Баку не собирается брать на себя обязательства по мирному урегулированию карабахского конфликта
"Армения должна заморозить переговорный процесс по урегулированию нагорно-карабахского конфликта до подписания соглашения о неприменении силы между Азербайджаном и Нагорным Карабахом". Подобное предложение было высказано мною на пресс-конференции в Ереване 27 августа текущего года. Идея замораживания переговоров по карабахской проблеме до принятия сторонами конфликта обязательств по неприменению силы далеко не нова, и недавняя агрессия Грузии против самоопределившейся Южной Осетии лишь подтвердила обоснованность этой идеи.
В самом деле: как можно всерьез надеяться на успех переговорного процесса, ведущегося под аккомпанемент постоянно звучащих из Баку угроз решить конфликт силой оружия? На фоне форсированной модернизации вооруженных сил и невиданного роста военного бюджета Азербайджана. А также разнузданной антиармянской пропаганды, изобилующей ложью, злонамеренным искажением исторических и современных реалий, высосанных из пальца фактов. В Азербайджане целенаправленно уничтожаются армянские кладбища, памятники церковной архитектуры; на уровне президента предъявляются претензии на всю территорию НКР и Республики Армении, именуюмую в Баку не иначе, как "Западный Азербайджан"; со страниц энциклопедии и разных словарей вычеркиваются имена армянских деятелей.
Вышеприведенное отнюдь не способствует налаживанию доверительных отношений между сторонами, что весьма важно для продуктивности и результативности любого переговорного процесса. Именно понимание этой истины и подвигло меня на предложение о замораживании переговорного процесса до обязательств сторон о неприменении силы. Как и следовало ожидать, мое предложение натолкнулось на активное неприятие политического истэблишмента и политологического сообщества Азербайджана. Эта республика в действительности готовится к военным действиям против НКР, и брать на себя обязательства по поискам мирного пути урегулирования конфликта не собирается. Собственно говоря, новая азербайджано-карабахская война могла бы уже возобновиться, если бы Азербайджан являлся действительно суверенной страной, проводящей самостоятельную внешнюю политику, а также обладал достаточно мощным военным потенциалом. Однако сегодня внешнеполитическая концепция Азербайджана вырабатывается (и контролируется) западными чиновниками среднего ранга. А Запад вовсе не заинтересован в новой войне в нефтеносном регионе. Ибо, как мне уже не раз приходилось говорить, "в случае возобновления военных действий Азербайджан лишится возможности экспортировать свою нефть даже в пластиковых бутылках". Вынашивается в Баку и идея блицкрига - молниеносной атаки, завоевания некоторых районов и прекращения боевых действий "под давлением мировой общественности". Однако трезвые головы в Азербайджане, достаточно информированные о существующем уровне боеспособности вооруженных сил Азербайджана и армий армянских государств, справедливо опасаются, что в этом случае под сомнением может оказаться будущее этого государства. Блицкриг возможен лишь тогда, когда у Азербайджана появится уверенность в его успехе. А до этого времени - если оно вообще когда нибудь наступит - еще ой как далеко. Не прибавила Баку оптимизма и авантюра Саакашвили. Вот и довольствуются пока в этой республике банальной дезинформацией и попытками дискредитации Армении и Республики Арцах в различных международных организациях.
Одним из глашатаев этой "политики" стал с недавних пор и прозябающий в Венгрии гражданин Азербайджана и России (!) Вугар Сеидов, на днях опубликовавший в REGNUM статью под безаппеляционным заголовком "Договор о неприменении силы Азербайджан может подписывать только с Арменией при условии вывода войск Армении из Карабаха". Аргументы Сеидова, если исключить ёрничанье и сравнение НКР с племенами в африканской саванне или сельве Амазонки, сводятся к тому, что НКР, мол, не является субъектом международного права. "По этой причине Азербайджан не может подписывать с ним какие бы то ни было договора", - заключает он.
Между тем, международная правосубъектность возникает с самого возникновения государств, независимо от их признания остальными государствами. Более того, субъектами международного права являются также нации и колонии, ведущие борьбу за независимость и создавшие в ходе этой борьбы органы национального освобождения, пользующиеся функциями публичной власти. Желают того в Азербайджане или нет, НКР с 1988 года является субъектом международного права, а с сентября 1991 года выступает на международной арене как полноправное государство. Напомню, к примеру, что на Будапештском саммите
Отмечу также, что правомочность существования государств, не являющихся членом ООН, подтверждается несколькими статьями Устава ООН, из коих процитирую лишь одну.
Статья 32 устава ООН: Любой Член Организации, который не состоит членом Совета Безопасности, или любое государство, не состоящее Членом Организации, если они являются сторонами в споре, рассматриваемом Советом Безопасности, приглашаются принять участие, без права голоса, в обсуждении, относящемся к этому спору. Совет Безопасности ставит такие условия для участия государства, не состоящего Членом Организации, какие он найдет справедливыми. В Азербайджане все это хорошо знают. Однако Баку предпочитает бряцать оружием и шантажировать мировое сообщество возможностью возобновления войны, что способно нанести серьезный удар по экономическим интересам Запада. К этой опасной забаве подключился и Вугар Сеидов, угрожающий нам из Будапешта: "Поэтому в Армении должны знать, что для того, чтобы оружие не стреляло, необходимо добровольно освободить оккупированные территории и довольствоваться автономией, пока дают".
Но бог с ним, с Вугаром. Интересно другое: во время азербайджано-карабахской войны Азербайджан неоднократно подписывал с НКР различные договора и соглашения. Под этими договорами стоят подписи С. Абиева, Н.Садыхова, М.Мамедова, А.Джалилова, Р.Гулиева. Наконец, под некоторыми договорами и соглашениями между НКР и Азербайджаном красуется подпись самого