Виновных в обрушении Басманного рынка не найдено. Московский стройкомплекс в СМИ
Строительство жилья и перспективное развитие города
"После долгих раздумий о том, что делать с пятиэтажками 1950-1960-х годов, называемых в народе хрущевками, столичные чиновники вынесли им смертный приговор", сообщает "Газета" в номере от 5 июня. "Как сообщил вчера заместитель руководителя департамента градостроительства Москвы Владимир Хайкин, все пятиэтажки вне зависимости от серии будут снесены. Правда, сроки сноса еще не определены - московское правительство сделает это в августе. Однако в долгой истории московских хрущевок фактически поставлена точка. Своим появлением они дали надежду гражданам на решение квартирного вопроса... В июле департамент градостроительства предложит на рассмотрение правительства Москвы проект программы реновации территорий сложившейся жилой застройки на 2008-2010 годы", пишет газета. "Сегодня общая площадь всего пятиэтажного жилого фонда в Москве, по данным МосгорБТИ, составляет 32,1 млн кв. м, или 24,5% всего жилого фонда города Москвы... Снести все эти ветхие дома власти намеревались еще в прошлом веке... В морально и физически устаревшем жилищном фонде проживает около 600 тысяч семей... Обитатели сносимых домов будут переселяться так называемым волновым методом: в близлежащих кварталах будут строиться стартовые дома. Исключения в повальном сносе пятиэтажек, к которому стремятся московские власти, есть и в новой программе. Как сказал Хайкин, во-первых, не будут сносить крепкие пятиэтажки, в которых городские власти успели сделать капремонт. Частью таких объектов являются пятиэтажные дома эпохи конструктивизма, расположенные в центре Москвы. Во-вторых, если жители встанут грудью на защиту своих домов, их также оставят в покое. Правда, будут ли в таком случае эти дома капитально отремонтированы, в программе не говорится", отмечает "Газета". В материале также приводятся комментарии экспертов и известных людей по поводу снося пятиэтажек, и кроме того, опубликован перечень территорий для разработки градостроительной документации в 2008-2010 годах.
"Московская правда" в номере от 3 июня публикует интервью с префектом Юго-Западного округа Москвы Алексеем Челышевым, который также подробно остановился на проблеме и расселения и сноса пятиэтажек. "Я так скажу: из черемушкинских пятиэтажек люди охотно выезжают, их не мучает ностальгия по прошлому, потому что жить в тесных квартирах да еще семьей, разросшейся до нескольких поколений, тяжело. К тому же и переезжают наши жители в новые, благоустроенные квартиры недалеко от прежних адресов. В большей части удается сохранить даже микрорайон проживания, ведь реконструкция квартала ведется "волновым методом", т. е. строится стартовый дом, в него переселяются жители из пятиэтажки, на его месте строится новый дом и т. д... Фактически получит второе рождение квартал 8С-9С Академического района. Это центральная часть округа, примыкает к проспекту 60-летия Октября. После реконструкции микрорайон будет выглядеть современно, площадь жилой застройки составит 200 тысяч кв. метров, появится новая инфраструктура, квартал очень органично и изящно впишется в сложившуюся архитектурную стилистику этой части округа. А вот уродливые гаражи и "ракушки" придется снести... На площади Хо Ши Мина появится один высотный дом, но это будет единственная архитектурная доминанта, не довлеющая над соседними зданиями, а создающая единый законченный контур всего квартала. Кроме того, это будет первый на территории Юго-Западного округа проект муниципального квартала с монолитно-кирпичными домами и подземными гаражами", говорит префект. "В текущем году мы планируем полностью отселить 94 дома общей площадью 78,8 тыс. кв. метров - это с учетом отселения частных домов в поселке Бутово, частичному отселению подлежат 8 домов площадью 28,7 тыс. кв. метров. Таким образом, программа реконструкции ветхого и пятиэтажного жилищного фонда должна быть выполнена к 2010 году, но останется 800 зданий несносимых серий... Это будет следующий этап ликвидации пятиэтажек. Но уже в будущем году мы планируем приступить к реализации проекта по реконструкции домов несносимых серий в квартале 8С-9С Академического района, о нем я уже говорил. Сейчас ведется разработка проектов реновации еще 15 кварталов", приводит газета слова префекта. Также в интервью идет речь о гаражном и дорожном строительстве в округе; не обошлось и без упоминания и о самом "знаменитом" районе ЮЗА - Южном Бутово. "Ситуация в поселке Бутово нормальная, рабочая. Из 86 домов первой очереди строительства пока не достигнуто согласие с собственниками 4 домов. На освобожденном участке уже построены новый микрорайон, школа и детский сад. В конце прошлого года мы начали работу с собственниками домов, расположенных на участке второй очереди строительства. Это 108 домов. На сегодня снесено 45 домов, собственники 16 - переезжают, дома готовятся к сносу. С каждым собственником проводится кропотливая индивидуальная работа. Все, что людям положено по закону, они получают в полной мере", цитирует слова Челышева "Московская правда".
