Президентские выборы. Политика. Визит президента Украины в Азербайджан. Интеграция в НАТО. Азербайджан-Россия. Цена на газ. Русский язык в Азербайджане. Азербайджанцы в России. Каспий. Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха. Социум. Экономика

Президентские выборы

Как сообщает газета "Ени Мусават", дата выборов президента в Азербайджане может быть изменена. Информацию об этом газета получила от источника в Политическом бюро ПАСЕ. Как отмечает газета, Политическое бюро приняло решение о формировании долгосрочной наблюдательной миссии для проведения президентских выборов в Азербайджане. Однако источник в бюро сообщает, что пока ничего не сделано в связи с формированием состава наблюдательной миссии и подготовкой календарного плана работы миссии. По мнению источника, власти Азербайджана заявили ПАСЕ о том, что срок президентских выборов может быть изменен. "Выборы могут быть проведены не 15 октября, а через два месяца после определенного срока. Поэтому Политическое бюро и не торопится. Мы ждем ответа Баку. Когда будет дан окончательный ответ о дне выборов, бюро совершит конкретные шаги по формированию состава наблюдательной миссии и его рабочего плана", - сообщает источник.

Газета отмечает, что, несмотря на то, что 2 мая власти внесли изменения и дополнения в Избирательный кодекс, требования Парламентской ассамблеи все еще остаются в силе.

Председатель (башкан) партии "Мусават" Иса Гамбар заявил, что власти могут пойти на внесение изменений в Избирательный кодекс и изменить дату выборов. "Я уверен, что власти Азербайджана не знают, будут ли они вынуждены на данном этапе пойти на изменение Избирательного кодекса. В любом случае мы будем действовать на основе своей программы", - заявил башкан "Мусават".

Источник во властных структурах не исключает серьезных изменений в связи с выборами. Он сообщает, что отказ учесть основные требования международного сообщества поставил власти страны под сильное давление. Один из политиков сообщил газете, что он получил от представителей международных организаций информацию об изменении даты выборов.

"Вступили в силу сразу два нормативных акта, которые в большей части определяют законодательную базу предстоящих президентских выборов в Азербайджане. Речь идет о законопроектах по внесению поправок и изменений в Избирательный кодекс и закон "О свободе собраний". Оба были приняты высшим законодательным органом в конце мая - начале июня этого года при полной поддержке парламентского большинства - депутатов правящей партии. На днях они были подписаны президентом. А до этого все поправки и изменения продолжительное время были предметом консультаций между официальным Баку и Венецианской комиссией (ВК) Совета Европы. Достичь полного согласия сторонам не удалось. В частности, в ВК с сожалением указывают на то, что власти страны не стали рассматривать вопрос изменения принципа формирования избирательных комиссий. К тому же, в Избирательный кодекс были внесены ряд поправок, которые и вовсе не обсуждались сторонами и стали в некотором роде сюрпризом. К примеру, продолжительность избирательной кампании в Азербайджане была сокращена до 75 дней. Ранее она продолжалась 120 дней", - пишет "Эхо".

В свою очередь, глава общественного форума "Во имя Азербайджана", потенциальный кандидат в президенты Эльдар Намазов считает, что последние изменения не повлияют на ход предстоящей кампании.

Он напомнил о том, что и до принятия поправок в законе "О свободе собраний" говорилось, что для проведения митингов не требуется согласие властей. "Несмотря на то, что сам закон был неплох, власти умудрились его так интерпретировать, что вообще проведение акций протеста в Баку, стало невозможно" ("Эхо").

По словам Намазова, фактически введен запрет на проведение митингов и акций протеста. Более важным политик считает принятие изменений в Избирательный кодекс. "Там было очень много вопросов, по которым изменения ожидались. Были рекомендации Венецианской комиссии СЕ. К сожалению, власти приняли такие изменения в данный закон, что поставили в недоумение и европейскую структуру, и вызвали протесты у азербайджанской оппозиции", - продолжил он. Речь, в первую очередь, идет о сокращении сроков избирательной кампании со 125 до 75 дней. Упомянув о том, что в ряде европейских стран избирательная кампания проводится не более чем два месяца, Намазов отметил, что "там оппозиция, в отличие от азербайджанской, имеет доступ к телевидению, может свободно проводить митинги, акции протеста и так далее". "В Азербайджане, только в ходе избирательной кампании, оппозиция обладает минимум прав на проведение подобных мероприятий. Поэтому сокращение сроков, в первую очередь, бьет по интересам оппозиции", - подчеркнул он. Одновременно Намазов отметил, что если выступление кандидатов будет транслироваться только на Общественном телеканале, то миллионы зрителей могут лишиться прав выслушать кандидатов и ознакомиться с их избирательной платформой. Его также не устраивает запрет на вывешивание агитационных материалов в городе, в том числе на объектах, находящихся в частной собственности. "Там еще есть много изменений, которые не соответствуют демократическим принципам", - посетовал он.

