Иван Бургуджи. Буджакская Республика: восстановление исторической справедливости
Территория Буджака никогда не входила в состав Молдавии, как пытаются преподнести это молдавские и румынские историки. Буджак был отдельным государством и граничил с Молдавией, а не входил в состав Молдавии. На территории Буджака и Бессарабской губернии России жили и гармонично сосуществовали представители различных национальностей, в частности, гагаузы, молдаване, болгары, греки и т.д.
Ещё в конце 1980-х годов, когда началась вся эта вакханалия "национальных возрождений титульных наций", всерьёз обсуждалась возможность и необходимость создания Буджакской Республики - государственного образования, где могли бы найти приют гагаузы и буджакские болгары, никак не вписывающиеся в национальные рамки ни Молдавии, ни Украины. Подчиняясь необходимости совместного проживания с представителями других национальностей, они изучили язык межнационального общения - русский. Потом произошёл развал Союза, разразился "парад суверенитетов". В итоге гагаузы и болгары, веками проживающие на территории Буджака, опять оказались "нацменами", по сути, в собственных домах. За пришлых, за людей второго сорта их считают на юге Одесской области Украины, заставляя срочно становиться "щирыми украинцами". Усиленно пытаются румынизировать гагаузов и болгар националистическая Молдавия и Румыния. Всё чаще гагаузы и болгары задаются вопросами: "Сколько это может продолжаться? Сколько пота и крови они должны отдать родной земле, чтобы продажные политики всех мастей, наконец-то, оставили их в покое и дали возможность жить в соответствии с заветами и традициями их предков, на земле, обильно политой их потом и кровью, превращённой из пустынной степи в цветущий край?" А это возможно сделать, только образовав Буджакскую Республику или посредством устранения вновь образованных государственных границ, путём воссоздания в какой-либо форме Союзного государства.
Умышленно или просто по глупости, президент Румынии
В близком и понятном каждому жителю Буджака значении эти политические установки выглядят так: Молдавию с Румынией надо объединить, как некогда Германию - так удобнее управлять моноязычной территорией. А все "прочие сущие языки" - разъединить до ничтожных величин и обеспечить возможность властвовать над ними без всяких проблесков на попытки их самоопределения. Ясно, что здесь понятие "языки" вполне конкретны и адекватны национальностям. Каким? Русским самоопределяться не надо, их всегда прикроет и защитит Россия, украинцев, худо-бедно, - Украина. Что в остатке? Не надо быть большим специалистом в этнологии и истории, чтобы понять, что "остатками" на территории Буджака будут представители двух национальностей - гагаузы и буджакские болгары.
Разные исторические судьбы привели в Буджакские степи эти народы. Описывать их истории - дело долгое. Сейчас мы стоим перед фактом: развал Союза и самопровозглашение независимости Молдавии и Украины разорвали вековые связи двух основных этнических групп, издавна населявших Буджак. Устанавливая административные границы Союза ССР, в качестве новых государственных границ,мнения и согласия гагаузов и болгар не спрашивали, разрезая их по живому. В результате на территории Молдавии осталось проживать около 160 тысяч гагаузов и 80 тысяч болгар, а на территории Одесской области Украины - около 90 тысяч гагаузов и 300 тысяч болгар.
Начало процесса воссоздания Буджакской Республики корнями уходит в 88-89 годы ХХ века, когда по инициативе ХIХ партийной конференции КПСС началось создание национальных по своему содержанию общественных движений, в том числе и среди гагаузского и болгарского населения Молдавии и Украины.
