Перестрелки

Азербайджанские СМИ продолжают передавать сообщения о нарушениях армянской стороной режима прекращения огня. Так, по сообщениям "525-й газеты", информагентств "АПА", Day.az, Analitika.az, 1news.az и других, с 4-го по 11 июня обстрелы велись по всей линии соприкосновения армяно-азербайджанских вооруженных сил как вдоль азербайджанско-карабахской границе, так и вдоль государственной границы между Арменией и Азербайджаном. В некоторых случаях бакинские СМИ сообщают об обстрелах по одновременно 5-6 направлениям.

По сообщению бакинской "525-й газеты", азербайджанская сторона выразила обеспокоенность возможными столкновениями 26 июня - "в день 90-летия Вооруженных сил Азербайджана". "Любая провокация, которую могут устроить армяне в связи с 90-летием Вооруженных сил Азербайджана 26 июня, будет решительно пресечена". Об этом, передает газета, заявил "АПА" глава пресс-службы Министерства обороны Азербайджана Эльдар Сабироглу. По его словам, "заранее трудно прогнозировать шаги, которые могут предпринять наши враги в день юбилея, однако независимо от дня и часа Вооруженные силы Азербайджана решительно предотвратят любую провокацию". "Наша армия всегда находится на страже на линии фронта. Принимаются все меры для предотвращения любых действий со стороны врага", - заявил Сабироглу.

Одиссея армянских "диверсантов"

Армяне, пытавшиеся совершить диверсию в Азербайджане, будут наказаны в соответствии с законодательством. Об этом, сообщает "525-я газета", сообщил на пресс-конференции глава пресс-службы Министерства национальной безопасности Азербайджана Эльдар Сабироглы. Газета напоминает, что в прошлом месяце граждане Армении Ваник Змбоян, Артем Зограбян, Карен Торосян и Агаси Енокян были задержаны в Нахиджеване азербайджанскими военнослужащими при переходе границы. По словам Сабироглы, задержанные проходили службу в спецгруппе вооруженных сил Армении, и признались, что планировали провокации против Азербайджана. "Четверо арестованных армян являются спецназовцами Вооруженных сил Армении", сообщил Сабироглу. Согласно газете, следствие установило, что граждане Армении готовили диверсию на территории Азербайджана.

Министр обороны Армении Сейран Оганян 7-го июня встретился с руководителем миссии Международного Комитета Красного Креста в Армении Джеймсом Рейнольдсом. Об этом PanARMENIAN.Net сообщил пресс-секретарь министра обороны Армении, полковник Сейран Шахсуварян. В ходе встречи Оганян обратил внимание Рейнольдса на тот факт, что пять граждан Армении (четверо гражданских лиц и один военнослужащий-срочник), находящиеся в плену у азербайджанской стороны, подвергаются насилию и пыткам, что в свою очередь затрудняет определение позиции армянской стороны в вопросе возвращения на родину гражданина Азербайджана. В связи с этим Оганян обратился к Рейнольдсу с просьбой оказать содействие для прекращения пыток и нечеловеческого обращения с гражданами Армении, а также для передачи гражданина Азербайджана на родину.

Как сообщаетАрмИнфо, Министр обороны Армении Сейран Оганян на пресс-конференции 9 июня назвал "нелепыми" заявления азербайджанской стороны о "диверсионной группе". Министр отметил, что с тем же успехом можно называть диверсантами всех попадающих на армянскую сторону азербайджанцев. Вместе с тем министр подчеркнул, что работа для возвращения пленных армян продолжается. "Я как глава Госкомиссии по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших недавно встречался с руководителем ереванской делегации МККК и выразил свою озабоченность, чтобы и они проводили работу для их возвращения", отметил Оганян, добавив, что с азербайджанской стороны вначале была выражена готовность возвратить пленных, однако потом они передумали и стали откладывать возвращение. Все же министр выразил уверенность в том, что пленных удастся вернуть. По словам министра в ходе встречи с главой МККК был обсужден вопрос находящегося в настоящее время на армянской стороне азербайджанского пленного Арзу Эйюбова.

Бакинская газета "Зеркало", заинтересовавшись заявлением Эльдара Сабироглу о том, что задержанные армяне признались в своих намерениях, связалась с ним и попросила его ответить на интересующие их вопросы. Однако он заявил, что до окончания следствия не может ничего добавить к уже сказанному. В связи с этим, газета пишет: "Мы не можем однозначно утверждать о том, что задержанные армяне на самом деле "заговорили" и признались, что являются диверсантами. Однако утверждение Сейрана Оганяна о том, что задержанные армяне якобы случайно на машине пересекли линию фронта не выдерживает никакой критики. Во-первых, куда же делась армянская хваленая система обороны? Ведь машина не солдат-одиночка, который сквозь заросли и дебри тайком пробирается через линию фронта. А там, где прошла одна машина, может пройти целая танковая дивизия. Неровен час азербайджанские танки могут оказаться у стен Еревана. Во-вторых, линия фронта на нахиджеванском участке проходит преимущественно по горной местности. А по бездорожью на автомобиле через границу перебраться не так уж просто, тем более что по всей границе с обеих сторон понатыкано великое множество постов. Есть еще и "в-третьих", и "в-четвертых"... Но только нет смысла опровергать нелепое заявление главы армянского оборонного ведомства. В сложившейся ситуации нам остается лишь ждать развязки этой "туманной" истории".

