Основные игроки

Расстановка политических сил в Литве накануне выборов. За два месяца до парламентских выборов (они состоятся 12 октября) все чаще встает вопрос о том, кто будет править Литвой в ближайшие четыре года. Какие политические силы претендуют на формирование новой власти (в Сейме 141 место) - и какие возможны варианты коалиционных соглашений. Почти не осталось сомнения, что в Сейм Литвы попадут четыре партии. Согласно опросам последнего полгода, они без труда преодолевают пятипроцентный барьер, набирая от 7-9 до 12-14% голосов.

Две из них считаются "традиционными" - левая Социал-демократическая партия Литвы (СДПЛ), ныне правящая, и правый "Союз Отчизны" (СО), находящийся в оппозиции. Другие две партии - "популистскими", поскольку были созданы в свое время накануне выборов и неожиданно сумели сразу стать парламентскими партиями. В отличие от "традиционных", "популистские" партии четко сгруппированы вокруг одного лидера. Это партия "Порядок и справедливость" (ПС - раньше называлась "Либерально-демократической партией"), возглавляемая экс-президентом Литвы Роландасом Паксасом, и Рабочая партия (РП), созданная и возглавляемая литовским олигархом русского происхождения Виктором Успасских.

Социал-демократическая партия Литвы.

В то же время у СДПЛ, после ухода с политической арены Альгирдаса Бразаускаса (он лишь считается "почетным председателем"), не только нет единого харизматического лидера, но внутри партии появилось большое количество лиц, претендующих на роль "вождей". А один из них, председатель Вильнюсского отделения партии Альгирдас Палецкис за резкую критику был даже выброшен из партии Советом партии и создал свою собственную партию "Фронт". Что касается нынешнего фактического председателя СДПЛ премьер-министра Гядиминаса Киркиласа, то его популярность в стране очень низкая. Согласно последним опросам, он даже выпал из десятки самых популярных политиков. Не лучше обстоит дело и с его авторитетом внутри партии. Соцдемами он всегда, еще с времен, когда он был инструктором ЦК Компартии Литвы в бытность первым секретарем Альгирдаса Бразаускаса, воспринимался как тень Бразаускаса. Бывший глава литовской компартии, впоследствии побывавший и президентом, и, не однажды, премьер-министром Литвы мог сплотить партию своим именем, навязать свое мнение. Этого не скажешь про Киркиласа, который все время занимал всего лишь пост главы парламентского Комитета по международным делам, по публикуемым в СМИ воспоминаниям якобы был лишь "мальчиком на побегушках" Бразаускаса и лишь накануне назначения премьером сумел стать министром обороны.

Не надо также забывать, что соцдемы - это, в глазах избирателя, "бывшие". За несколько месяцев до выборов политические соперники соцдемов не прекращают трубить, через все СМИ, что "коммунистическая номенклатура" сумела в годы независимости перекраситься и остаться у власти. В то время, как истинные борцы за независимость преследовались, сидели в тюрьмах, нынешние власть предержащие, мол, купались в масле, принадлежа к коммунистической элите. Теперь же они сумели и удержаться в верхах, и стать миллионерами, как Бразаускас. Опять начали избирателю напоминать, кем был многолетний лидер СДПЛ Бразаускас. Кем были в советское время нынешние премьер и спикер Сейма. Как назло, оба, и глава правительства Киркилас и председатель парламента Чесловас Юршенас, являлись окончившими высшие партшколы инструкторами ЦК Компартии Литвы, когда первым секретарем ЦК КПЛ был Бразаускас. Налицо - почва для создания образа "группы друзей из коммунистического прошлого", захватившей на долгие годы власть в стране. СДПЛ - единственная партия, против которой политические конкуренты могут выбросить, и выбрасывают, такое сильное оружие компрометации. Ни одна другая партия не может похвалиться наличием в своем руководстве столь большого количества представителей высшей советской номенклатуры.

С другой стороны, содцемы как правящая партия, возглавляющая лево-центристскую коалицию, несет ответственность за многие непопулярные решения - такие, как, например, передача без конкурса литовской энергетики в руки одной частной компании, Maxima LT, до этого являвшейся всего лишь собственником крупнейшей в Литве сети супермаркетов. Литовские СМИ пестрят статьями о том, что "десятка" собственников этой компании фактически правит сегодня Литвой. Это непопулярное решение вызвало бурные протесты как у общественности, так и внутри самой СДПЛ (Палецкис порвал с партией именно после того, как была совершена сделка с Maxima LT, фактически под диктовку которой был создан национальной инвестор будущей АЭС).

