Хроника уничтожения общественного транспорта Воронежа
Воронежская область, 4 августа, 2008, 12:38 — ИА Регнум. Недавно воронежский трамвай отметил свой 82-й день рождения. За эти годы электротранспорт в Воронеже пережил массу изменений - как положительных, так и отрицательных, прошел путь от своего рождения до практически полного уничтожения. Активисты общественного комитета "Воронежцы за трамвай" по просьбе ИА REGNUM проследили историю создания, развития и упадка электротранспорта в Воронеже.
Впервые воронежский трамвай, в торжественной обстановке, под звуки оркестра, вышел на улицы 16 мая 1926 года. Собственно, воронежский трамвай был спроектирован еще в 1916 году, однако пуску электротранспорта помешали сначала революция, а затем Гражданская война и последовавшая за ней общая разруха. Торжество открытия трамвая началось речью заведующего Губкоммунотдела товарища Григорьева, отметившего в своей речи, что, "несмотря на нашу бедность, мы изо дня в день движемся вперед, доказательством чего служит открываемый трамвай". Выступивший вслед за ним председатель Губисполкома товарищ Шаров в своей речи отметил "значение трамваев в развитии нашего строительства". После речей один из вагонов производства Коломенского завода, наполненный присутствовавшими на открытии делегациями, направляется по направлению к площади Никитина, три остальные - по направлению к вокзалу. "Проспект окончательно и бесповоротно теряет свою провинциальную физиономию, сделав после многолетнего разбега крупный скачок вперед, к культуре..." - написала о пуске трамвая "Воронежская коммуна". Специально приехавший на пуске трамвая корреспондент из Москвы впервые в истории записал на кинопленку Воронеж - пуск воронежского трамвая. Всего в открытии принимало участие 10 вагонов. К началу
Летом 1942 года к Воронежу подступала мощная группировка гитлеровских солдат. По плану вермахта ударом с юга, через Воронеж и Елец, фашисты хотели прорвать оборону столицы. По улицам города между разбомбленных зданий продолжали идти трамвайные вагоны. Во время учащающихся авианалетов часто выключалась электроэнергия, разрывались линии контактной сети, но воронежцы снова и снова восстанавливали их - трамвай был нужен городу. С начала войны и мобилизации автотранспорта на фронт трамвай остается единственным средством транспорта в Воронеже - на нем перевозят муку, материалы, боеприпасы; он отвозит к госпиталям от вокзала раненых. Трамвай выходил на линии вплоть до входа в город фашистских танков 7 июля 1942 года. На фотографиях тех лет видно, как вагоны стоят посреди разрушенных улиц. Здание трамвайного депо на улице 9-го Января 1914 года постройки уцелело, и фашисты освободили его для своих танков, а вот медные контактные провода были сорваны вместе с чашечками, трамвайные рельсы немцы пустили на укрепление своих блиндажных нор, вагоны были разбиты. Частями
После войны было открыто Левобережное трамвайное депо, обслуживающее собственную отдельную сеть линий, а в 1954 году разрозненные сети соединились через ВОГРЭСовский мост. В 1960 - 1970-х годах трамвайная сеть Воронежа интенсивно расширяется. В этот период трамвай приходит в Юго-Западный район, на улицу Острогожская, густая трамвайная сеть строится в Коминтерновском районе. Отдельная линия прокладывается к крупнейшей в Черноземье областной больнице и корпусам ВПИ на "девятом километре". На Левом берегу трамвайная линия протянулась от Отрожки до Машмета. Знаковое событие произошло в 1977 году - в город стали поступать трамваи чешского производства Tatra Т3SU. Округлые красно-желтые вагоны надолго стали одной из главных примет Воронежа, ставшего в один ряд с такими городами как Москва, Лейпциг, Прага, Дрезден. В общей сложности в город было поставлено свыше 300 вагонов модели Татра. Проектировщики, занимавшиеся развитием города, планировали его таким образом, чтобы трамвай охватил все крупнейшие пассажиропотоки города. Троллейбусу была отведена роль главного вида транспорта в центре города, а автобусы были направлены на второстепенные пассажиропотоки. Таким образом, в городе была сформирована сбалансированная система перевозок, благодаря чему на крупнейших магистралях города не было пробок, а воздух на них оставался чистым и незагазованным.
К 400-летнему юбилею города в Воронеже были торжественно открыты два новых объекта трамвайной инфраструктуры - двухъярусный Северный трамвайный мост и трамвайное депо №3. По Северному трамвайному мосту был запущен знаменитый маршрут №16, обслуживаемый самыми современными трамваями того времени - Tatra T6В5 c бесшумным ходом и панорамными окнами.
