Эксперт: Подлинного столкновения в Арктике пока нет
Завтра, 17 сентября, в Москве состоится заседание Совета Безопасности РФ "О защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике". 12 сентября члены Совета Безопасности выезжали за полярный круг -на остров Александры на берегу Северного Ледовитого океана, где прошло совещание, посвященное проблемам наращивания присутствия России в Арктике.
Секретарь Совета Безопасности РФ
О научной точке зрения на ситуацию с начавшимся бурным изучением Арктики шеф-редактору ИА REGNUM Оксане Чернышевой рассказал заместитель директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института
- На самом деле вокруг Арктики пока больше шума, чем реальных дел, - считает
ИА REGNUM: Но сегодняшний исследовательский интерес как раз и означает, что через 30 лет, то есть уже при жизни нынешнего поколения, в Арктике начнутся масштабные освоения месторождений, а это будет влиять на окружающую среду...
- Ключевые вопросы, которые волнуют ученых нашего института, следующие: как безопасно начать реализовать инвестиционные проекты в Арктике и как затем их вести, не нанося ущерба окружающей среде. Психология современного бизнеса, безусловно, содержит определенные угрозы для окружающей среды, поэтому не только российские специалисты, но и международные эксперты с большой осторожностью относятся к новым проектам. На первом этапе освоения наша задача - помочь совместить вопросы безопасности и экономики. Например, по Приразломному работа наших ученых уже закончена. Мы собрали и составили картину того, что представляет из себя лед, под которым находится нефть, как и с какой скоростью, в каком направлении движутся ледяные поля и т.д. По Штокмановскому месторождению сбор подобной информации заканчивается. Кроме того, изучаются возможные воздействия проектов на окружающую среду, а также необходимость минимизации воздействий окружающей среды на сооружения. Например, при эксплуатации Штокмана нужно будет управлять ледовой обстановкой, отслеживать передвижение айсбергов и где-то их разрушать, отводить и т.д.
ИА REGNUM: А у России уже есть опыт такой работы?
- Частично есть на Сахалине, но опыта работы над таким большим и сложным проектом, как Штокман, нет ни у кого в мире.
ИА REGNUM: Кто финансирует исследовательскую работу?
- Недропользователи, т.е. компании, которые планируют работать на шельфе, и имеют необходимые лицензии на разработку конкретных месторождений.
ИА REGNUM: Добыть в Арктике газ или нефть - одна проблема. Другая - перевезти все это к местам переработки.
- Да, транспортировка происходит на судах, и, соответственно, есть опасность разлива. Главная проблема в том, что холодная арктическая среда не способствует быстрому очищению, экосистема в Арктике восстанавливается очень долго, в теплых водах все происходит гораздо быстрее. Соответственно, любая грязь, химические разложения остаются там очень надолго. Но морская арктическая среда пока относительно чистая, а вот атмосфера загрязнена даже сейчас, когда разработки энергоносителей еще даже не начаты. Арктику засоряют не только предприятия, расположенные на Севере, но и крупные производства, которые находятся в Северном полушарии Земли. Последствия работы предприятий в Китае, Соединенных Штатах, России - их атмосферные сбросы затягиваются в Арктику ветрами или несутся туда северными реками. И чтобы отследить последствия новых освоений, нужно четко фиксировать, что происходит сейчас, определить фоновое загрязнение окружающей среды.
ИА REGNUM: А в 90-ые годы, помнится, говорили, что больше всех Север засоряет именно Россия...
- Тогда речь шла о радиоактивном загрязнении, включая последствия испытаний ядерного оружия, и на самом деле свою лепту внесли все страны, которые занимались испытаниями. Но чтобы экологический фактор не превращался в политический, нужны российские постоянные, регулярные, системные исследования ситуации.
ИА REGNUM: А глобальное потепление повлияет на освоение месторождений?
- Чтобы четко отвечать на этот вопрос, также нужны постоянные исследования на протяжении многих лет, но. к сожалению, в России нет системных программ по изучению изменения климата в Арктике и последствий этого изменения. Сбор и наблюдение информации у нас поставлены неплохо, а моделирование, прогнозирование будущих ситуаций, к сожалению, финансируется плохо. Обидно, потому что в Японии, объединенной Европе, Америке, Китае такие исследования развиваются в полную мощь.
ИА REGNUM: Так все-таки если через 50 лет Арктика станет теплее, значит доступнее?
- Некоторые сценарии предполагают такое развитие событий. И в Арктике есть спорные участки, принадлежность которых к какой-либо стране не определена - к ним, конечно, будет интерес. Но все-таки пока это - дело будущего, которое - не забывайте! - на самом деле зависит от мировых цен на нефть и газ. Если через 50 лет они будут низкими, интерес к по-настоящему сложной и дорогой добыче полезных ископаемых в северных широтах, наверное, опять угаснет.
ИА REGNUM: А в настоящее время Россию можно назвать самой мощной мировой державой на Севере?
- Россия регулирует Северный морской путь. Согласно международному законодательству, Россия установила свои правила плавания в северных морях: чтобы пройти по Севморпути, нужно оповестить Россию, согласовать маршрут, заплатить ледовый сбор и т.д. Все это направлено на обеспечение безопасности морской Арктики. Аналогично действует, например, Канада - в тех северных широтах, движение в которых регулирует эта страна.
ИА REGNUM: И именно Россия обладает самым мощным ледокольным флотом?
- Да, насколько я знаю, в настоящее время наш флот самый современный и оснащенный. Но это вопросы - к другим ведомствам.