Города без границ: Москва и область, Иркутск, Челябинск, Владивосток, Красноярск, Томск, кто следующий?
Архангельская область, 11 сентября, 2008, 03:22 — ИА Регнум. Официальный орган правительства России "
"Минрегион в 2007 году заявил, что крупные городские агломерации должны стать частью долгосрочной стратегии развития России... административные границы городов не всегда дают возможность осуществить масштабное жилищное строительство, возник вопрос, что и где строить. Быстро меняющиеся условия социоэкономического развития страны плохо совместимы с прежней системой административно-территориального деления.
Интеграция таких регионов России, как Москва и Московская область, выглядит наиболее логичной. С начала 1990-х, когда страна вступила в период глобальных перемен, прежняя система экономических приоритетов этих регионов претерпела существенные изменения. Экономика Московской области в значительной степени была средоточием различных "почтовых ящиков", формирующих вокруг себя закрытые города и поселки. Остановка большинства градообразующих предприятий поставила Московскую область на грань катастрофы, избежать которой удалось только благодаря близости Москвы. Столица стала основным источником заработка для сотен тысяч жителей Подмосковья. Сегодня Москва и область находятся в процессе реальной экономической интеграции. Об этом свидетельствует увеличение числа граждан не только въезжающих в Москву на работу, но и выезжающих из нее на работу в область. Создание единой Московской агломерации позволит подвести под этот пока еще хаотичный процесс правовую и экономическую базу... задачи поддержания высоких темпов роста в будущем делают насущной необходимостью скоординированность планирования и развития Московского региона как единой системы...
Может быть рассмотрен вариант объединения Москвы с областью и образования из них нового субъекта Федерации. Однако издержки подготовки такого объединения могут оказаться чрезмерно велики и привести к временной потере темпов развития Москвы и Московской области, что расширит имеющийся спектр проблем столичного региона. Другой вариант - расширение границ Москвы как субъекта РФ до линии Малого окружного кольца Подмосковья. Эта модель кажется привлекательной экспертам, считающим, что полное объединение Москвы и области приведет к созданию слишком крупного экономического субъекта РФ и снизит и без того невысокую территориальную равномерность социально-экономического развития страны".
Слова Елены Батуриной в газете дополняет президент фонда "Институт экономики города", член межведомственной рабочей группы нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"
"В России сегодня обсуждаются не только перспективы Московской агломерации, но и Иркутской, Красноярской, Челябинской, Владивостокской, Томской и других. В любом случае интерес к агломерациям - это интерес к поиску дополнительных возможностей развития вне рамок формальных административно-территориальных границ. В современных условиях агломерация дает возможности для повышения эффективности использования трудового потенциала, наращивания человеческого капитала, повышения качества жизни...
Переход к развитию в рамках агломерации - это не административный и даже не технологический процесс. Его не осуществить одним декретом, а в условиях давления одной из сторон агломерации чахнут. Провалившийся референдум по объединению Чебоксар и Новочебоксарска - еще одно тому подтверждение, свидетельство того, что в столь деликатной сфере возможности административного ресурса ограничены. Кроме того, развитие в рамках агломераций - это всегда согласование интересов. Например, население "центрального" города может опасаться снижения уровня бюджетной обеспеченности, а жители "периферийных" городов - усложнения решения социальных и бытовых проблем; элита - потери статуса и т.д. Так что очевидные выгоды не отменяют необходимости поисков компромиссов..."
Опрошенные ИА REGNUM эксперты дополняют список городов, которые - при наличии административной воли и согласии их жителей - могут стать участниками новых агломераций:
Санкт-Петербург - Ленинградская область, Нижний Новгород, Вологда - Череповец, Архангельск - Северодвинск, Самара - Новокуйбышевск, Тольятти - Жигулёвск, Петропавловск-Камчатский - Елизово.