При этом, Эльдар Намазов отметил, что он не намерен менять свое решение об участии в предстоящих президентских выборах.

В свою очередь, председатель Партии граждан и развития (ПГР) Али Алиев считает, что последние изменения в ИК и закон "О свободе собраний" носят антидемократический и ущемляющий характер. По его словам, чтобы провести демократические и прозрачные выборы, необходимо наличие политической воли у правительства. "От законов мало что зависит, они могут быть хорошими или плохими, самое главное это иметь политическую волю и желание. Есть такие страны, где законы самые демократичные, но демократия там только на бумаге, и наоборот. У нас же законы слабые, а демократия лишь на словах", - отметил он. На вопрос, какими будут результаты предстоящих выборов, Алиев ответил, что результаты "предопределены". Помимо этого, он сказал, что блок "Азадлыг", в который входит ПГР, планирует в первой декаде июля провести собрание, на котором будет обсуждаться предвыборная ситуация и будет принято окончательное решение об участии или же неучастии блока в президентских выборах ("Эхо").

Председатель Партии Народного фронта (ПНФА), один из лидеров блока "Азадлыг" Али Керимли заявил, что власти всеми силами стараются, чтобы в Азербайджане исчезла альтернатива авторитаризму. "Именно с этим связано преследование прессы, установление контроля власти над гражданским обществом, ограничение деятельности политических партий", - уверен политик ("Зеркало").

Керимли считает, что власти Азербайджана проводят политику уничтожения гражданского общества. "А международные организации заняты в это время глобальными проектами", - досадует лидер ПНФА. Керимли также заявил, что никто не сомневается в том, что предстоящие президентские выборы будут несвободными.

Любое правительство стремится создать для себя такие условия, чтобы продлить свое существование, заявил в интервью газете "Эхо" сопредседатель Партии зеленых Маис Гюлалиев. По его словам, правительство стремится узаконить свою деятельность таким образом, чтобы народ ни в коем случае не смог его свергнуть, а оппозиция не смогла сменить его у власти демократическим путем.

"Правительство делает то, что ему нужно. Но меня поражает другой факт. Оппозиция думает, что правительство должно создать такие условия, чтобы у них появилась возможность очень легко свергнуть его. Это очень странный подход, - подчеркнул он. - В преддверии выборов царит тишина. Оппозиция, как и два-три года назад, вновь бездействует. Общество потеряло веру в демократичность предстоящих выборов. И это означает, что оно не верит в какие-либо изменения. Международные организации добились того, к чему они стремились. То есть они создавали такую ситуацию, чтобы можно было в любой момент контролировать, управлять и создавать в обществе такую тишину, какая царит на кладбище. Правительство также добилось того, к чему стремилось. Есть очень большой разрыв между правительством и обществом. При таких условиях оппозиция должна определить мотив своей политической борьбы. То есть, к чему они стремятся и чего ожидают от предстоящих выборов... Что касается выдвижения единого кандидата от оппозиции, то это будет невозможно, пока в Азербайджане существует такая партия, как "Мусават". Она полностью разъединяет все политические силы в стране и не позволит добиться объединения оппозиционных сил", - заявил Гюлалиев.

Политика

Выступая 26 июня на военном параде по случаю 90-летия Вооруженных сил Азербайджана, президент Ильхам Алиев заявил, что приложит все силы для увеличения военного потенциала страны (ИА "АзерТАдж").