"Как стало известно "Ъ", компания "Ведис групп" получила возможность построить 300 тыс. кв. м жилья на территории совхоза "Марфинский" без участия в конкурсе (обязательно по федеральному законодательству), взяв в соинвесторы московские власти. Это первый случай подобного партнерства. Город вложит в проект "Ведиса" около $110 млн, за которые девелопер построит стартовые дома, чтобы чиновники могли начать реконструкцию соседних с совхозом кварталов", пишет "Коммерсантъ" в номере от 5 июня. "О том, что столичные власти впервые выступят соинвестором строительства жилья в проекте частной компании, рассказал "Ъ" заместитель руководителя московского департамента градостроительства Владимир Хайкин. "Город профинансирует строительство 60 тыс. кв. м жилья в Марфине, на территории совхоза "Марфинский", принадлежащего компании "Ведис групп"",- пояснил чиновник. Согласно постановлению правительства Москвы N325 от 22 апреля, московские власти инвестируют в этот проект 2,625 млрд руб., или $110 млн. Партнерство взаимовыгодно для обеих сторон. "Ведис групп" еще в 2005 году приобрела "Марфинский", а с ним и права долгосрочной аренды 22 га земли у ИК "Росбилдинг"... В планах девелопера построить здесь около 300 тыс. кв. м жилья, но согласовать документацию с городом за прошедшие два года компании так и не удалось", пишет газета. "У столичных чиновников также были масштабные планы на соседствующие с совхозом территории площадью около 37 га. Московские власти собирались реконструировать пятиэтажный фонд двух кварталов, расположенных рядом с "Марфинским". Всего здесь планировалось снести около 90,6 тыс. кв. м жилья. Но проект стопорился: город не мог найти место для строительства стартовых домов (возводятся для переселения людей из первых сносимых зданий). Единственный свободный участок находился на территории совхоза... Участие в проекте московских властей помогло сдвинуть его с мертвой точки: в апреле было выпущено постановление, разрешающее строительство на территории совхоза жилья (N325-ПП)... инвестконтракт на строительство сейчас находится на согласовании у московских чиновников".
"В Москве намечается новая масштабная конфронтация между жителями многоэтажек и руководителями стройкомплекса", сообщает "Время новостей" в номере от 5 июня. "Накал борьбы во многом зависит в том числе от результатов работы депутатов Мосгордумы над двумя документами, определяющими жилищно-строительную политику властей. Есть вероятность, что Мосгордума еще до начала летних каникул приступит к третьему чтению Градостроительного кодекса города и городской пилотной программы реконструкции жилого микрорайона Камушки. По крайней мере, судя по словам главного архитектора города Александра Кузьмина, общавшегося вчера с журналистами, разработчики предпочли бы поставить точку в этих проектах в самый разгар отпускного сезона... "Я надеюсь, что к концу июля кодекс будет принят в третьем чтении", -- сказал вчера г-н Кузьмин. Спешка объясняется в том числе и новыми планами московского правительства, касающимися реконструкции пятиэтажного жилого фонда. "В ближайшее время, я думаю, в сентябре этого года, будет ясно, какие пятиэтажки пойдут под снос, а какие -- на капитальный ремонт", - рассказал г-н Кузьмин. Сейчас, по данным Москомархитектуры, из 205,3 млн кв. м городского жилищного фонда 34 млн кв. м - это пятиэтажные здания. В 2008 году в программу сноса входят 315 многоквартирных домов. Завершится модернизация пятиэтажных кварталов предположительно уже в 2010 году", пишет газета. "Представители же городской оппозиции и правозащитники, которые также вчера устроили брифинг, заявили о намерении бороться как с законодательными, так и с практическими градостроительными инициативами мэрии. По словам членов инициативной группы городского движения "Жилищная солидарность", претензий у горожан к власти в сфере реконструкции и управления жилищным фондом накопилось немало, но к активным действиям готово меньшинство горожан... По мнению лидера фракции "Яблоко -- Объединенные демократы" Сергея Митрохина, армию недовольных городской жилищной политикой в ближайшее время могут пополнить не только почти 3 тыс. жителей микрорайона Камушки, но и все обитатели кварталов, подпадающих под программу комплексной реконструкции, предполагающую, как правило, переселение горожан с насиженных мест. Фракция "Яблоко - Объединенные демократы" пытается отстоять право жителей и муниципалитетов принимать активное участие в решении градостроительных вопросов. По словам Митрохина, им подготовлено более 120 поправок в Градостроительный кодекс города".
