Резолюция ПА ОБСЕ по голоду 1932-1933 годов на Украине является поддержкой официальной идеологической линии украинской элиты. Такую точку зрения высказал сегодня, 4 июля, корреспонденту ИА REGNUM заместитель директора Центра украинистики и белорусистики исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько.

"Резолюция Парламентской ассамблеи ОБСЕ выглядит в некоторой степени двойственно", - считает эксперт. "В её решении признать голодомор не прозвучало ключевое слово "геноцид". Слова о том, что "ПА ОБСЕ отдает дань памяти невинным жизням миллионов украинцев, погибших во время голодомора 1932-1933 годов в результате массового голода, вызванного жесткими преднамеренными действиями и политикой тоталитарного сталинского режима", с одной стороны, можно рассматривать как поддержку украинской элиты, которая сейчас стремится пересмотреть историю и определённым образом возложить вину за голод 1932-1933 годов на Россию как на правопреемницу СССР, а также доказать, что этот голод был именно геноцидом, то есть уничтожением граждан по национальному или этническому признаку. Ряд российских историков успешно опровергает эту точку зрения (например, Виктор Кондрашин и Николай Ивницкий), и поэтому для того, чтобы данная позиция возобладала, украинской элите требуется поддержка международных организаций и крупных центров силы. В частности, признание голодомора геноцидом рядом южноамериканских стран было сделано под давлением США", - утверждает Безпалько.

"В свою очередь, Парламентская ассамблея ОБСЕ поступила осторожнее. Она выразила таким образом поддержку украинскому правительству, но, тем не менее, не взяла на себя ответственность и не признала голод 1932-1933 годов геноцидом", - отметил эксперт.

"Естественно, недовольство представителей России и Казахстана вполне понятно, так как, во-первых, тенденция к возложению ответственности на Москву вполне очевидна, а, во-вторых, совершенно не поднимается вопрос о том, что голод в Казахстане привел к гораздо большим потерям относительно общей численности населения, чем на Украине", - подчеркнул политолог.

По мнению Безпалько, в том, что ПА ОБСЕ призывает признать лишь "факт голодомора", и заключается двойственность этого решения. "Это просто выражение поддержки правительству Украины и поощрение его дальнейшей деятельности в этом направлении. По большому счёту, ПА ОБСЕ одобрила ту идеологическую работу, которую сейчас проводит украинская элита в направлении того, чтобы голодомор рассматривался именно как геноцид. Фактически ПА ОБСЕ не признала голод 1932-1933 годов геноцидом, но, тем не менее, она выразила поддержку той идеологической линии, которую осуществляет официальный Киев", - подвёл итог Богдан Безпалько.

Напомним, что Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ) "решительно предлагает всем парламентариям принять меры для признания факта голодомора на Украине". Об этом говорится в резолюции ПА ОБСЕ, принятой 2 июля на пленарном заседании 17-ой сессии ассамблеи. Согласно тексту резолюции, "ПА ОБСЕ отдает дань памяти невинным жизням миллионов украинцев, погибших во время голодомора 1932-1933 годов в результате массового голода, вызванного жесткими преднамеренными действиями и политикой тоталитарного сталинского режима". Также ПА ОБСЕ поддерживает инициативу Украины по "раскрытию всей правды этой трагедии украинского народа, в частности, путем проведения просветительской работы о голодоморе на международном и национальных уровнях".