"Некоторых представителей международного сообщества беспокоит этот вопрос. Но я хочу отметить, что расходы были увеличены не только в военной, но и в других сферах. За 5 лет бюджет Азербайджана вырос в 10 раз. Если в 2003 году эта цифра составляла 1,5 млрд, то сейчас 16 млрд долларов. То есть потенциал экономики страны позволяет развить все сферы - образование, медицину, инфраструктуру. Нет необходимости в вычленении военного бюджета из общих расходов. Также не стоит забывать, что война не окончена, завершен только ее первый этап. Заключено соглашение о режиме прекращения огня, и действует до сих пор, но это не означает, что мы не должны наращивать свой военный потенциал. Возможно, страны, не подвергшиеся агрессии, не уделяют особого внимания развитию военного строительства своей страны", - отметил Алиев.

По словам Ильхама Алиева, Азербайджан на протяжении долгого времени страдает от войны. "Исходя из этого, мы должны усиливать военный потенциал страны. Азербайджан только на время потерял часть своей территории. Поэтому армейское строительство - долг не только государства, но и рядовых граждан Азербайджана. Мы должны быть готовы освободить земли в любой момент. Как известно, переговоры по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха продолжаются. И ведутся уже долгое время, азербайджанский народ уже устал от них. Мы считаем, что переговоры не могут вестись вечно. Правда, положительные сдвиги уже есть. В центре переговоров стоит территориальная целостность Азербайджана, и на столе переговоров нет предложений об отделении Нагорного Карабаха от Азербайджана, так как весь мир признал территориальную целостность нашей страны. Мы намерены продолжать переговоры. Мощная армия, увеличение ее потенциала оказывает влияние на переговоры. Мы хотим восстановления справедливости!" ("Эхо")

Визит президента Украины в Азербайджан

30 июня в Баку прибыл президент Украины Виктор Ющенко. В Баку президенты двух стран договорились о прокачке азербайджанской нефти через украинский трубопровод (ИА "АзерТАдж").

Как заявил во время совместной пресс-конференции президент Азербайджана Ильхам Алиев, все вопросы двусторонних отношений, которые стоят в повестке дня, удается согласовывать в соответствии с национальными интересами Азербайджана и Украины. В ближайшее время нефтепровод Одесса-Броды будет заполнен технологической нефтью, добываемой на Каспии. Ильхам Алиев отметил что "в ближайшее время начнется пробная прокачка нефти, чтобы протестировать этот проект на практике". "Поставка первой, пробной нефти может быть претворена в жизнь в ближайшее время, - сказал Алиев. - Потенциал Азербайджана позволяет ему транспортировать нефть в различных направлениях".

Президент Украины Виктор Ющенко сообщил, что все договоренности, достигнутые по развитию проекта поставок каспийской нефти по нефтепроводу Одесса-Броды в страны Европейского союза, соблюдаются, в том числе и договоренность, достигнутая во время Киевского энергетического саммита о поставках технологической каспийской нефти по этому нефтепроводу. "Обе стороны, в том числе и совместное предприятие "Сарматия", продвигаются в рамках реализации договоренностей, которые были достигнуты во время предыдущих встреч", - сообщил Ющенко, заверив отдельно, что "на уровне государств в этих вопросах нет никаких проблем" ("Эхо").

В свою очередь, президент Алиев сообщил, что в реализации проекта в последнее время достигнут значительный прогресс. В настоящее время готовится его полноценное технико-экономическое обоснование, которое должно дать полное представление о коммерческой привлекательности этого проекта.

По его словам, техническая прокачка нефти, к которой готова азербайджанская сторона, также даст полноценное представление о перспективах этого проекта. "В ближайшее время, когда будут согласованы все технические вопросы, в частности маршруты поставок каспийской нефти в Черноморский регион, мы начнем делать первые шаги", - заявил Ильхам Алиев.

Интеграция в НАТО

Посол США в Азербайджане Энн Дерс заявила, что Вашингтон считает, что "интеграция Азербайджана в Евроатлантическое пространство является самым лучшим способом обеспечить суверенитет и успешное развитие" (ИА АПА).

