согласно которому автономный статус Аджарии, которая традиционно близка Турции, должен будет стать не номинальным, а реальным. Это решение, поддержанное в рамках треугольника Турция - Грузия - Азербайджан, может стать прологом к формированию какой-то конфигурации автономного статуса для азербайджанской национальной общины в Грузии и прецедентом к обеспечению национально-культурной автономии месхетинских турок, которые вернутся в Грузию".

Судьба проекта железной дороги Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - Баку (Азербайджан), как ранее сообщило ИА REGNUM со ссылкой на источники в транспортных кругах под вопросом. В ходе координационного совета по реализации проекта, состоявшегося 16 сентября в Баку, турецкая сторона высказала сомнения в целесообразности осуществления проекта в связи с последствиями событий, произошедших в регионе в августе 2008 года. В частности, как оказалось, грузинская сторона в текущих условиях не в состоянии выполнить своих обязательств, взятых по азербайджанскому кредиту размером в $200 млн., выделенных на льготных условиях специально в рамках проекта. Кроме того, по данным источника, представители Анкары ведут интенсивные переговоры о восстановлении движения по армянской железной дороге по маршруту Карс - Гюмри (Армения), что снимет необходимость строительства сложного участка из Турции в Грузию.