Сегодня СДПЛ в лицах избирателей скомпрометирована, к ней намертво прилип ярлык защитницы "интересов крупного капитала". Группа старых членов СДПЛ, вслед за Палецкисом, заявила, что СДПЛ лишь прикидывается левой, защищающей интересы простых людей, партией. В связи с этим левый электорат СДПЛ сегодня смотрит в сторону других партий. В вышеуказанной четверке партий, попадающих в Сейм, соцдемы, как правило, занимают третье, а то и четвертое место. По одному из опросов они даже оказались на грани пятипроцентного барьера, что заставило Бразаускаса назвать рейтинги партии "катастрофическими".

Безусловно, не на пользу соцдемам играют сегодня и отчасти объективные, отчасти являющиеся следствием неумелой политики, экономические трудности, которые испытывает сегодня литовская экономика. Годовая инфляция, вчера еще казавшаяся невозможной, сегодня превысила 12% (12,5% в июне). При этом проценты по вкладам, в лучшем случае, могут покрыть половину инфляции - литовские банки дают не больше 6-7% в год. Экономический спад привел к тому, что начался застой в ранее процветавшем строительстве, также ранее процветавшая область перевозок, в связи с ценами на горючее, находится на грани выживания, упали возможности получения кредитов, проценты по кредитам резко выросли. Индекс доверия потребителей упал в июне до рекордного уровня. Департамент статистики (ДС) сообщает, что в июне он составлял минус 28. По сравнению с маем он снизился на 5%. Снижение показателя обусловлено ухудшившимся перспективами страны: больше граждан в ближайшие 12 месяцев прогнозировали ухудшение экономического положения в стране и рост безработицы. Согласно ДС, число граждан, считающих, что в ближайшие 12 месяцев экономическое положение улучшится, снизилось с 47% до 10%. По сравнению с прошлым годом опрошенные хуже оценили перспективы финансового положения своей семьи и возможность отложить деньги в течение ближайших 12 месяцев. Число тех, кто предсказывает рост безработицы, выросло с 7% до 32%. Все это избиратели припомнят правящей партии в день выборов.

"Союз Отчизны".

Казалось бы, гораздо лучше дела обстоят у другой "традиционной" партии - "Союза Отчизны", находящейся в оппозиции и как бы не несущей прямой ответственности за положение в стране. В опросах она среди четырех вышеуказанных партий, имеющих реальные шансы попасть в Сейм, все время занимала стабильное второе место, а к середине лета вышла даже на первое. В отличие от СДПЛ, литовские правые не только не конфликтуют между собой, не откалываются, а пытаются накануне выборов объединяться. Ранее в "Союз Отчизны" (консерваторы) вошла, растворившись, партия политических заключенных и ссыльных. Затем тем же путем пошли и представляющие еще более правый фланг "таутининки" - "народники". А совсем недавно с СО объединилась и более крупная правая сила - Христианские демократы Литвы (ХДЛ). Христианские демократы уже были парламентской партией и в правительстве консерваторов даже возглавляли литовский МИД. Однако по последним опросам они никак не попадали в парламент. С другой стороны, для консерваторов в католической Литве иметь в своих рядах христианских демократов - очень даже выгодно. Ради этого можно даже пойти на изменение названия партии. После объединения новая партия называется "Союз Отчизны - христианские демократы Литвы" (хотя большинство обозревателей и СМИ, из-за громоздкого названия, и дальше называют партию "Союзом Отчизны"). Вследствие объединительных усилий СО стала самой многочисленной партией Литвы.

Однако у СО, как и у соцдемов, нет харизматического лидера, который смог бы повести за собой такое количество избирателей, которое позволило бы сформировать консервативное большинство в парламенте и консервативное правительство (такое консерваторам удалось лишь однажды за всю историю независимой Литвы). Нынешний председатель СО Андрюс Кубилюс не обладает качествами харизматичности. К тому же ходят слухи, что он не удовлетворяет многих внутри самой СО. Что касается Витаутаса Ландсбергиса, то его харизматичность адресована больше аудитории за пределами Литвы. Внутри Литвы Ландсбергис был и остается крайне непопулярным политиком, нередко завершающим рейтинги литовских политиков. К тому же, являясь всего лишь почетным председателем СО, он, фактически проживая в Брюсселе, устранился от руководства партией, сконцентрировавшись на своей работе европарламентария и заявлениях идеологического толка. Другого известного человека, за которым пошли бы массы, у консерваторов нет.