Как считает "Зеркало", "заявление Энн Дерс очень серьезное, хотя понятно, что процесс вступления Азербайджана в НАТО будет более длительным, учитывая, что для этого следует решить немало внутренних задач: создание полного демократического контроля над Вооруженными силами, оборонное планирование и формирование оборонного бюджета, реорганизация всей структуры Вооруженных сил с использованием норм и стандартов НАТО и т.д.". "С другой стороны, устав НАТО запрещает прием в альянс стран, которые имеют какие-либо нерешенные территориальные вопросы с соседями, а в случае с Азербайджаном - это нагорно-карабахская проблема. Задача закрепиться на Кавказе имеет для США стратегический масштаб: это контроль за нефтью, плацдарм для нападения на Иран, реальный контроль над Черным морем. Кроме того, территория Азербайджана является одним из основных компонентов в связке Европа - Южный Кавказ - Центральная Азия. И поэтому не удивляет, что США так торопят события и хотят рассмотреть возможности вступления Азербайджана в НАТО уже в июле этого года", - пишет газета.

Власти Азербайджана никогда не озвучивали желания вступить в НАТО, удовлетворяясь лишь насыщенной программой партнерства. Представитель республики в НАТО Кямиль Хасиев на том же мероприятии заявил журналистам, что Азербайджан не торопится с решением вопроса о вступлении в НАТО. "Хотя наше сотрудничество развивается успешно. Время покажет", - сказал он ("Зеркало").

Как заявил 1news.az второй секретарь департамента безопасности МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев, "мы должны отнестись к вступлению в международные организации с ракурса интересов Азербайджана, а не ради рекламы". "Да, мы желаем интеграции в Евроатлантическое пространство, и это наш стратегический курс, но давайте посмотрим реально на вещи: а хотят ли нас видеть в НАТО? Только после того, как мы уясним для себя, что нас действительно хотят видеть в этой организации, можно принять ответственное решение. В этом вопросе не все зависит от желания властей или политических сил страны, свое слово по поводу вступления в НАТО должен сказать и азербайджанский народ. Мы пока продолжаем нашу работу с НАТО, придет время, и мы скажем свое слово. Пока такие отношения удовлетворяют и нас, и альянс", - полагает Гаджиев.

Как отмечает "Зеркало", "хотя Азербайджан взял курс на сближение с НАТО, с тем, чтобы стать полноправным членом этой организации, он не торопится". "Видимо, соображения о геополитических последствиях этого шага сдерживают его. Несмотря на то, что постсоветская азербайджанская элита ориентирована на Турцию и США, Баку проводит осторожную политику - в первую очередь, для того, чтобы не испортить отношений с Ираном и Россией. Сейчас ссора с Ираном не в интересах Азербайджана, и тем более никто не намерен идти на конфликт с Россией в этом вопросе. Азербайджану невыгодно создавать условия для конфронтации с соседними государствами, которые внимательно следят за активизацией США и НАТО в регионе, особенно на Каспии..."

Азербайджан-Россия

3-4 июля с первым официальным визитом в Азербайджан прибывает новый президент России Дмитрий Медведев (ИА "АзерТАдж"). Вопросы, связанные с предстоящим визитом, были обсуждены накануне в Москве в ходе встречи заместителей министров иностранных дел двух стран - Григория Карасина и Халафа Халафова.

"Эхо" пишет: "Главным остается вопрос, какие именно ожидания связывает с этой поездкой Дмитрий Медведев. Известно, что после Баку 4 июля самолет президента РФ возьмет курс на Ашгабат. В этой связи уже высказываются различные соображения. Не исключено, что Медведев попытается отговорить Баку от лоббирования идеи прокладки Транскаспийского газопровода по дну моря из Туркменистана в Азербайджан, и взять обещание с Гурбангулы Бердымухаммедова не идти навстречу предложениям Запада в этом вопросе. С другой стороны, Медведев наверняка предпримет очередную попытку склонить официальный Баку к согласию на прозвучавшее недавно предложение Газпрома о скупке практически всего газа с месторождения "Шахдениз", с ресурсами которого тоже связывают надежды западные партнеры Азербайджана. Наконец, не совсем ясно, какие позиции может выразить в Баку Медведев относительно подходов нового руководства РФ к решению карабахского конфликта".

Между тем азербайджанский политолог Расим Мусабеков высказал предположение, что "в рамках предстоящего визита Медведева в Баку российская сторона намерена внести предложения по расширению сотрудничества, и чтобы заинтересовать Азербайджан, президент России в виде "приза" должен представить конкретный план по урегулированию карабахского конфликта". "Медведеву с инициативой о совместном сотрудничестве в газовой политике, но без серьезного предложения по решению армяно-азербайджанского конфликта приезжать в Баку не стоит", - отметил Мусабеков.

