Сербия и Македония не были приглашены в Средиземноморский союз из-за того, что внутри ЕС нет единой позиции по поводу того, как следует строить отношения с этими странами. Такую точку зрения высказал корреспонденту ИА REGNUM старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Пётр Искендеров.

"Основная причина здесь заключается в спорах, которые велись по поводу состава этого союза с начала 2008 года. Первоначально тот проект, который обнародовал Николя Саркози, подразумевал, что от Евросоюза туда входит либо одна Франция, либо страны, которые имеют прямой выход на Адриатику. Потом, когда эти планы стали известны на уровне ЕС, Германия выступила против. Она объявила, что Франция создаёт этот союз под себя, и чтобы не раскалывать ЕС и не создавать новые узлы противоречий, необходимо включить туда все страны Евросоюза. Как известно, Сербия и Македония не являются членами ЕС. Плюс к этому, возник вопрос по поводу Турции. Турция не входит в ЕС, и одним из главных противников её принятия в эту организацию является как раз Николя Саркози. Но, в тоже время, в том виде, в котором этот союз сформировался, Турция принимает в нём участие в качестве посредника на переговорах между Израилем и Палестиной. В частности, эту роль она выполняла на учредительном саммите, который прошёл в Париже. Иными словами, тот состав Средиземноморского союза, который мы имеем сейчас - все страны ЕС плюс государства Северной Африки и Ближнего Востока за исключением Ливии - является плодом серьёзных компромиссов, прежде всего, внутри самого ЕС", - отмечает эксперт.

"В рамках Евросоюза отсутствует единое мнение по вопросу принятия в свои ряды Македонии и особенно Сербии в силу известных нам причин. Речь идёт о недостаточном, как утверждают, сотрудничестве Белграда с Гаагским трибуналом и проблеме Косово. Сербии сейчас дают понять, что для того, чтобы претендовать на полноценное членство в ЕС, Белграду необходимо если не признать независимость Косово политически, то, по крайней мере, развиваться с Приштиной добрососедские отношения, то есть сотрудничать, на что Сербия пока пойти не может. Таким образом, то, что Сербия и Македония оказались на обочине этого процесса, явилось следствием отсутствия внутри ЕС внятной точки зрения о том, как строить отношения с этими странами. Это касается не только Евросоюза: как известно, Македония также оказалась на обочине НАТО из-за противодействия Греции. Так что в этом нет ничего удивительного. Если в дальнейшем Евросоюз выработает внятную позицию относительно приёма Сербии и относительно Косово, то, вполне возможно, на следующих форумах Сербия получит приглашение", - подвёл итог Пётр Искендеров.

Напомним, 13 июля в Париже было объявлено о создании Средиземноморского союза, в который вошли 43 государства: 27 членов Евросоюза, страны Северной Африки и Ближнего Востока. Македония и Сербия не были приглашены к участию в саммите, а лидер Ливии Муамар Каддафи сам отклонил приглашение, назвав новую организацию бесполезной.