Кем же на самом деле являются оказавшиеся на территории Нахиджевана Агаси Енокян, Ваник Гмбоян, Артем Зограбян и Карен Торосян? Как сообщает газета "Айоц Ашхар" в статье "Одиссея армянских диверсантов", на эти и другие, касающиеся данного инцидента вопросы были даны ответы на пресс-конференции, созванной зместителем начальника Генштаба ВС Армении, полковником Аршаком Карапетяном и пресс-секретарем министра обороны, полковником Сейраном Шахсуваряном. По словам последнего, двое из них вообще не служили в армии, один из них служил в артиллерии разведчиком, а четвертый служил в основном составе в Лусакерте, "где служба в лучшем случае состоит в охране складов". Аршак Карапетян сообщил, что Гмбоян, будучи студентом 5 курса университета Гавара, успел только получить повестку и должен был быть призван в этом месяце. В доказательство сказанному, заместительГенштаба показал копию соответствующего военного документа. По его заверениям, другой "диверсант" - Енокян, будучи студентом 4 курса того же университета, также должен был быть призван в ближайшем будущем. Согласно Карапетяну, другие двое служили в армии, как принято говорить, в тыловых воинских частях. И вообще, как заверил Карапетян, настоящие диверсанты бывают старше 30 лет, т.к. должны успеть пройти соответствующую серьезную подготовку, и кроме необходимой физической подготовки, должны обладать интеллектуальным потенциалом, владеть языками и т.д. "Что касается нас, то в Нахиджеване нет объекта, о котором мы бы не знали, - сказал заместитель Генштаба. - Пусть специалисты покажут нам какой-либо объект, в отношении к которому стоило бы проводить какую-то диверсионную акцию". Как сообщает газета, чтобы убедить журналистов в информированности Генштаба, Карапетян показал документ, в котором военный прокурор Нахиджевана извещал соответствующее должностное лицо военной прокуратуры Азербайджана о факте преступления на сексуальной почве, в котором были задействованы командир взвода и сержант (между собой и с солдатами) одной из воинских частей Нахиджевана, и возбужденном в этой связи уголовном деле, с именами обвиняемых. "Поверьте, все, что подписывается на их столах, в Ереван доходит раньше, чем в Баку", сказал Карапетян. Замначальника армянского Генштаба посоветовал военнослужащим Азербайджана заняться своим делом и не менять правила "игры". "До сего дня, - продолжил он, - если по каким-то причинам военнослужащий Азербайджана попадал в плен, мы возвращали его без предусловий. Если они меняют правила "игры", то мы примем эти новые правила, и заверяю всех, ответ будет очень жестким. Как сообщает газета, комиссия по вопросам пленных и заложников в Азербайджане избегает от связей с армянской стороной. Тем не менее, есть информация, что пленные, хотя и подверглись сильному физическому и моральному давлению (азербайджанцы применили все имеющиеся в их арсенале методы и средства), здоровы и находятся в Нахиджеване. Кстати, отмечает газета, при въезде в Нахиджеван их машина не взорвалась на минах потому, что оказалась легкой (модели ВАЗ), тогда как мины предусмотрены для танков и БМП. Интересно, из какой еще страны на диверсию едут на "Жигулях", задается вопросом "Айоц Ашхар".

Мода на БЛА

Министерство обороны Азербайджана намерено закупить у израильской компании Silver Arrow десять многоцелевых разведывательных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) Hermes 450. Об этом GPSearch.Org в среду сообщил источник в военном ведомстве Азербайджана. По словам собеседника интернет-издания, "приобретенные БЛА будут использоваться для контроля за территориями, оккупированными Арменией". "При выборе техники мы обращали внимание на ее "невидимость" для средств ПВО противника", - отметил источник. В справке сайта AirWar.Ru говорится следующее: "Hermes 450 - многоцелевой БПЛА, разработанный израильской фирмой Silver Arrow. БПЛА предназначен для ведения наблюдения, патрулирования, разведки и корректировки огневой поддержки, а так же для поддержки коммуникаций во время боевых действий. Hermes 450 полностью изготовлен из композитных материалов, что затрудняет обнаружение БПЛА системами ПВО противника. Во время выполнения миссий БПЛА летит в автономном режиме с использованием данных GPS. Hermes 450 взлетает и приземляется с малоподготовленной взлетной полосы длинной до 350 метров". (PanARMENIAN.Net).

На вопросы Day.Az отвечает военный азербайджанский эксперт Узеир Джафаров

Day.Az: Как Вы прокомментируете информацию о том, что Азербайджан намерен закупить у израильской компании Silver Arrow десять многоцелевых разведывательных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) Hermes 450?

Узеир Джафаров: Страна, 20% территорий которой до сих пор находится под оккупацией врага и руководство которой неоднократно заявляло о том, что наш народ никогда не смирится с подобным положением вещей, покупка многоцелевых разведывательных беспилотных летательных аппаратов должна была быть делом не завтрашнего, а еще вчерашнего дня. Увы, но видимо нужно было, чтобы соседняя и куда менее богатая страна Грузия начала запуск подобного рода БЛА, чтобы в Азербайджане, который гордится своим первенством в мире по росту ВВП, осознали всю необходимость подобного рода покупок. Остается лишь патетически заметить, что лучше поздно, чем никогда. Есть и еще один момент, на который я хотел бы обратить внимание. Информация о том, что Минобороны Азербайджана намерено закупить у израильской компании Silver Arrow десять многоцелевых БЛА Hermes 450, распространена со ссылкой на источник в военном ведомстве. Хотя, такая информация должна была быть военной тайной. Ибо, закупка той или иной страной такого рода военной техники всегда происходила в условиях особой секретности. У нас же называют не только тип вооружения, который будет закуплен, но и фирму, которая продаст нам их. Что ж, в очередной раз остается развести руками и признать, что Азербайджан - страна парадоксов.

Day.Az: А пригодны ли эти БЛА для нашего региона?

Узеир Джафаров: В целом, весьма и весьма пригодны. В частности, эти БЛА имеют радиус действия 100 километров и могут оставаться в воздухе до 20 часов. Поэтому, весьма удачным было бы использование этих БЛА в Физулинском и Агдамском направлениях. Специалистов для управления такого рода техникой готовят в войсках ПВО и разведке. По имеющимся у меня данным, у нас есть специалисты, способные управлять этими БЛА.

Day.Az: А нет ли угрозы, что все эти БЛА будут сбиты армянскими ПВО?

Узеир Джафаров: Было бы неправильным исключать такую возможность и мифологизировать данные ПВО. В конце концов, это не самолеты-невидимки последней модели. Не стоит и недооценивать уровень боеспособности армянских ПВО. Тем более, что у Армении есть такой "начальник форпоста", как Россия, которая, возможно, окажет посильную помощь в деле ликвидации этих аппаратов. Поэтому, при запуске этих БЛА нужно быть предельно внимательными и сделать все возможное, чтобы они не были сбиты после первых же вылетов.

Day.Az: Как Вы считаете, когда нужно начать полеты этих БЛА над оккупированными территориями Азербайджана, которые ныне контролируют армянские формирования?

