Янис Урбанович: Необходимость и потенциал активных действий России в Латвии: Взгляд из Риги
Я с большим интересом прочитал меморандум Проектного комитета о защите национальных интересов России и потенциале активных действий в странах Балтии. Вы затронули непростую тему, связанную с многочисленными проблемами в отношениях между нашими государствами. Я уверен, что дискуссия, которая началась в обществах России и Латвии после опубликования Вашего меморандума, поможет приблизиться нашим странам к решению хотя бы части этих проблем. Поэтому я был бы рад принять участие в дискуссии и высказать свою точку зрения на внешнюю политику России по отношению к Латвии.
Делегация Еврокомиссии в Риге каждый год награждает латвийских журналистов за лучшие публикации о ЕС, появившиеся в местной прессе. В прошлом году один из призов вручался в номинации "Лучшее интервью с евроскептиком". Таким образом, ЕС поощрил журналиста, который написал о том, что вступать в ЕС не нужно. В это же время при всем своем уважении к посольству РФ в Риге, я не могу себе представить латвийского журналиста, который получил бы из рук московского дипломата приз за лучший материал, критикующий Россию.
Этот не совсем серьезный пример на самом деле очень точно характеризует разницу в том, как свои интересы в Латвии отстаивает ЕС, и как это делает Россия. Политика европейцев элегантнее и эффективнее, чем политика россиян. При этом титулом "проевропейский" в Латвии гордятся, а прилагательное "пророссийский" нередко носит негативный оттенок.
Как гражданин Латвии я, конечно, не могу давать России советов, каким именно образом она могла бы эффективнее отстаивать свои интересы в моем государстве. Но при этом, как патриот Латвии, я заинтересован в том, чтобы наши страны наконец-то начали диалог, и решили все наболевшие проблемы, и в первую очередь вопрос русскоязычного населения страны.
Как это ни странно звучит, но и Латвия, и Россия равно заинтересованы в том, чтобы местным русским жилось комфортно, чтобы русские не становились социально-экономическими изгоями на своей же родине, чтобы русская молодежь не пополняла армию уличной преступности, и, наконец, чтобы русские Латвии не оставались вечно жителями давно уже несуществующего Советского Союза.
И поэтому я все-таки осмелюсь обратить внимание на некоторые приемы внешней политики России, которые мешают ей эффективно представлять интересы собственного государства, которые, вместо того чтобы помогать русскоязычным, нередко вредят им, и которые никоим образом не способствуют налаживанию нормальных двусторонних отношений.
В-первую очередь неэффективной является политика деления латвийских политических партий на "свои" и "чужие". Прямая или косвенная поддержка, оказываемая Москвой "своим", усиленная резкой и громкой, а если честно - не всегда оправданной критикой "чужих", приводит к тому, что положительно настроенные по отношению в России и к местным русским политические силы Латвии загоняются в угол. И к ним еще надолго прикрепляется ярлык "руки Москвы", которая может ставить перед собой только одну цель - восстановление СССР. Такая политика в это же время играет на руку местным национал радикалам, которые продолжают эксплуатировать тему угрозы с Востока. Самой России политика кнута и пряника не дает никаких прикладных благ.
Поддерживаемые ею партии безвыходно находятся в оппозиции, а вести диалог с теми, кого ты периодически сам же обвиняешь во всевозможных грехах - проблематично. В результате говорить об усилении влияния России в регионе Балтийского моря и защите интересов соотечественников просто не имеет смысла.
В свою очередь, ЕС поддерживает контакт со всеми латвийскими партиями, даже теми, которые откровенно выступают против вступления в Евросоюз. Более того, евроскептики нередко получают финансовую поддержку от различных западных фондов.
Во-вторых, сомнения вызывает практика деления латвийских компаний на "паразитирующих русофобов" и "непаразитирующих русофилов". Она не может привести ни к чему, кроме роста коррупции. Конкретный российский чиновник будет выставлять латвийскому предпринимателю оценку, и принимать окончательное решение: "нечистые" - налево, "чистые" - направо. А из долгого и непростого опыта российско-латвийских экономических отношений можно смело сделать прогноз - эти оценки редко будут объективными.
В результате взаимовыгодные экономические связи становятся заложниками бюрократического администрирования, а благосостояние десятков тысяч латвийских русских, которые работают в "чистых" или "нечистых" частных компаниях, зависит от профессиональности или коррумпированности отдельных российских чиновников.
И еще один "брюссельский" пример - трудно себе представить ЕС, который бы сортировал латвийские компании на "евро-оптимистичные" и "евро-пессимистичные". И, исходя из этого, давал бы им торговые преференции или вводил административные ограничения. Кстати, латвийские крестьяне, самые активные противники вступления в ЕС, будут получать из Брюсселя прямую финансовую поддержку, и "паразитирующими еврофобами" их никто называть не собирается.
"Дружелюбная" политика ЕС логична и рациональна - лучше дружить и помогать своим противникам, чем давать им лишние аргументы попытками неуклюжего давления. А если честно, то европейцы просто могут себе позволить быть добрыми по отношению к "еврофобам".
Я уверен, что и России следовало бы придерживаться именно "европейской" внешней политики по отношению к Латвии. Не надо вводить практику деления местных компаний на плохих и хороших. Вместо этого необходимо дать равный доступ к своему рынку всем представителям латвийского бизнеса. Россия может себе это позволить. Официальной Москве не надо придерживаться тактики кнута и пряника при общении с латвийскими политиками. Россия также может себе позволить и вести диалог со всеми политическими силами Латвии.
При этом Россия должна в первую очередь сконцентрировать силы на создании и поддержке за рубежом "русского мира". Необходимо организовать работоспособные и щедро финансируемые центры русской культуры и истории, рассказывать о современной России, и пропагандировать достигнутые вами успехи. Будем надеяться, что Московский культурно-деловой центр, который сейчас строится в Риге за счет московского правительства, станет первым шагом в этом направлении.
Надо также создавать свой собственный российский "фонд Сороса", который централизованно занялся бы предоставлением стипендий для получения жителями Латвии высшего образования в городах России, и не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Новосибирске и других академических центрах.
А когда я говорю "русский мир", то я имею в виду не только соотечественников, но и этнических латышей. Многие из латышей с удовольствием говорят и читают по-русски, а их дети были бы готовы ходить в хороший центр русской культуры в Риге и учиться в российских вузах.
Такая политика принесет благо для самой России. В результате потребуется не так уж много времени, чтобы российские дипломаты смогли без проблем общаться с любой партией в Латвии, а чиновникам не приходилось ломать голову над тем, каким образом ограничить "плохих" прибалтийских предпринимателей. Положение русскоязычных жителей Латвии улучшится, а влияние России увеличится. При этом слово "пророссийский" перестанет быть ругательным.