Санкт-Петербург, 16 июня, 2008, 15:39 — ИА Регнум. "С 2001 года в Санкт-Петербурге были подготовлены документы на 71 объект археологического наследия города. Эти документы были переданы в комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) правительства Санкт-Петербурга и пропали в архивах", - заявил сегодня, 16 июня, на встрече с журналистами заведующий сектором архитектурной археологии Государственного Эрмитажа Олег Иоаннисян. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, Иоаннисян отметил, что объекты археологического наследия, о которых идет речь, нельзя вскрывать частично, так как они требуют комплексного анализа, "а это миллионы гектаров территории".
"При такой инвестиционной экспансии исследовать подобные территории весьма затруднительно, - сказал он. - Кроме того, основные организации, изучающие эти объекты - бюджетные, из чего вытекает необходимость проведения различных тендеров и другие сложности". По словам эксперта, координационного археологического центра в Санкт-Петербурге до сих пор нет, хотя в большинстве российских городов они существуют. "В Москве такая организация существует при городском правительстве, а в Санкт-Петербурге могла бы существовать при Музее истории города", - пояснил Иоаннисян, добавив, однако, что согласно федеральному законодательству сам музей исполнителем археологических работ быть не может. По мнению специалиста, в случае создания подобного центра "координация должна быть не только методической, но и закреплять за каждым соответствующим государственным учреждением города определенный археологический участок".
Также эксперт подчеркнул, что "договариваться об археологических раскопках легче с частными инвесторами, как это случилось в Новой Голландии, чем с государственными учреждениями как это случилось в Петропавловской крепости. "Глубина строительных работ в крепости составляла 1,5 метра, то есть фактически это была толщина культурного слоя, - сказал эксперт. - Если бы эту отметку не опустили до 40 см, экскаваторы смели бы все исторические находки".
На территории строительства "Охта-центра" также ведутся археологические раскопки и, по словам специалистов, археологи работают спокойно- "создаются нормальные условия для работы".
Главный специалист КГИОП Константин Плоткин, говоря о количестве объектов архитектурного наследия города отметил, что их в городе насчитывается 63, 61 из которых являются объектами культурного наследия федерального значения. "Еще 18 находятся в статусе выявленных объектов", - сказал он. Отвечая на вопрос о документах по 71 объекту культурного наследия, подготовленных специалистами Эрмитажа, Плоткин ответил, что долгое время полномочия между КГИОП и Росохранкультурой не были разграничены, поэтому "могла возникнуть некоторая путаница". По его словам, эта ситуация разрешится, так как "чиновничество - единственная социальная группа, которая руководствуется законом". "За 2003 год в комитет поступило три обращения по археологическим исследованиям, а в 2007 уже 26, - отметил Плоткин. - Этот рост свидетельствует не только о том, что в городе работают хорошие археологи, но и о том, что чиновники оказывают соответствующую поддержку". Между тем, по мнению специалиста, в настоящее время появляются новые вопросы, связанные с археологией, так как сами археологи "опередили реальное состояние социума на два-три шага".
Директор Международного благотворительного фонда спасения Санкт-Петербурга - Ленинграда Александр Марголис, также присутствовавший на встрече, в заключение заявил, что "с археологией в городе ситуация катастрофическая". "В городе появляется много инвесторов, которые занимаются застройкой, - сказал он. - В городе растет количество площадей, а специалистов-археологов для их исследования не хватает. Кроме того, есть и ряд законодательных проблем". По словам главы фонда, "пренебрежение прошлым - это варварство, и это именно то, что происходит сейчас в нашем обществе". Он также отметил, что "чиновники к закону относятся достаточно вольно, а федеральные законы вообще направлены на уничтожение культурного слоя России". "Сейчас все зависит от доброй воли инвестора, который разрешает, или не разрешает проводить на своей территории археологические раскопки, - подчеркнул Марголис. - Мы не уважительно относимся к своему прошлому, и эту политику надо менять - из варварства в цивилизацию".