Нежилые объекты
"На этой неделе должна была открыться после реставрации гостиница "Ленинградская" - самая маленькая из знаменитых сталинских высоток. Не открылась - мэр Москвы на церемонию не приехал, красная ленточка осталась неразрезанной. Но к приему постояльцев все готово (точный день будет назначен в ближайшее время)", сообщают "Известия" в номере от 30 мая. "Интуристы должны плакать от счастья - вся сталинская стилистика (в своей предыдущей жизни гостиница открылась в 1954 году) и советский пафос с его бронзой, позолотой и красными дорожками сохранены. Дубовые входные двери аккуратно сняты, отреставрированы и возвращены на место. Стеклянный потолок в венецианском стиле отмыт и снова пропускает свет. Светильники-паникадила вычищены. Ажурные ворота - копия золотых ворот Верхнеспасского собора в Кремле, - отделяющие вестибюль от "второго лобби", сияют. Бронзовые львицы у подножия двух мраморных лестниц - единственные, кто здесь не сияет: может, потому, что их специально не стали чистить, сохранив благородную патину, а может, они просто по жизни мрачные, потому что трофейные... На месте бывшего ресторана теперь бальный зал: фрески на потолке слегка освежили, оконные переплеты в ромбик не тронули, так же как и пузатые фарфоровые вазы в гжельских цветах, заменили только паркет. Ресторан переехал на место бывшего казино, дверь напротив. Номера - со 2-го по 19-й этаж (всего этажей, если считать шпиль, 28 - начиная с 20-го идут технические помещения). К некоторым стандартным номерам (цена - от 12 тысяч рублей за ночь), расположенным на верхних этажах, прикладывается бонус: вид на остальные 6 сталинских высоток. Особая гордость - "исторические люксы": трехкомнатные апартаменты по цене от 70 тысяч рублей. Есть еще президентский номер - побольше и с отдельной комнатой для охраны ("или стилиста, если постоялец "звезда") от 80 тысяч.... Ну вот, опять - следом за "Москвой", "Интуристом", "Минском" еще одна гостиница ушла с московской карты, интересной для нормальных, не супербогатых туристов. Похоже, в столичном климате гостиницы меньше 5 звезд просто не выживают", констатирует газета.
На этой неделе пресса вновь обратила внимание на дело по факту обрушения Басманного рынка, произошедшее 23 февраля 2006 года. "Следственный отдел прокуратуры Москвы вынужден закрыть дело против единственного обвиняемого по делу об обрушении Басманного рынка - директора рынка Марка Мишиева. Установить других виновных в гибели нескольких десятков человек оказалось невозможным", сообщает "Труд" в номере от 3 июня. "С причинами аварии параллельно разбирались две экспертные комиссии - от правительства Москвы и от Российского федерального центра судебных экспертиз (РФЦСЭ). Московская комиссия доложила о результатах в апреле 2006 года. Похвастаться было нечем: эксперты не смогли установить причину обрушения. Эксперты РФЦСЭ продвинулись дальше...Но и тут не удалось установить какую-то одну причину аварии. В итоге оказалось невозможным установить и главных виновников гибели людей. Однако следователи считают, что трагедии могло и не быть, если бы рынок проверила специальная комиссия экспертов правительства Москвы. Она была специально создана для обследования "уникальных объектов" сразу после памятного всем обрушения "Трансвааль-парка" в Ясенево 14 февраля 2004 года (погибли 28 человек). Его тоже проектировал Нодар Канчели. Басманный рынок в список таких объектов не попал", пишет газета.