Гагаузское национальное движение организационно оформилось несколько ранее, получив поддержку со стороны Демократического движения Молдавии в поддержку перестройки (прообраз Народного фронта). Однако когда данная организация стала антисоветской и антироссийской, гагаузское национальное движение пошло своим путем. К середине 1989 года движения гагаузов, созданные в трех районах МССР: Комратском - "Гагауз Халкы" (Гагаузский народ), Чадыр-Лунгском - "Бирлик" (Единство), Вулканештском - "Ватан" (Родина, Отечество) на чрезвычайном съезде, состоявшемся в Комрате, объединились в единое народное движение "Гагауз Халкы", под руководством трёх сопредседателей -
К 1989 - 1990 годам народное движение "Гагауз Халкы", сыграло свою положительную роль по защите гагаузского и болгарского народа от румынизации. К этому времени народное движение "Гагауз Халкы" завоевало абсолютное доверие и поддержку всего населения в местах компактного проживания гагаузского народа и смешанных населённых пунктов юга Молдавии. Оно стало инициатором и руководителем проведения сходов граждан во всех населённых пунктах, в которых проживали гагаузы, и созыва чрезвычайного съезда представителей гагаузского народа. 12 ноября 1989 года съезд принял Декларацию и Постановление о создании в местах компактного проживания гагаузского народа Гагаузской Автономной Советской Социалистической Республики (ГАССР) в составе МССР и обратился к высшим органам власти и управления Союза ССР и Молдавии с воззванием о признании воли гагаузского народа. Национал-шовинистическое руководство МССР, проводившее к тому времени открытый курс на выход из состава СССР и воссоединение с Румынией, оказало активное противодействие реализации решений чрезвычайного съезда гагаузского народа. На руководителей народного движения "Гагауз Халкы" и формируемых структур власти и управления образованной ГАССР начались гонения и давление. Возбуждались уголовные дела, были попытки похищения и незаконных арестов. Для защиты интересов и прав гагаузского народа, по инициативе и под руководством народного движения "Гагауз Халкы" 19 августа 1990 года в Комрате был созван чрезвычайный съезд депутатов всех уровней из мест компактного проживания гагаузского народа. Съезд принял Декларацию о суверенитете и Декларацию о независимости от органов власти и управления МССР и образовал независимую Гагаузскую Республику в составе СССР, заявив о готовности подписать новый Союзный договор в качестве равноправного субъекта. Представители народного движения "Гагауз Халкы" активно участвовали в формировании структур высших органов власти и управления Гагаузской Республики и организации отпора походу волонтёров Молдавии на Гагаузию, осуществленному под руководством премьер-министра правительства МССР в октябре-ноябре 1990 года (в октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самопровозглашенная Гагаузская республика объявила о начале выборов в Верховный Совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии
Правительство МССР в 1990 году запретило деятельность народного движения "Гагауз Халкы", аннулировав своё Постановление о регистрации этого движения. Однако руководство народного движения "Гагауз Халкы", не подчинилось этому решению и продолжало возглавлять движение своего народа к самоопределению. Однако, переход всех видных и активных деятелей народного движения "Гагауз Халкы" в структуры власти и управления Гагаузской Республики и упущения в работе с молодёжью, по воспитанию себе смены, привели к тому, что постепенно народное движение "Гагауз Халкы" ушло с политической арены, как самой Гагаузии, так и Молдавии. Это произошло и из-за того, что движение не смогло сформировать собственные политические структуры, которые могли бы конкурировать с общемолдавскими партиями и движениями, начавшими проникать в самопровозглашенную республику и точить её изнутри. В результате всего этого, народное движение фактически прекратило своё существование, не сумев создать региональные партии и движения, способные препятствовать влиянию общемолдавских партий.
Следует подчеркнуть тот факт, что боязнь того, что гагаузские партии и движения в будущем будут зависимы от протюркских влияний, в какой-то мере отрицательно повлияла на отношение к борьбе гагаузского народа со стороны иного населения (особенно болгарского). Как в дальнейшем и на итоги референдума в марте 1995 года по вхождению некоторых населенных пунктов в состав Гагаузии. К примеру, представители посольства Болгарии в Молдавии в это время активно работали с представителями болгарского населения, чтобы те не входили в состав Гагаузии. (Турецкие эмиссары в это время активно работали на территории Гагаузии и всего Буджака. А представители России своё отношение к борьбе гагаузского народа и к этому краю не высказывали, не оказывая никакого влияния и поддержки, хотя у населения Гагаузии, да и всего Буджака были очень сильны пророссийские настроения. Эти настроения сохранились по сей день, хотя до последнего времени Молдавия, а также Румыния и США пытаются их вытравить. Для этого используется разнообразные методы, в том числе и предоставление различных грантов и т.д. - прим. автора).
