По результатам мониторинга Фонда защиты гласности и свободе слова в России за период с апреля 2007 года по март 2008 года Ингушетия вошла в список 17 регионов с "несвободной" прессой.

С итогами мониторинга согласны немногочисленные журналисты, работающие в республике. Сотрудник единственного местного канала ТВ, ГТРК "Ингушетия", (попытки открытия каких-либо других каналов, вещающих на республику, не прижились - ИА REGNUM) делясь своим видением ситуации, сказал корреспонденту ИА REGNUM: "Если касаться местных журналистов, то ни о какой свободе слова в Ингушетии не может быть и речи, так как журналисты, работающие в печатных изданиях республики и на местном телевидении, лишены какой-либо самостоятельности".

В Ингушетии есть действительно умные, талантливые журналисты, переживающие за свою республику, желающие помочь своему народу, но все возможности для творческой реализации перекрыты. Критический материал в лучшем случае не пропустят, несогласному грозит потеря рабочего места с "волчьим билетом". В худшем - "неустановленные лица в камуфляже" сделают так, чтобы вы тихо и навсегда исчезли, как это было с корреспондентом Франс-пресс Али Астемировым, похищенным "неустановленными лицами в камуфляже" в Ингушетии в 2003 году. Даже обращение Международной организации "Репортеры без границ" в ООН и Совет Европы с просьбой оказать содействие в розыске пропавшего журналиста не помогло найти похищенного. В результате всего этого потребитель получает работу низкого качества".

Корреспондент одного из федеральных изданий Фатима Мальсагова, долгое время работающая в Ингушетии, комментируя результаты мониторинга, сказала следующее: "Для того чтобы лечить болезнь, надо установить точный диагноз, а журналист - это своего рода врач общества. В развитых странах пресса существует как вспомогательный орган, помогающий в решении общественных проблем и задач".

По словам Мальсаговой, главную угрозу журналистам в республике представляют властные и силовые структуры, "однако человек, который работает с внутренним чувством правоты и чистой совестью, сможет преодолеть многие проблемы". Но при этом Фатима Мальсагова считает, что относительная свобода слова в республике все же есть, "другое дело, журналисты сами часто не хотят писать критические материалы, так как бояться лишних проблем, и им легче писать о позитиве", - сказала она в интервью ИА REGNUM.

Эксперт по правам человека Московской Хельсинкской группы на Северном Кавказе Асланбек Апаев назвал итоги мониторинга ФЗГ справедливыми. "Ингушетия очень закрытая республика, где всякая свобода СМИ задушена", - поделился Апаев своим мнением с корреспонденом ИА REGNUM. Он также напомнил инцидент с похищением в Назрани председателя правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова вместе со съемочной группой РЕН ТВ. И последовавшее за похищением беспрецедентное требование депутатов республиканского парламента запретить трансляцию телеканала РЕН ТВ, а также присутствие журналистов на территории Ингушетии.

Не менее известна ситуация с оппозиционным республиканской власти интернет ресурсом Ингушетия.ру, сотрудники которого длительное время подвергаются различного рода давлению со стороны властей Ингушетии. На двух митингах в Назрани, организованных при информационной поддержке сайта, большинство журналистов было арестовано, многие были избиты сотрудниками силовых структур.

Историю с похищениями, арестами и избиениями представителей федеральных СМИ Апаев назвал показательной: "Если они открыто позволили себе так обращаться с федеральной прессой, то пострадавшим как минимум стоит задуматься, что же происходит с их коллегами-журналистами, живущими здесь постоянно! Что происходит с корреспондентами, работающими в Ингушетии и пытающимися расследовать ситуации с похищениями людей и внесудебными казнями! Так о какой свободе СМИ можно здесь говорить?" - заключил эксперт по правам человека на Северном Кавказе Московской Хельсинкской группы.