Жизнь Карачаево-Черкесии в последние три месяца определяется двумя вопросами: "почему до сих пор Москва не определила будущего президента республики, и останется ли у власти Мустафа Батдыев?"

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, 90 дней, в течение которых парламент республики мог выйти к Кремлю со своими предложениями о кандидатуре следующего президента Карачаево-Черкесии истекли при полном молчании депутатского корпуса. Возможно, и были кулуарные обсуждения в узких группах и вполне возможно судьба президентства в этой маленькой, но стабильно непредсказуемой республике, решилась именно в переговорах с элитами. Однако обсуждения так и остались кулуарными, а для 99% населения самой республики просто тайной. Что вполне объясняет ощущение полной отстраненности и обреченности, о котором рассказывали корреспонденту ИА REGNUM жители КЧР в ответ на вопрос о кандидатуре следующего президента республики.

Впереди остались 35 дней до окончания президентского срока Мустафы Батдыева. Власти республики находятся в ожидании приезда полпреда президента РФ в ЮФО Владимира Устинова. По традиции считается, что он проведет консультации с общественными организациями и предложит президенту РФ две кандидатуры, а Дмитрий Медведев в свою очередь одну из этих кандидатур предложит на утверждение депутатам Народного Собрания КЧР. Осталось до парламентских каникул еще меньше, чем до окончания срока Батдыева, так как депутаты уйдут в отпуск в августе. Некоторые считают, что нельзя отбрасывать и возможность развития событий по типу Ставропольского края, когда экс-губернатор Александр Черногоров оставался какое-то время в статусе и.о. губернатора.

Впрочем, сам Батдыев в этой атмосфере, похоже, чувствует себя совершенно спокойно. С одной стороны источники корреспондента ИА REGNUM, близкие к окружению президента КЧР, сообщают о том, что некоторые признаки возможной отставки Батыева имеют место. К примеру, в кулуарах муссируется информация о том, что президент распродает принадлежащую ему недвижимость в КЧР. А принадлежит Батдыеву немало, бывший банкир в республике считается одним из самых богатых людей. Истоки его состояния многие видят в должности, которую Батдыев занимал в эпоху подъема олигархов и приватизации. В правительстве тогдашнего главы Карачаево-Черкесии Владимира Хубиева Батдыев был председателем Госкомимущества КЧР.

За местом завхоза по КЧР последовала должность гораздо более престижная - председатель Национального банка. В те же годы Батдыев был замечен в дружбе с Анатолием Чубайсом, который впоследствии несколько раз лично приезжал поддержать товарища в ответственные моменты. Возможно старыми связями и объясняется цементная твердость Батдыева в должности президента КЧР несмотря на беспрецедентные по накалу и драматичности события в республике в течение его президентства. (см. сюжет Кризис в КЧР ИА REGNUM).

К вопросу о судьбе президентства: несмотря на слухи о распродаже имущества, Батдыев выглядит совершенно контролирующим ситуацию. Так в списке делегации на конференцию по проблемам сохранения черкесского языка, которая состоится в середине октября в Аммане (Иордания) под патронажем консульства РФ, Мустафа Батдыев все еще фигурирует как президент Карачаево-Черкесии, хотя вопрос о его переназначении или отставке будет решаться уже этим летом. Нужно ли полагать, что Батдыев имеет основания быть уверенным в своем втором сроке настолько, что уже планирует поездки на осень в этом же качестве?

К сожалению, от ответа на этот вопрос в карачаево-черкесском бомонде шарахаются как от огня. Корреспонденту ИА REGNUM не удалось получить комментарии о судьбе Батдыева и возможных преемниках ни среди депутатского корпуса, ни в коридорах многократно захваченного народом в течение батыевского президентства местного "белого дома".

Из представителей пяти титульных народов КЧР, какими являются абазины, карачаевцы, ногайцы, русские и черкесы, только двое согласились высказать свои оценки и обозначить позиции.

Депутат Народного Собрания КЧР Ислама Крымшамхалов, известный критик и оппонент нынешней власти, пользующийся поддержкой среди карачаевской элиты, в интервью корреспонденту ИА REGNUM был категоричен как в оценках итогов президентства Батдыева, так и в требованиях к национальности будущего президента.