Узеир Джафаров: Чем раньше, тем лучше. Ибо любая новая информация по поводу нынешнего состояния армянских вооруженных сил, контролирующих оккупированные территории Азербайджана, может стать поистине бесценной в случае начала боевых действий. (Day.az, с сокращениями)

Армения принимает контрмеры в ответ на закупку Азербайджаном "беспилотников". Об этом заявил министр обороны Армении Сейран Оганян на пресс-конференции 9 июня. Министр отметил, что закупка "беспилотников" предусмотрена планами ВС Азербайджана. "Они предусматривают проведение разведывательных работ над территорией НКР и границей с Арменией", - заметил министр, добавив, что армянская сторона принимает соответствующие контрмеры. (АрмИнфо).

Возобновление военных действий неизбежно?

Министр обороны Азербайджана заявил, что Армения безо всяких условий в ближайшее время должна уйти с оккупированных территорий Азербайджана. "Если армяне не уйдут с оккупированных территорий Азербайджана, ситуация может выйти из-под контроля", сказал Сафар Абиев в ходе встречи с находящимся с визитом в Азербайджане американским сопредседателем ОБСЕ Мэтью Брайза. ("525-я газета"). "Морально-психологическое состояние личного состава Вооруженных сил Азербайджана, уровень боеспособности солдат полностью отвечают условиям войны. В армии много положительных изменений. За всем этим стоит внимание и забота государства. В каждодневной деятельности президента Ильхама Алиева видное место занимают меры по развитию азербайджанские армии". Как передает АПА, об этом заявил глава пресс-службы Минобороны Азербайджана Эльдар Сабироглу. Он отметил, что в 2003 году бюджет Министерства обороны составлял 135 млн долларов, в настоящее время эта цифра возросла в 10 раз: "Прогресс страны оказывает положительное влияние на армию Азербайджана по всем направлениям. Сюда входят все вопросы, от улучшения социального положения военнослужащих до снабжения армии новейшим современным вооружением. Военную мощь Азербайджана отмечают дружественные нам страны, ее вынуждены признать и наши враги". По словам Сабироглу, если оккупация территорий Азербайджана будет продолжаться, ситуация может выйти из-под контроля: "Армения должна вывести свои оккупационные войска с территорий Азербайджана. Это требование руководства нашего государства, Министерства обороны и народа. В противном случае неизбежен военный путь решения конфликта". ("525-я газета").

"Война всегда возможна, но это не связано с тем, что кто-то хочет войны. Такова логика развития конфликтов. В Карабахе война возможна только в случае резкого кризиса. Но блицкрига не получится, а долгую войну мировое сообщество просто не разрешит. Правда, в политике не все объясняется целесообразностью", заявил в ходе телемоста Ереван-Москва-Баку заведующий отделом СНГ Российского института стратегических исследований Александр Скаков. В свою очередь политолог Александр Искандарян заметил, что наращивание вооружения - самый близкий путь к миру. (PanARMENIAN.Net).

По словам министра обороны Армении Сейрана Оганяна, "воинственные заявления, постоянно озвучиваемые азербайджанской стороной, предназначены для внутреннего пользования". "Несмотря на то, что азербайджанская армия получает крупные финансовые средства, армянские вооруженные силы качественно лучше и сильнее", - сказал Оганян. По его словам, в ситуации, когда стороны не подписали мирный договор, армянские ВС, помимо пограничной службы, осуществляют также боевое дежурство. ("Азг").

Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян не понимает цели воинственных заявлений Азербайджана и считает их весьма странными. "Это одна из форм шантажа, и реагировать на него означало бы обострять ситуацию. Мы едем на встречу президентов с целью продолжения переговоров. Угрозы и воинственные заявления очень опасны и никоим образом не способствуют решению проблем. Не думаю, что в мире есть еще одна страна, 29% населения которой выступает за военное решение проблемы. Это весьма странно и удивительно даже для воюющего государства", - заявил он. ("Айоц Ашхар").

"Наивность" нового главы МИД Армении умиляет, отозвалась бакинская "Зеркало" на заявление глава МИД Армении Эдварда Налбандяна: "Оказывается, он никак не может "понять", почему, несмотря на продолжение мирных переговоров, в Азербайджане все чаще заявляют о силовом варианте урегулирования конфликта, который поддерживается существенной частью населения". "Все очень просто, - "разъясняет" бакинское издание. - Мирные переговоры продолжаются более 15 лет и могут продолжаться еще столько же, а может быть, и до бесконечности. А под оккупацией находятся не территории Армении, а Азербайджана. И население Азербайджана не собирается терпеть подобной ситуации до бесконечности. Неужели это так неестественно? Далее, сегодня военные расходы Азербайджана неумолимо приближаются к той отметке, которая равна всему государственному бюджету Армении. Не исключено, что это произойдет уже в 2009 году. При этом необходимо учесть и то, что Азербайджан невозможно будет обвинить в чрезмерной милитаризации. Дело в том, что в любом случае в процентном отношении расходы на оборону в азербайджанском бюджете будут уступать армянскому. Просто армянский бюджет будет в десять раз меньше азербайджанского. Однако при таких расходах на оборону, если мирные переговоры будут продолжаться до бесконечности, население рано или поздно потребует возобновления боевых действий для освобождения оккупированных территорий, иначе возникнет вопрос о целесообразности таких огромных выделений из бюджета на оборонные расходы. Одним словом, продолжение нынешней ситуации ни мира, ни войны приведет к возобновлению боевых действий".

В настоящее время нет предпосылок для возобновления военных действий в зоне карабахского конфликта, однако Армения должна быть ежеминутно готовой к этому, считает министр обороны Армении Сейран Оганян. "Руководство Армении прилагает все усилия, чтобы нагорно-карабахский конфликт был решен исключительно мирным путем. Мы сегодня живем в условиях ни войны, ни мира, поскольку отсутствует мирный договор с Азербайджаном", - сказал Оганян во время встречи со студентами и преподавателями Государственного аграрного университета Армении. Как проинформировал глава Минобороны, по понятным причинам Армения и Азербайджан имеют разные финансовые возможности обеспечения военной техникой и вооружениями. "Однако это не должно пугать нас, поскольку в 1992-1993 гг. была аналогичная ситуация, и Армения смогла в этих условиях победить и обеспечить спокойствие народа", отметил Оганян. В то же время глава оборонного ведомства призвал не недооценивать возможности Вооруженных сил Азербайджана, где в настоящее время также проводится реформирование. Оганян добавил, что на передовой ВС Армении имеют преимущество, и РА выступает в роли диктующей стороны. "События 4 марта доказали, что армянские войска готовы к отражению агрессии", подчеркнул Оганян. (PanARMENIAN.Net).

