Управляющий Вентспилского свободного порта Имантс Сармулис ответил на вопросы информационного агентства ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Долгое время порт в Вентспилсе считался "нефтяным". Еще во времена Советского Союза здесь был построен крупнейший на Балтике нефтяной терминал, сюда были проложены мощнейшие трубопроводы. Однако в 2004 году Россия прекратила поставку нефтепродуктов через трубопровод, однако порт работать не перестал. Почему?

Сначала было непросто. Ведь будучи зацикленными на нефти и нефтепродуктах, мы не занимались развитием других грузоперевозок, не занимались развитием территории и т.д. А когда труба "пересохла", начали думать о других грузах, и на сегодняшний день в обороте порта нефть и нефтепродукты составляют не 80%, а уже 60. Остальное - зерно, контейнеры, минеральные удобрения, калий. Построен соковый терминал, до конца года откроется угольный терминал закрытого типа. Словом, мы стараемся диверсифицировать грузы по максимуму.

ИА REGNUM: Откуда идет большинство грузов?

Из России и Белоруссии. Мы не очень удобны для местных грузов - латвийские грузоотправители чаще всего настроены на Рижский порт, а мы природой и экономикой приспособлены для транзита. Для Белоруссии Вентспилс - просто ворота в Европу. Зерно поставляется из Казахстана - зерновой терминал изначально строился с участием казахских компаний и с прицелом на казахское зерно.

ИА REGNUM: А терминалы в Вентспилсе строятся только под загрузку?

Уже несколько лет мы не рассматриваем проекты строительства новых терминалов, если нет конкретного плана, какие грузы и куда будут поставляться. Пустой терминал нам неинтересен - порт зарабатывает на оборотах, а не на сдаче земли в аренду. Уже десять лет в Латвии действуют четыре свободные экономические зоны, одна из которых - в Вентспилсском порту. В свободной зоне на 30% снижены налоги на недвижимость и на прибыль. И эта льгота действует до тех пор, пока "не отобьётся" половина вложенных в строительство терминала средств. Земля дается инвестору в аренду также по сниженным ценам. Словом, стараемся сделать все, что позволяет законодательство, чтобы инвестор приходил в порт. Свободная экономическая зона составляет 2400 га земли, из них половина сейчас свободна и ждет инвесторов.

ИА REGNUM: Как себя ведет российский инвестор?

Не исключено, что российских инвестиций в Латвии гораздо больше, чем официально объявленные 7% от общего объёма. Все прекрасно понимают, что компании, зарегистрированные на Каймановых или Виргинских островах, или в других оффшорах, зачастую приносят в Латвии российские деньги... Сейчас у нас идут переговоры с зарегистрированной в России российской компанией, название которой я не имею права разглашать. Мы обсуждаем как раз строительство нового терминала на намывной территории - в северной части порта предполагается такой намыв и дноуглубительные работы, которые как раз позволят сделать удобный подходный канал. Надеюсь, что до конца 2008 года мы представим правлению порта возможное соглашение.

ИА REGNUM: Эксперты говорят о том, что самым перспективным является развитие контейнерных перевозок...

Мы готовы в два раза увеличить контейнерные перевозки через Вентспилский порт. У нас построены железнодорожные пути прямо к порту, есть возможность обрабатывать до 100 вагонов одновременно, наконец при необходимости мы готовы приобрести новый кран, который позволит еще увеличить оборот. К тому же мы начинаем на своей территории готовить специалистов, которые смогут работать в порту с новейшей техникой и технологиями - открыта Вентспилская высшая школа, в которой есть инженерный факультет, факультет инфотехнологий и т.д. Так что для работы на терминалах и на заводах, которые могут строиться здесь же, в свободной экономической зоне порта, мы людей скоро сможем подбирать на месте.

ИА REGNUM: Россия сейчас делает упор на собственные порты на Балтике. Не опасаетесь остаться без российских грузов?

Эксперты в один голос говорят, что работы в Балтийском море хватит на все порты, так что наша главная задача - сделать Вентспилский порт самым удобным для инвестиций и для работы.

Справка ИА REGNUM: впервые в исторических хрониках Виндавский порт упоминается в 1263 году. В 1904 году было закончено строительство железной дороги Рыбинск-Москва-Вентспилс. В 1961 году пущен в эксплуатацию крупнейший в Балтийском море терминал по перегрузке нефти. В 1968 году завершено строительство нефтепровода от Новополоцка до Вентспилса. В 1970-ые годы были пущены в строй крупные терминалы по перегрузке минеральных удобрений, аммиака и других жидких химикатов. После 1991 года были построены зерновой и соковый терминалы. Максимальная глубина в акватории порта - 17,5 м, максимальная осадка - 15 м. Число причалов - 60. По итогам 4 месяцев 2008 года Вентспилский порт переработал 10, 389 млн. т грузов и обогнал остальные порты Латвии. Вентспилский свободный порт является владельцем собственной инфраструктуры и земли, а также выполняет функции администрирования. Услуги порта обеспечиваются частными операторами. Управление порта является муниципальным управленческим органом. Правление порта состоит из 8 членов, из которых 4 назначаются самоуправлением и 4 - правительством Латвии.