Несомненно, боязнь усиления протурецкого влияния в Гагаузии и проводившаяся в то время представителями посольства Болгарии в Молдавии активная работа среди болгарского населения Буджака по искусственному раздуванию слухов о предстоящем усилении протурецкого влияния в Гагаузии явились определяющими факторами в раздроблении национальных движений гагаузского и болгарского народов. Сама Болгария с самого начала выступала против образования Гагаузской Республики. Следует отметить, что в плане организации национального движения, болгарская диаспора выступала более слабо и разрозненно, так и не сумев создать мощное единое движение, по примеру гагаузов.
Всё это вместе взятое привело к тому, что 12 ноября 1989 года, когда на съезде полномочных представителей гагаузского народа было предложено образовать Гагаузско-болгарскую или Буджакскую Республику, присутствующие на съезде представители болгарских движений выступили против этого предложения. Они заявили, что у гагаузского народа свой путь, а у болгарского народа свой. Поэтому пусть гагаузский народ самоопределяется самостоятельно, в какой угодно форме, но болгарский народ не пойдёт на противостояние с центральными властями Молдавии. В связи с этим, у представителей гагаузского народа не оставалось иного пути, как самоопределяться самостоятельно. Отметим тот факт, что плодами борьбы гагаузского народа, представители верхушки болгарской диаспоры в Молдавии, и тогда, и сейчас, с успехом пользуются, высказывая лояльность Кишинёву и взамен получая, в виде подачек, всевозможные льготы.
Следует также отметить, что 1989 год стал периодом создания ряда болгарских движений в Молдавии и на Украине, таких как общество "Кирилла и Мефодия", "Возрождение" и т.д. В отличие от гагаузских национальных движений, первоначально четко оформленные национальные движения болгар возникали, как составная часть движений противодействия национализму "титульных наций" в союзных республиках. На юге Украины, в г. Болград с отделениями в г. Рени и г. Измаил Одесской области и филиалом в г. Тараклия в Молдавии, таким движением стало общество "Кирилла и Мефодия", общество "Родолюбие" - в г. Тараклия, Ассоциация болгар "Возрождение" в Кишиневе, общество "Васил Левсен" в Кагуле. Однако, руководящей верхушке болгарского народа Молдавии и юга Украины при активном содействии спецслужб - МНБ Молдавии и СБУ Украины удалось разобщить болгарские национальные движения, не дав возможность им сплотиться воедино, а также соединиться с гагаузским национальным движением. В результате этого политическое влияние болгарских движений на население Тараклийского района и других районов Молдавии оказалось полностью нейтрализовано, и сами движения не выставляли руководству Молдавии никаких общих требований по поводу национального возрождения болгарского населения. Считалось, что официальный Кишинёв отблагодарит болгар за лояльное отношение к Центру.
Но, несмотря на проявляемую лояльность представителей болгарского народа к официальному Кишинёву, к 1999 году, на момент перехода Молдавии по примеру Румынии на уездное деление, болгарские национальные движения не смогли убедить центральные власти Молдавии в необходимости сохранения Тараклийского района, населённого преимущественно болгарским населением. Вопрос решился положительно, после активного вмешательства Болгарии и болгарского посольства в Молдавии (в то время послом был Петр Воденский). Следует отметить, что создание Тараклийского района в Молдавии, населённого преимущественно болгарским населением, не решило проблем болгар. Район, с правами и полномочиями обычной административно-территориальной единицы Молдавии не получил своего развития, не была решена проблема включения в состав района сёл со смешанным населением. Из имеющихся проектов, под давлением Болгарии на Молдавию, решена лишь проблема открытия Тараклийского университета. Тем более это никак не решило судьбу тех болгар, которые проживают на юге Одесской области Украины и фактически оказались отрезанными от своих братьев, оставшихся жить в границах "суверенной" Молдавии.
Таким образом, по мнению прогрессивных историков и политологов, существует достаточно убедительных обоснований необходимости образования Буджакской Республики. Прежде всего, это было бы актом восстановления исторической справедливости: все задунайские переселенцы на территории Буджака пришли сюда под попечение Российской империи, присягали на верность русскому престолу и никому более. А нахождение в составе нынешних новоиспечённых государств - Молдавии и Украины, как и в период румынской оккупации, отняло у гагаузов и болгар те права, которые они получили по всем историческим манифестам Российского государства. Разделение гагаузов и болгар в 1945 году не имело под собой никаких этно-исторических либо экономических предпосылок и обоснований и было осуществлено волюнтаристским путём с далеко идущими политическими целями, приведшими к тому, что части наших народов оказались в разных государствах - Молдавии и Украине. Государственные границы, которые разделили суверенные Украины и Молдавию, пролегли по судьбам людей, населяющих Буджакский край, где испокон веков проживали в мире, дружбе и родстве гагаузы и болгары, украинцы и русские, албанцы и молдаване, и т.д.