Подразделения Вооруженных сил Азербайджана проводят учения на границе с Нагорным Карабахом. В ближайшее время к общевойсковым воинским подразделениям примкнут артиллерийские и резервные части, сообщает 1news.az. Несмотря на то, что учения не носят боевой характер, на время приостановлена выдача отпусков и увольнительных военнослужащим срочной службы.

"Милитаризация Азербайджана и его воинственная риторика не оказывают на нас психологического воздействия", заявил президент Нагорного Карабаха Бако Саакян. По его убеждению, "применение силы приведет к многочисленным человеческим жертвам с обеих сторон, но не решит Карабахскую проблему". "Во-первых, в регионе установлен эффективный баланс сил. Во-вторых, вооруженные силы нашей республики в состоянии не только отразить агрессию Азербайджана, но и при необходимости перенести боевые действия на его территорию. И в случае агрессии мы обязательно это сделаем, поскольку расширение зоны безопасности является для нашего народа единственным средством обеспечения мира", - заявил президент НКР. ("Айоц Ашхар").

Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Финляндии Александер Стубб заявил о возможности лишь мирного урегулирования карабахского конфликта. Как сообщает Gazeta.ru, Стубб заявил об этом на встрече с тремя сопредседателями Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Юрием Мерзляковым, Мэтью Брайзой и Бернаром Фасье. Как сообщили в МИД Финляндии, сопредседатели Минской группы проинформировали главу ОБСЕ о недавней встрече президентов Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге и о ситуации в Нагорном Карабахе в целом. Стубб поддержал работу сопредседателей Минской группы ОБСЕ, подчеркнув при этом, что "решение конфликтов на пространстве ОБСЕ - приоритет финского председательства в Организации". Стубб призвал Армению и Азербайджан "полностью использовать возможности Минской группы" и "серьезно обсудить предложения об основных принципах разрешения конфликта".

Россия тормозит развитие Азербайджана?

Против военного решения вопроса высказалась и Россия. Глава МИД России Сергей Лавров, в ходе недавней встречи со своим армянским коллегой заявил: "Для Карабахского противостояния, начавшегося 20 лет назад, не существует военного решения". Как сообщает газета "Айоц Ашхар", на это последовал ответ пресс-секретаря МИД Азербайджана Хазара Ибрагима: "Если Сергей Лавров выступает с подобными заявлениями, то Россия должна потребовать от Армении незамедлительного вывода своих войск с оккупированных иерриторий Азербайджана".

Как сообщает газета "168 Жам", посол России в Азербайджане Василий Истратов заявил, что Карабахский конфликт не имеет военного решения. "Что касается вывода тех или иных вооруженных формирований с тех или иных территорий, то это вопрос двусторонних отношений", сказал Истратов, комментируя заявление пресс-секретаря бакинского МИД о том, что "Москва должна потребовать вывода армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана".

"Заявление министра иностранных дел России по поводу отсутствия военного пути решения карабахского конфликта не для нас. Мы часто слышим такие заявление от представителей различных государств. Но этой их собственные позиции. А о позиции официального Баку президент говорил не раз". Такое заявление, пишет бакинская "525-я газета", сделал начальник отдела международных отношений аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов. Мамедов напомнил, что Азербайджан - сторонник мирного урегулирования конфликта. Отметив, что с этой целью официальный Баку делает все возможное, Мамедов сказал, что Азербайджан не может идти по этому пути вечно: "Если Армения не придерживается конструктивной позиции, не старается решить вопрос путем переговоров и не предпринимает шаги в этом направлении, тогда мы имеем право освободить наши земли любым другим путем. Это позволяет нам международное право, постановление ООН, межгосударственные документы. В независимости от личного мнения какой-либо страны, в таких и других вопросах Азербайджан принимает решение самостоятельно". Мамедов не оценивает заявление главы МИД России Сергея Лаврова в качестве вмешательства во внутренние дела Азербайджана, либо в качестве давления. По его мнению, такой подход необходимо объяснять стремлением к восстановлению безопасности: "Но хочу вновь отметить, что интересы каждой страны защищает ее президент".

По мнению экс-госсоветника Азербайджана по внешнеполитическим вопросам Вафы Гулузаде, Россия будет ужесточать свое отношение к Азербайджану. "Москва разъярена тем, что Азербайджан продолжает свою прозападную ориентацию, а сотрудничество Азербайджан-НАТО с течением времени все более укрепляется, и в Москве чувствуют, что оно завершится вступлением нашей страны в альянс. Кроме того, как вы знаете, Россия предложила Азербайджану отдать ей весь свой газ, но Азербайджан отказался от этого предложения. Не добившись ничего, русские будут стараться всячески демонстрировать Азербайджану свое негативное отношение, используя при этом Нагорный Карабах. Они будут налаживать сотрудничество между Карабахом и различными городами России, осуществлять визиты официальных и неофициальных лиц в Карабах и будут угрожать Азербайджану повторением косовского варианта и признанием независимости Нагорного Карабаха. Но я сразу скажу, что Россия - это не Америка. Россия не сможет предоставить Нагорному Карабаху независимость, как американцы это сделали для Косово. Россия является сырьевой развивающейся страной, и ничего не сможет сделать ни для Армении, ни для Нагорного Карабаха",- заявил Гулузаде в беседе с Day.az.

Руководитель центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу заявил в ходе своей пресс-конференции, что Россия посредством Армении контролирует южно-кавказский регион. Он отметил, что такие комментарии уже даются со стороны руководителей ведущих СМИ России, "и ничего более унизительного для любого государства, а в этом случае, для Армении, быть не может". "Это значит, что Армения служит для России рычагом тормоза в развитии стран южно-кавказского региона, а именно, Азербайджана и Грузии", - сказал Ахмедоглу. Вместе с тем, передает Day.Az, предложение российского "Газпрома" о закупке азербайджанского газа может сулить политические выгоды Азербайджану. По его словам, удовлетворительный ответ Азербайджана России может стать причиной корректировки энергетической политики страны, а Россия может пойти на торг с Азербайджаном в вопросе урегулирования Нагорного Карабаха. "Думаю, что ради возвращения Карабаха без войны можно отдать России газ, нефть и отказаться входить в какой-либо военный блок", заявил азербайджанский политолог. По его мнению, при этом Азербайджан может ставить свои условия, а именно, восстановление суверенных прав Азербайджана над Мегринской железной дорогой и возвращение азербайджанцев на их исторические земли в Армении.