"Что можно сказать об итогах правления? Их просто нет, к примеру, за все время правления Батдыева не было построено ни одного сантиметра социального жилья, а стоимость квадратного метра в центре Черкесска начинается от одной тысячи евро. Что же касается главной гордости Батдыева - строительства комплекса Архыз - Домбай, то строится он за счет бюджета республики, а не за счет инвестора. Куда смотрят российские власти? Ведь это вопиющее нарушение закона. Сложно судить о том, останется он у власти или нет, но на мой взгляд, его возможности уже исчерпаны", - заявил депутат.

Крымшамхалов также подчернул: "Что касается будущего президента республики, могу сказать только одно. Он никак не может быть русским. Ведь нас, карачаевцев, в КЧР абсолютное большинство, и мы поддержим только карачаевского президента".

Общественный деятель Амин Уракчиев считает, что президентство Мустафы Батдыева пагубно сказалось на всех сферах жизни республики: "Мы многое потеряли избрав Мустафу Батдыева президентом ведь за период его правления процветали взяточничество и бандитизм. Сложно судить о том, останется он в качестве президента или нет, но хочется выразить надежду что Дмитрий Медведев не окажет нашей республике медвежью услугу, оставив у власти Мустафу Батдыева".

Главный итог правления Батдыева по мнению его сторонников, снятие остроты черкесского вопроса в КЧР. Именно при Батдыеве карачаевцам и черкесам удалось преодолеть разногласия, чуть не приведшие к войне во время первых президентских выборов, впервые черкесы массово поддержали кандидата-карачаевца. Факт поверхностного урегулирования налицо. Действительно, абазино-черкесское большинство сыграло решающую роль в победе Батдыева в президентской гонке пять лет назад. Однако невозможно игнорировать значение личной дружбы Мустафы Батдыева с представителями черкесских элит в национально-электоральном чуде в КЧР. Совершенно ясно, что черкесы и абазины голосовали не за карачаевца Батдыева, а за решение двух своих авторитетнейших лидеров ныне покойного Станислава Дерева и известного в кремлевских кругах Назира Хапсирокова. Таким образом, и в достижении межнационального согласия в КЧР роль Батдыева остается, мягко говоря, не совсем решающей.

Важнейший итог деятельности Батдыева, который почему-то не упоминается ни его сторонниками, ни его противниками - это появление на территории Карачаево-Черкесии двух новых национально-административных образований. Абазинский и Ногайский районы в республике возникли именно в рамках пятилетнего срока Мустафы Батдыева. Их создание было частью его предвыборной программы. Но и здесь есть серьезные основания предполагать, что заслугу Батдыеву придется делить с бывшим полпредом в ЮФО ныне министром регионального развития РФ Дмитирием Козаком. Под его непосредственным патронажем и при личном посредничестве решались эти две казавшиеся до этого тупиковыми и, более того взрывоопасными, проблемы. Еще больше оснований для передачи Козаку львиной доли заслуг в создании этих районов дает тот факт, что после перевода полпреда в Москву, оба проекта застыли на бумаге, их практическое воплощение оказалось под большим вопросом.

Осторожность, с которой в Карачаево-Черкесии относятся к вопросу о будущем президенте, как нельзя ярко характеризует атмосферу политической жизни в многонациональной республике. Приведет ли эта "таинственность" к тихой мирной смене власти или тайные интриги снова толкнут республику к потрясениям, пока сказать сложно. Также сложно, как определить контролирует ли Кремль ситуацию в Карачаево-Черкесии насколько, чтобы сделать самостоятельный и профессиональный выбор при определении будущего региона на следующие пять лет.

Новостей в КЧР ожидают уже в ближайшие несколько дней. 3 июля на празднование Дня единения народов Карачаево-Черкесии в Черкесске ждут важного гостя, полпреда президента РФ Владимира Устинова. Ожидается, что пока народ празднует, Устинов проведет переговоры с группами элит и определит две кандидатуры в президенты Карачаево-Черкесии.