Высказывая свои соображения по поводу предстоящего визита, другой политолог - Расим Агаев - отметил, что объясняется он в первую очередь двумя объективными факторами: "Первый фактор состоит в геополитическом сосуществовании России со своим окружением, он связан с проблемами, возникшими в связи с распадом СССР, образованием новой системы независимых государств. Россия пересмотрела некоторые аспекты своей внешнеполитической деятельности, которые выработались во времена Горбачева и Ельцин. И пересмотрела она их, как выразился тот же Медведев в Казахстане, в сторону реинтеграции связей. Хочу также обратить внимание на то, что незадолго перед уходом с поста президента Путин открыто заявил: "Я хочу, чтобы все знали, что главным направлением нашей деятельности на постсоветском пространстве является восстановление Союза". Он не стал уточнять, что это за "союз", но видна очевидная связь, преемственность в новой трактовке взаимоотношений Москвы со странами СНГ. И в этом ряду особое место занимает Южный Кавказ. Второй момент, который надо тоже учитывать, заключается в том, что идет упорная позиционная борьба между Западом, прежде всего США, и Россией за утверждение на том евразийском окружении, над которым до сих пор довлела Москва. Но Америка и Запад уже нашли контакты, серьезные разносторонние отношения с этим ареалом и прежде всего с Южным Кавказом. И хотя ситуация не выливается в конфронтацию, но упорное и настойчивое стремление каждой стороны утвердить свои позиции, налицо. В конкретном приложении, я полагаю, что в портфеле у Медведева перед прилетом в Баку есть уже предложения и Газпрома, и по углеводородной транспортировке ресурсов с наших месторождений, и есть наверное что-то касающееся Нагорного Карабаха, но отнюдь не новое. Ибо конфликты на постсоветском пространстве, порожденные недальновидной политикой предшественников Медведева - Горбачева и Ельцина, их неправильной трактовкой взаимоотношений с исторически сложившимся ареалом, привели к тому, что мы имеем. То есть Россия повинна в существовании наших конфликтов, и мы видим, что путинская Россия также не нашла ничего лучшего, кроме как продолжать делать ставку на удобного ей сателлита - Армению, в ущерб собственным интересам выстраивания перспективных и оптимальных отношений с куда более важным союзником, каким мог бы стать Азербайджан, влияние которого выше с точки зрения развития энергетического сектора, стратегического положения, не говоря уже о том, что в дальнейшем Азербайджан как мусульманская страна может играть серьезную роль в укреплении русско-тюркского сотрудничества. Он имеет большее значение, чем верноподданическая Армения. Это самое уязвимое место в отношениях Москвы с Баку. Россия не нашла ключа к проблеме Карабаха, потому что не желает отказаться от старой, изжившей себя политики, основанной на том, что межнациональный конфликт делает уязвимыми и податливыми обе стороны. Это недальновидный подход" ("Эхо").

Цена на газ

Российский Газпром считает вполне вероятным достижение с Азербайджаном договоренности о закупке газа по европейским ценам с 2009 года. Об этом заявил председатель правления Газпрома Алексей Миллер, выступая на годовом собрании акционеров, сообщает ИА "Туран".

"Учитывая нашу инфраструктуру и готовность покупать газ по мировым ценам, мы оцениваем достижение договоренности с Азербайджаном как вполне вероятное", - подчеркнул Миллер.

Русский язык в Азербайджане

"Быть ли русскому языку в Азербайджане? Руководству стран СНГ Россия предлагает придать русскому языку статус официального во всем Содружестве, а в Азербайджане считают, что уже через 10 лет здесь перестанут говорить по-русски", - пишет "Эхо".

Как сообщил газете "Эхо" директор Миграционного ресурсного центра Азербайджана Азер Аллахверанов, "Азербайджан - единственная постсоветская страна, где не закрылась ни одна русская школа, не снизилось число русских отделений в вузах, где более 300 школ имеют русские секторы, где, в конце концов, население имеет доступ к образованию на русском языке". "Что касается числа, есть официальная статистика, согласно которой полтора миллиона населения страны говорит на русском языке и в быту, и на работе, а если неофициально, то эта цифра переваливает за два с лишним миллиона человек", - сообщил Аллахверанов.