Встреча в Санкт-Петербурге

Как сообщает АрмИнфо, 6-го июня в Санкт-Петербурге состоялась первая встреча президентов Армении и Азербайджана Сержа Саркисяна и Ильхама Алиева. Встрече президентов предшествовала встреча глав МИД Армении и Азербайджана, Эдварда Налбандяна и Эльмара Мамедъярова, продлившаяся около часа. Встреча президентов началась с участием глав МИД, сопредседателей МГ ОБСЕ - Юрия Мерзлякова (РФ), Мэтью Брайзы (США) и Бернара Фасье (Франция), а также личного представителя действующего председателя ОБСЕ посла Анджея Каспршика. Встреча глав государств тет-а-тет продлилась около часа, затем к ним вновь присоединились главы МИД, сопредседатели МГ ОБСЕ и посол Каспршик. Армянская сторона считает состоявшуюся встречу конструктивной. В ходе ознакомительной встречи стороны представили свои подходы к переговорному процессу и поручили главам МИД в сотрудничестве с сопредседателями МГ ОБСЕ продолжить переговоры. Президенты также выразили пожелание, чтобы сопредседатели продолжили работу в направлении согласования подходов сторон. Достигнута договоренность о визите сопредседателей МГ ОБСЕ в регион в конце июня. Сроки визита будут уточнены. После встречи президентов состоялась еще одна встреча глав МИД Армении и Азербайджана.

Главным результатом встречи является то, что стороны договорились продолжать переговоры на основе предложенных в конце прошлого года в Мадриде сопредседателями Минской группы предложений. Об этом, сообщает радио "Свобода", заявил сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза, комментируя встречу президентов Армении и Азербайджана Сержа Саркисяна и Ильхама Алиева. "Ожидания осуществились. Я имею в виду, что мы ждали, что встреча будет ознакомительной, так и случилось. Настроения положительные, конструктивные. Президенты только что нам сообщили, что решили продолжать переговорный процесс в рамках Минской группы и на основе сделанных нами в Мадриде предложений", - подчеркнул Брайза. По его словам, обе стороны представили свою позицию относительно предположений сопредседателей. "Мы выслушали пожелания обеих сторон, поскольку знаем, что мадридские предложения были просто предложениями, это не означает, что стороны были полностью согласны с ними", отметил он. "Нужно доработать эти предложения, посредники готовы продолжить, и думаю, президенты тоже", заявил американский дипломат. На вопрос о том, есть ли договоренность о дальнейших встречах президентов или о посещении сопредседателями региона нагорно-карабахского конфликта, Брайза отметил, что посредники намерены посетить регион в конце текущего месяца, а что касается следующей встречи президентов, то дата пока не определена. "Это будет зависеть от встречи министров иностранных дел двух стран", заявил Мэтью Брайза. По словам российского сопредседателя Юрия Мерзлякова, посредники готовы выслушать любое мнение и позицию сторон с целью усовершенствования находящихся на столе переговоров предложений.

По мнению главы МИД Армении Эдварда Налбандяна, встреча президентов была "ознакомительной и конструктивной", пишет газета "Азг". Налбандян отметил, что переговоры протекают на основе Мадридских предложений. по его словам, по этим предложениям у сторон есть свои позиции и мнения, вокруг которых должны быть продолжены работы. Он подчеркнул, что президенты поручили министрам иностранных дел продолжить переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ. "Переговорный процесс продолжается, и первая встреча президентов не означает, что процесс начнется с нуля", - заявил глава армянского МИД.

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров в свою очередь отметил, что в настоящее время обговариваются сроки очередного визита в регион сопредседателей с учетом графиков президентов и министров иностранных дел. Предположительно, визит может состояться в конце июня. "После ознакомления с взаимными подходами мы должны продолжить работу по сближению позиций сторон", - заявил глава азербайджанского МИД. Отвечая на вопрос, отказывается ли азербайджанская сторона от инициативы переноса обсуждения карабахской проблемы в иные международные инстанции и видит ли будущее переговорного процесса в формате ОБСЕ, Мамедъяров отметил, что Минский формат существует и будет иметь продолжение. (ИА REGNUM). Первая встреча президентов Азербайджана и Армении была полезной лишь с политической точки зрения. Об этом радио "Свобода" заявил заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. Вместе с тем Азимов подчеркнул, что не надо и умалять значение состоявшейся встречи. "Баку получил информацию о позиции Еревана, прояснил ряд неясных вопросов. Однако армянской стороне не стоит надеяться на то, что ей удастся удовлетворить свои интересы путем затягивания времени и проведения подобных встреч. Мы не оставим их в покое", отметил он. "Азербайджан будет повсеместно распространять информацию о агрессии Армении", отметил Азимов. "Баку не намерен торговаться с Ереваном. Только освободив оккупированные территории, Армения может продемонстрировать истинные, как они сами выражаются, намерения, т.е. гарантировать этим права и свободы армян Нагорного Карабаха", подчеркнул замглавы азербайджанского МИД. Комментируя возможность мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, Азимов отметил, что ни одной из сторон не удастся получить стопроцентный результат. "Чтобы чего-то добиться, сторонам необходимо, проявив гибкость, пойти на компромиссы. Баку готов к этому. Однако пока не известно, в какой именно форме будут продолжены переговоры. Остаются непроясненными несколько важных вопросов". Азимов отметил, что Армения, вернув захваченные территории, могла бы получить определенные выгоды от экономических возможностей Азербайджана. (ИА REGNUM).

После принятия резолюции ООН "О положении на оккупированных территориях Азербайджана" в переговорном процессе по урегулированию конфликта Нагорного Карабаха созданы новые возможности, и они должны быть приняты как сопредседателями Минской группы ОБСЕ, так и другими международными организациями. Об этом, как передает "Ноян Тапан", заявил пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. По словам Ибрагима, хорошие перспективы для урегулирования конфликта открывают также Мадридские предложения. Достигнуто ли продвижение в вопросе решения конфликта после встречи президентов Азербайджана и Армении, прошедшей 6 июня в Санкт-Петербурге, можно будет сказать после очередного визита посредников Минской группы в регион, который намечен на конец месяца, считает он.