Не имея шансов иметь большинство или хотя бы треть (30-35%) в парламенте, СО в то же время попадает в очень неудобное положение, когда из четырех проходящих в Сейм партий ни одна, похоже, не будет готова с ними сотрудничать. Что мы увидим чуть ниже.

"Порядок и справедливость".

"Популистские" литовские партии имеют то преимущество перед "традиционными", что они не столько выдвигают вперед идеологию, сколько лидера, призывая голосовать за лидера. Как "Порядок и справедливость", так и Рабочая партия имеют таких лидеров. Их харизматичность обусловлена различными факторами. ПС возглавляет Роландас Паксас - всенародно избранный прямым голосованием президент Литвы, которому фактически не дали править Литвой, организовав ему импичмент в Сейме. На смену свергнутому спустя год после избрания Паксасу пришел проигравший ему до этого Валдас Адамкус. Целый ряд литовских СМИ, известных политических обозревателей вот уже много лет обрабатывают сознание избирателей, утверждая в нем мысль, что Паксас был свергнут незаконным путем "реваншистами", так называемым якобы правящим Литвой кланом "государственников", чтобы вернуть на свое место своего - проигравшего Паксасу - ставленника Адамкуса. Сам Паксас, вместе со своими однопартийцами, постоянно повторяет, что он был свергнут в результате "государственного переворота". Практически по всем пунктам обвинения по импичменту Паксас выиграл суды. Однако в ответ на вопрос, почему же его сняли и почему навечно урезали его гражданские права, организаторы импичмента отвечают, что речь идет не о правовой невиновности, а о "политическом доверии".

Избиратель, который избрал Паксаса президентом и с волеизъявлением которого "не посчиталась" политическая верхушка, этого не забыл и готов "отомстить". Как отмечают литовские политологи, поскольку самому Паксасу запретили пожизненно претендовать на важные государственные посты, то свое волеизъявление избиратели готовы перенести на "паксистов", то есть партию, возглавляемую экс-президентом. Похоже, что так оно и есть, если судить по событиям последнего времени. Первым сигналом тревоги для правящих в Литве сил стал громкий успех ПС на недавних муниципальных выборах, когда "паксисты" неожиданно победили с оглушительным перевесом в Вильнюсе. По стране они тоже заняли важные позиции в городских муниципалитетах. В Вильнюсе они имеют большинство в самоуправлении, сегодняшний мэр литовской столицы Юозас Имбрасас - член ПС. Вторым сигналом тревоги для "традиционных" партий был взлет рейтингов ПС. Сначала они вошли в четверку партий, попадающих в Сейм, а затем прочно утвердились на первой позиции. В большинстве рейтингов "паксисты" с начала года обгоняли идущих на втором месте "консерваторов". Правда, к июлю вперед стали вырываться консерваторы. Однако разрыв символический: например, как сообщает газета Lietuvas rytas, согласно опросу населения, проведенного компанией Vilmorus 10-13 июля, за "Союз Отечества - христианские демократы Литвы" проголосовало бы 14.7% избирателей, а за партию Роландаса Паксаса "Порядок и справедливость" 13.8%.

Окрыленный успехом, Паксас в своих многочисленных интервью заверяет, что его партия "готова взять власть в стране" и "навести порядок". При этом он акцентирует на столь нравящейся литовским массам идее "твердой руки", не определяя особо идеологическую направленность программы своей партии (приблизительно ее все же можно определить как "правый центр"). Этот "пиар-ход" отражен и в названии партии. Кто-то посоветовал Паксасу сменить даже название партии, которая раньше называлась "Либерально-демократической", чтобы отвести подозрение в принадлежности к "либералам", которые ассоциируются в глазах массового избирателя с интересами бизнеса. Например, "Союз либералов и центра", руководимый предпринимателем экс-мэром Вильнюса Артурасом Зуокасом, член правящей сегодня коалиции, является в глазах многих партией, связанной с интересами капитала, а не с заботами и проблемами простых людей. Не случайно в большинстве опросов он даже не преодолевает пятипроцентного барьера и не попадает в парламент.