"Вчера было официально объявлено о том, что расследование дела о рухнувшей 23 февраля 2006 года крыше столичного Басманного рынка приостанавливается. Причина - невозможность назвать конкретных виновников этой трагедии. Согласно экспертному заключению, спросить за произошедшее можно практически со всех тех, кто имел отношение к проектированию, строительству и эксплуатации обвалившегося здания. Выяснить же, что именно вызвало падение злополучной кровли, следователи не могут. В итоге получается, что за гибель 66 человек и увечья 39 никто не ответит, а их родным некуда обращаться за компенсациями", констатируют "Новые Известия" в номере от 4 июня. "Фактически приостановление расследования обстоятельств трагедии означает, что пострадавшие и родственники погибших не смогут потребовать с виновных компенсацию за моральный и физический ущерб... "Это решение несправедливо, - выразил "НИ" свое мнение столичный адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы пострадавших при обрушении аквапарка "Трансвааль". - Но у нас в стране нет закона, который бы закреплял выплату компенсаций всем пострадавшим независимо от сиюминутных желаний должностных лиц"... Впрочем, еще есть шанс, что расследование обрушения Басманного рынка продолжится. "Дело можно либо приостановить, либо закрыть, и пока оно только приостановлено", - сообщил "НИ" Михаил Ионкин, уточнив при этом, что сейчас проверяется законность закрытия уголовного дела против директора рынка Марка Мишиева".
Дорожное строительство
"Вопросы транспортного развития Московского региона будут обсуждаться на совещании у первого заместителя главы правительства РФ Игоря Шувалова. Как сообщил на заседании правительства Москвы заместитель министра транспорта РФ Евгений Москвичев, столице и Подмосковью обещано из федерального бюджета на борьбу с пробками по триллиону рублей", сообщает "Российская газета" в номере от 4 июня. "Как отметил руководитель департамента транспорта и связи Москвы Леонид Липсиц, причины серьезного обострения транспортной проблемы носят комплексный характер. Это и отставание дорожно-мостового строительства от темпов автомобилизации - как известно, Москве сейчас не хватает 350 километров магистралей, это и перегрузка столичной подземки, развитие которой не поспевает за приростом населения в Москве на целых 100 километров, это и неувязка жилищного строительства с транспортным, из-за которой новые жилые массивы нередко оказываются словно в каменном мешке. Поэтому и решение возникшей проблемы, по мнению московского правительства, должно носить такой же комплексный характер. Это и побудило их вынести на обсуждение городского правительства концепцию развития транспортной системы города", пишет газета. "Помня о дефиците финансов, сдерживающем до сих пор транспортное развитие столицы, депутат Игорь Антонов поинтересовался, намерена ли исполнительная власть строить в том числе и платные дороги. Лужков отреагировал на это весьма категорично: "Платных дорог внутри города никогда не будет, - заявил он. - Это абсурд. Как-то пытались поднять эту тему специалисты из минтранса, но мы их сразу обрезали". И тут же привел в пример опыт столицы Англии. "Мэр Лондона ввел эту меру и остался в итоге за бортом политической жизни. Улучшения же никакого в транспортном снабжении города не произошло". Гораздо важнее, по мнению Лужкова, предпринять меры, которые заставят заниматься дорожно-транспортной проблемой не только Москву, но и Московскую область. Ведь это по ее вине, считает он, МКАД, специально построенная для того, чтобы можно было объехать по кольцу столицу, превратилась в чисто городскую улицу, по внешней стороне плотно застроенную торговыми центрами, офисами и предприятиями... Евгений Москвичев на это заметил, что минтранс готов сейчас взять на себя объединение усилий столицы и Подмосковья, помочь разработать не только общую транспортно-дорожную программу, но и создать координационный совет, который будет курировать ее реализацию.