Переговоры между Азербайджаном и Арменией носят имитационный характер. Как передает Day.az, об этом в ходе видеомоста Азербайджан-Армения-Россия, посвященного итогам переговоров двух президентов заявил председатель Партии Демократических Реформ Асим Моллазаде. "Переговоры по Карабаху носят характер имитации, изменений в переговорном процессе нет. Я настроен пессимистично в оценке ближайших перспектив карабахского урегулирования". По его словам, встреча в Санкт-Петербурге президентов Азербайджана и Армении была ознакомительной. "Но, тем не менее, должен быть использован любой шанс, даже самый минимальный", отметил он. Моллазаде считает, что никакого обоснования военным действиям между Азербайджаном и Арменией нет. "Мы будем продолжать искать пути мирного разрешения ситуации", отметил он.

На вопросы "РБК daily" отвечает президент Нагорного Карабаха Бако Саакян

РБК daily: Готовы ли Армения и Нагорный Карабах обсуждать вопрос статуса некоторых освобожденных территорий, которые находятся за пределами административных границ бывшей советской Нагорно-Карабахской автономии?

Бако Саакян: Армения - независимая страна. Исходя из своей независимости и своих интересов она ведет переговоры с Азербайджаном. Но есть главная сторона конфликта - независимая Нагорно-Карабахская республика. С точно такими же приоритетами, которые есть у Азербайджана, Армении и других независимых государств. Мы с Арменией достаточно интегрированы, у нас единое экономическое пространство, единая денежно-валютная система. Но это не мешает нашей независимости. Мы уважаем мнение нашего народа, который объявил о независимости, принял в прошлом году конституцию, уважаем все атрибуты нашей государственной власти. И прежде чем выразить нашу точку зрения по тем или иным вопросам, мы должны быть наделены возможностью участвовать в переговорном процессе. Мы не можем говорить о таком судьбоносном вопросе, как статус Карабаха, не являясь участниками переговоров.

РБК daily: Вы выступаете за тройственный формат переговоров или за отдельные переговоры НКР - Азербайджан и Армения - Азербайджан?

Бако Саакян: Мы не акцентируем внимание на количестве участников переговоров. Но пока Азербайджан не проведет с нами прямые переговоры, всякие другие форматы будут неэффективными.

РБК daily: В Ереване звучали заявления о возможности территориального компромисса на переговорах по Карабаху.

Бако Саакян: При нынешнем поведении Азербайджана само понятие компромисса становится невозможным. В одном мы уверены: вопрос не должен решаться в одностороннем порядке. Все заключается в том, уважает ли Азербайджан право Нагорного Карабаха на самоопределение. Пока со стороны Азербайджана звучат регулярные угрозы в адрес нашего государства, они грозят стереть с лица земли Карабах и карабахский народ. В таких условиях применять само понятие компромисса неуместно.

РБК daily: В Азербайджане говорят о возможности совместного использования Лачинского коридора, который связывает Карабах с Арменией, - при условии, что он будет неотделимой частью Азербайджана. Как вы относитесь к такого рода предложениям?

Бако Саакян: С такого рода просьбами или предложениями к Нагорно-Карабахской республике Азербайджан не обращался. Но хотел бы отметить, что без имеющего стратегически важнейшее значение Кашатагского района, административным центром которого является Бердзор (бывший Лачин. - РБК daily), невозможно будет обеспечить безопасность и поступательное развитие Нагорно-Карабахской республики как независимого государства.

РБК daily: Допускаете ли вы возвращение в Нагорный Карабах азербайджанских беженцев?

Бако Саакян: Власти нашей республики не исключают возвращения азербайджанских беженцев в Карабах. Но мы уверены, что до политического решения вопроса этого просто нельзя делать. Необдуманными действиями мы можем привести этот контингент беженцев к новым трагическим последствиям. Надо также синхронизировать вопрос азербайджанских беженцев с вопросом армянских беженцев. Но сегодня он рассматривается в одностороннем порядке. Естественно, это нас не удовлетворяет.

РБК daily: В Азербайджане заявляют, что руководство НКР заселило в Лачин и Кельбаджар 25 тыс. человек и что 30% заселенных якобы покинули эти районы. Что в действительности там происходит? Какова демографическая политика НКР на освобожденных территориях?

Бако Саакян: Большинство населения этих районов - беженцы из Шаумяновского района НКР, Северного Арцаха, а также разных населенных пунктов бывшей Азербайджанской ССР. Они лишились всего и, обосновавшись здесь, вернулись к нормальной жизни. Беженцы и внутренние перемещенные лица являются одним из наиболее уязвимых слоев населения нашей страны, и к ним особое отношение вне зависимости от того, где они проживают.

РБК daily: Считаете ли вы для себя приемлемым косовский сценарий признания независимости?

Бако Саакян: Международное признание Косова с правовой точки зрения, безусловно, создает прецедент. Мы напрямую не связываем признание независимости Косова с признанием независимости Карабаха. Но если признание Косова поможет признанию Карабаха, мы, безусловно, будем только рады.

РБК daily: В НКР заметны признаки социального государства, нечастые для постсоветского пространства: выплаты матерям и молодоженам, льготная ипотека, ощутимые затраты на образование и здравоохранение. Почему в непростой политической и экономической ситуации руководство НКР решилось на такие расходы?

Бако Саакян: В первом пункте первой статьи нашей конституции указано, что Нагорно-Карабахская республика является суверенным, демократическим, правовым и социальным государством. А одним из самых лучших показателей социального государства являются социально защищенные граждане. Вот мы и на практике осуществляем то, к чему нас обязывает высший закон нашего государства. К тому же такие расходы только укрепляют нашу государственность.

РБК daily: Чего вы ожидаете от России? Удовлетворены ли вы ролью, которую она играет в Минской группе ОБСЕ?

Бако Саакян: Хрупкий мир, который мы сегодня имеем, - большая заслуга России, особенно на первом этапе после подписания соглашений. Естественно, мы хотим и не скрываем, чтобы Россия оказывала больше влияния на разрешение и нашего конфликта, и других подобных конфликтов. Потому что Россия несет одновременно и историческую ответственность за то, что происходит в регионе. Но это проблема мирового характера, и такие страны, как Соединенные Штаты, Франция, Англия, тоже несут ответственность за происходящее на Южном Кавказе. При этом, естественно, они преследуют свои интересы, что тоже является, на мой взгляд, нормальным.

РБК daily: На ваш взгляд, степень и мера ответственности России, США и Франции за судьбы региона сопоставимы?