Следует особо подчеркнуть тот факт, что в настоящее время гагаузы остаются единственным насильственно разделённым народом в современной Европе, который требует справедливого и незамедлительного разрешения этой ситуации.
Нынешняя граница искусственно разделила семьи и нации, оторвала детей от родителей, братьев от сестёр. Чтобы навестить родных приходится терпеть бесчисленные и никому не нужные унижения и поборы, как с одной, так и с другой стороны государственной границы. Многовековое соседство и жизнь в одном государстве не давали гагаузам и болгарам чувства оторванности друг от друга, мы жили единым регионом, единой семьей, одним территориальным понятием - Буджакский край. Мир не терпит искусственного разделения людей одной нации и единого образа жизни. Поэтому воссоединение в рамках Буджакской Республики помогло бы решить проблему ассимиляции гагаузов и болгар в условиях националистических режимов, установившихся после распада СССР и на Украине, и в Молдавии.
Понятно, что по доброй воле указанные страны в настоящее время не допустят воссоединения гагаузов и болгар. Поэтому необходимо вмешательство европейских и международных структур в реально существующую проблему разделённых народов. Но для этого необходима активная работа, как со стороны гагаузов и болгар, проживающих в Молдавии, так и проживающих в Одесской области Украины.
Следует отметить, что и Болгария, и Румыния, активно, в упрощённом порядке, оформляют болгарское и, соответственно, румынское гражданство жителям территории Буджака болгарской и гагаузской национальности, чьи предки проживали на территории Буджака до 1940 года. Поэтому сейчас ведётся активная работа с представителями гагаузского населения на территории Одесской области, а также с представителями болгарской диаспоры. В настоящее время, каких-либо серьёзных политических сил, способных организовать активное противодействие продвижению и пропаганде идеи образования Буджакской Республики ни в Молдавии, ни на Украине, пребывающих в состоянии перманентного политического кризиса, нет. Складывающаяся ситуация как в Молдавии, так и на Украине, напротив, сегодня благоприятствует этому:
Во-первых, грядет смена власти в обеих странах. Обе страны озабочены вопросами о национально-территориальном устройстве. Ратифицированная хартия о национальных меньшинствах на Украине не позволит просто так замолчать фактически существующую проблему разделённых народов.
Во-вторых, "косовский прецедент" даёт нашим народам возможность поднимать данную проблему. Косовары - албанцы, рядом имеют Албанию, и то они заявляют о своих нарушенных правах, и Запад их поддерживает, а у гагаузов нет государства, Родины наша разделена, поэтому мы имеем больше прав поднимать эти вопросы и требовать их незамедлительного решения.
Восстановление исторической справедливости - основная цель создания Буджакской республики.
Задунайские переселенцы пришли под попечение Российской империи, присягали на верность русскому престолу и никому более. Румынская оккупация и нахождение в составе молдавского государства отняли у гагаузов и болгар те права, которые они получили от Российского государства; разделение гагаузов и болгар в 1945 году не имело под собой никакой исторической, политической либо экономической подоплеки и было осуществлено волюнтаристским путем.
Ошибки руководителей национальных движений гагаузов и болгар в 90-х годах ХХ века не позволили решить главную проблему воссоединения гагаузско-болгарской диаспоры в единую общность. Речь идет о 14 районах Молдавии и Украины с населением от 850 тысяч до 1 млн человек. Воссоединение их помогло бы решить проблему ассимиляции гагаузов и болгар в условиях националистических режимов, установившихся на Украине и Молдавии после распада СССР.
Создание единой республики гагаузов и болгар должно осуществляться под протекторатом Украины, России, Болгарии и Турции.
Иван Бургуджи - гагаузский правозащитник, председатель Тираспольского Независимого правозащитного и информационно-аналитического центра