Однако директор Современного образовательного комплекса имени Гейдара Алиева Рагим Гусейнов, говоря о будущем русского языка в Азербайджане, отметил, что уже год как официально не вещает российское телевидение, которое играло немаловажную роль. "Вместо российских сериалов наши дети смотрят турецкие. При таком положении дел русский язык не получит развитие. Вообще, в Азербайджане не нужен русский сектор, в России же нет азербайджанского. Но вместо этого должна быть усилена работа по изучению иностранных языков. Конечно же, отдельные русские школы могут быть. Я думаю, уже через 10 лет здесь перестанут говорить по-русски", - заключил Рагим Гусейнов.

Азербайджанцы в России

Выступая перед студентами Бакинского Государственного Университета (БГУ), президент Дагестана Муху Алиев отметил отсутствие каких-либо проблем в вопросе проживания азербайджанцев в Дагестане и этнических дагестанцев в Азербайджане. "Для всех созданы нормальные условия. Ситуация в Дагестане стабильна, с криминалом ситуация улучшилась", - подчеркнул Алиев, отметив отсутствие терактов на территории республики в течение последних полутора лет.

Он отметил, что на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым обсуждал вопрос сохранения самобытной культуры и языка Азербайджана в Дагестане. По словам Муху Алиева, он заверил главу Азербайджана, что с этим нет проблем, поскольку в республике действуют азербайджанские центры культуры и есть печатные издания на азербайджанском языке ("Эхо").

Каспий

Азербайджан до настоящего времени не получил разрешения на проход судов Азербайджанского государственного Каспийского морского пароходства (КАСПАР) по внутренним водам России (ИА "Тренд").

До настоящего времени этот вопрос находится на рассмотрении правительства России. КАСПАР намерен получить разрешения на проход 27 судов по внутренним водным путям России. Эти разрешения предполагается использовать в период навигации 2008 года для прохода судов КАСПАРа из Черного в Каспийское море. На сегодняшний день ситуация с разрешениями на проход по внутренним водам России судов Азербайджана остается неизменной. Так, одно судно может пройти в Каспий и вернуться обратно в Черное море на место постоянной работы только один раз. Для решения этих проблем необходимо внести изменения в российские нормативно-правовые акты. В 2007 году пароходство получило от правительства России 28 разрешений. Однако, несмотря на полученные разрешения, Азербайджан надеется на заключение долгосрочного соглашения на проход по внутренним водам РФ. Для решения этого вопроса в России необходимо изменение не только Морского кодекса, но и существующего законодательства.

Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха

"Зеркало" пишет: "Армения действительно не на шутку опасается возможности возобновления войны, благо, по расходам на военные нужды Азербайджан уже почти обогнал весь ее бюджет. Уже и в самом Азербайджане стали поговаривать о войне, причем, если раньше заявления наших политиков звучали на уровне политического флирта, ныне они выступают в более категоричной форме. Дошло до того, что стали гадать, на чью сторону встанут соседние государства и какую позицию займут международные структуры. К примеру, сопредседатель Партии социал-демократического развития Азербайджана Араз Ализаде высказал мнение, что Россия, от которой вроде бы следует ожидать чисто проармянской позиции, все же останется нейтральной и воздержится от военного вмешательства. "Я не думаю, что в случае войны Россия будет воевать против Азербайджана. Россия - нам не враг, а США - нам не друг", - сказал он.

По мнению политолога Расима Мусабекова, позиция иностранных государств и международных структур будет зависеть от того, какой характер примут эти военные действия в случае их возобновления. "Если это будут локальные столкновения на границе, даже с применением тяжелого оружия и техники, но без серьезного продвижения сторон, то, скорее всего, никакого военного вмешательства соседей не произойдет. Все они, а также международные институты будут призывать к миру, предлагать посреднические усилия, инициировать эти процессы на различных международных площадках, начиная с ООН и заканчивая СЕ и СНГ. Но если стороны примут серьезные наступательные операции, сопровождаемые потерей тех или иных участков, то тут, естественно, исключать чьего бы то ни было вмешательства не приходится. Турция, к примеру, открыто встанет на сторону Азербайджана, благо, и предлог есть: безопасность энергетических проектов. У Грузии свои проблемы, так что ее вмешательство исключается", - полагает Мусабеков.

