ИА REGNUM: Г-н президент, позвольте, прежде всего, поздравить с признанием независимости Абхазии. Скажите, а проблем меньше стало в новых условиях, или они все-таки сохранились? Назовите приоритетные задачи Абхазии?

Тяжелее всего будет регулировать одно направление, и оно самое главное - преодоление изоляции. Конечно, признание Россией независимости Абхазии для нас главный фактор, но государство, будь оно малое и большое, оно должно иметь доступ ко многим сферам международной жизни, сотрудничать со многими странами.

Поэтому, наша задача - преодолеть предубеждения западных стран в отношении Абхазии и Южной Осетии. Это для нас главный вопрос. Все остальное, что касается экономики, развития, культурной и социальной сферы, решается в спокойной и конструктивной обстановке - мы знаем свои возможности, во всяком случае.

Абхазия в свое время была развитым регионом, благодаря энергетике, ископаемым материалам, курортной инфраструктуре. Я уверен, мы все это очень быстро восстановим. Тем более, что у нас есть доброжелательный сосед - Россия, которая нас признала, помогала и будет помогать.

Важен для нас вопрос прохождения границы и движения товаров. Мы должны исключить двойное налогообложение, упорядочить таможенные и налоговые платежи. После этого мы будем развиваться как одна из стран СНГ.

Одним словом, перспективы у нас хорошие. Что касается вопросов безопасности и международной изоляции, которой нас устрашают, конечно же, из этого ничего не получится. Мы выжили в жесточайшей блокаде, в условиях изоляции не только от запада, но даже и от России. Конечно, данная проблема нас беспокоит, но не пугает.

ИА REGNUM: Какие шаги предприняты Абхазией в сфере безопасности?

Мы обратились к Российской Федерации и в ближайшее время подпишем военное соглашение о размещении военных баз, очень мощных - и сухопутных, и морских, параллельно развивая свои вооруженные силы. Я думаю, на этом вопрос безопасности Абхазии будет закрыт. Закрыт раз и навсегда.

ИА REGNUM: А вы не хотите применить опыт Израиля и отгородиться от Грузии стеной?

Нет, конечно. Стену строить мы не будем, но граница будет обустроена как положено, уверяю вас.

ИА REGNUM: Остались ли после августа 2008 года незакрытые темы для обсуждения с Грузией?

Нет, на нынешнем этапе нет. И я думаю, что с нынешним руководством Грузии мы ни о чем говорить не будем. Потому что эта страна за 15 лет так и не поняла, что она натворила в Абхазии, и что она натворила в самой Грузии. Думаю, еще долго не поймет, пока это руководство будет в Грузии. Надо понимать, что со всеми надо разговаривать не с позиции силы, а с позиции убеждения своей правоты или неправоты, то, чего Грузия не делала все эти годы. Терроризм и запугивания привели к тому, что меры доверия, которые налаживались с 1993 года худо-бедно, будь то координационная комиссия, встречи на уровне журналистов, общественности, молодежи, на всем этом был поставлен крест господином Саакашвили. Но это уже его проблемы. Как будет развиваться Грузия, пускай решает народ Грузии, а как развиваться нам - народ Абхазии сам определил.

ИА REGNUM: То есть, можно сказать, что грузино-абхазский конфликт решен?

Думаю, что да. Раз и навсегда. Грузия должна понять одну вещь, что обретя независимость, Абхазия готова перевести отношения с Грузией в добрососедское русло. Конечно, если в самой Грузии будет умное руководство.

ИА REGNUM: Какова будет общая численность дислоцированных в Абхазии российских войск?

Она будет достаточной, чтоб ни у кого не было желания здесь воевать. Ни против Абхазии, ни против Южной Осетии.

ИА REGNUM: Готовится ли Абхазия к приему Грузии в НАТО? Что тогда будет?

Будет противостояние двух лагерей. Будут проблемы. Прием в НАТО это не просто так, как нам преподносят, собрался клуб и там все хорошо и кучеряво. Нет! Это проблемы. И не только в Абхазии. Начнутся проблемы на Северном Кавказе. Я думаю, что политики в НАТО дальше и глубже думают, чем политики в Грузии. Как будет развиваться ситуация, мне предположить сложно. Но к этому нужно готовиться. Мы это понимаем.

ИА REGNUM: Вы не предвидите смену власти в Грузии?

Вы знаете, я не хотел бы говорить о смене власти или не смене власти в другой стране... Каждый народ сам выбирает того руководителя, которого он заслуживает. Хотят они Саакашвили? Это дело грузинского народа, пусть работают с ним. Не посчитают нужным, проголосуют по-другому. Я к этому спокойно отношусь.

ИА REGNUM: До начала конфликта в регионе в Абхазии накалились внутриполитические страсти. Сейчас наблюдается затишье. Способствовало ли восстановлению равновесия назначение генерала Владимира Аршба вашим советником по военным вопросам?

Вы знаете, я ему эту должность предлагал еще до того, как эта организация была создана (речь об общественной организации ветеранов Отечественной войны народа Абхазии "Аруаа" - ред.). Это не взаимосвязанные вещи - ну есть такая организация, и это хорошо. Когда есть оппозиция, власть меньше спит и меньше ошибок допускает. Любая власть. И если бы оппозиции не было вовсе, ее следовало бы создавать. А в качестве советника я привлек Владимира Аршбу не потому, что он из оппозиционного стана, а потому, что боевой генерал. Мне нужен был военный советник перед сложными событиями, которые назревали, да и сейчас он нужен, здесь будут размещаться войска, а он грамотный человек, я ему предлагал еще в начале года занять этот пост, когда о создании оппозиционной структуры еще и речи не было. Умные люди должны работать во благо государства. Если же они хотят заниматься политикой, то и такая возможность есть. Пусть занимается политическими делами в своих структурах. Впереди будут выборы. Пусть выставляются, побеждают, решают вопросы. Это вполне нормальное стремление человека, когда он знает, что может сделать лучше. Не обязательно, чтобы в Абхазии все думали одинаково. Чем больше мнений, тем лучше.