"В пятницу прошел первый аукцион на право строительства одного из участков Четвертого транспортного кольца. Самый дорогой на сегодняшний день дорожный тендер выиграла компания "Мостотрест", аффилированная с "Н-Транс" и "Группой Е4" Михаила Абызова. Победитель обошел других участников торгов, в том числе "Трансстрой" Олега Дерипаски, назначив самую низкую цену за строительство 3,8 км магистрали - 66,2 млрд руб.", сообщает "РБК-daily" в номере от 2 июня. "Помимо "Мостотреста" в тендере приняли участие три крупных строительных компании: НПО "Космос", корпорация "Трансстрой" и "Мосинжстрой", 85% которой в апреле этого года приобрела А1 (входит в "Альфа-Групп"). На аукцион был выставлен участок трассы протяженностью 3,8 км, который должен пройти вдоль малого кольца Московской железной дороги с учетом создания основных пунктов "Шоссе Энтузиастов" и "Соколиная гора"", пишет газета. "Начальная цена контракта составляла 67,7 млрд руб., цена входа на аукцион - 3,53 млрд руб. В ходе аукциона победа досталась "Мостотресту" - компания намерена справиться с обозначенным объемом работ за 66,2 млрд руб. По словам источника в "Мостотресте", данный участок магистрали должен быть построен к 2011 году. В "Трансстрое" вчера отказались прокомментировать итоги тендера, "Мосинжстрой" и НПО "Космос" были недоступны для комментариев... Любопытно, что три из четырех компаний, принимавших участие в конкурсе (за исключением "Мосинжстроя"), успели побороться за сооружение транспортной развязки в районе метро "Сокол". Тогда победа досталась НПО "Космос", которое при начальной цене лота 40 млрд руб. предложило завершить строительство к 2009 году за 34 млрд руб.", добавляет "РБК-daily".
"Магистраль основного хода ЧТК длиной 3871 м пройдет вдоль малого кольца Московской железной дороги", на ту же тему пишут "Ведомости" в номере от 2 июня. "Дорога будет иметь четыре полосы движения в каждую сторону плюс по полосе при съездах с ЧТК и въездах на него. Работы включают в себя участки переустройства подземных коммуникаций и строительства искусственных сооружений по шоссе Энтузиастов, проспекту Буденного, Перовской улице, улицам Плеханова и Буракова. В качестве компенсации для 7500 владельцев гаражей, попадающих в зону строительства, будут построены два гаражных комплекса на 3800 и 1400 машино-мест. "У Москвы нет другого выхода - каким бы дорогим ни был проект, городу необходимо разгрузить перегруженную улично-дорожную сеть. Кроме того, ЧТК свяжет входы федеральных дорог", - говорит замгендиректора НИПИ территориального развития Светлана Воронцова. С ней соглашается Мязина. Полностью открыть ЧТК планируется в 2015 г. Некоторые его участки уже существуют - Минская улица, Ломоносовский и Нахимовский проспекты. Общая протяженность трассы - 74 км - в два раза больше Третьего транспортного кольца".
Реставрация и реконструкция памятников архитектуры
"Реставраторов у нас, как правило, ругают. Потому что удачно отреставрированное здание не воспринимается как плод многомесячных, если не многолетних, трудов специалистов, а кажется, что здание само по себе так хорошо сохранилось, без вмешательств. Зато неудачная реставрация сразу бросается в глаза", отмечает "Независимая газета" в номере от 30 мая. " Чтобы не превращать исторические памятники в новоделы, реставраторы изучают целый ряд экзотических, с точки зрения дилетанта, дисциплин. Среди них древнее строительное ремесло и искусство, строительная механика, инженерная геология, геодезия, специальные разделы физики и химии, история градостроительства и архитектуры, архивное и фотодело. Уходит на получение квалификации 5 лет, как и в любой другой специальности... И если высококвалифицированные специалисты из высших учебных заведений все-таки выходят, то совсем плохо дело обстоит с теми, кто должен быть их "руками"...Именно поэтому на ряде крайне ценных объектов работают гастарбайтеры... Помимо проблемы с кадрами, нехватку которых испытывают московские реставраторы, есть и другие, решить которые гораздо сложнее. Больше всего, по словам профессионалов, им мешает в работе система конкурсов и тендеров. Они проходят каждый год по каждому из находящихся в стадии восстановления объектов, поэтому нередко получается, что памятник проходит через руки нескольких подрядчиков. Именно в суматохе передачи объекта культурного наследия от фирмы к фирме и исчезают с карты Москвы старинные здания", пишет "НГ". "Правда, успешно восстановить памятник мало, нужно его еще и грамотно после этого эксплуатировать. Казалось бы, лучшая возможность - огородить забором и никого не пускать... Пока же Москомнаследия обещает москвичам вернуть в эксплуатацию аж две гостиницы-высотки - полностью обновленную бывшую "Ленинградскую" (ныне Hilton) и "Украину", обследование которой показало, что причина обрушения башни - банальная спешка при строительстве еще в 50-е годы прошлого века. Вместе с ними в строй вернутся и символические "Рабочий и колхозница", которых вернут на ВВЦ уже весной 2009 года, установив на более высокий, чем мы все привыкли видеть, постамент - как он выглядел на момент проведения выставки, где впервые представили знаменитую скульптуру. К Дню города москвичи опять обретут Петровский путевой дворец".