А какую позицию займет Россия? Здесь политолог считает, что до тех пор, пока боевые действия ограничатся линией карабахского фронта, российского вмешательства в этот конфликт не предполагается. "Если же дело передвинется на собственно территории Армении, то тут, конечно, пусть вначале и замаскированно, Кремль будет помогать армянам", - отметил он. Остается еще одно государство - Иран. Мусабеков исключает, что Иран в данной ситуации займет чью-либо позицию. "Я исключаю какую-либо поддержку армян со стороны Ирана. Исключается это не потому, что ИРИ боится Азербайджана, а потому, что опасается внутреннего фактора, поскольку существенную часть населения этой страны составляют азербайджанцы. Так что прямая поддержка Армении со стороны Ирана может полностью дискредитировать его режим в глазах собственных граждан, хотя я допускаю кое-какую помощь. Это могут быть вопросы с доставкой горючего, переброской оружия, в которых армяне вдруг почувствуют острую необходимость, ну и т.д. Но не более того", - заключил Мусабеков.

Политолог Мубариз Ахмедоглу придерживается иного мнения. По его словам, в случае начала боевых действий в Нагорном Карабахе Иран так или иначе поддержит Армению, а не Азербайджан. Так, отвечая на вопрос агентства Day.Az, Ахмедоглу отметил, что "армяне считают, что Иран лишь на словах декларирует заинтересованность в укреплении и развитии нашей страны, на деле же не желая этого, не желая восстановления территориальной целостности Азербайджана". По его мнению, подобного рода умонастроения официального Еревана и трансформируются в озвучиваемое им согласие на посредническую миссию Ирана в переговорном процессе по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.

Азербайджанские власти не выступают с воинственными заявлениями, заявил глава пресс-службы Министерства иностранных дел (МИД) Азербайджана Хазар Ибрагим, передает ИА "Новости - Азербайджан". "Мы опираемся на существующие реалии. Азербайджан успешно развивается, развивает свой потенциал во всех сферах, в том числе в военной области", - заявил дипломат, комментируя распространенное ИА "Новости-Армения" заявление главы МИД Армении Эдварда Налбандяна о том, что "озвучиваемые руководством Азербайджана воинственные заявления затрудняют формирование атмосферы доверия в переговорном процессе по Карабаху и его прогресс".

Комментируя итоги визита сопредседателей МГ ОБСЕ в регион, Хазар Ибрагим заявил, что азербайджанская сторона в очередной раз донесла до сведения посредников армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта свою позицию по проблеме, вновь отметив, что конфликт может быть решен исключительно в рамках территориальной целостности Азербайджана, и позиция Баку в этом вопросе останется неизменной. "Мы также ждали от сопредседателей, что во время пребывания в Ереване они призовут армянскую сторону к конструктивизму", - сказал глава пресс-службы МИД АР. "Азербайджан восстановит свою территориальную целостность. Это наше право - использовать различные методы для этого. Мы собираемся возвращать свои территории лишь в рамках существующих норм международного права", - отметил дипломат. По его словам, после того, как Армения выведет свои оккупационные войска с азербайджанских территорий, и азербайджанские беженцы и вынужденные переселенцы вернутся на места своего постоянного проживания, к переговорам могут быть привлечены представители армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха ("Эхо").

Тем временем председатель Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ Йоран Леннмаркер заявил, что Ереван и Баку имеют хороший шанс для решения нагорно-карабахского конфликта, пишет "Эхо". "Уже в течение ряда лет мы стремимся к тому, чтобы найти решение нагорно- карабахского конфликта. Промежуточное решение уже есть, оно произведет позитивное влияние на взаимоотношения Азербайджана и Армении", - заявил Леннмаркер, выступая на 17-й сессии ПА ОБСЕ в воскресенье в Астане. "Я хочу сказать, что сейчас появилась золотая возможность для решения этого конфликта. Сейчас самое время найти это решение", - подчеркнул он.