ИА REGNUM: Вы будете выдвигать свою кандидатуру на второй срок?

Ближе к выборам определюсь. Пока не определился...

ИА REGNUM: До выборов осталось мало времени. Год...

Не год. Чуть больше. Посмотрим...

ИА REGNUM: Скажите, пожалуйста, вы рассматриваете возможность смены правительства? Возникли новые реалии, нужны новые силы, новые люди, возможно...

Нет. Но сама структура может и должна меняться. Вечных правителей не бывает, как президентов, так и остальных. Но то, что правительство сегодня работает с большой отдачей, это факт. Повторюсь, кадровые изменения будут значительные, но они будут нацелены на реформирование работы самого правительства. Необходимо уходить от некоторых вещей. У нас очень много министерств, ведомств, они просто не нужны сегодня. Это обуза для бюджета. Для чего это нужно? Мы не такие богатые, чтобы позволить себе содержать такое количество чиновников. Есть бизнес, есть рыночные отношения, пожалуйста, есть все возможности для деятельности, мы помогаем всем. Поэтому там будут изменения.

ИА REGNUM: То есть, смены правительства не будет, будет реструктуризация?

Да.

ИА REGNUM: А специалисты? Это самая большая проблема для маленьких республик, насколько это известно...

И не только специалисты, вообще рабочие руки - большая проблема. Для эффективного функционирования экономики нам сегодня нужны рабочие руки - электрики, монтажники, инженеры, строители. Мы стараемся, мы их готовим. У нас есть вуз, мы посылаем людей на учебу в Россию. Мы стараемся использовать наработанный опыт других стран. Мы ничего реально не сможем сделать, если на смену не придет грамотная молодежь.

ИА REGNUM: Южная Осетия заявила о том, что будет привлекать граждан России для работы в правительстве республики. А Абхазия будет приглашать таких специалистов?

Если будет в этом необходимость, да. А если у нас будут свои специалисты, то в этом нет необходимости. Привлечение специалиста предусматривает его обустройство, это много проблем. Понимаете, в Южной Осетии ситуация сложнее, чем у нас. Я понимаю в этом плане, Эдуарда Джабеевича, он прав. Для того, чтобы быстро встать на ноги, нужны люди, способные на эффективные действия. А у нас сегодня достаточно кадров, которые могут работать и в среднем, и в высшем звене. У нас проблема с людьми, которые будут работать на производстве, в аграрном секторе, сельском хозяйстве. Нам необходимо привлечь, минимум 60 тысяч человек, чтобы выровнять экономическую ситуацию. Это проблема. Проблема и демографическая, к решению которой будет готовиться. Это и наши земляки, которые живут в Турции. Также нам нужно молодым семьям помогать, нужно развивать социальную сферу. Зарплата должна быть хорошая. Вся экономика должна расти. Такие программы существуют, они не решаются одним махом, но в этом направлении есть движение. Думаю, откроется и морское сообщение с Турцией, и с другими странами.

ИА REGNUM: А есть какие-нибудь подвижки?

Да. Подвижки есть.

ИА REGNUM: До конца этого года возможно?

Я не могу назвать точные сроки, но мы работаем в этом направлении.

ИА REGNUM: А диаспору приглашать на Родину. Я понимаю, этот вопрос всегда стоит в повестке дня, но...

Вы знаете, чтобы кто-то из Турции снялся с насиженного места и приехал сюда в Абхазию, те же абхазы, для них необходимо заблаговременно создать элементарные условия жизни и быта. Здесь должны быть рабочие места. Здесь должно заработать производство, аграрный сектор. Необходима система. Вот над ней мы сейчас и работаем. Речь не о том, чтобы заложить бюджет, потратить его и на этом успокоиться. Это производство. Это малый и средний бизнес, т.е. это то, что завтра будет формировать бюджет.

ИА REGNUM: Как вы думаете, Турция признает Абхазию?

Я был бы рад, если это случилось, так вам отвечу! В будущем, я думаю, это произойдет. Не сразу. Мы ближайшие соседи. Турция стремится в ЕС, а мы граничим с ней, расстояние 200 км. Там большая диаспора абхазская проживает. Турция тоже присматривается, что будет завтра с Абхазией, как она будет развиваться, как цивилизованное государство, или как анклав, где сидит маленький царек и командует всеми.

ИА REGNUM: Я правильно вас понимаю, что именно российские военно-морские силы, которые здесь будут дислоцированы, они и будут морскую границу Абхазии охранять?

Они будут охранять не границу с Турцией, а границу с Грузией.

ИА REGNUM: Одним словом, вы полагается, что с Турцией удастся наладить отношения...

Я не исключаю этого. Но, к сожалению, здесь не нам решать, а турецкой стороне. Подождем, увидим. Для этого необходимо время. Мы не форсируем события. Я уже заявлял, что мы никого ни о чем просить не собираемся, чтобы нас признали. Посчитают необходимым - признают. Не сегодня, так завтра многие придут к этому решению. Этот процесс уже абсолютно бесповоротный.