В 1990-е годы для воронежского электротранспорта настали тяжелые времена. Трамваи и троллейбусы были брошены в свободное плавание в новых рыночных условиях, однако при этом были вынуждены по-прежнему фактически бесплатно перевозить огромное количество льготников (составлявших до 60-70% от всех пассажиров). Это не могло не отразиться на состоянии трамвая. Закупки нового подвижного состава резко сократились, а текущий ремонт стал выполняться по минимуму. В салонах трамваев и троллейбусов появились фанерные сидения. Одновременно организуется движение маршрутных такси (или, говоря проще, "маршруток"), не обремененных необходимостью перевозки льготников. Сюда пересаживаются платежеспособные пассажиры. Городские власти в 2001 году принимают программу развития электротранспорта, но фактически не выполняют ее - на закупку нового подвижного состава средства так и не были выделены. Более того, мэрия не сочла необходимым погасить долг "
К сегодняшнему дню трамвай мог бы выйти из кризиса. Однако в 2001 году, по приказу мэра
15 мая 2007 года прошли торги по продаже последнего трамвайного парка - трамвайного депо №3. На этот раз на аукцион было выставлено имущество бывшего МУП "Воронежгорэлектротранс" - территория депо со зданиями и инфраструктурой и, отдельно, движимое имущество, включающее 25 троллейбусов (оба существовавших в городе троллейбусных депо уже проданы). Первый лот ушел по стартовой цене в 47, 8 миллиона рублей безвестной фирме ООО "Синтек", на второй лот никто из покупателей не претендовал. В проекте Генерального плана города Воронеж, проходящем в настоящий момент процедуру согласований, строительства новых трамвайных депо не предусмотрено, хотя часть трамвайных линий все же должна быть сохранена. В итоге, поскупившись заплатить 130 млн рублей долга (возникшего к тому же не по вине электротранспортников), городская администрация потеряла имущества на четыре - пять млрд рублей, а главное - цивилизованную систему перевозок пассажиров.
Воронежский троллейбус в сравнении с трамваем - более молодой вид транспорта. Троллейбусное движение в Воронеже было открыто 8 ноября 1960 года по трем маршрутам троллейбусами МТБ-82, поступивших в город в количестве 32 штук. Уже в 1972 году в городе насчитывается девять троллейбусных маршрутов, начинают поступать троллейбусы ЗиУ-7 и ЗиУ-9Б. 28 июня 1976 года открывается новое троллейбусное депо на улице Хользунова, построенное по самым современным технологиям. Вместе с депо строится и запускается односторонняя троллейбусная линия по улицам Беговая, Шишкова, Хользунова. В том же году (в ноябре) открываются кольцевые маршруты троллейбуса № 14 и № 15. К 1980 году появляются линии по ул.
Март 2006 года ознаменован уходом из города инвестора ОАО "НижТролл". Прекращается выпуск троллейбусов на линии, с февраля не выплачивается заработная плата работникам первого парка. Закрывается половина оставшихся троллейбусных маршрутов (№ 4, № 5, № 11). В апреле 2006 года мэрия г. Воронеж разрывает контракт с ОАО "НижТролл" ввиду неисполнения последним условий аренды. 18 работоспособных троллейбусов передаются из первого парка во второй. На площади Ленина проходит второй митинг в поддержку электротранспорта, однако Федеральный арбитражный суд в Брянске признает законными итоги скандального аукциона по продаже имущества второго троллейбусного депо на ул. Хользунова. Троллейбусное движение в Воронеже оказывается под угрозой ликвидации. В этой связи комитет "Воронежцы за трамвай" проводит в троллейбусном парке на улице Космонавтов акцию "Похороны старого троллейбусного движения", призванную обратить внимание общественности на ужасное положение в троллейбусной системе Воронежа. Одновременно мэрия г. Воронеж подписывает с ОАО "Тролза" договор о намерении создать на базе имеющихся парков новое совместное троллейбусное предприятие, который так и остается нереализованным намерением. Ноябрь 2006г. - суд высшей инстанции признает торги по территории второго троллейбусного депо законными. ОАО "Стройплюс" сразу после получения документов, подтверждающих право собственности, перепродает территорию депо "добросовестным покупателям". В апреле 2007 года на торги выставляются остатки имущества МУП "Воронежгорэлектротранс", в том числе контактные сети, подстанции и 25 троллейбусов. На территории первого троллейбусного парка действует автостоянка и ведется строительство торгового центра. 15 мая 2007 года - 25 троллейбусов, выставленных на торги одним лотом, не были выкуплены из-за отсутствия заявок. В городе ведется строительство участка троллейбусной линии длинной в 200 метров от ул. Перхоровича (не достроен до настоящего времени), для замены старой троллейбусной конечной, выкупленной на торгах компанией "ДСК". На месте бывшей конечной строится несколько жилых домов.
Итогом последних лет стало лишение Воронежа практически всего электротранспортного имущества - троллейбусных парков и трамвайных депо, конечных станций, диспетчерских пунктов, энергоподстанций. Воронеж для всей страны стал печальным примером развала электротранспорта. Левый берег города вот уже несколько лет лишен электротранспорта в принципе, а на правом берегу осталось действовать три троллейбусных маршрута (2,7,17) и два трамвайных (1 и 2).
Небольшим утешением для горожан стала поставка в июне 2008 года бело-зеленого троллейбуса марки ЛИАЗ, предоставленного заводом изготовителем бесплатно на три месяца. Появление нового троллейбуса дало возможность мэрии города заявить о планах по возрождению электротранспорта. В частности, была озвучена цифра в 150 троллейбусов, которые должны быть поставлены в Воронеж в ближайшие пять лет. Судьба трамвая остается туманной.