"Историческим памятникам в центре Москвы грозит обрушение из-за подземного торгового центра", сообщает "Газета" в номере от 30 мая. "Патриаршее подворье Заиконоспасского и Никольского монастырей, расположенных буквально в сотне метров от Красной площади, находится под угрозой разрушения из-за строительства торгово-развлекательного комплекса под зданиями монастыря... Среди находящихся в опасности зданий храм Спаса Нерукотворного Образа постройки 1660 года, признанный памятником истории и культуры федерального значения. Согласно представленным на пресс-конференции данным, храм уже накренился на 5-8 градусов. Кроме того, повисли над подземной пропастью исторические здания - Дом причта и Братские кельи... Признаки угрозы видны и на поверхности. Клирик подворья диакон Александр Сон подводит к вентиляционной шахте метро (станции "Охотный ряд", "Театральная" и "Площадь Революции"), торчащей из земли во дворе перед храмом Спаса Нерукотворного. Указывает на внушительного размера провал в асфальте прямо перед метрополитеновским объектом.. Кроме того, появились трещины в верхней части храма и в стенах примыкающих к нему зданий. "Если разрушение зданий храма и патриаршего подворья будет утратой культурного и исторического наследия России, то возможное обрушение метрополитена может привести к большим человеческим жертвам и транспортному коллапсу", - пугает староста подворья Геннадий Самойлов. По его словам, подкоп под историческое наследие ведут две фирмы - ООО "Старград" и ООО "Долина В.Н."... На самом деле, говорят представители подворья, эта реконструкция и укрепление фундамента превратились в полноценную стройку: уже прорыто три подземных этажа будущего торгового комплекса, будет еще и четвертый - запланировано построить около 7 тысяч кв. м. коммерческой недвижимости", пишет газета. "Столичные власти вроде бы на стороне монастыря. Об этом свидетельствует, например, протокол посвященного проблеме совещания, подписанный первым замглавы московского стройкомплекса Александром Косованом... По результатам совещания, прошедшего 14 февраля этого года, было решено признать недопустимым проведение на территории монастыря строительных работ до утверждения общественным советом при мэре Москвы единой концепции реставрации, развития и дальнейшего использования строений... В монастыре утверждают обратное: подземная стройка продолжается... Впрочем, 20 мая очередной комиссии из представителей префектуры, милиции, Москомнаследия, Ростехнадзора, ОАТИ и других ведомств, все же удалось проникнуть под землю, где члены комиссии, согласно составленному акту, обнаружили наличие грунта в мешках, тележки, 3 малогабаритной техники, а также свежезалитый бетон в районе вентшахты. Кроме того, складированный грунт обнаружили на огороженной территории у зданий 2/3 на площади Революции. Вроде как нарушение налицо. Но толку от этого, говорят в монастыре, пока ноль", констатирует "Газета". "По мнению главы фонда "Созидание" Людмилы Меликовой, проблема тут в том, что как у столичных, так и у федеральных властей нет какого-то единого центра, из которого регулировались бы вопросы охраны памятников... "Ситуация у всех схожая, и она экстремальная", - возмущается Меликова. Но пока смогла посоветовать сотрудникам подворья только нанять квалифицированного юриста, который заставил бы чиновников предоставить достоверную информацию о правообладателях территории монастыря".
Вероника Шарова