Выступая на днях в одном из институтов в Вашингтоне, сопредседатель МГ ОБСЕ от США, помощник замгоссекретаря Мэтью Брайза прокомментировал ситуацию вокруг урегулирования нагорно-карабахского конфликта следующим образом: "Я довольно-таки долгое время провел в общении с Сержем Саркисяном и могу заверить, что он думает несколько иначе, чем его предшественник. Несколько недель назад президенты встретились в Санкт-Петербурге и создалось такое впечатление, что их взгляды более близки, чем у предшественника Саркисяна Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева. Оба президента прагматичны, практичны и готовы к рассмотрению требований каждой стороны по урегулированию карабахского вопроса". Мэтью Брайза выразил надежду, что до конца года будет подписан соответствующий договор (ИА АПА).

Социум. Экономика

Азербайджан является страной, где существуют проблемы с коррупцией. К такому выводу пришли эксперты Transparency International, опубликовав доклад под названием "Коррупционный барометр" (ИА "Финэко").

Индекс коррупции Азербайджана составил 2.1 балла по 10-балльной шкале, где 10 баллов характеризуют положение как наилучшее, 0 - наихудшее. Страна поделила 150-161 место вместе с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и другими.

К концу 2008 года потребительская корзина на одного человека в Азербайджане составит как минимум 300 манатов (около $350). Об этом "Эхо" сообщил председатель Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев. По его словам, учитывая рыночную конъюнктуру, тенденции на мировом рынке сырья и колебания курса доллара, инфляция в Азербайджане будет больше, чем в европейской зоне и в США. "С весьма высокой долей вероятности можно сказать, что в этом году инфляция в годовом исчислении в стране превысит 20%-ный уровень". В то время как правительство в этом году прогнозирует годовую инфляцию в интервале 13-18%.

В свою очередь, как считает председатель Центра экономических исследований (ЦЭИ) Губад Ибадоглу, "несмотря на существование в Азербайджане двухзначной инфляции, не чувствуется особая обеспокоенность официальных кругов в потребительском подорожании". По его словам, согласно последним расчетам ЦЭИ, в мае инфляция в стране по сравнению с маем прошлого года составила 28%. "В целом, по нашим оценкам и наблюдениям, по итогам этого года инфляция в стране будет зафиксирована в пределах 25%-ного уровня". "Согласно исследованиям в районах страны, если раньше порядка 56% расходов семейного бюджета населения направлялось на продовольствие, то по последним данным сейчас этот показатель составляет - 80%". Подобное состояние говорит о том, что население все больше тратит на еду, это повышает социальную напряженность в обществе.

Всемирная продовольственная программа (ВПП) ООН с 30 июня окончательно приостановила свою деятельность в Азербайджане. Впредь заботу о беженцах и вынужденных переселенцах правительство Азербайджана берет на себя ("525-я газета"). За 14 лет ВПП ООН Азербайджану было выделено в продовольственном соотношении 164 тыс. тонн различных видов продуктов питания. В целом, размер гуманитарной помощи Азербайджану оценивается в $115 миллионов.

Как заявил сопредседатель общественного объединения Содействия экономическим инициативам Азер Мехтиев, безусловно, повышение стоимости нефти на мировом рынке приведет к увеличению ожидаемых нефтяных доходов Азербайджана. "Но сейчас конъюнктура рынка такова, что весьма сложно высказать некое конкретное мнение о возможном влиянии на экономику страны процесса повышения цен на нефть. То есть сложно предугадать будет больше пользы или же вреда", - полагает Мехтиев. Поскольку параллельно процессу подорожания нефти на мировом рынке происходит подорожание ненефтяной, в частности, продовольственной продукции, импортируя которую Азербайджан сталкивается с проблемой "импортируемой инфляции".

"Таким образом, в страну поступают нефтедоходы, которые потом "уходят" из страны в форме "импортной инфляции". Важно учесть, что кризисные процессы происходят в целом на уровне мировой экономики, и подобная неопределенность типична и для других стран. "Именно поэтому нужно по возможности максимально эффективно использовать нефтедоходы. Как известно, поступающие в Азербайджан средства используются для финансирования инфраструктурных проектов, где существует проблема прозрачности использования средств". Как считает Мехтиев, подобные процессы уже в недалеком будущем могут привести к кризису в экономике Азербайджана ("Эхо").