Рабочая партия.

Наконец вторая "популистская" сила, проходящая, согласно опросам, в Сейм - Рабочая партия - имеет тоже во многом харизматического лидера Виктора Успасских. Харизматизм Успасских среди определенного количества избирателей строится на его "медийности". Успасских сознательно принимает участие в разного рода телепередачах. Даже находясь под домашним арестом, он приглашает к себе в дом тележурналистов из развлекательной, рассчитанной на массового зрителя, телепрограммы. В отличие от "серьезного" Паксаса, культивирующего обиженную позу "незаконно свергнутого президента", Успасских создает юмористический образ "своего парня". Он не боится расслабиться перед телеобъективом, спеть под гитару, станцевать вместе с телеведущей, показать телезрителям поднятые вверх два пальца или даже продемонстрировать наручники на руках. Все это вызывает симпатию у некоторой части неискушенного электората.

С другой стороны, как и Паксас, Успасских разыгрывает роль "жертвы", "жертвы системы" - роль, имеющую довольно большее влияние на выбор руководящегося эмоциями литовского избирателя. Успасских и его партию обвиняют в сокрытии доходов партии. Некоторое время Успасских (больше года) жил в Москве. После его добровольного возвращения и ареста у трапа самолета, что было показано по всем литовским телеканалам, популярность его партии и его собственная популярность резко возросли. Впоследствии ему и его адвокатам удалось дважды изменить меру пресечения: сначала содержание под стражей было заменено домашним арестом, а затем и подпиской о невыезде. Сам Успасских отрицает выдвинутые против него обвинения. В интервью он открыто заявлял, что с помощью правохранительных органов его политические соперники пытаются расправиться с ним и его партией, чтобы ликвидировать или ослабить соперника.

"Русская карта" будет в ходу.

"Русская карта" была и будет оставаться одной из козырных карт в руках политических соперников вплоть до самых выборов. Это можно наблюдать уже сегодня, когда "антироссийские" шаги нынешней власти, ранее проявлявшиеся эпизодически, теперь следуют без перерыва один за другим. Таким образом, скорее всего, набираются очки в глазах избирателей. Ранее источником русофобских настроений были в основном "консерваторы", однако вот уже полгода, как обвинения в адрес России звучат и с уст правящих соцдемов и контролируемого ими большинства в Сейме. "Антироссийские" заявления вынужден делать даже Виктор Успасских, который только что призвал правящих рассмотреть возможность размещения американских ракет в Литве с "меркантильной" точки зрения. Мол, таким образом слабеющая экономически Литва может получить от США, взамен, спасительную дозу вливания американских долларов. Например, новую АЭС может построить какой-нибудь американский гигант. Странно, но вскоре премьер Киркилас поехал в США и, допустив возможность переговоров по размещению элементов ПРО на территории Литвы, пригласил General Electric приехать строить новую АЭС. Точно также Паксас в своих интервью, в то время, как его самого политические оппоненты обвиняют в якобы поступающих из России больших деньгах на предвыборные нужды, обвиняет, в свою очередь, соцдемов в связях с "Газпромом" и его "ставленником" в Литве "Дуетеканой". Согласно этой гипотезе, широко распространенной в комментариях литовских политологов и политиков, российские спецслужбы создали "Дуетекану" как посредника в передаче Литве российского газа, дабы та подкупала литовские СМИ и литовские партии. Считается, что нынешний премьер Киркилас был якобы назначен премьером с помощью "Дуетеканы". По крайней мере, руководитель "Дуетеканы", вполне частное лицо, был на пресловутой тайной встрече вместе с Киркиласом (и даже ехал с ним на встречу в одной машине) в доме представителя Рабочей партии, после которой Киркилас неожиданно был избран главой литовского правительства. Все это Паксас не забывает напоминать, обвиняя соцдемов в том, что именно они, а не его партия, служат России. Чтобы доказать, что это не так и что они с Россией не связаны, соцдемы голосуют за антироссийские заявления и поправки.

Поскольку доказать ничего здесь нельзя, а все находится на уровне допущений, то можно не сомневаться, что вплоть до последнего момента обвинения в том, что политический соперник является "ставленником России", - будут служить оружием партиям с целью компрометировать конкурентов в глазах напуганного Россией избирателя.