Работа над реализацией мега проект " Урал промышленный - Урал Полярный" идет по плану. Прошел период громких презентаций, согласований и принятия принципиальных решений. Проект по освоению природных богатств Полярного Урала включен в "Концепцию развития долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года", над ходом его реализации взяла "шефство" "Единая Россия", сообщили 2 октября корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе администрации Нягани (Югра).

К 2020 году в регионе будет построено 18 горнодобывающих, горнообогатительных и лесопере6рабатывающих предприятий. При полной реализации проекта их число может достичь 60.

Сегодня предприятия Урала вынуждены покупать сырье для своего производства за рубежом. Например, весь марганец, на котором работают металлургические предприятия УрФО, - привозной. На 90% привозной уголь. По импорту поставляется 70% хромитов ( в том числе, из Грузии), 80 % медного концентрата.

Между тем, на Полярном и Приполярном Урале имеется запасов хрома на 120 лет, фосфоритов - на 90 лет, марганца, угля, железа - на 80 лет. Еще есть бокситы, бариты, уран, медь, золото - всего 70 видов остродефицитных для промышленности России полезных ископаемых. Суммарная стоимость разведанных и прогнозных ископаемых оценивается в 10 триллионов рублей. Это богатство рядом, но оно пока недоступно - нет дорог, нет энергетики.

Мега-проект предполагает создание мощного индустриально-инфраструктурного комплекса. В необжитые и малообжитые места по восточному склону Уральского хребта в направлении Полуночное - Обская протянется железнодорожная магистраль протяженностью 850 километров. В совокупности с уже строящимися линиями Обская -Бованенково (554 км.), Обская - Салехард - Надым (406км.) и автомобильной дорогой Салехард - Агириш - Урай - Тюмень (795км.) сформируется уникальное транспортное кольцо, которое по кратчайшему пути свяжет промышленный Урал с месторождениями полезных ископаемых, а так же с зоной перспективной нефтегазодобычи - полуостровом Ямал и, что особенно важно, обеспечит выход к Северному морскому пути, к Норильску.

Будут построены почти 200 мостов, пять электростанций общей мощностью 2544 мегаватта. Кстати, Няганская ГРЭС - одно из энергетических звеньев проекта, которая должна обеспечить необходимой электроэнергией районы месторождений.

В горнопромышленных районах появятся так называемые базовые города с населением до 20 тысяч человек. Осваиваемая площадь превысит 390 тысяч квадратных километров.

Совокупный макроэкономический эффект от реализации проекта за период 2007-2020 гг. составит порядка 2,6 триллиона рублей ( в ценах 2007 года). Просчитанный общий объем капитальных вложений составляет более полутриллиона рублей, если точнее, то 543,755 млрд рублей. Из них 105 миллиардов даст Инвестиционный фонд Российской Федерации ( эти средства пойдут на строительство железнодорожной инфраструктуры), около 80 миллиардов - вложения регионов, входящих в Уральский федеральный округ, и почти 360 миллиардов составят средства частных инвесторов. То есть на 1 рубль бюджетных средств привлекаются 3,5 рубля частных инвестиций.

Отметим, что частные инвесторы уже готовы принять участие в этом проекте. Среди них такие гранды российского бизнеса, как "Газпром", РЖД, крупнейший в России производитель ферросплавов Челябинский электрометаллургический комбинат, инвестиционная компания "Альянс групп", гиганты энергетики "Новатэк", "Тюменьэнерго", "Интертехэлектро - новая генерация". Уже 84 предприятия выразили интерес к участию в проекте.