Бако Саакян: Сегодня они могут быть сопоставимы, но степень исторической ответственности у России, конечно, больше, чем, скажем, у Соединенных Штатов Америки. Потому что, когда мы имели связи с Россией, Соединенных Штатов здесь вообще не было. (Karabakh-Open.com, с сокращениями).

В подходах Армении появились "новые моменты"?

Встреча президентов Армении и Азербайджана Сержа Саркисяна и Ильхама Алиева очень важна. Об этом заявила директор Кавказского проекта Международной кризисной группы (ICG) Сабина Фрейзер. Она надеется, что во время встречи президенты вернутся к предложениям сопредседателей Минской группы ОБСЕ. "В настоящее время вокруг переговоров по нагорно-карабахскому конфликту сложилась очень деликатная ситуация: Дело в том, что одновременно в обеих странах в этом году проходят президентские выборы. В Армении выборы уже прошли, и они сопровождались сложными событиями, митингами, недовольством. А в Азербайджане выборы только предстоят. Обе страны в этом году больше заняты выборами, поэтому я называю эту ситуацию деликатной", - отметила Фрейзер. Она также считает, что смена власти в Армении положительно отразится на переговорном процессе. "Я надеюсь, что новый президент будет выступать с конструктивной позиции, и все это привнесет новый стимул в переговорный процесс". Комментируя вопрос о том, стоит ли ожидать прогресса в урегулировании конфликта до президентских выборов в Азербайджане, представитель МКГ сказала, что сейчас об этом говорить сложно. (PanARMENIAN.Net).

"На ознакомительной встрече президентов в Санкт-Петербурге достигнута договоренность о продолжении переговоров. Для этого сопредседатели должны прибыть в регион и провести встречи в обеих странах. Они должны согласовать позиции сторон на основе существующих предложений". Как передает "АПА", об этом заявил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. По словам Мамедъярова, сопредседателям нужно время для того, чтобы согласовать позиции сторон. Глава МИД Азербайджана подчеркнул, что "в позиции новоизбранного руководства Армении появились некоторые новые моменты": "Хотя позиция нового руководства Армении не отличается особенно от прежней позиции Еревана, есть некоторые нюансы. Конечно, мы работаем над Мадридскими предложениями. Однако в этих предложениях есть ряд несогласованных моментов, имеющих принципиальный характер. Есть такие моменты, которые сопредседатели обсудили с Арменией, и мы ожидаем, согласована ли их позиция. На это требуется время". Министр пояснил шаги, которые Азербайджан может предпринять в качестве компромисса: "Компромиссом со стороны Азербайджана является мирное урегулирование конфликта. Во-вторых, мы готовы вести обсуждения по статусу Нагорного Карабаха. Когда вопрос статуса достигнет уровня серьезного диалога, состоятся обсуждения. Однако мы являемся сторонниками определения статуса НК в рамках территориальной целостности Азербайджана. С этой точки зрения мы готовы продолжать переговоры. Мы неоднократно предлагали армянской стороне работать над всеми моделями автономии, существующими в мире. Хотите, возьмем модель Татарстана. Для урегулирования конфликта Армения, в первую очередь, должна вывести войска из Карабаха, вынужденные переселенцы должны вернуться на свои земли, должна установиться стабильность, быть достигнуто экономическое развитие, восстановлены коммуникации. Только после этого может обсуждаться вопрос статуса".

Мнения и комментарии

"Я считаю, что положение статус-кво в карабахском вопросе опасно. И это очевидно, когда происходит перестрелка, гибнут люди", заявил сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза. Что касается пострадавшей стороны, отметил американский дипломат, здесь трудно сказать что-либо. Обе стороны пострадали, и обе стороны должны найти общий язык и должны довести переговоры до договоренностей, а это значит, поиск компромисса. "Я только могу сказать, что без компромисса не будет мирного договора. Я не говорю, что только Азербайджан должен пойти на уступки, Армения тоже должна это сделать. Без этого не будет компромисса. Но этот вопрос зависит от сторон конфликта, а не от сопредседателей", - заявил он. Отвечая на вопрос о том, что, помимо компромиссов, необходимо для достижения взаимоприемлемого решения, Брайза заявил: "Это переговоры, политическая воля, проявление благоразумия. Посмотрим, удастся ли достичь этого, мне сложно предсказать. Но я могу сказать за себя, что сделаю все возможное для того, чтобы способствовать продвижению процесса". (Day.az). "Нет никакой разницы в том, где идет имитация процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта: в ООН, СНГ или в Минской Группе ОБСЕ. Возможностей для прорыва нет нигде", сказал в ходе телемоста Ереван-Москва-Баку заведующий отделом СНГ Российского института стратегических исследований Александр Скаков. По его словам, если бы у сторон нашлось желание двигаться вперед, то поле деятельности найти было бы несложно. "Окончательное решение карабахского конфликта пока невозможно, сейчас можно решить частные проблемы: создать атмосферу доверия, сделать акцент на гуманитарных вопросах. Руководство НКР обязательно должно участвовать в переговорах, против чего, как мы знаем, категорически выступает Азербайджан. Но у НКР и Армении позиции могут совпадать, а могут и не совпадать по некоторым вопросам. Нельзя надеяться на то, что через 20 лет экономика Азербайджана станет настолько сильной, что он может диктовать свои условия. Время работает на все стороны конфликта, но действовать надо уже сегодня", - подчеркнул Скаков. (PanARMENIAN.Net).

На встрече Сержа Саркисяна и Ильхама Алиева в Санкт-Петербурге ничего не произошло. Об этом в ходе телемоста Ереван-Москва-Баку заявил директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян. По его мнению, причины нагорно-карабахского конфликта лежат в регионе, а не в другом месте, и в настоящее время нет ничего, что бы изменило формат отношений. "Установился некий баланс сил: военный, исторический (в разрезе 20 лет), человеческий. Стороны пытаются продолжать войну другими средствами: экономическая блокада, бряцание оружием со стороны Азербайджана. Переговоры также являются частью этой войны. Степень компромисса не устраивает обе стороны: Азербайджан пытается свести на нет 20-летнюю борьбу армян Карабаха за самоопределение, Армения хочет зафиксировать сложившееся положение. Карабахский конфликт изначально развивался не в русле международного права и он, скорее политический, нежели правовой", подчеркнул армянский политолог. Он также отметил, что независимость Косово является зримым примером самоопределения в обход международного права. "Ожидать серьезного прорыва в переговорах трудно, потому что для этого пока нет причин", сказал Искандарян. Вместе с тем он подчеркнул, что в обозримом будущем решения карабахской проблемы не предвидится. "Это очень и очень долгий процесс, схожий с другими мировыми конфликтами: Китай-Тайвань, Индия-Кашмир, Израиль-Палестина, Кипр", - сказал он. (PanARMENIAN.Net).

