В рамках Байкальского экономического форума министр транспорта России Игорь Левитин представил транспортную стратегию до 2030 года. Как передает корреспондент ИА REGNUM, по словам министра транспорта, ее реализация подразумевает достижение шести основных целей. В частности, формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры подразумевает социальное развитие и укрепление связей между ее регионами, вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий за счет создания дополнительных транспортных комунникаций. Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны достигается посредством ввода в действие модели рынка транспортных услуг, покрывающей потребности всех секторов экономики и обеспечивающей создание условий превышения уровня предложения транспортных услуг над их спросом. Также целью стратегии является обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения, интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны, повышение уровня безопасности транспортной системы и снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

В южных районах Сибирского федерального округа министр считает приоритетным развитие железнодорожных и автодорожных коммуникаций в полосе евроазиатского транспортного направления "Восток-Запад", включая Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, строительство новых железнодорожных линий к месторождениям полезных ископаемых, строительство новых автомобильных дорог к населенным пунктам, реконструкцию автодорог на подходах к государственной границе для обеспечения прямых выходов на Китай и Монголию, ускоренное развитие транспортно-логистических центров, развитие инфраструктуры пассажирских перевозок и повышения мобильности населения. Создание на базе крупнейших аэропортов международных хабов для перевозок по международным и внутренним воздушным линиям, строительство метрополитенов в Омске, Новосибирске и Красноярске.

В северных районах Сибири, по словам министра транспорта, приоритетами является строительство и развитие меридиональных и широтных опорных железнодорожных и автодорожных направлений, а также развитие коммуникаций Северного морского пути. Наряду с аэропортами крупных промышленных центров предусматривается развитие инфраструктуры региональных и местных авиаперевозок.

В период до 2015 года в рамках реализации статегии предусматривается строительство обхода Читинского железнодорожного узла, строительство второго мостового перехода через реку Обь на участке Рямы - Камень-на-Оби, реконструкция тоннелей на участке Саянская - Кошурниково и на Транссибе, электрификация участков Улан-Удэ - Наушки, Борзя - Забайкальск, Карасук - Коновалово, строительство ряда новых грузообразующих, социально-значимых и технологических линий, начало строительства Северо-Сибирской магистрали; строительство и реконструкция участков федеральных автомобильных дорог; строительство нового аэропорта Иркутска; развитие аэропортов Новосибирск, Красноярск, Омск и других; поддержание существующих габаритов судового хода на эксплуатируемых участках рек Обь-Иртышского и Енисейского бассейнов, в верховьях Лены, реконструкция судоподъемника Красноярской ГЭС.

В период 2016-2030 годов в Сибирском федеральном округе предусматривается строительство железнодорожных обходов Омского, Иркутского и Новосибирского узлов, модернизация участка Улан-Удэ - Наушки, организации скоростного движения на линиях от Новосибирска до Омска, Томска, Кемерово, Барнаула и Новокузнецка, создание Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, строительство новых грузооборазующих и технологических линий; реконструкция участков дорог федерального значения; развитие речных портов.

В Дальневосточном федеральном округе планируется завершить формирование опорной магистральной железнодорожной сети, усилить Транссиб, развить БАМ и построить новые железнодорожные линии. Кроме того, в этом регионе Игорь Левитин считает необходимым продолжить формирование опорной магистральной сети автомобильных дорог, развить перегрузочные мощности базовых морских портов, развить международные пограничные переходы и системы транспортно-логистического обслуживания. Приоритетным для Дальнего Востока министр считает интенсивное развитие сети аэропортов.

Министр напомнил, что в регионе сформированы крупные комплексные проекты на принципах государственно-частного партнерства. Это "Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области", "Комплексное развитие Южной Якутии", "Реконструкция железнодорожной линии Оунэ-Высокогорная со строительством нового Кузнецкого тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань", "Комплексное развитие Забайкалья", "Развитие горно-металлургического кластера в Приамурье".

Общая стоимость реализации этих проектов оценивается в 950 млрд рублей. При этом планируется профинансировать из средств Инвестфонда России 267 млрд рублей и привлечь средств из внебюджетных источников 683 млрд рублей.

Министр отметил важное значение для развития Дальневосточного региона проведения саммита АТЭС в 2012 году во Владивостоке. Там будет создана новая современная транспортная инфраструктура, построены уникальные мостовые переходы через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный, реконструирован аэропорт Кневичи. Общий объем финансирования транспортной инфраструктуры Владивостока составит около 122 млрд рублей, из них 103 млрд - средства федерального бюджета.

Министр транспорта сообщил, что в 2009 году на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования федерального значения на территории Востока России запланировано выделение более 46 млрд рублей из средств федерального бюджета. Кроме того, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования территориального и муниципального значения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Востока России, в 2009 году планируется выделение 20 млрд рублей в виде субсидий

На ликвидацию грунтовых разрывов на сети автомобильных дорог федерального значения в 2010-2015 годах предусмотрено направить из средств федерального бюджета более 85 млрд рублей, и на замену дорожной одежды переходного типа на капитальный еще 210 млрд рублей.