В центре Нальчика 22 сентября заложен камень на месте памятника в честь 300-летия Канжальской битвы, передает корреспондент ИА REGNUM.

Памятник в виде конного всадника, изображающего верховного князя Кабарды Кургоко Атажукина, возглавившего войско во время Канжальской битвы с татарами, будет изготовлен через семь месяцев. Его автор - выходец из Кабардино-Балкарии Хамид Савкуев, художник и скульптор, живущий и работающий в Санкт-Петербурге.

На митинге, посвященном закладке памятного камня, перед общественностью выступил глава администрации президента Кабардино-Балкарии Альберт Кажаров.

Он обратился к истории XVII-XVIII веков, когда произошла Канжальская битва, отметив значение связей России и Кабарды. "Успех азовских походов активизирует геополитическое продвижение России на юг, где она сталкивается с Крымским ханством. Особенно остро интересы этих держав пересекаются на Северном Кавказе. Его ключевое положение в центральной части занимала Кабарда, крупное этнополитическое образование, объединившее под властью кабардинских князей из дома Иналовичей целый ряд северокавказских народов. Традиционные политические связи с Русским государством делали Кабарду основным союзником России в противоборстве с Крымом и Турцией", - сказал Кажаров.

Он рассказал, что весной 1708 года крымско-османская армия двинулась в Кабарду. "Различные авторы приводят данные о 70- 100-тысячном крымско-османском войске. К середине лета оно достигло Кабарды и расположилось в верхнем течении реки Малка. Пытаясь предотвратить сражение или, по крайней мере, выиграть время, верховный князь Кабарды Кургоко Атажукин вступил в переговоры с Каплан-Гиреем. Однако они не увенчались успехом. Боевые действия кабардинцев с агрессорами продолжались полтора месяца. Решающее сражение произошло в начале сентября 1708 г. вблизи горы Канжал, в результате которого было уничтожено несколько десятков тысяч крымско-турецких воинов", - отметил Кажаров.

По его мнению, победа кабардинцев в Канжальской битве и охлаждение российско-османских отношений подтолкнули Петра Первого к решению о необходимости укрепления и расширения военно-политических отношений с Кабардой, нашедшему практическое воплощение в ходе российско-кабардинских переговоров накануне русско-турецких войн 1710-1713 годов.

"Непреходящее значение Канжальского сражения объясняется не просто совокупной мощью противостоящих сил или же беззаветной храбростью его организаторов и массовым героизмом рядовых участников - это была битва за существование народа и сохранение им традиционного образа жизни", - подчеркнул Кажаров.

Он заметил, что необходимость проведения масштабных мероприятий, посвященных 300-летию Канжальской битвы, диктуется еще и тем, что победа в ней явилась "прямым следствием того редкого сплочения кабардинского общества, которое уже никогда так мощно и выразительно не повторялось в истории Кабарды".

"Нравственно-этический смысл этого события превосходит его непосредственное геополитическое значение. Память об этой битве будет способствовать сохранению этнического самосознания и культуры народов, населяющих Кабардино-Балкарскую Республику", - заявил Кажаров.

"Поэтому, кто бы ни пытался принизить значение Канжальсколй битвы, празднование этой даты стало важным событием в общественно-политической жизни Кабардино-Балкарии", - подчеркнул он.