Мадридские предложения по карабахскому урегулированию не до конца продуманы и прописаны, считает заведующий отделом межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов в ходе телемоста Москва-Ереван-Баку. "Поэтому нельзя говорить о том, что они могут стать основой урегулирования. Основой может стать только запрос самих обществ на этот мир и этот компромисс, а не какие-то внешние инъективы, которые будут поступать извне", сказал Маркедонов. (PanARMENIAN.Net).

На вопросы ИА REGNUM отвечает заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Мэтью Брайза. Ниже приводится часть, относящаяся к Карабахскому конфликту.

ИА REGNUM: Почему Запад уверен, что косовский конфликт можно было решить, только предоставив косоварам независимость, но при этом отвергает такую возможность для решения конфликтов на Южном Кавказе? Каковы основания полагать, что Карабах может вернуться в состав Азербайджана?

Мэтью Брайза: Удивительно, почему в России иногда говорят, что Косово должно стать универсальным прецедентом, а это будет означать, что независимость должна получить не только Абхазия, но и многие регионы Северного Кавказа. Я не думаю, что в России, говоря об универсальности прецедента, хотят, чтобы все это действительно произошло. Моя страна началась с сепаратизма, и после того, как мы обрели независимость, многие сепаратисты обращались к нам за помощью, иногда мы их поддерживали, иногда - нет. То же самое и в случае с Россией. В международном праве существует принцип территориальной целостности, и он развивался в последние годы. Этот принцип мы должны соблюдать, обязаны по закону. Только в исключительных случаях мы можем от него отклоняться. Косово было таким исключением, была серия резолюций Совбеза ООН, прямые действия ООН, в случае с Косово ситуация другая, уникальная с точки зрения международного права, потому что именно ООН и Совбез являются источниками международного права. Поэтому здесь есть принципиальное отличие. Я знаю, что российские власти и власти моей страны точно не хотят, чтобы Косово стало прецедентом для всех сепаратистских движений во всем мире. Касаемо Нагорного Карабаха, неважно, верю ли я, как отдельный американский дипломат, в то, что Карабах вернется в состав Азербайджана, или нет, начнем с того, что с точки зрения права, он является частью Азербайджана. Так случилось, что он находится под политическим и военным контролем другой стороны, сепаратистов, являющихся этническими армянами. Важно лишь то, сумеем ли мы достичь успеха в разработке соглашения или формулы, которая позволит двум сторонам - Армении и Азербайджану - договориться о статусе Нагорного Карабаха. Я не знаю, каким будет это соглашение. Все, что я знаю, это то, что нам необходимо постараться убедить две стороны прийти к согласию о статусе и это займет очень долгое время. Пока же, поскольку настроения меняются, а люди меняют свои мнения о статусе, есть куда двигаться в вопросе статуса, пока Армения говорит одно, а Азербайджан - другое, мы можем сделать многое, чтобы снизить угрозу войны и улучшить ситуацию для людей на местах. Мы можем добиться, чтобы семь азербайджанских территорий вокруг другой азербайджанской территории - Карабаха, были возвращены Азербайджану, и мы смогли бы обеспечить совместное проживание армян и азербайджанцев. Есть надежда, что, совместное проживание, совместная работа, совместная торговля сделают вопрос статуса менее острым. Постепенно стороны смогут сами прийти к согласию по статусу Карабаха.

ИА REGNUM: Как вы думаете, когда Армения вернет Азербайджану территории вокруг Нагорного Карабаха? Какое влияние это окажет на ситуацию в регионе в целом и на внутриполитическое положение в Армении?

Мэтью Брайза: Должен сразу заметить, что взгляды, которые я выражаю, как я полагаю, полностью разделяются российским руководством, по меньшей мере, моим коллегой Юрием Мерзляковым, который помог понять глубинную суть этого конфликта, а также нашим французским коллегой (Бернар Фасье - ИА REGNUM). Я надеюсь, что влияние в Армении будет положительным. Я надеюсь, будет более сильное ощущение безопасности у наших друзей в Армении, которые поймут, что опасность войны резко снизится. Опять же, как только территории будут возвращены в состав Азербайджана, они будут демилитаризованы, там будут размещены международные миротворческие силы, вооруженные силы Армении уйдут, они не будут уже в том напряженном положении, в котором находятся сейчас, когда войска Армении и Азербайджана смотрят друг на друга через минные поля в некоторых случаях с расстояния в сотню метров. Это, без сомнения, очень опасная ситуация. Люди каждый месяц погибают от снайперских выстрелов и подрывов снарядов. Так что я надеюсь, что наши друзья в Армении будут чувствовать себя в большей безопасности, как только эти территории отойдут обратно Азербайджану. Надеюсь, что и на политической системе Армении это отразится положительным образом.

ИА REGNUM: И все же, это спорный вопрос для внутренней политики в Армении, как вы думаете, это не отразится негативно на действующей власти?

Мэтью Брайза: Все зависит от того, каким будет общее соглашение. Не будет возврата азербайджанских территорий, если армянская сторона не будет уверена, что получит что-то значительное взамен. Соглашения не будет, если оно не будет приемлемым для Армении. Я согласен, что для армянского президента будет определенный риск, если он даст согласие на возврат территорий Азербайджану. Так же и в Азербайджане существует политический риск, если дать Армении то, что она хочет в обмен на согласие вернуть территории. Президентам Алиеву и Саркисяну нужна возможность достичь определенного уровня доверия, чтобы они оба могли принять сложные решения, дающие возможность возврата территорий. Хотел бы обратить внимание, что есть много привлекательных для Армении пунктов в плане урегулирования: будет создан коридор, соединяющий Карабах и Армению, есть вопросы по процедуре определения статуса Карабаха. Есть вероятность, что это привлечет и армянскую сторону. Так что я хотел бы еще раз подчеркнуть, что соглашение должно быть приемлемым и для Армении. (ИА REGNUM, с сокращениями).