Вышел в свет очередной выпуск экспертного издания Фонда исторической перспективы Натальи Нарочницкой "Звенья", в котором опубликованы материалы круглого стола российских историков "Балтийские попытки ревизии истории. Россия и Прибалтика: компетентные ответы на исторические претензии лимитрофов". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в ходе обсуждения глава фонда Наталья Нарочницкая, в частности, заявила: "Разве большевик Адольф Иоффе, подписывавший договоры 1920 года о независимости Прибалтики, делал это не в условиях кайзеровской немецкой оккупации той части Российской империи, а сама большевистская власть не была никем не признана и не контролировала даже всей территории страны?". По мнению известного историка, "пакт Молотова-Риббентропа полностью реабилитируется. Я его сравниваю, простите, не только с Венским конгрессом, но и с Берлинским, о котором говорится в сакраментальной фразе Ленина: "Грабят Турцию". А что такое секретное соглашение Теодора Рузвельта с Таро Кацура: вам разрешается оккупация Кореи, а нам - Филлипин? А что такое Версальский мир? Одним позволили быть самостоятельными. Другими велели перейти от одного хозяина к другому, как Галиции. Во все времена одни державы чертили границы для других. И, собственно, других границ практически не существует.

А Дейтон? Супердемократические страны собрались, покорёжили всё, что сербы "нажили", навязали им новые территориальные отношения. Чем Дейтонские соглашения отличаются от пакта Молотова-Риббентропа?... Я привожу пример переговоров лорда Саймона с Гитлером, материалы которых опубликовала разведка. Полностью стенограмма была у Сталина, у руководства, у тех, кто занимался внешней политикой. Гитлер спрашивает Саймона насчёт Австрии, собирается устроить ей аншлюс, на что Саймон отвечает, что правительство Её Величества не может так беспокоиться об Австрии, как оно беспокоится о Бельгии, которая в непосредственной близости от них. То есть Бельгию не трожьте, а Австрию забирайте!

Рузвельт перед этим, только что после визита лорда Ренсимена, докладывает своему кабинету, что в случае войны между Советским Союзом и гитлеровской Германией США сохранят нейтралитет и не будут вступать в войну до тех пор, пока не начнутся структурные изменения... А вот если будет война между Гитлером и западными странами, то да, США вступят в войну, но при условии, если все западные державы вступят. Всё было абсолютно очевидно. В шестом томе Нюрнбергских протоколов написано чёрным по белому, что договор был исторически обоснован, вызван обстоятельствами и полностью правомерен". Н.Нарочницкую поддержал историк Юрий Никифоров, заявивший: "Независимость Литвы была провозглашена в феврале 1918 года в условиях немецкой оккупации, независимость Латвии - также в присутствии части немецких войск. Объявивший о независимости Эстонии в 1918 году губернский земский совет никак не может считаться легитимным... Тем более, что после Брест-Литовского договора немцы оккупировали Эстонию, и становление органов власти в этой стране также проходило в условиях немецкой оккупации".

В ходе круглого стола, сообщает корреспондент ИА REGNUM, историки наметили перспективные темы исследований: истории диктатур Сметоны в Литве, Улманиса в Латвии, Пятса в Эстонии в 1920-1930-е годы, проблема антисемитизма в этих странах в довоенный период и его связь с Холокостом в Прибалтике при гитлеровцах, отношениях прибалтийских властей с советскими властями и спецслужбами в 1920-1930-е годы. Особо была подчёркнута настоятельная необходимость международного исследования и доступа российских исследователей к архиву латышской 15-й дивизии ВаффенСС, выкупленной правительством Латвии у частного коллекционера с нарушением необходимых в таком случае процедур, и архиву посольства Латвии в США за 1940-1945 годы.