Питерскую Муму сыграла чебоксарская собака
Москва, 25 мая, 2008, 14:02 — ИА Регнум. Спектакль "Муму" петербургского Малого драматического театра в Чебоксарах состоялся. И состоялся при участии чебоксарской собаки, передает корреспондент ИА REGNUM. Она вышла на сцену Чувашского драмтеатра вместо то ли пропавшей, то ли заболевшей четвероногой актрисы Ромашки, которая исполняла роль Муму на протяжении вот уже 10 лет. Появления на сцене "замены" зрители ожидали с нетерпением и некоторым опасением: вдруг непрофессиональная чебоксарская Муму "выкинет номер" и действительно покусает старуху или Герасима. Публика несмело аплодировала, боясь напугать дебютантку, а на сценарные "вздрыги" артистов и звуковые шумы вздрагивала сама. Но чебоксарская актриса, внешне очень похожая на Ромашку, повела себя достойно: чувашский зритель покидал зал с чувством глубокого удовлетворения - от постановки, от искусства и от выступления "своей" артистки. Имя дебютантки и ее хозяев осталось не известно.
Вот уже полвека постановка "Муму", в которой наряду с известными артистами играет четвероногая актриса, не сходит со сцены петербургского Малого драматического театра. Накануне гастролей в Чебоксарах собака по кличке Ромашка, более 10 лет исполнявшая роль Муму, пропала. На пресс-конференции 23 мая в Чебоксарах артисты театра заявили, что она заболела и не сможет играть в постановке. Поэтому в столице Чувашии прошел кастинг местных собак, и за день до спектакля состоялась генеральная репетиция с участием потенциальной четвероногой актрисы.
Показ спектакля "Муму" прошел в рамках юбилейного фестиваля лучших российских спектаклей - лауреатов и участников "Золотая маска". Акция "Лучшие российские спектакли в Чебоксарах" проходит в Чувашии пятый год подряд благодаря Ассоциации национальной театральной премии и фестиваля "Золотая маска" и Чувашскому отделению Сбербанка России.
"Самое привлекательное на фестивале - это приезд новых театров. Очень печально, что в провинции недостаточно хорошо знают театры, которые котируются на мировом уровне. Один из них - Малый драматический театр. Он замечателен тем, что вглядывается во внутренний мир человека, его душу", - отметил на пресс-конференции 23 мая народный артист СССР, художественный руководитель Чувашского драмтеатра Валерий Яковлев, подчеркнув при этом, что приезд театра в Чебоксары - крупнейшее событие в жизни республики. Как сообщила пресс-секретарь Малого драматического театра Елена Александрова, у театров Петербурга нет возможности самостоятельно гастролировать по стране, хотя подобные выезды очень полезны не только зрителям, но и всей труппе: "Мы заново что-то узнаем о себе". Представители театра также отметили, что с гастролей в Чебоксарах, возможно, начнется новая волна поездок по регионам.
В 1998 году МДТ получил статус Театр Европы, означающий, что его искусство является достоянием не только России, но и Европы. Было подчеркнуто, что он является своего рода европейским театром в России и русским театром в Европе. В постановках Малого драматического театра не делается различия между взрослым и детьми. Не исключение - спектакль "Муму", который создан не только на основе одноименного рассказа Тургенева, но и произведения "Певцы".
Начало постановки представляет собой своего рода театр в театре: на сцене идет процесс создания произведения писателем, который вырастает из рассказа, услышанном им в кабаке. Артисты отметили, что над "Муму" плачет не одно поколение детей, но детское восприятие ограничивается, как правило, тем, что была плохая барыня, бедный, безмолвный и лишенный слуха Герасим, а также собака по кличке Муму, которую он утопил.
В постановке отражена другая грань этой истории: "Барыня - это одинокая и старая женщина, забытая своими детьми. В спектакле нет насилия над крестьянами, напротив, она им благоволит", - говорит заслуженный артист России Сергей Власов. По его мнению, проблема не в барыне, а в тех, кто составляет близкое к ней окружение. "Постоянно соперничающие между собой, они начинают трактовать мнения начальницы по-своему". В итоге, одно из указаний барыни - убрать собаку со двора, которая мешает ей спать, они интерпретировали по-своему, и Герасим утопил Муму.
"Это история о человеке, который является либо рабом, либо свободным человеком. Герасим - не раб. Рабами являются люди, составляющие ближайшее окружение барыни", - говорит Власов. Тема свободы выбора человека и его внутренней свободы - одна из основных, и в этом смысле крепостной Герасим - внутренне свободный человек. Другая важнейшая тема, поднятая в постановке, - тема любви. Пустоту, наступившую после того, как у Герасима отняли его возлюбленную, заполнила собака по кличке Муму.
Как отметили актеры, при создании спектакля артисты много импровизировали, так как не было жесткого сценария. В итоге, половина эпизодов была сочинена актерами, а режиссеры соединили эти фрагменты в единое целое. Особого внимания заслуживает музыка, декорации. Спектакль также уникален тем, что в нем есть зоны, где идет безмолвное действие, не произносится ни одного слова: "Но на это очень интересно смотреть", - говорят артисты. "Мы очень любим этот спектакль. Каждый раз, когда проходят репетиции этой постановки, режиссер делает массу замечаний, то есть спектакль растет. Какие-то вещи сейчас становятся более глубокими, более осознанными", - признаются актеры.
Напомним, что в рамках акции "Лучшие российские спектакли в Чебоксарах" 20-21 мая были представлены спектакли Московского театра под руководством Олега Табакова "Последние" и "Женитьба Белугина", 24 мая состоялась постановка "Муму" Санкт-Петербургского Малого драматического театра, 25 мая - спектакль-телосозерцание петербургского Театра пластической драмы "ЧелоВЕК "Песни дождя".